Автор: Емельянова Екатерина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Ягодинская СОШ Населённый пункт: п. Ягодный, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: "Как проектировать современный урок" Раздел: начальное образование
Тема семинара:
«Как построить
современный урок»
учитель начальных классов
Емельянова Екатерина Николаевна
Современный урок
Современный учитель:
это профессионал
,
который демонстрирует универсальные
и предметные способы действий
это учитель
,
применяющий
активные
методы обучения и открыт
к инновациям
это учитель
,
обладающий информационной
компетентностью
Учитель
Ученик
управляет процессом активный деятель
деятельностный подход
моделирование
интерактивные методики
проектная деятельность
игра, дискуссия, рефлексия
Учащиеся на уроках
работают с источниками информации,
с современными средствами коммуникации;
формулируют собственные заключения и оценочные
суждения;
решают познавательные и практические задачи;
осваивают социальные роли через участие в обучающих
играх и тренингах;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Как спроектировать урок?
Какие задания в учебнике отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся
стоит применять?
Определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для
оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога
урока.
изменения
в
проектировании
урока
заключаются
в
том,
что
преподаватель
должен
четко
спланировать
содержание
педагогического взаимодействия , т.е. расписать деятельность
свою и деятельность ученика.
Деятельность обучающегося представлена в трех аспектах:
познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Алгоритм проектирования урока
с точки зрения требований ФГОС
1.Четко определить и сформулировать для себя тему
урока.
2. Определить и четко сформулировать для себя и
отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем
он вообще нужен?
•
В соответствии с ФГОС цель урока заключается в
достижении
личностных (принятие новых ценностей,
нравственных
норм),
метапредметных
(освоение
способов
деятельности,
навыков
самоорганизации),
предметных (приобретение знаний и умений по данному
предмету) результатов образования.
•
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что
нужно сделать для достижения результата.
Традиционный подход
Компетентностный подход
Понимать требования
Научить формулировать цели
Знать (сформировать знание о…)
Сформировать потребность в знаниях
(видеть проблемы)
Научить
работать
с
различными
источниками знаний
Научить выбирать источники знаний
Систематизировать
Научить систематизировать
Обобщать
Научить выявлять общее и особенное
Научить выполнять определенные
действия (сформировать умения)
при решении задачи
Научить выбирать способы решения
задачи
Оценить
Сформировать
критерии
оценки,
способность к независимой оценке
Закрепить
Модифицировать,
перегруппировать,
научить применять
Проверить
Научить приемам самоконтроля
Проанализировать
(о ш и бк и ,
достижения учащихся)
Сформировать
спо собно сть
к
самооценке
Слова-ориентиры для определения целей урока
3. Спланировать учебный материал
(Подобрать учебные задания, упорядочить учебные задания в
соответствии с принципом "от простого к сложному«,
составить
задания
на
воспроизведение,
осмысление
и
закрепление материала).
4. Продумать "изюминку" урока.
5. Разработать структуру урока в зависимости от типа урока.
6. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии
учащимися в результате их собственной деятельности.
7. Разработать домашнее задание.
8. Подготовить оборудование для урока.
учитель – ученик
Ученик – ученик
Учитель – малая группа
Учитель – класс
Малая группа – малая
группа
Малая группа – класс
Ученик – класс
Технологии
АМО
Портрет современного педагога:
1. Владеет АМО и современными технологиями
2. Владеет ИКТ
3. Владеет технологией проектирования урока
4. Умеет управлять мотивацией
5. Занимает активную жизненную позицию
6. Открыт к инновациям
7. Постоянно учится
8. Самостоятельный
9. Партнер для своих учеников и коллег
10. Целеустремленный
1. Оргмомент
1. Организовать актуализацию требований к
учащимся со стороны учебной
деятельности.
2. Создать условия для возникновения
внутренней потребности, включения в
учебную деятельность.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с
преподавателем и со сверстниками.
2. Проверка
домашнего задания.
Подготовка к работе на
основном этапе.
1. Организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для
построения новых знаний.
2. Зафиксировать актуализированные
способы действия в речи (повторение
правил).
3. Зафиксировать актуальные способы
действия в знаках (эталоны, схемы, опора
по правилам).
4. Организовать обобщение актуализир.
способов действий. Мотивировать
учащихся к учебному действию.
5. Организовать выполнение учащимися
учебного действия.
6. Зафиксировать учебные затруднения
(групповое или индивидуальное)
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при
анализе учебного действия).
3. Усвоение новых
знаний и способов
действия
Организовать построение проекта изучения
нового знания:
1. учащиеся ставят цель проекта (что
является целью - тема).
2. учащиеся определяют средства
(алгоритмы, модели, справочники,
Интернет...)
3. учащиеся формулируют шага, которые
необходимо сделать для реализации
поставленной цели.
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и
формулировка проблемы, умение осознанно и
произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач.
4. Реализация построенного
проекта и закрепление
изученных способ
действий.
1. Организовать реализацию построенного проекта в
соответствии с планом.
2. Организовать фиксацию нового способа действия
в речи.
3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.
4. Обсуждение возможности применения нового
способа действий для решения всех заданий данного
типа.
5. Организовать усвоение учащимися нового способа
действий во внешней речи
( в парах или группах, фронтально)
1) Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
5. Контроль и самооценка
знаний и способов действия
1. Организовать самостоятельное выполнение
учащимися типовых заданий на новый способ
действия.
2. Организовать сопоставление работы с эталоном
для самопроверки.
3. По результатам выполнения самостоятельной
организовать рефлексию деятельности по
применению нового способа деятельности.
1) Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа
действия и его результата с заданным эталоном.
2) Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
6. Коррекция знаний и
способов действий
1. Организовать выявление типов заданий, где
используется новый способ действия.
2. Организовать повторение учебного содержания
необходимого для обеспечения содержательной
непрерывности.
1) Регулятивные:
прогнозирование
7. Подведение итогов
занятия, информация о
домашнем задании.
1. Организовать фиксацию нового содержания
изученного на уроке.
2. Организовать фиксацию неразрешенных
затруднений на уроке как направлений будущей
учебной деятельности.
3. Организовать обсуждение и запись домашнего
задания.
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению
8. Рефлексия
1. Организовать рефлексию учащихся по поводу
своего психоэмоционального состояния, мотивации,
своей деятельности, взаимодействия с
преподавателем и одногруппниками.
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной
деятельности
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных,
чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный
государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы
знать, кто сможет решить ее.»
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому
огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо
был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые
считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались,
что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то
остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что
эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь
подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать,
затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец,
одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что
полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на
собственные силы и не боишься сделать попытку».