Напоминание

Школа полного дня


Автор: Абиева Дилара Яшаровна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 3 им. Рагимовой В.К."
Населённый пункт: г. Дербент, РД
Наименование материала: образовательный проект
Тема: Школа полного дня
Раздел: среднее образование





Назад





Абиева Дилара Яшаровна,

зам. директора по ВР

МБОУ «Гимназия № 3 им. Рагимовой В.К.»

г. Дербента РД.

Образовательный проект «Школа полного дня».

1.

Аннотация проекта.
МБОУ «Гимназия № 3» - это общеобразовательное учреждение, реализующее государственный стандарт основного и дополнительного образования, в который входит комплекс обучающих, социализирующих и оздоровительных функций, интегрирующих познание, творчество в интересах развития личности, помогающее семье и обществу социально адаптироваться. В данной работе представлен проект «Модель школы полного дня» на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 3», реализуемый на протяжении 11 лет. Школа полного дня создает более благоприятные по сравнению с общеобразовательной школой условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося. «Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность и «заданный параметр» современной цивилизации».
[7]
Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных процессов. Режим работы МБОУ «Гимназия № 3» (как Школы полного дня) определяется в соответствии с социальным заказом родителей.
В МБОУ «Гимназия № 3» используется комплекс ресурсов: образовательных, материальных, человеческих, психологических, здоровьесберегающих, социальных, управленческих и др.
Целевая группа:
учащиеся 1-9 классов. 2.
Цель проекта
«Модель школы полного дня»: Сосредоточение в рамках образовательной организации полного спектра условий для организации урочной, внеурочной, воспитательной и развивающей деятельности, обеспечение современного качества образования на основе формирования ключевых компетенций личности, определяемых государственными стандартами через создание образовательного пространства, способствующего реализации индивидуализации обучения, развитию и социализации личности, создание единого пространства для того, чтобы образовательная организация стала школой, наполненной жизнью. В полном объеме использовать принцип: «не ученик для школы, а школа для ученика».
Задачи:
Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества и стать успешным. Это возможно при выполнении следующих задач: -обеспечение интеграции основного и дополнительного образования; -решение проблемы неуспешности в обучении; -снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня; -осуществление профилактики безнадзорности и беспризорности детей; -создание условий для самовыражения, самоуправления каждого конкретного обучающегося, способствующих развитию стремления к непрерывному образованию; -обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства;
-использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно- воспитательного процесса; -применение новых педагогических технологий для управления учебной и внеучебной деятельностью школьников; -компенсация недостающего , недополученного детьми в традиционное учебное (утреннее) время для продолжения образования в системе дополнительного образования; -гарантировать достаточно богатый (по возможности) ассортимент услуг. -выработать собственный локальный свод единых этических правил (норм). -вовлечь в строительство и поддержание традиций действующей в школе модели полного дня детей, родителей и специалистов.
Функции школы полного дня:
-развивающая – ведение дополнительного образования, предоставление ребенку возможности работать в индивидуальном режиме; -компенсирующая – реализация в учебном процессе здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий; -социализирующая – педагогически продуманное содержание социального воспитания учащихся, определение ими собственной позиции, включение в социально одобряемую и социально значимую деятельность.
Принципы:
-оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования; -решение проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня; -объединение в функциональный комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов; -популяризация образовательной среды школы с выделением разноакцентных пространств (учебные кабинеты, библиотека, компьютеры в классах, комната психологической разгрузки, спортивный зал и др.).
Критерии оценки:
-план-отчет жизни коллектива за год вместе с педагогическими наблюдениями; -анкеты учащихся, родителей, педагогов; -результаты достижений учащихся; -результаты роста профессионализации и квалификации педагогов; -повышение мотивации школьников к учению; -эффективность уровня воспитанности школьников.

