Напоминание

"Многофункциональное оборудование в РППС ДОО"


Автор: Метелица Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ЦРР-д/с №1"
Населённый пункт: г. Лиски, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Многофункциональное оборудование в РППС ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №1» [ Введите название документа ] «Многофункциональное нестандартное оборудование в развивающей предметно- пространственной среде ДОО»
«Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучшие обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведёт нас разными дорогами наших судеб. Именно в детстве, и часто на протяжении небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. На значении игры для разностороннего развития ребёнка указывают многие педагоги. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «В игре дите живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов… В игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. » В игре ребёнок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Где и как ребенок играет, во многом зависит от нас с вами, дорогие коллеги, ведь большую часть времени современные дети проводят в детских садах. Поэтому организация предметно - игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно - развивающую среду, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который установил новые требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Она должна обеспечивать игровую и познавательную активность, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых со всей группой и в малых группах». Перед нами встал вопрос: что делать и как? Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка. Тематическое содержание сюжетов игры становится более разнообразным. Многообразие сюжетов затруднительно при использовании традиционных «кухонь», «парикмахерских», и прочих общепринятых маркеров бытовой тематики. Нужны универсальные маркеры! Учитывая выше сказанное сотрудники нашего дошкольного учреждения разработали и внедрили в свою работу, такие виды многофункционального нестандартного оборудования, как микроцентры и маркеры игрового пространства нового типа. В процессе подготовки новой предметно развивающей среды нами были учтены следующие психолого-педагогические требования: Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия) целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе Следует руководствоваться следующими принципами:
полифункциональности
среды, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
трансформируемости
, обеспечивающего возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
вариативности
, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями 4. Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков. 5. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. 6. Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально- художественная) а также для активизации двигательной активности ребенка. 7. Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. 8. Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки-персонажи , маркеры (знаки) игрового пространства и «микро зоны» игрового пространства. Что же такое маркеры? «Маркеры (знаки) игрового пространства» - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). Микрозона –это маленький многофункциональный центр развития ребенка, служащий для развития ребенка Преступая к работе по изготовлении маркеров нового типа мы определили следующие
задачи
: 1. Проанализировать уже существующие маркеры игрового пространства. 2. Подобрать материал, отвечающий гигиеническим, эстетическим требованиям 3. Разработать новые разнообразные модели маркеров для различных видов деятельности. 4. Изготовить маркеры. 5. Опробовать маркеры на практике. 6. Выявить недоработки, устранить выявленные недоработки, по возможности усовершенствовать модели. С последовательностью изготовления, вариативностью материалов и возможностью использования маркеров и микрозон предметно-развивающей среды нового типа в
условиях ДОУ вас познакомят воспитатели нашего дошкольного учреждения Тютявина И.И. Глуховская Т.В., Кайдалова О.С.


«Маркеры игрового пространства»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян.Амос.Коменский . Учитывая современные реалии жизни зачастую очень сложно приобрести новые пособия или оборудования, соответствующие требованиям ФГОС. Поэтому подходя к вопросу создания предметно - пространственной среды в моей группе, я остановила свое внимание на материалах, которые обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям: они безопасны; компактны; экологически чисты; легко моются; имеют эстетический вид; легко трансформируются; отвечают санитарно – гигиеническим требованиям; Таким материалом стали пластиковые настенные панели. Они изготавливаются из прочного поливинилхлорида и является экологически безопасными (сертификат качества имеется). Они доступны по цене, легко режутся обычным строительным ножом. Для изготовления маркеров нам понадобилось: 1. строительный нож и ножницы; 2. линейка; 3. карандаш или маркер; 4. цветной скотч; 5. самоклеющаяся разноцветная пленка. 6. Поливинилхлоридные настенные панели белого цвета 7. А так же немного фантазии, умение наблюдать за детьми, «мозговой штурм» в нашем дружном коллективе, умелые ручки – получились
универсальные

маркеры.
Техникой изготовления маркеров игрового пространства совершенно проста. Рассмотрим ее на примере маркера «Корабль».

