Напоминание

"Инновационные формы работы учителя в начальной школе."


Автор: Орлова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 9
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные формы работы учителя в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Подготовила: Орлова Г.А. учитель начальных классов МОУ гимназия № 9 г.Комсомольск на Амуре «Инновационные формы работы учителя в начальной школе.» «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем» Лоренс Питер, американский педагог. Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Основные направления инновационной деятельности в начальной школе: 1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны. 2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий. 3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования. 4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка. 5. Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества. Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня. У наших детей – детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне ее анализировать. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей
младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь. Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений – все, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей. В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Мне ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования. Моей инновационной деятельностью стали: · технология проблемного урока; · технология работы с портфолио; · интерактивные технологии; · информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии); · технология исследовательско-проектной деятельности учащихся. Технология проблемного урока. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я. Лернер. Главная задача образовательного процесса в современной школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является проблемное обучение. Сущность проблемного урока состоит в том, чтобы обеспечить творческое усвоение знаний учащихся. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова». По заданию учителя учащиеся читают вслух слова: радость, радоваться, радостный, радостно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет). Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации). Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия для развития коммуникативных спо собно стей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. При этом умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи – все это ведет к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в быстро
изменяющемся мире. На мой взгляд, использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Технология работы с портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как формирование учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Разделы портфолио: портрет (содержит всю информацию о хозяине портфолио; возможные рубрики: «Автобиография», «Я глазами своих друзей», «Мои открытия», «Мои жизненные планы», «Друзья»), коллектор (это копилка разнообразных материалов; учащийся собирает материал, интересный для него, но не знает, где возможно его применение; содержит информацию из любых источников), рабочие материалы (сообщения по предметам, проекты и т.д.), достижения (это то, чем учащийся может гордиться; рубрики: «Участие в общественной жизни», «Грамоты, дипломы» и т.п.). Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах. Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии). Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. Благодаря программе Рower Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее методическое подспорье учителя. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное м ы ш л е н и е , р ож д е н и е н о в ы х и д е й , и н т у и ц и ю , ул у ч ш а е т с я психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала. Не случайно темой МО начальной школы стало «Использование ИКТ на уроках и внеурочное время». Итогами работы по данной теме стали открытые уроки в рамках «Научной недели» с использованием ИКТ Технология исследовательско-проектной деятельности учащихся. Сегодня, учитывая тот факт, что «вложить» в ребенка все полученные в ходе эволюции человека знания невозможно, управлять процессом усвоения этих знаний сложно, следует научить ребенка самостоятельно продвигаться по пути собственного развития и совершенствования в учебной и социальной деятельности. А этому способствует введение в образовательный процесс технологии проектов. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения – это всего лишь форма обучения. Само понятие «проект» (от латинского project - брошенный вперед) означает план, замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать, создание того, чего еще нет. Овладение методом проектной деятельности ученые относят к сущностным
характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся. Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых школьники сами овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных дисциплин и программ. Темы проектов и предписания к их выполнению включены непосредственно в учебники, между тем работа над проектом осуществляется в основном во внеурочное время. При грамотном управлении деятельностью учащегося проекты могут составить полноценный междисциплинарный проект. На мой взгляд, удачными проектами стали проекты, посвященные годовщине Великой Отечественной войне: «Они были молодыми», « Их именами названы улицы города». При разработке этих проектов учащиеся самостоятельно провели исследования в своей семье о родственниках в годы Великой Отечественной войны. Познакомились с историческими фактами времен Великой Отечественной войны1941-1945г.г., с жизнью людей в это время, учились сопереживать чувствам людей, слушать окружающих. На основе полученных результатов сделали выводы и обобщения, которые являются фактически их открытиями. Все это способствовало формированию патриотического сознания, выработке нравственных отношений и стремлению к поисковой деятельности. Безусловно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техниче скими до стижениями и н о в ы м и информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности человека, иначе нас ждет участь тех цивилизаций, которые погибли, так как в них научно-технический прогресс опережал нравственное совершенствование людей. Список литературы. 1. Л.А. Турик, Н.А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике»2009г. 2. Л.Ф. Климанова «О новой модели гуманистической школы». 3. Л.И. Ягодко «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе». 4. Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками».


В раздел образования