3. Ожидаемые результаты:
Школа полного дня позволит наиболее полно объединить учебную и Внеурочную сферу деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов школьников, объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы. Дополнительное образование осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах обучающихся. Посещаемость Школы полного дня составляет не менее 80%. В школе организуется полноценное питание. Дети большую часть времени будут находиться под присмотром взрослых. Составленное расписание работы на первую и вторую половину дня позволит регламентировать учебную и внеучебную деятельности и исключить перегрузку школьников. В школе предусматривается определенное время на творческую деятельность детей: работу в микрокружках, секциях, занятия музыкой, ИЗО, хореографией, информатикой. Необходимые условия для работы созданы во всех классах. Обязательной является активнодвигательная деятельность ( занятия на свежем воздухе, спортивные игры, состязания и др. ), которая должна составлять не менее 20% времени, проведенного в школе. Основные риски проекта и пути их минимизации: -Низкая востребованность инновационной модели общеобразовательного учреждения «Школа полного дня» по причине технической загруженности многих образовательных организаций ( обучение в две смены ) – один из способов оптимизации школ с малой наполняемостью. -Отсутствие дополнительного финансирования на вторую половину дня. К отрицательным моментам следует отнести возможность отказа незначительного числа детей и родителей от данной формы организации деятельности детей . В этом направлении необходимо вести разъяснительную работу с родителями на общешкольных и классных родительских собраниях, индивидуальную консультативную работу.
4. Нормативные документы:
* Положение о Школе полного дня. * Заявление родителей.
* Приказ директора школы об организации работы Школы полного дня, о зачислении учащихся. * Приказ о режиме работы школы. * Планы учебно-воспитательной работы классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования. * Журналы кружковой работы, факультативов. *Ежемесячные отчеты по питанию учащихся. * Положение об организации самоподготовки в Школе полного дня. * Пакет методических рекомендаций по проведению прогулок, экскурсий, консультаций в режиме школы полного дня.
5. Обоснование проекта.
Обучение и воспитание в школе сегодня должны идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. Д.В.Григорьев. Обучение и воспитание сегодня – наиважнейшая задача, требующая рассмотрения в первоочередном порядке. Как пишет П.П.Блонский: «Мы должны обучить и воспитать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению ».
[2]
Настоящий проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», гражданским Кодексом РФ, с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан Пин 2.4.2. 1178 - 02»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.01 № 196),Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 233), Типовым положением об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного дня, Примерным положением о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников ОУ (Приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 № 1418) и регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Дагестан.
ШПД обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся в течение дня. Такая организационная модель позволяет: -работать по единому плану большому педагогическому коллективу, где кроме школьных учителей есть педагоги дополнительного образования; -все педагоги дополнительного образования работают по авторским программам, которые отвечают потребностям и интересам детей, предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Тематика программ чрезвычайно разнообразна: научно-технического, социально-педагогического, спортивно- оздоровительного, художественно-эстетического, естественнонаучного и других направлений.
6. Описание проектной деятельности.

Организация Школы полного дня предполагает:
1)корректировку учебно-воспитательного процесса; 2) разработку режима учебной и внеурочной деятельности; 3) организацию питания (двухразовое и трехразовое); 4) включение в расписание часов самоподготовки для выполнения домашних заданий; 5) ежедневные индивидуальные консультации по учебным предметам; 6) организацию медицинского сопровождения; 7) рациональное использование спортивной площадки для проведения уроков физической культуры на свежем воздухе и для обеспечения двигательной активности учащихся. 8) организация кружков, секций (использование возможностей микросоциума школы).
При организации образовательного процесса учитываются следующие

факторы:
- оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования; - объединение в единый комплекс образовательного и оздоровительного процессов; - использование различных помещений школы, библиотеки для организации пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы; -при составлении расписания допускается возможность пересечения основного и дополнительного образования в течение дня;
- дополнительное образование обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях. Занятия проводятся по программам, направленным на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на их углубление. Конкретная численность объединения устанавливается с учетом наличия педагогов, материальной базы, заявления родителей. Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях; -недельный режим предусматривает организацию самоподготовки в течение 5 рабочих дней, 6-й – развивающий. В этот день проводятся экскурсии, праздники, спортивные мероприятия, конкурсы, олимпиады; -учащиеся находятся под контролем классных руководителей и воспитателей. В обязанности воспитателя входит оказание индивидуальной помощи, выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в школе включают в