Маркер «Корабль»
изготовлен из панелей шириной 25 см , покрытых самоклеющейся пленкой синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая: 1. Панель разрезается на части примерно по 120 см , каждая часть покрывается самоклеющейся цветной пленкой(в данном случае синего цвета) . Для удобства наклеивания пленки, панель орошается мыльным водным раствором и аккуратно разглаживается. Для высыхания пленки нужно некоторое время. 2. Все части соединяются с помощью скотча. Расстояние между частями должно составлять не менее 4-5мм, чтобы модель можно было сложить. 3. Для безопасности края деталей обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой. 4. По желанию можно наклеить на модель волны, рыбок, якорь или иллюминаторы из самоклеющейся пленки. Этот маркер легко трансформируется в бассейн или песочницу, речку или дорогу, забор и т.д. Легко может превратиться в туннель или горку. Под горками можно пролезать, прокатывать мяч, катать машинки… Можно построить настоящий корабль! Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (перешагивание, перепрыгивание, подлезание). Рассмотрим еще один маркер
Маркер «Машина»
изготовлен из 2-х кусков панелей (размером 35 см и 50 см) длинной 100 см, соединенных между собой, и покрытых самоклеющейся пленкой синего цвета (цвет можно взять произвольный). Технология изготовления этого маркера следующая: 1. Отрезаются 2 куска панели длиной по 1 метру , шириной 35 см и 50 см 2. Стыкуются и покрываются самоклеющейся пленкой. 3. Этой части придается форма кабины и вырезается окно. 4. Отрезаются 2 куска панели длиной по 1 метру , шириной 35 см, так же покрываются цветной пленкой. Эти части прикрепляются к кабине при помощи скотча на расстоянии не менее 4-5мм. 5. Края обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой для безопасности.
6. По желанию на кабину можно приклеить «фары» из самоклеющейся пленки. Этот маркер в процессе игры можно использовать как машину, телевизор, театр, автобус, электричку и т. д. Его также можно использовать для развития двигательной активности в качестве мишени или ворот.
Маркер «Ракета»
Изготовлен из 3-х кусков панелей (размером 35 см) длинной 100 см, и покрытых самоклеющейся пленкой оранжевого цвета (цвет можно взять произвольный). Длина и ширина может варьироваться в зависимости от возраста детей. Технология изготовления этого маркера следующая: 1. Панель шириной 35 см (можно 50 см) разрезается на три части. 2. Все части соединяются при помощи скотча. Расстояние между частями не менее 4-5мм. 3. В средней части вырезаются круглые отверстия диаметром 15-16 см. Этот маркер, сделанный из трёх частей, с лёгкостью может стать,, конурой, кабинкой для переодевания на пляже, стиральной машиной,, пожарной машиной с бранспойтом, даже концертной площадкой с микрофоном. Маркер служит ширмой для любых сюжетно- ролевых игр или уголком уединения , а так же для, игр типа «Узнай меня по руке (по одежде )» Можно добавить еще несколько панелей или использовать 2 одинаковых маркера. Маркер легко превращается в автозаправочную станцию, туннель, льдину с прорубью.

