Автор: Абиева Дилара Яшаровна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 3 им. Рагимовой В.К." Населённый пункт: г. Дербент, РД Наименование материала: образовательный проект Тема: Школа полного дня Раздел: среднее образование
Аннотация проекта.
МБОУ «Гимназия № 3» - это общеобразовательное учреждение,
реализующее государственный стандарт основного и дополнительного
образования, в который входит комплекс обучающих, социализирующих и
оздоровительных функций, интегрирующих познание, творчество в
интересах развития личности, помогающее семье и обществу социально
адаптироваться.
В данной работе представлен проект «Модель школы полного дня» на
примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 3», реализуемый на протяжении 11 лет.
Школа полного дня создает более благоприятные по сравнению с
общеобразовательной школой условия для самовыражения, самоопределения
каждого конкретного обучающегося.
«Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях
жесткой требовательности общества к адекватной социальной
приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее
функциональным возможностям – это повседневная реальность и «заданный
параметр» современной цивилизации». [7]
Режим полного дня способствует формированию образовательного
пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс
образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных
процессов.
Режим работы МБОУ «Гимназия № 3» (как Школы полного дня)
определяется в соответствии с социальным заказом родителей.
В МБОУ «Гимназия № 3» используется комплекс ресурсов: образовательных,
материальных, человеческих, психологических, здоровьесберегающих,
социальных, управленческих и др.
Целевая группа: учащиеся 1-9 классов.
2.
Цель проекта «Модель школы полного дня»:
Сосредоточение в рамках образовательной организации полного спектра
условий для организации урочной, внеурочной, воспитательной и
развивающей деятельности, обеспечение современного качества образования
на основе формирования ключевых компетенций личности, определяемых
государственными стандартами через создание образовательного
пространства, способствующего реализации индивидуализации обучения,
развитию и социализации личности, создание единого пространства для того,
чтобы образовательная организация стала школой, наполненной жизнью. В
полном объеме использовать принцип: «не ученик для школы, а школа для
ученика».
Задачи:
Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся
ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной
личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои
уникальные качества и стать успешным.
Это возможно при выполнении следующих задач:
-обеспечение интеграции основного и дополнительного образования;
-решение проблемы неуспешности в обучении;
-снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого
расписания на первую и вторую половину дня;
-осуществление профилактики безнадзорности и беспризорности детей;
-создание условий для самовыражения, самоуправления каждого конкретного
обучающегося, способствующих развитию стремления к непрерывному
образованию;
-обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и
образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по
социальной защите детства;
-использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-
воспитательного процесса;
-применение новых педагогических технологий для управления учебной и
внеучебной деятельностью школьников;
-компенсация недостающего , недополученного детьми в традиционное
учебное (утреннее) время для продолжения образования в системе
дополнительного образования;
-гарантировать достаточно богатый (по возможности) ассортимент услуг.
-выработать собственный локальный свод единых этических правил (норм).
-вовлечь в строительство и поддержание традиций действующей в школе
модели полного дня детей, родителей и специалистов.
Функции школы полного дня:
-развивающая – ведение дополнительного образования, предоставление
ребенку возможности работать в индивидуальном режиме;
-компенсирующая – реализация в учебном процессе здоровьесберегающих и
личностно-ориентированных технологий;
-социализирующая – педагогически продуманное содержание социального
воспитания учащихся, определение ими собственной позиции, включение в
социально одобряемую и социально значимую деятельность.
Принципы:
-оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и
дополнительного образования;
-решение проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания
единого расписания на первую и вторую половину дня;
-объединение в функциональный комплекс образовательных, воспитательных
и оздоровительных процессов;
-популяризация образовательной среды школы с выделением разноакцентных
пространств (учебные кабинеты, библиотека, компьютеры в классах, комната
психологической разгрузки, спортивный зал и др.).
Критерии оценки:
-план-отчет жизни коллектива за год вместе с педагогическими
наблюдениями;
-анкеты учащихся, родителей, педагогов;
-результаты достижений учащихся;
-результаты роста профессионализации и квалификации педагогов;
-повышение мотивации школьников к учению;
-эффективность уровня воспитанности школьников.