себя:
-создание атмосферы сотрудничества учителей ,учащихся и родителей; -наличие психологической службы; -медицинское обслуживание; -организация горячего 2-х и 3-х разового питания; -оборудование мест отдыха; -динамический час; -прогулка на свежем воздухе; -систематические занятия физкультурой и спортом, спортивные соревнования.
7. Описание опыта.
МБОУ «Гимназия № 3» как Школа полного дня интегрирует в себе функционал как общеобразовательного учреждения, так и учреждения дополнительного образования. Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы. Режим работы гимназии как Школы полного дня определяется ежегодно приказом директора гимназии в соответствии с социальным заказом населения, составляется в соответствии с требованиями Сан Пин 2. 4. 2. 1178-02.
Дети пользуются услугами ШПД и при условии получения дополнительного образования и занятости вне школы. График пребывания ребенка в гимназии устанавливается в соответствии с действующими нормативами. МБОУ «Гимназия № 3» как ШПД создает более полные по сравнению с общеобразовательной школой условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течении всей активной жизни человека. В гимназии есть свой транспорт ( 2 газели ). Ежедневно к началу уроков они доставляют ребят в гимназию и обратно из 7 микрорайонов города. Гимназический транспорт обслуживает также различные школьные мероприятия , связанные с выездами учащихся и педагогов . Первая половина дня ( с 8.30 до 13.15 ) ориентирована на развитие познавательной активности учащихся. Здесь сконцентрированы предметы общеобразовательного цикла. Вторая половина дня (с 14.00 до 17.00 ) ориентирована на эстетическое, нравственное и физическое воспитание личности. Суббота-день развития интеллектуальных и творческих способностей. С целью обеспечения оптимального двигательного режима детей в школе предусмотрены физкультурно-оздоровительные занятия с учащимися: физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах ( после 1 и 2-го уроков для 1-4 классов ), час активного отдыха (с 13.15 до 14.00 ) на свежем воздухе для учащихся 1-11 классов. Для снятия переутомления учащихся в целях реализации биологической потребности ребенка в движении в учебном плане предусмотрены такие спецкурсы как хореография, вольная борьба, актерское мастерство. Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет существования школы. В школе реализуется комплексный план оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся, результатом чего является стабилизация, а по некоторым показателям и снижение уровня заболеваемости .
Главная цель такого графика – удовлетворить интересы ребенка с учетом его собственных ресурсов, реализовать программу воспитания. Расписание занятий состоит из блоков:
*
занятия по базисному учебному плану; *индивидуальные, групповые, классные консультации, занятия поискового характера; *блок секционной и кружкой работы. С целью сохранения здоровья учащихся шестой день недели используется для получения дополнительного образования: учащиеся посещают внеурочные занятия. В режим работы входят трехразовое питание ( для учащихся 1-4 классов ) и двух разовое питание ( для учащихся 5-9 классов)
( прилагается справка по

охвату горячим питанием )
, пребывание детей на воздухе, ежедневный объем которого составляет не менее 20% времени. График пребывания детей в школе может измениться по желанию родителей. Дополнительное образование обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях ( студия, секция, группа, кружок, театр и др. ). Занятия проводятся по программам тематической направленности, комплексным интегрированным программам ,направленным как на расширение кругозора предметных и внепредметных знаний, так и на углубление. Занятия организованы как в дополнение к основному образованию ( консультации, факультативы, предметные кружки и т.д. ), так и носят чисто прикладной характер. Численный состав объединения, продолжительность занятий определяется Уставом школы, но в условиях эксперимента для снятия психологической усталости детей численность группы может быть снижена. Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях.
Медицинское обслуживание.
Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медицинским персоналом, который закрепляется органом здравоохранения в общеобразовательном учреждении и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-
профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Организация здоровьесберегающих условий обучающихся в ШПД.
Здоровьесберегающие условия ребенка в гимназии, работающей в режиме полного дня, включает в себя: -создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчество учителей, учащихся и родителей; -наличие психолого-социальной службы; -организация двух- и трехразового питания, -оборудование мест отдыха и психологической разгрузки, -работа по содействию укрепления здоровья школьников и взрослых.
Охват учащихся внеурочной и кружковой деятельностью в

МБОУ «Гимназия № 3» на 2015-2016 учебный год.

Террито

рия

Общее

кол-во

детей

от 5 до

18 лет

Количество детей

занятых в кружках

и секциях в

общеобразовательн

ой школе

Охват дополнительным образованием

посещающие

1 кружок

или секцию

посещающие

2 кружка

или секций

посещающие

3
Гимнази я №3 213 193 19 152 128
Внеурочная и кружковая деятельность МБОУ «Гимназия № 3»

на 2015-2016 учебный год.



