Формы и методы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников
Автор: Гасанова Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №63" г.Воркуты Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута Наименование материала: Семинар-практикум Тема: Формы и методы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Формы и методы работы с родителями воспитанников по духовно -
нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников»
“Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон
1.
Приветствие: «Сбор рукопожатий»
Я предлагаю под музыку педагогам разойтись по залу, а затем сигналу за 30
секунд необходимо всем участникам собрать как можно больше рукопожатий. По
окончании упражнения выявляется победитель, самый приветливый педагог. ( Цель
рукопожатия — в демонстрации благонамеренности и доброй воли).
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,
приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и
привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного
опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное
воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное
развитие и гармоничное формирование личности.
В
современных
условиях
главным
социальным
и
государственным
приоритетом
становится
воспитание
человека
-
гражданина.
Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—
2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,
ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в
учреждениях
образования
всех
уровней
—
от
дошкольного
до
высшего
профессионального.
В
настоящее
время
задачи
духовно -
нравственного
и
патриотического
воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку
социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности,
закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического
воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду,
малой
родине.
Решение
задач
духовно -
нравственного
и
патриотического
воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем
обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Планомерная, систематическая работа,
1
использование разнообразных средств воспитания, общие усилия воспитателей и
родителей,
ответственность
взрослых
за
свои
слова
и
поступки
могут
дать
положительные результаты.
В
словаре
русского
языка
С.
Ожегова
значение
слова
«взаимодействие»
объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным
подходам
взаимодействия
ДОУ
и
семьи
относятся
отношение
к
родителям
как
партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Взаимодействие с родителями в
данном
направлении
способствует
формированию
бережного
отношения
к
семейным ценностям, сохранению семейных связей. Задача ДОУ вовлечь родителей
в процесс духовно - нравственного и патриотического воспитания детей с помощью
взаимодействия.
1.
Игра «Подбери словечко»
слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ». Я
предлагаю Вам
на каждую букву этого слова
подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме, которое трактуют работу
педагога с родителями. Слова могут быть любые существительные, прилагательные,
глаголы и наречия. (Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование,
И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й –
интерес,
С
–
семинар,
Т
–
тематические,
В
–
викторина,
И
–
имитация,
Е
–
ежедневный).
Существует
структурно-функциональная
модель
взаимодействия
ДОУ
и
семьи,
которая
состоит
из
трех
блоков:
информационно
-
аналитического,
практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о
родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и
запросов родителей. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы
педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование,
наблюдение. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока
строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое
направление
-
просвещение
родителей,
передача
им
необходимой
информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое
2
консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для
родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе направление - организация продуктивного общения всех участников
образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой
целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей
и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в
общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий
для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего
дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику,
разработка
общего
проекта
и
т.д.).
Для
решения
данной
задачи
выбираются
соответствующие формы взаимодействия: - игротеки, - выставки выходного дня, -
театральная пятница, - встреча с интересным человеком, - праздники, - издание
семейных
газет,
журналов,
-
защита
семейных
проектов,
-ведение
домашних
читательских дневников и многое другое.
Практический
—
предусматривает
актуализацию
полученных
знаний
родителями
(анализ
педагогических
ситуаций,
решение
педагогических
задач,
викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в
спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых
мероприятий
специалистами
детского
сада.
Для
определения
эффективности
усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос,
книги
отзывов,
оценочные
листы,
экспресс
-
диагностику
и
другие
методы,
применяемые
сразу
после
проведения
того
или
иного
мероприятия.
Не
менее
важным является самоанализ педагогов.
Освещая проблему организации работы с семьями по духовно - нравственному
и
патриотическому
воспитанию
детей,
исследователи
рекомендуют
вариативно
использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями
воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д.
Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
3
Традиционные формы.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и
наглядно-информационные.
К коллективным относятся родительские собрания, конференции, «круглые
столы».
Те м у родительского
собрания
рекомендуется
формулировать
проблемно,
например: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности», «О городе своем
ведем мы наш рассказ».
Наряду с разработкой содержания материала следует
подобрать методы активизации родителей, которые предполагают возникновение
интереса
к
теме,
стимулируют
желание
родителей
активно
участвовать
в
обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. К методам активизации
относятся:
- анализ педагогических ситуаций
- проигрывание проблемных задач
- вопросы
- приведение примеров
- просмотр видеороликов
- использование шуток
- юмористических ситуаций.
З а д а ч а конференции
–
пропагандировать
лучший
опыт
семейного
воспитания.
Эта
форма
предполагает
подведение
итогов,
своеобразный
отчёт,
поэтому конференции проводятся к концу учебного года.
«Круглый стол» .
Здесь можно показать с детьми открытое занятие (или
видеозаписи),
организовать
выставку
литературы
для
детей
и
родителей
по
проблеме.
«Свой
край
люби
и
знай!»
можно
продемонстрировать
видеофильм
«Виртуальная экскурсия «Воркута – моя малая родина». Показать родителям методы
и
приемы
работы
по
ознакомлению
детей
с
историческими
и
современными
достопримечательностями родного города.
Совместная деятельность детей и родителей:
Оформление рисунков «Мой любимый город»
4
изготовление макетов с родителями
составление кроссвордов
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и
консультации.
Беседа – наиболее доступная и распространённая
форма установления связи
педагога с родителями, её особенность – активное участие воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются
с целью ответить на все вопросы,
интересующие
родителей. На
консультации
«Как
знакомить
детей
с
природой»
можно
организовать
просмотр
слайд-шоу
«Как
мы
в
поход
ходили».
