"Инновационные формы работы учителя в начальной школе."
Автор: Орлова Галина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ гимназия № 9 Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: "Инновационные формы работы учителя в начальной школе." Раздел: начальное образование
Подготовила: Орлова Г.А.
учитель начальных классов
МОУ гимназия № 9
г.Комсомольск на Амуре
«Инновационные формы работы учителя в начальной школе.»
«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не
знаем»
Лоренс
Питер,
американский
педагог.
Понятие
"инновация"
в
переводе
с
латинского
языка
означает
"обновление,
новшество
или
изменение". Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и
означало
введение
некоторых
элементов
одной
культуры
в
другую.
Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На
смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования:
умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать.
Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Инновационное
образование
предполагает
обучение
в
процессе
создания
новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно
учебного
процесса
и
производства.
Оно
несет
с
собой
новые
основы
развивающего
образования,
как
основной
модернизирующий
фактор
образования.
Применительно
к
педагогическому
процессу
инновация
означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и
воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Основные
направления
инновационной
деятельности
в
начальной
школе:
1. Формирование современно образованного, нравственного, активного
человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
2.
Последовательное
создание
в
школе
здоровьесберегающего
образовательного
пространства
с
обязательным
использованием
здоровьесберегающих технологий.
3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему
и систему дополнительного образования.
4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе
современных информационных технологий, для обеспечения возможности
индивидуального развития каждого ребенка.
5.
Развитие
системы
воспитательной
работы
на
принципах
добровольности, свободы выбора и творчества.
Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото
дня. У наших детей – детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к
переменам,
научить
их
быстро
реагировать
на
смену
условий,
добывать
нужную информацию, разносторонне ее анализировать. Характерно, что тяга
к
новизне,
исследовательской
деятельности,
по
утверждению
нейропсихологов,
свойственна
именно
младшему
школьнику.
У
детей
младшего
школьного
возраста
ведущим
является
правое
полушарие,
отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление.
Человек правополушарного типа – исследователь. Цель моего обучения –
достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Под общим
развитием
понимается
развитие
ума,
воли,
эмоционально-нравственных
представлений – все, что лежит в основе учебной деятельности и успешной
социализации
школьника.
Общее
развитие
ребенка
осуществляется
в
процессе
его
поисковой
деятельности
при
взаимодействии
с
учителем,
классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание
организации учебной деятельности и социализации детей. В педагогической
литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Мне
ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и
методов
учебно-воспитательного
процесса;
инновации,
направленные
на
отработку
нового
содержания
образования
и
новых
способов
его
структурирования. Моей инновационной деятельностью стали: · технология
проблемного
урока;
·
технология
работы
с
портфолио;
·
интерактивные
технологии;
·
информационные
технологии
в
образовательном
процессе
(компьютерные
технологии);
·
технология
исследовательско-проектной
деятельности учащихся. Технология проблемного урока. В нашей стране
наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.
Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я. Лернер.
Главная
задача
образовательного
процесса
в
современной
школе
определяется
так:
ученик
должен
учиться
сам,
а
учитель
осуществляет
управление
его
учебной
деятельностью.
Поэтому
традиционный
объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими
технологиями.
Одной
из
них
является
проблемное
обучение.
Сущность
проблемного урока состоит в том, чтобы обеспечить творческое усвоение
знаний учащихся. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного
творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения
знаний;
выражение
решения
и
реализацию
продукта
–
на
этапе
воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует
учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в
простых формах. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Непроизносимые
согласные в корне слова». По заданию учителя учащиеся читают вслух слова:
радость, радоваться, радостный, радостно. Тем самым учитель одновременно
предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в
других
нет).
Ученики
удивлены
(возникновение
проблемной
ситуации).
Решение
учебных
проблем
оказывает
положительное
воздействие
на
эмоциональную
сферу
учащихся,
создает
благоприятные
условия
для
развития
коммуникативных
спо собно стей
детей,
развития
их
индивидуальности
и
творческого
мышления.
При
этом
умение
видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и
эксперименты,
делать
выводы
и
умозаключения,
работать
с
текстом,
доказывать
и
защищать
свои
идеи
–
все
это
ведет
к
самостоятельной
познавательной
деятельности,
к
умению
быть
успешным
в
быстро
изменяющемся мире. На мой взгляд, использование технологии проблемного
обучения позволяет повысить качество образования учащихся.
Технология
работы
с
портфолио
–
это
способ
фиксирования,
накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио
помогает решать такие педагогические задачи, как формирование учебной
мотивации
школьников,
поощрение
возможностей
для
самообучения,
развития
навыков
рефлексивной
и
оценочной
деятельности.