Направление

Наименование

кружка, внеурочной

деятельности

Руководитель

Классы
1. Духовно-нравственное «Азбука нравственности» Джафарова Н.Ф. 3 б 2. Спортивно- оздоровительное «Вольная борьба» Мамедов Р.М. 1-4
3. «Вольная борьба» Гусейнов М.Б. 5-8 4. Предметные «Информатика в играх и задачах» Марданова З.В. Гаджиева А.Н. Алекперова С.А. Магомедова Е.Н. Джафарова Н.Ф. Мамедова Н.Р. 1 2 а 2 б 3 а 3 б 4 5. «Компьютерная грамотность» Магомедова Е.Н. Джафарова Н.Ф. 3 а 3б 6. «Письменноречевая деятельность» Марданова З.В. Гаджиева А.Н. Алекперова С.А. Магомедова Е.Н. Джафарова Н.Ф. Мамедова Н.Р. 1 2 а 2 б 3 а 3 б 4 7. Английский язык – окно в мир Фейзиева М.И. 1 8. «Физика - химия» Османова Т.З. 5-6 9. Проектная деятельность «Моя малая Родина - Дагестан» Марданова З.В. Магомедова Е.Н. Мамедова Н.Р. 1 3 а 4 10. Художественно- эстетическое направление «Хореография» Магомедова Х.М. Аскеров И.Н. 1-4 5-8 11. Эстрадно-вокальный ансамбль «Планета детства» Исаева А.Ф. 1-7
12. Театральный кружок «Маски». Нефтуллаева М.О. 5-7 13. Художественно- прикладное «Модули» Ахмедова К.В. 2 б 14. «Бисероплетение» Сеидова С.Н. 2 а 15. «Вязание» Мехтиева Г.А. 1, 2 а, 2 б, 4 16. «Мир пайеток» Марданова З.В. 1
Учащиеся, ставшие победителями и призерами творческих конкурсов,

смотров и фестивалей в 2015-2016 учебном году.



ФИ учащегося

Кла

сс

Наименование

мероприятия

Уровень

Результат
1. Мамедова Д. 10 Конкурс исследовательских работ ко Дню воды Муниц. I место 2. Рагимова С. 9 Конкурс исследовательских работ «Юный краевед» Муниц. II 3. Назиров Г. 10 Конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее» (номинация «Физика») Муниц. I место 4. Рагимов С. 11 Конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее» (номинация «История») Муниц. I место 5. Заманов З. 10 Конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее» (номинация «Литературоведение») Муниц. I место 6. Заманов З. 10 Конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее» Респуб. II место
(номинация «Литературоведение») 7. Насирова А. 2 Конкурс юных дарований «Соловушка». Муницип. I место 8. Кидирниязова Д. 11 Смотр-конкурс художественной самодеятельности «Очаг мой – родной Дагестан» Респуб. I место 9. Аллахвердиева Л. 5 «И гордо реет флаг державный» Муницип. I место 10. Айвазова Х. 2 «И гордо реет флаг державный» Муницип. I место 11. Алиева А. 2 «И гордо реет флаг державный» Муницип. I место 12. Бабаева М. 2 «И гордо реет флаг державный» Муницип. II место 13. Назиров Г. 10 Конкурс «Ученик года- 2016» в номинации «Портфолио» Муницип. I место 14. Назиров Г. 10 Конкурс «Ученик года- 2016» в номинации «Открытая дискуссия» Муницип. I место 15. Назиров Г. 10 Конкурс «Ученик года- 2016» в номинации «Интеллектуально- краеведческий конкурс» Муницип. I место 16. Назиров Г. 10 Конкурс «Ученик года- 2016» Муницип. I место 17. Абиев А. 1 Конкурс чтецов «Он вчера Муницип. II место
не вернулся из боя» 18. Абиева Л. 1 Конкурс чтецов «Он вчера не вернулся из боя» Муницип. II место 19. Мирбабаева Сеид-Захра 8 «И гордо реет флаг державный» Муницип. I место 20. Султанова А. 2 Фестиваль детского творчества «Богат талантами наш Дагестан» Респуб. I место 21. Алиева А. 2 Фестиваль детского творчества «Богат талантами наш Дагестан» Респуб. I место 22. Ибрагимова С. 5 Конкурс юных дарований «Соловушка». Муницип. Участник 23. Сеидова С. 2 Конкурс юных дарований «Соловушка». Муницип. III место 24. Нефтуллаев Р. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 25. Рзаев Т. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 26. Джафарова С. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 27. Бабаева Р. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 28. Селимов Р. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 29. Салихов С. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 30. Салихова Ф. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 31. Салихова А. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 32. Мамедова Э. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 33. Гюльмагомедов А. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 34. Ибрагимов Ю. 7 Смотр знаменных групп Муницип. III место 35. Ибрагимова С. 9 Конкурс на лучшую Респуб. Активное
организацию работы по профилактике наркомании, преступности и безнадзорности детей и подростков в номинации «Изобразительное искусство» участие 36. Кидирниязова Д. 11 Конкурс на лучшую организацию работы по профилактике наркомании, преступности и безнадзорности детей и подростков в номинации «Журналистский жанр» Респуб. Активное участие
(Подтверждающий материал прилагается).