3. Ожидаемые результаты:
Школа полного дня позволит наиболее полно объединить учебную и
Внеурочную сферу деятельности детей в условиях учебного сообщества,
сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее
реализации индивидуальных образовательных маршрутов школьников,
объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные
и
оздоровительные процессы.
Дополнительное образование осуществляется в одновозрастных и
разновозрастных группах обучающихся. Посещаемость Школы полного дня
составляет не менее 80%. В школе организуется полноценное питание. Дети
большую часть времени будут находиться под присмотром взрослых.
Составленное расписание работы на первую и вторую половину дня позволит
регламентировать учебную и внеучебную деятельности и исключить
перегрузку школьников.
В школе предусматривается определенное время на творческую деятельность
детей: работу в микрокружках, секциях, занятия музыкой, ИЗО,
хореографией, информатикой. Необходимые условия для работы созданы во
всех классах.
Обязательной является активнодвигательная деятельность ( занятия на
свежем воздухе, спортивные игры, состязания и др. ), которая должна
составлять не менее 20% времени, проведенного в школе.
Основные риски проекта и пути их минимизации:
-Низкая востребованность инновационной модели общеобразовательного
учреждения «Школа полного дня» по причине технической загруженности
многих образовательных организаций ( обучение в две смены ) – один из
способов оптимизации школ с малой наполняемостью.
-Отсутствие дополнительного финансирования на вторую половину дня.
К отрицательным моментам следует отнести возможность отказа
незначительного числа детей и родителей от данной формы организации
деятельности детей . В этом направлении необходимо вести разъяснительную
работу с родителями на общешкольных и классных родительских собраниях,
индивидуальную консультативную работу.
4. Нормативные документы:
* Положение о Школе полного дня.
* Заявление родителей.
* Приказ директора школы об организации работы Школы полного дня, о
зачислении учащихся.
* Приказ о режиме работы школы.
* Планы учебно-воспитательной работы классных руководителей,
воспитателей, педагогов дополнительного образования.
* Журналы кружковой работы, факультативов.
*Ежемесячные отчеты по питанию учащихся.
* Положение об организации самоподготовки в Школе полного дня.
* Пакет методических рекомендаций по проведению прогулок, экскурсий,
консультаций в режиме школы полного дня.
5. Обоснование проекта.
Обучение и воспитание в школе сегодня должны
идти только через совместную деятельность
взрослых и детей, детей друг с другом, в котором
единственно возможно присвоение (а не просто
узнавание) детьми ценностей.
Д.В.Григорьев.
Обучение и воспитание сегодня – наиважнейшая задача, требующая
рассмотрения в первоочередном порядке. Как пишет П.П.Блонский: «Мы
должны обучить и воспитать человека, способного создавать свою
собственную жизнь, способного к самоопределению ». [2]
Настоящий проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об
образовании», гражданским Кодексом РФ, с Санитарно-
эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования
к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан Пин 2.4.2.
1178 - 02»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении
(Постановление Правительства РФ от 19.03.01 № 196),Типовым положением
об образовательном учреждении дополнительного образования детей
(Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 233), Типовым положением
об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного
дня, Примерным положением о центре содействия укреплению здоровья
обучающихся, воспитанников ОУ (Приказ Министерства образования РФ от
15.05.2000 № 1418) и регламентируется нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и Республики Дагестан.
ШПД обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования
обучающихся в течение дня. Такая организационная модель позволяет:
-работать по единому плану большому педагогическому коллективу, где
кроме школьных учителей есть педагоги дополнительного образования;
-все педагоги дополнительного образования работают по авторским
программам, которые отвечают потребностям и интересам детей,
предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными
склонностями и способностями. Тематика программ чрезвычайно
разнообразна: научно-технического, социально-педагогического, спортивно-
оздоровительного, художественно-эстетического, естественнонаучного и
других направлений.
6. Описание проектной деятельности.
