К проблеме управления методической работой в условиях реализации ФГОС ДО"
Автор: Кузьмина Наталья Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Д/С №12 "Улыбка" Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия Наименование материала: Статья Тема: К проблеме управления методической работой в условиях реализации ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Попова Людмила Витальевна
Дошкольное
образование
является
первым
уровнем
общей
педагогической системы. Дошкольная образовательная организация (ДОО),
представляя
собой
государственный
общественный
институт,
создается
обществом в целях выполнения конкретных образования и воспитания и
поэтому ее обязанностью является выполнение современного социального
заказа.
В
системе
дошкольного
образования
Российской
Федерации
в
последние годы происходят заметные изменения, среди которых отмечается
наряду
с
позитивными
тенденциями
и
негативные,
решение
которых
достаточно актуально. О развитии системы дошкольного образования можно
судить
по
тому,
насколько
эффективным
является
управление
ею
и
как
интенсивно внедряются в практику ДОО новейшие научно-педагогические
достижения в области управления.
В
процессе
гуманизации
и
демократизации
системы
образования
вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты (в
том числе и дошкольного образования). В данных условиях необходимы
поиски
путей
повышения
эффективности
деятельности
дошкольных
образовательных
организаций.
Введение
и
реализация
ФГОС
ДО
предполагает
соответствие
профессионального
уровня
педагогов
ДО
современным требованиям. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы
обновить
и
усовершенствовать
методическую
работу
в
дошкольной
образовательной организации.
Методической работе уделяется особое место в системе управления
дошкольной
образовательной
организацией,
так
как,
прежде
всего,
она
направлена на активизацию личности педагогов, посредством методической
работы
повышается
их
профессиональная
компетентность,
что,
в
свою
очередь, влияет на повышение качества образования. По указанной причине
проблема
оптимизации
методической
работы
в
ДОО,
отбора
ее
иннова-
ционного
содержания,
которое
напрямую
связано
с
содержанием
обозначенных
в
ФГОС
ДО
образовательных
областей,
организации
продуктивных ее форм, оценивания эффективности методической работы в
дошкольном
образовательном
учреждении
в
настоящее
время
весьма
актуальна.
Современная
методическая
работа
в
дошкольной
образовательной
организации
отличается
рядом
особенностей.
Она
призвана
обеспечить
работу образовательного учреждения в режиме развития. Отбор содержания
методической работы должен быть направлен на личностное развитие детей
дошкольного возраста, их самораскрытие. В процессе методической работы
руководители и методисты ДОО должны информировать воспитателей об
инновациях,
обеспечивать
им
дополнительные
образовательные
услуги,
сопровождать непрерывность инновационной поисковой, исследовательской
деятельности
педагогов,
при
этом
заведующий,
методист,
старший
воспитатель
должны
применять
индивидуальный
и
дифференцированный
подходы к каждому педагогу в зависимости от уровня их профессиональной
компе-тентности.
В настоящее время все чаще руководители ДОО и организаторы работы
с педагогами (старшие воспитатели, методисты) ищут ответ на вопрос об
эффективности системы методической работы в конкретном ДОО. Ведущее
направление дошкольного образования выражается управлением целостным
педагогическим
процессом,
которое
должно
осуществляться
на
научной
основе, что требует понимания всей его сложности, знания специфических
особенностей управленческой деятельности.
В связи с этим, значительно
возрастает роль руководителя в управлении дошкольной образовательной
организацией.
Руководителю
приходится
выбирать
из
многообразия
вариативных программ, новых технологий, методик.
Методическая работа в ДОО была и остается важной составной частью
дошкольного образования, а с другой – осуществление методической работы
связано
для
части
образовательных
учреждений
с
определенными
трудностями:
–
непонимание
предназначения
методической
работы,
отсюда
несоответствие общей концепции развития образовательного
учреждения
плану методической работы (К.Ю. Белая);
–
эпизодичность
и
неэффективность
осуществления
методической
работы вместо целенаправленности и системности (Л.М. Волобуева);
– однообразие форм организации работы с педагогами (Л.Н. Буйлова,
С.В. Кочнева);
– недостаточная мотивация на совершенствование профессионального
мастерства, препятствующая развитию профессиональной компетенции (Н.П.
Лосев).
Вопросы
управления
дошкольной
образовательной
организацией
становятся
предметом
исследования
ученых
и
практиков
(К.Ю.Белая,
А.К.Бондаренко,
В.П.Дуброва
и
Е.П.Милашевич,
С.А.
Езопова,
И.Н.
Казакова,
М.В.
Корепанова
и
И.А.
Липчанская,
Л.В.
Поздняк,
М.М.
Прокопьева, Л.И. Фалюшина и др.). С позиций системного подхода в них
рассмотрены
функции
и
механизмы
управления,
информационное
обеспечение деятельности руководителя и другое. В работах К.Ю. Белой,
Л.Н. Буйловой, В.П. Дубровой, Л.П. Ильенко, Ю.А. Конаржевского, С.В.
Кочневой,
Н.В.
Кузьминой,
Е.П.
Милошевич,
П.Н.
Лосева
и
других
исследователей указывается, что современная образовательная ситуация в
дошкольной сфере требует новых подходов, в частности, в методической
работе.