В МБОУ «Гимназия № 3» реализуются также подпроекты:
1.
НОУ «Алые Паруса».
Зaнятия организуются с привлeчением информационно – технических ресурсов компьютерного класса: ознакомление и дальнейшее применение книжной базы библиотеки; использование компьютера, видеокамеры, принтера, сканера, ксерокса и других технических средств
.
Участники научного общества принимают участие в конкурсах исследовательских работ.
2.

Научно-практическая экспедиция «Альфа-Омега».
Экспедиция была создана в 2010 году. За время ее существования группы учащихся со своими руководителями занимались исследованием на территории Самурского леса, села Тпиг, реки Рубас, Мискинджа, Гунибского заповедника, села Кубачи. 3.
Военно-патриотическая игра «Зарница».

Данная игра является одним из аспектов военно-патриотического воспитания в нашей гимназии. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» уже 4 года в мае месяце устраивает для обучающихся военно-патриотическую игру «Зарница». Этoт аспект патриотического воспитания, возрожденный у нас в гимназии, помогает управлять процессом подготовки учащихся к защите Родины, придает всей проводимой работе в этом направлении системность, пoследовательность, целенаправленность, направлен на физическое развитие, укрепление здоровья учащихся, на формирование потребности в ведении здорового образа жизни. В подпрoeкте ярко выражен его воспитательный характер.
4.

Ученическое самоуправление.
Одним из нaправлений пoстроения воспитательнoй системы ШПД является развитие школьного ученического самоуправления. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с eго помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется aдминистрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Сaмоуправление делает шкoльную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. В.М.Лизинский одним из первых рассматривает взаимосвязи между ученическим самоуправлением и ШКД: «…речь идет о системе социального воспитания, где школы полного дня выполняют общественно-государственный заказ в рамках этой системы, занимаются системным обеспечением интересов и потребностей учащихся».
[6]

5.

Родительский университет.
Основной задачей данного подпроекта является обеспечение взаимопонимания между школой и семьей; создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей и родителей.
6.

Моя малая Родина.

Данный подпроект объединяет гимназистов, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего города, исследовании местной флоры и фауны. В хoде реализации программы гимназисты знaкомятся с жизнью замечательных людей своего города, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живyщих рядом.
5. Бюджет проекта.
Финaнсированием в МБОУ «Гимнaзия « 3» зaнимается Пoпечительский Сoвет. Всем рyководителям сeкций, кружков yстанавливаются дoплаты из стимулирующих выплат за организацию индивидуальной внeyрочной дeятельности yчащихся.
Список использованной литературы.
1. Бадил В.А. Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства. М: Созидание. – 272с. 2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Собр. соч.: В 2 т. – М., 1980. – Т. 1. - . 39-43. 3. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. – М., 1997 4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-233 с. 5. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999. – 216 с. 6. Лизинский В.М. Педагогическое, родительскоеи ученическое самоуправление. – М., 2005 г. – 160 с. 7. Пилиповский В.Я. Школы без удачников. – Москва, «Прогресс», 1991


В раздел образования