Организация Школы полного дня предполагает:
1)корректировку учебно-воспитательного процесса;
2) разработку режима учебной и внеурочной деятельности;
3) организацию питания (двухразовое и трехразовое);
4) включение в расписание часов самоподготовки для выполнения домашних
заданий;
5) ежедневные индивидуальные консультации по учебным предметам;
6) организацию медицинского сопровождения;
7) рациональное использование спортивной площадки для проведения
уроков физической культуры на свежем воздухе и для обеспечения
двигательной активности учащихся.
8) организация кружков, секций (использование возможностей микросоциума
школы).
При организации образовательного процесса учитываются следующие
факторы:
- оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего
и дополнительного образования;
- объединение в единый комплекс образовательного и оздоровительного
процессов;
- использование различных помещений школы, библиотеки для организации
пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и
спокойной работы;
-при составлении расписания допускается возможность пересечения
основного и дополнительного образования в течение дня;
- дополнительное образование обучающихся осуществляется в
одновозрастных и разновозрастных объединениях. Занятия проводятся по
программам, направленным на расширение кругозора, предметных и
внепредметных знаний, так и на их углубление. Конкретная численность
объединения устанавливается с учетом наличия педагогов, материальной
базы, заявления родителей. Каждый обучающийся может заниматься в
нескольких объединениях;
-недельный режим предусматривает организацию самоподготовки в течение
5 рабочих дней, 6-й – развивающий. В этот день проводятся экскурсии,
праздники, спортивные мероприятия, конкурсы, олимпиады;
-учащиеся находятся под контролем классных руководителей и воспитателей.
В обязанности воспитателя входит оказание индивидуальной помощи,
выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе включают в
себя:
-создание атмосферы сотрудничества учителей ,учащихся и родителей;
-наличие психологической службы;
-медицинское обслуживание;
-организация горячего 2-х и 3-х разового питания;
-оборудование мест отдыха;
-динамический час;
-прогулка на свежем воздухе;
-систематические занятия физкультурой и спортом, спортивные
соревнования.
7. Описание опыта.
МБОУ «Гимназия № 3» как Школа полного дня интегрирует в себе
функционал как общеобразовательного учреждения, так и учреждения
дополнительного образования. Режим полного дня способствует
формированию образовательного пространства учреждения, объединению в
один функциональный комплекс образовательные, развивающие,
воспитательные и оздоровительные процессы.
Режим работы гимназии как Школы полного дня определяется ежегодно
приказом директора гимназии в соответствии с социальным заказом
населения, составляется в соответствии с требованиями Сан Пин 2. 4. 2.
1178-02.
Дети пользуются услугами ШПД и при условии получения
дополнительного образования и занятости вне школы.
График пребывания ребенка в гимназии устанавливается в соответствии с
действующими нормативами.
МБОУ «Гимназия № 3» как ШПД создает более полные по сравнению с
общеобразовательной школой условия для самовыражения, самоопределения
каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления
к непрерывному образованию в течении всей активной жизни человека. В
гимназии есть свой транспорт ( 2 газели ). Ежедневно к началу уроков они
доставляют ребят в гимназию и обратно из 7 микрорайонов города.
Гимназический транспорт обслуживает также различные школьные
мероприятия , связанные с выездами учащихся и педагогов .
Первая половина дня ( с 8.30 до 13.15 ) ориентирована на развитие
познавательной активности учащихся. Здесь сконцентрированы предметы
общеобразовательного цикла.
Вторая половина дня (с 14.00 до 17.00 ) ориентирована на эстетическое,
нравственное и физическое воспитание личности. Суббота-день развития
интеллектуальных и творческих способностей.
С целью обеспечения оптимального двигательного режима детей в школе
предусмотрены физкультурно-оздоровительные занятия с учащимися:
физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах ( после
1 и 2-го уроков для 1-4 классов ), час активного отдыха (с 13.15 до 14.00 ) на
свежем воздухе для учащихся 1-11 классов.
Для снятия переутомления учащихся в целях реализации биологической
потребности ребенка в движении в учебном плане предусмотрены такие
спецкурсы как хореография, вольная борьба, актерское мастерство.
Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является
неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет
существования школы. В школе реализуется комплексный план
оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся,
результатом чего является стабилизация, а по некоторым показателям и
снижение уровня заболеваемости .