Это
фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний
детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы.
Фото
на
слайдах
может
иллюстрировать
алгоритм
ознакомления
детей
с
природными объектами.
К наглядно-информационным формам взаимодействия с родителями
относятся :
Большая
роль
принадлежит
наглядным
формам
просвещения
через
родительские уголки.
Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей
души».
Папки-передвижки «Моя семья»,
фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и
я, счастливые мгновения».
Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за
днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
выставки детских работ
Нетрадиционные формы . В настоящее время особой популярностью как у
педагогов,
так
и
у
родителей
пользуются
нетрадиционные
формы
общения
с
родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ,
игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями. Так же
к нетрадиционным формам общения родителей и детского сада относятся:
5
- информационно – аналитические (анкетирование, выявление запросов, «почтовый
ящик»)
-
досуговые
(совместные
досуги
и
праздники,
конкурсы,
спортивные
мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Воркутинская семья»,
вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», посиделки,
фольклорные
праздники
«Устное
народное
творчество
–
кладезь
народной
мудрости», «Чаепитие в русских традициях», «День матери», семейный праздник
«Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного
дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних
читательских дневников и др)
-
познавательные (устный педагогический журнал, педагогическая гостиная «О
русских
традициях
и
обычаях»,
школа
заботливых
родителей,
мастер-класс
«Изготовление народных, обрядовых кукол»)
- Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
-наглядно-информационные (открытые занятия, просмотр видеороликов, слайд-шоу,
газета для родителей, библиотека для родителей, информационные проспекты).
Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников,
возможна такая форма работы: создание для родителей CD, DVD, флеш-карты с
фильмами
и
фотоматериалами,
созданными
в
ходе
различных
видов
и
форм
деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.
2.
Упражнение «Сортировка»
На столе лежат листы, на которых написаны формы работы с родителями по
духовно - нравственному и патриотическому воспитанию детей:
. Подумайте и распределите соответствующие слова из предложенного списка по
блокам.
Слова:
собрание,
конференция,
консультация,
беседа,
вечер
для
родителей,
тематическая
выставка,
диспут,
школа
для
родителей,
дни
открытых
дверей,
6
турниры знатоков, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета,
показ
видеофильма,
концерт,
соревнование,
утренник,
семинар,
деловая
игра,
телефонный разговор, почта, мастер-класс, фольклорный праздник.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая
семья,
учитывая
собственные
познавательные
интересы
и
приоритеты,
готовит
материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей
способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и
детей
наполняется
познавательным
эмоционально
насыщенным
содержанием.
Например, такие проекты: «Расскажи другу о Воркуте (Москве)», «Дружат дети всей
Земли», «Мои друзья».
Чтобы
привлечь
внимание
родителей
к
проблеме
гражданско
-
патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми,
можно
использовать
такую
инновационную
форму
работы
как
организация
маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места,
посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети
не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно
участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет
сформировать
у
дошкольников
первые
чувства
патриотизма:
гордости
за
свою
родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Наша задача заинтересовать
родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ
гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей
об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать
создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и
фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерные темы
маршрута выходного дня:
1. «Семейный поход по памятным местам родного города»:
«Памятные места героического прошлого города»
«Исторические достопримечательности города»
«Любимый уголок»
7
«Гордись своим именем улица»
«Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с
новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
2. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки».
3 . Упражнение «Синквейн»
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек
высказывает своё отношение к проблеме, предлагаю вам написать синквейн по
сегодняшней теме (слова патриотизм и нравственность).
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё
отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек
выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество…
Родина
наша, любимая
оберегать, защищать, любить
Жить - Родине служить
Россия - родина моя.
Патриот.
Преданный, любящий,
8
Защищает, заботится, гордится,
Патриотом быть – Родину любить.
Герой, гражданин!
МОРАЛЬ.
всеобщая, совестливая
останавливает ,учит ,ведёт
основа нравственности - внутренняя культура
ПОЗИТИВ .
2. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр
цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения
информации
и
оказания
услуг.
Исследователи
считают,
что
применение
информационно - коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно
из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь
нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах
педагогической
деятельности.
Исходя
из
вышесказанного,
необходимо
активно
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
разнообразных
формах
работы
с
семьями
воспитанников
по
патриотическому
воспитания
дошкольников.
В
настоящее
время
определены
следующие
направления
внедрения
ИКТ
в
образовании:
Создание мультимедийных презентаций.
Работа с ресурсами Интернет.
Использование готовых обучающих программ.
Заключение:
Использование
средств
ИКТ
конечно
же
не
заменяет
традиционных
методов
и
технологий
работы
с
родителями,
а
является
дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности,
создаёт
положительный
эмоциональный
настрой,
мотивирует
родителей
и
тем
самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
9
Формирование
патриотических
чувств
проходит
эффективнее,
если
дошкольное учреждение
устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость
подключения
семьи
к
процессу
ознакомления
дошкольников
с
социальным
окружением
объясняется
особыми
педагогическими
возможностями,
которыми
обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и
привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их
общественная,
а
не
эгоистическая
направленность
и
др.
Всё
это
создаёт
благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в
своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников
детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской
личности.
Взаимодействие
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения
необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ,
семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример
взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи
необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что
принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как
Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно
достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны,
своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям
дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет
восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок
- чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след
все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький
человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
10