Маркеры игрового пространства

изготовленные из полипропиленовых

труб.
Для изготовления данного вида маркеров игрового пространства нам понадобилось:  Примерно18 метров полипропиленовой трубы диаметром 25 мм;  Специальный «паяльник» с насадкой для трубы диаметром 25 мм;  Рулетка;  Ножницы для резки труб;  Фитинги (уголки -16 штук , тройники-8 штук,). пластмассовые хомуты для крепления труб;  Цветная подкладочная ткань ; Помощь родителей и
универсальные маркеры готовы
Данная многофункциональная ширма, предназначена в основном для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. Дети могут самостоятельно менять конструкцию ширмы, переносить ее в соответствии с замыслом сюжетно-ролевой игрой. Она отвечает всем требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде группы, а именно:
1) Безопасность
– ширма исключает травмированные об острые углы, удары и ушибы в результате неустойчивости, складывается в плоское состояние по окончании игр;
2) Насыщенность
- наличие возможности менять тканевую основу, обеспечивает многогранность ее использования;
3) Трансформируемость
– ширма помогает изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, зонировать пространство, а также дает возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды;
4) Полифункциональность
– наличие ширмы позволяет использовать предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления, а также игрушек- заместителей (например, палочка вместо градусника, стул вместо машины и т. д.) ;
5) Вариативность
– для обеспечения вариативности ширма имеет разноцветные съемные панно , которые закрепляются на тесемках ( возможен вариант на липучках) и могут легко сменять друг друга, обеспечивая свободный выбор детей, (имеется возможность добавлять все новые и новые варианты тканевых панно с кармашками и отверстиями) что дает возможность периодически менять атрибуты для игр;
6) Доступность
– все дети имеют свободный доступ к ширме. Такой маркер очень легко изготовить. Он легкий прочный, удобный в хранении и многогранный. С легкостью может превратиться во что угодно! Данный маркер по истине многолик!!!! Немаловажным является и то, что наличие такого маркера помогает реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной
идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Можно использовать данный маркер как ширму и крепить с помощью прищепок или зажимов какую-либо информацию (иллюстрации, правила, символы и т. д.) или даже другой маркер. Можно даже устроить выставку детских работ или фотовыставку Возможно использовать данный маркер как ширму для театрализованной деятельности детей. Сюжетно-ролевые игры – это возможность познакомить детей с различными ситуациями, научиться решать важные в повседневной жизни вопросы. Дети с увлечением придумывают сюжеты, стремятся к проигрыванию различных ролей. Использовать данные маркеры можно и для физического развития детей.
Маркеры игрового пространства из


пеноплекса.
Вариантом для изготовления маркеров игрового пространства может стать и такой легкий современный материал, как пеноплекс. Нам понадобилось: 3 листа пеноплекса (стоимостью 75 руб. каждый), цветной скотч, большой канцелярский нож, тесьма, наклейки для украшения, клей Момент. 1. Канцелярским ножом мы сделали отверстия на каждом листе - прямоугольное с закруглёнными углами, круглое, и квадратное. По краям с каждой стороны сделали отверстия для крепления листов друг к другу. 2. Все отверстия обклеили цветным скотчем, надпись "Пеноплекс" обесцветили жидкостью для снятия лака (ушло много ваты и 200мл жидкости). На надпись наклеили цветной скотч и наклейки (купленные в магазине всё по 50 руб.) . 3. Сшили шторки по размеру отверстий - окошек. Ещё липы приклеили для крепежа "Вывески" с названием объекта сюжетно - ролевой игры. Тесьмой скрепили стенки, их можно скреплять в разном порядке и все три с одной стороны. 4. Вот и всё, остальное фантазия детей. Закрывая и открывая окошки, меняя расположение стенок они организовываю разные игры: Магазин, Поликлиника, Аптека, Кафе, Дом, ракета, а может это у них будет большая стиральная машина. А если обшить лист пеноплекса тканью, получится замечательный мобильный стенд - ширма. Он прост в обращении. Может использоваться как в игре, так и в НОД в помещении , так и на площадке детского сада во время прогулки. А так же может быть совместим с другими игровыми маркерами. Помимо мобильных маркеров игрового пространства в нашем детском саду используются и стационарное оборудование, так называемые «микроцентры» развития детей, которые могут использоваться во всех образовательных областях. Учебный микроцентр «Дерево познания» - это и зоной для познавательного развития детей при проведении НОД, так и игровым «мини центром» для сенсорного развития, развития мелкой моторики рук, развития речи, и пр. Он оборудован магнитной доской, разрезной азбукой и "Чудо деревом", на котором живёт Тетушка Сова. Она приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на фланелеграфе выложить из букв слово или предложение. Посчитать, порисовать мелом, красками, выложить слова на магнитной доске. И многое другое. Микроцентр «Театр» - объединяет в себе центр театрализованной деятельности детей и зону для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница» и просто уголок уединения. Микроцентр « Шатер» - это и своеобразная зона уединения, и зона отдыха и психологической разгрузки, а так же это и место для сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Семья» и множество других вариантов. Подводя итог выше сказанному хочется отметить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Игровые маркеры пространства – это здорово ! Слайд 39 Спасибо за внимание!


В раздел образования