Главная цель такого графика – удовлетворить интересы ребенка с учетом
его собственных ресурсов, реализовать программу воспитания.
Расписание занятий состоит из блоков:
* занятия по базисному учебному плану;
*индивидуальные, групповые, классные консультации, занятия поискового
характера;
*блок секционной и кружкой работы.
С целью сохранения здоровья учащихся шестой день недели используется
для получения дополнительного образования: учащиеся посещают
внеурочные занятия.
В режим работы входят трехразовое питание ( для учащихся 1-4 классов ) и
двух разовое питание ( для учащихся 5-9 классов) ( прилагается справка по
охвату горячим питанием ) , пребывание детей на воздухе, ежедневный
объем которого составляет не менее 20% времени.
График пребывания детей в школе может измениться по желанию
родителей. Дополнительное образование обучающихся осуществляется в
одновозрастных и разновозрастных объединениях ( студия, секция, группа,
кружок, театр и др. ). Занятия проводятся по программам тематической
направленности, комплексным интегрированным программам ,направленным
как на расширение кругозора предметных и внепредметных знаний, так и на
углубление. Занятия организованы как в дополнение к основному
образованию ( консультации, факультативы, предметные кружки и т.д. ), так и
носят чисто прикладной характер. Численный состав объединения,
продолжительность занятий определяется Уставом школы, но в условиях
эксперимента для снятия психологической усталости детей численность
группы может быть снижена. Каждый обучающийся может заниматься в
нескольких объединениях.
Медицинское обслуживание.
Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медицинским
персоналом, который закрепляется органом здравоохранения в
общеобразовательном учреждении и наряду с администрацией и
педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-
профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических
норм, режим и качество питания.
Организация здоровьесберегающих условий обучающихся в ШПД.
Здоровьесберегающие условия ребенка в гимназии, работающей в режиме
полного дня, включает в себя:
-создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчество учителей,
учащихся и родителей;
-наличие психолого-социальной службы;
-организация двух- и трехразового питания,
-оборудование мест отдыха и психологической разгрузки,
-работа по содействию укрепления здоровья школьников и взрослых.
Охват учащихся внеурочной и кружковой деятельностью в
МБОУ «Гимназия № 3» на 2015-2016 учебный год.
Террито
рия
Общее
кол-во
детей
от 5 до
18 лет
Количество детей
занятых в кружках
и секциях в
общеобразовательн
ой школе
Охват дополнительным образованием
посещающие
1 кружок
или секцию
посещающие
2 кружка
или секций
посещающие
3
Гимнази
я №3
213
193
19
152
128
Внеурочная и кружковая деятельность МБОУ «Гимназия № 3»
на 2015-2016 учебный год.
№
Направление
Наименование
кружка, внеурочной
деятельности
Руководитель
Классы
1.
Духовно-нравственное
«Азбука
нравственности»
Джафарова Н.Ф.
3 б
2.
Спортивно-
оздоровительное
«Вольная борьба»
Мамедов Р.М.
1-4
3.
«Вольная борьба»
Гусейнов М.Б.
5-8
4.
Предметные
«Информатика в
играх и задачах»
Марданова З.В.
Гаджиева А.Н.
Алекперова С.А.
Магомедова
Е.Н.
Джафарова Н.Ф.
Мамедова Н.Р.
1
2 а
2 б
3 а
3 б
4
5.
«Компьютерная
грамотность»
Магомедова
Е.Н.
Джафарова Н.Ф.
3 а
3б
6.
«Письменноречевая
деятельность»
Марданова З.В.
Гаджиева А.Н.
Алекперова С.А.
Магомедова
Е.Н.
Джафарова Н.Ф.
Мамедова Н.Р.
1
2 а
2 б
3 а
3 б
4
7.
Английский язык –
окно в мир
Фейзиева М.И.
1
8.
«Физика - химия»
Османова Т.З.
5-6
9.
Проектная
деятельность
«Моя малая Родина -
Дагестан»
Марданова З.В.
Магомедова
Е.Н.
Мамедова Н.Р.
1
3 а
4
10.
