Напоминание

Формы и методы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников


Автор: Гасанова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №63" г.Воркуты
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: Формы и методы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формы и методы работы с родителями воспитанников по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников» “Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон
1.

Приветствие: «Сбор рукопожатий»
Я предлагаю под музыку педагогам разойтись по залу, а затем сигналу за 30 секунд необходимо всем участникам собрать как можно больше рукопожатий. По окончании упражнения выявляется победитель, самый приветливый педагог. ( Цель рукопожатия — в демонстрации благонамеренности и доброй воли). Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011— 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи духовно
-
нравственного и патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач духовно
-
нравственного и патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Планомерная, систематическая работа, 1
использование разнообразных средств воспитания, общие усилия воспитателей и родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс духовно
-
нравственного и патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
1.

Игра «Подбери словечко»
слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ». Я предлагаю Вам на каждую букву этого слова подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме, которое трактуют работу педагога с родителями. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. (Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный). Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи, которая состоит из трех блоков: информационно - аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический
— направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое 2
консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.). Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т.д.). Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: - игротеки, - выставки выходного дня, - театральная пятница, - встреча с интересным человеком, - праздники, - издание семейных газет, журналов, - защита семейных проектов, -ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Практический
— предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный
— предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс - диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Освещая проблему организации работы с семьями по духовно
-
нравственному и патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.) 3

Традиционные формы.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным относятся родительские собрания, конференции, «круглые

столы».
Те м у
родительского

собрания
рекомендуется формулировать проблемно, например: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности», «О городе своем ведем мы наш рассказ». Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации родителей, которые предполагают возникновение интереса к теме, стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. К методам активизации относятся: - анализ педагогических ситуаций - проигрывание проблемных задач - вопросы - приведение примеров - просмотр видеороликов - использование шуток - юмористических ситуаций. З а д а ч а
конференции
– пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчёт, поэтому конференции проводятся к концу учебного года.
«Круглый стол»
. Здесь можно показать с детьми открытое занятие (или видеозаписи), организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Воркута – моя малая родина». Показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города. Совместная деятельность детей и родителей:  Оформление рисунков «Мой любимый город» 4
 изготовление макетов с родителями  составление кроссвордов
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и

консультации.

Беседа
– наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с родителями, её особенность – активное участие воспитателя и родителей.
Тематические консультации
организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах может иллюстрировать алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
К наглядно-информационным формам взаимодействия с родителями

относятся
: Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки.  Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души».  Папки-передвижки «Моя семья»,  фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения».  Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».  выставки детских работ
Нетрадиционные формы
. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями. Так же к нетрадиционным формам общения родителей и детского сада относятся: 5
- информационно – аналитические (анкетирование, выявление запросов, «почтовый ящик») - досуговые (совместные досуги и праздники, конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Воркутинская семья», вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», посиделки, фольклорные праздники «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др) - познавательные (устный педагогический журнал, педагогическая гостиная «О русских традициях и обычаях», школа заботливых родителей, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол») - Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей) -наглядно-информационные (открытые занятия, просмотр видеороликов, слайд-шоу, газета для родителей, библиотека для родителей, информационные проспекты). Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.
2.

Упражнение «Сортировка»
На столе лежат листы, на которых написаны формы работы с родителями по духовно
-
нравственному и патриотическому воспитанию детей: . Подумайте и распределите соответствующие слова из предложенного списка по блокам. Слова: собрание, конференция, консультация, беседа, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, 6
турниры знатоков, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта, мастер-класс, фольклорный праздник. Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Воркуте (Москве)», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья». Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско - патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерные темы маршрута выходного дня: 1. «Семейный поход по памятным местам родного города»:  «Памятные места героического прошлого города»  «Исторические достопримечательности города»  «Любимый уголок» 7
 «Гордись своим именем улица»  «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха. 2. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки».
3
. Упражнение «Синквейн» Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаю вам написать синквейн по сегодняшней теме (слова патриотизм и нравственность). Порядок написания синквейна: Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Например Родина. Малая, большая. Родиться, жить, помнить. Место, где родился человек. Отечество… Родина наша, любимая оберегать, защищать, любить Жить - Родине служить Россия - родина моя. Патриот. Преданный, любящий, 8
Защищает, заботится, гордится, Патриотом быть – Родину любить. Герой, гражданин! МОРАЛЬ. всеобщая, совестливая останавливает ,учит ,ведёт основа нравственности - внутренняя культура ПОЗИТИВ . 2. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Исследователи считают, что применение информационно - коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников. В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:  Создание мультимедийных презентаций.  Работа с ресурсами Интернет.  Использование готовых обучающих программ. Заключение: Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. 9
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. 10


В раздел образования