Разделы
портфолио:
портрет
(содержит
всю
информацию
о
хозяине
портфолио;
возможные рубрики: «Автобиография», «Я глазами своих друзей», «Мои
открытия»,
«Мои
жизненные
планы»,
«Друзья»),
коллектор
(это
копилка
разнообразных материалов; учащийся собирает материал, интересный для
него, но не знает, где возможно его применение; содержит информацию из
любых источников), рабочие материалы (сообщения по предметам, проекты и
т.д.), достижения (это то, чем учащийся может гордиться; рубрики: «Участие
в общественной жизни», «Грамоты, дипломы» и т.п.). Интерактивные
технологии
–
обучение
в
диалоге,
работа
в
парах
и
группах.
Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные
технологии). Развитие ученика в начальной школе зависит от множества
факторов,
в
том
числе
и
от
того,
насколько
наглядным
и
удобным
для
восприятия
является
учебный
материал.
Поэтому
на
современном
этапе
организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке
без
информационно-коммуникационных
технологий.
Благодаря
программе
Рower Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее
методическое подспорье учителя. Психологами доказано, что при проведении
занятий
с
использованием
новых
информационных
технологий
активизируется
правое
полушарие
мозга,
отвечающее
за
ассоциативное
м ы ш л е н и е ,
р ож д е н и е
н о в ы х
и д е й ,
и н т у и ц и ю ,
ул у ч ш а е т с я
психоэмоциональное
состояние
обучаемого,
активизируются
его
положительные
эмоции.
Эффективность
обучения
повышается
и
за
счет
активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных
и творческих способностей, образного изложения материала. Не случайно
темой
МО
начальной
школы
стало
«Использование
ИКТ
на
уроках
и
внеурочное время». Итогами работы по данной теме стали открытые уроки в
рамках «Научной недели» с использованием ИКТ
Технология
исследовательско-проектной
деятельности
учащихся.
Сегодня, учитывая тот факт, что «вложить» в ребенка все полученные в ходе
эволюции человека знания невозможно, управлять процессом усвоения этих
знаний сложно, следует научить ребенка самостоятельно продвигаться по
пути собственного развития и совершенствования в учебной и социальной
деятельности. А этому способствует введение в образовательный процесс
технологии проектов. Метод проектов не является каким-то специальным
методом обучения – это всего лишь форма обучения. Само понятие «проект»
(от латинского project - брошенный вперед) означает план, замысел, описание
деятельности,
которую
предстоит
сделать,
создание
того,
чего
еще
нет.
Овладение методом проектной деятельности ученые относят к сущностным
характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.
Сущность
развития
личности
в
данном
случае
состоит
в
качественном
изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения
проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения,
начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом
случае
не
передает
готовые
знания,
не
учит,
а
помогает
учиться
и
развиваться,
создает
такие
ситуации,
при
которых
школьники
сами
овладевают
способами
поисковой
творческой
деятельности.
Проектный
метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом.
Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных
дисциплин и программ. Темы проектов и предписания к их выполнению
включены непосредственно в учебники, между тем работа над проектом
осуществляется в основном во внеурочное время. При грамотном управлении
деятельностью
учащегося
проекты
могут
составить
полноценный
междисциплинарный
проект.
На
мой
взгляд,
удачными
проектами
стали
проекты, посвященные годовщине Великой Отечественной войне: «Они были
молодыми», « Их именами названы улицы города». При разработке этих
проектов учащиеся самостоятельно провели исследования в своей семье о
родственниках
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Познакомились
с
историческими фактами времен Великой Отечественной войны1941-1945г.г.,
с жизнью людей в это время, учились сопереживать чувствам людей, слушать
окружающих.
На
основе
полученных
результатов
сделали
выводы
и
обобщения,
которые
являются
фактически
их
открытиями.
Все
это
способствовало
формированию
патриотического
сознания,
выработке
нравственных
отношений
и
стремлению
к
поисковой
деятельности.
Безусловно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны
не
только
с
научно-техниче скими
до стижениями
и
н о в ы м и
информационными
технологиями,
но
и
с
нравственным
преображением
личности человека, иначе нас ждет участь тех цивилизаций, которые погибли,
так
как
в
них
научно-технический
прогресс
опережал
нравственное
совершенствование людей. Список литературы.
1. Л.А. Турик, Н.А.Осипова «Педагогические технологии в теории и
практике»2009г.
2. Л.Ф. Климанова «О новой модели гуманистической школы».
3. Л.И. Ягодко «Использование технологии проблемного обучения в
начальной школе».
4. Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с
учениками».