Художественно-
эстетическое
направление
«Хореография»
Магомедова
Х.М.
Аскеров И.Н.
1-4
5-8
11.
Эстрадно-вокальный
ансамбль «Планета
детства»
Исаева А.Ф.
1-7
12.
Театральный кружок
«Маски».
Нефтуллаева
М.О.
5-7
13.
Художественно-
прикладное
«Модули»
Ахмедова К.В.
2 б
14.
«Бисероплетение»
Сеидова С.Н.
2 а
15.
«Вязание»
Мехтиева Г.А.
1, 2 а, 2
б, 4
16.
«Мир пайеток»
Марданова З.В.
1
Учащиеся, ставшие победителями и призерами творческих конкурсов,
смотров и фестивалей в 2015-2016 учебном году.
№
ФИ учащегося
Кла
сс
Наименование
мероприятия
Уровень
Результат
1.
Мамедова Д.
10
Конкурс исследовательских
работ ко Дню воды
Муниц.
I место
2.
Рагимова С.
9
Конкурс исследовательских
работ «Юный краевед»
Муниц.
II
3.
Назиров Г.
10
Конкурс исследовательских
работ «Шаг в будущее»
(номинация «Физика»)
Муниц.
I место
4.
Рагимов С.
11
Конкурс исследовательских
работ «Шаг в будущее»
(номинация «История»)
Муниц.
I место
5.
Заманов З.
10
Конкурс исследовательских
работ «Шаг в будущее»
(номинация
«Литературоведение»)
Муниц.
I место
6.
Заманов З.
10
Конкурс исследовательских
работ «Шаг в будущее»
Респуб.
II место
(номинация
«Литературоведение»)
7.
Насирова А.
2
Конкурс юных дарований
«Соловушка».
Муницип.
I место
8.
Кидирниязова
Д.
11
Смотр-конкурс
художественной
самодеятельности «Очаг
мой – родной Дагестан»
Респуб.
I место
9.
Аллахвердиева
Л.
5
«И гордо реет флаг
державный»
Муницип.
I место
10.
Айвазова Х.
2
«И гордо реет флаг
державный»
Муницип.
I место
11.
Алиева А.
2
«И гордо реет флаг
державный»
Муницип.
I место
12.
Бабаева М.
2
«И гордо реет флаг
державный»
Муницип.
II место
13.
Назиров Г.
10
Конкурс «Ученик года-
2016» в номинации
«Портфолио»
Муницип.
I место
14.
Назиров Г.
10
Конкурс «Ученик года-
2016» в номинации
«Открытая дискуссия»
Муницип.
I место
15.
Назиров Г.
10
Конкурс «Ученик года-
2016» в номинации
«Интеллектуально-
краеведческий конкурс»
Муницип.
I место
16.
Назиров Г.
10
Конкурс «Ученик года-
2016»
Муницип.
I место
17.
Абиев А.
1
Конкурс чтецов «Он вчера
Муницип.
II место
не вернулся из боя»
18.
Абиева Л.
1
Конкурс чтецов «Он вчера
не вернулся из боя»
Муницип.
II место
19.
Мирбабаева
Сеид-Захра
8
«И гордо реет флаг
державный»
Муницип.
I место
20.
Султанова А.
2
Фестиваль детского
творчества «Богат
талантами наш Дагестан»
Респуб.
I место
21.
Алиева А.
2
Фестиваль детского
творчества «Богат
талантами наш Дагестан»
Респуб.
I место
22.
Ибрагимова С.
5
Конкурс юных дарований
«Соловушка».
Муницип.
Участник
23.
Сеидова С.
2
Конкурс юных дарований
«Соловушка».
Муницип.
III место
24.
Нефтуллаев Р.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
25.
Рзаев Т.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
26.
Джафарова С.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
27.
Бабаева Р.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
28.
Селимов Р.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
29.
Салихов С.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
30.
Салихова Ф.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
31.
Салихова А.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
32.
Мамедова Э.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
33.
Гюльмагомедов
А.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
34.
Ибрагимов Ю.
7
Смотр знаменных групп
Муницип.
III место
35.
Ибрагимова С.
9
Конкурс на лучшую
Респуб.
Активное
организацию работы по
профилактике наркомании,
преступности и
безнадзорности детей и
подростков в номинации
«Изобразительное
искусство»
участие
36.
Кидирниязова
Д.
11
Конкурс на лучшую
организацию работы по
профилактике наркомании,
преступности и
безнадзорности детей и
подростков в номинации
«Журналистский жанр»
Респуб.
Активное
участие
(Подтверждающий материал прилагается).
В МБОУ «Гимназия № 3» реализуются также подпроекты:
1.
НОУ «Алые Паруса».
Зaнятия организуются с привлeчением информационно – технических
ресурсов
компьютерного
класса:
ознакомление
и
дальнейшее
применение книжной
базы библиотеки; использование компьютера,
видеокамеры,
принтера,
сканера,
ксерокса
и
других
технических
средств . Участники научного общества принимают участие в конкурсах
исследовательских работ.
2.
Научно-практическая экспедиция «Альфа-Омега».
Экспедиция была создана в 2010 году. За время ее существования
группы учащихся со своими руководителями занимались
исследованием на территории Самурского леса, села Тпиг, реки Рубас,
Мискинджа, Гунибского заповедника, села Кубачи.
3.
Военно-патриотическая игра «Зарница».
Данная игра является одним из аспектов военно-патриотического
воспитания в нашей гимназии. Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» уже 4 года в мае
месяце устраивает для обучающихся военно-патриотическую игру
«Зарница». Этoт аспект патриотического воспитания, возрожденный у
нас в гимназии, помогает управлять процессом подготовки учащихся к
защите Родины, придает всей проводимой работе в этом направлении
системность, пoследовательность, целенаправленность, направлен на
физическое развитие, укрепление здоровья учащихся, на формирование
потребности в ведении здорового образа жизни. В подпрoeкте ярко
выражен его воспитательный характер.
4.
Ученическое самоуправление.
Одним из нaправлений пoстроения воспитательнoй системы ШПД
является развитие школьного ученического самоуправления. Главный
смысл самоуправления состоит в том, что с eго помощью участники
школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику
– как через участие в принятии решений, которыми руководствуется
aдминистрация учебного заведения, так и через собственную
активность в управлении внутришкольными процессами.
Сaмоуправление делает шкoльную жизнь предметом совместного
творчества всех её участников. В.М.Лизинский одним из первых
рассматривает взаимосвязи между ученическим самоуправлением и
ШКД: «…речь идет о системе социального воспитания, где школы
полного дня выполняют общественно-государственный заказ в рамках
этой системы, занимаются системным обеспечением интересов и
потребностей учащихся». [6]
5.
Родительский университет.
Основной задачей данного подпроекта является обеспечение
взаимопонимания между школой и семьей; создание наиболее
благоприятных условий для образования и развития детей и родителей.
6.
Моя малая Родина.
Данный подпроект объединяет гимназистов, желающих
систематизировать и расширять знания в изучении природы родного
края, истории образования своего города, исследовании местной флоры
и фауны. В хoде реализации программы гимназисты знaкомятся с
жизнью замечательных людей своего города, занимаются изучением
материальной и традиционной культуры народов, живyщих рядом.
5. Бюджет проекта.
Финaнсированием в МБОУ «Гимнaзия « 3» зaнимается Пoпечительский
Сoвет. Всем рyководителям сeкций, кружков yстанавливаются дoплаты из
стимулирующих выплат за организацию индивидуальной внeyрочной
дeятельности yчащихся.
Список использованной литературы.
1.
Бадил В.А. Воспитательное пространство округа – социальная
инфраструктура детства. М: Созидание. – 272с.
2.
Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Собр. соч.: В 2
т. – М., 1980. – Т. 1. - . 39-43.
3.
Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного
самоуправления. – М., 1997
4.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011.-233 с.
5.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.,
1999. – 216 с.
6.
Лизинский В.М. Педагогическое, родительскоеи ученическое
самоуправление. – М., 2005 г. – 160 с.
7.
Пилиповский В.Я. Школы без удачников. – Москва, «Прогресс», 1991