"Урок вежливости. Правила дружбы. Чтение сказки В. Сутеева "Яблоко"".
Автор: Гаврилова Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида пгт. Войвож" Населённый пункт: пгт Войвож Наименование материала: конспект Тема: "Урок вежливости. Правила дружбы. Чтение сказки В. Сутеева "Яблоко"". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида пгт. Войвож»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
детского сада.
Тема: «Урок вежливости. Правила дружбы. Чтение сказки В. Сутеева
«Яблоко»».
Автор: Гаврилова Елена Геннадьевна, воспитатель.
Дата проведения: 02.11.16г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие;
речевое
развитие;
художественно-эстетическое
развитие;
физическое развитие.
Цели и задачи: создать условия для освоения программного материала и
решения программных задач. С помощью применения ИКТ и ЭОР сделать
материал более доступным, насыщенным, привлекательным и радостным.
Использовать современные технологии для создания хорошего настроения.
Программное содержание: Учить детей участвовать в коллективном
разговоре;
помогать
им
содержательно
и
грамотно
формулировать
свои
высказывания.
Учить
проводить
элементарный
анализ,
давать
оценку
поступкам героев сказки. Помогать осваивать нормы поведения, обогащать
знаниями в области бесконфликтного общения.
Воспитывать нравственные
основы
личности
ребенка
в
процессе
формирования
представлений
о дружбе.
Формировать
партнёрские
отношения.
Развивать
зрительное
и
слуховое восприятие; интерес и наблюдательность. С помощью пословиц и
поговорок
расширять
активный
словарь
детей.
Развивать
логическое
мышление, способность творчески работать на занятии.
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие
художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Педагогические
технологии:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникационные,
игровые,
коммуникативные,
компенсирующие (педагогическая поддержка).
Здоровье сберегающие технологии: соблюдение требований СанПиН при
организации
образовательной
деятельности
с
применением
ИКТ,
смена
видов деятельности детей.
2
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,
презентация,
выполненная
в
программе MS Power Point «Приложение к
занятию «Урок вежливости. Правила дружбы»», мяч, медальки-смайлики на
каждого
ребенка,
красные
фломастеры,
карточки-схемы,
макет
дерева,
разноцветные листочки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о дружбе,
заучивание пословиц и поговорок о дружбе.
Ход организованной образовательной деятельности.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (мотивация)
Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель напротив детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости – кукла
Машенька и кукла Дашенька. Обратите, пожалуйста, внимание на гостей -
на их позы, на их поведение. Не замечаете ли вы в их поведении чего-
нибудь
необычного
и
странного?
Посмотрите,
они
отвернулись
друг
от
друга, не хотят даже видеть друг друга, какие-то они странные. Как вы
думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, наши гостьи поссорились. Они сказали,
что они часто ссорятся и не знают как им дальше быть. Поэтому они пришли
к вам, надеясь, что вы им поможете. Поможем Машеньке и Дашеньке? (Да!)
Ребята, мне кажется, что они не умеют дружить потому, что не знают правил
дружбы. А вы знаете? (Да).
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
(Актуализация
знаний,
применение
нового
на
практике)
Воспитатель: Тогда, назовите мне первое правило дружбы. (Ответы детей,
диалог, подводящий к желаемому ответу). Как вы думаете, с чего начинается
3
дружба? (ответы). Я думаю, что мы узнаем точный ответ на этот вопрос
после просмотра фрагмента м/ф «Крошка Енот». (Презентация, Слайд №2)
Воспитатель: Теперь, скажите, пожалуйста, как может звучать первое
правило дружбы? Правильно, «улыбайтесь друг другу!». Чтобы нам легче
было запоминать, первое правило мы обозначим схемой – улыбка. Ребята,
как вы думаете, а второе правило дружбы какое? (ответы детей, диалог,
подводящий к правильному ответу, вопросы: как вы обращаетесь друг к
другу?,
как
вы
приветствуете
друг
друга?).
Чтобы
найти
ответ
на
этот
вопрос, я предлагаю вам поиграть.
(проводится игра-активизация «… Я так рада тебя видеть», воспитатель
приглашает детей встать в круг)
Все скорее встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, надо передавать мяч по кругу, назвать по имени и произнести слова:
«Я так рада тебя видеть»
4
Как мы обращались друг к другу?... Правильно, и второе правило дружбы
звучит так: «Называйте друг друга по- имени». И на это правило я
выставляю карточку-схему – имена.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорим о правилах дружбы, а как вы
понимаете
слова
«дружба,
друг»,
что
это
такое?
(ответы
детей,
приветствуется любое суждение). Отлично, вы все правильно говорите. Вы
знаете, про дружбу и друзей пишут писатели и поэты, музыканты сочиняют
песни. И сейчас я предлагаю вам послушать сказку Сутеева В.Г. «Яблоко»
[7, с. 87].
В этом произведении кроется два правила дружбы, поэтому я
прошу вас внимательно прослушать сказку и догадаться, какие правила
дружбы
спрятал
автор.
(чтение
сказки,
обсуждение,
подведение
к
формулировке следующих правил).
5
Итак, вы совершенно верно догадались, третье правило звучит так: нельзя
драться,
ссориться,
кричать
и
оскорблять
(открываем
соответствующую
карточку-схему). А четвертое правило говорит о том, что с друзьями надо
делиться (карточка-схема). Я вам только что говорила, что писатели, поэты и
музыканты в своих произведениях обращаются к теме дружбы, а вот в
пословицах и поговорках скрыта народная мудрость на эту тему. А вы знаете
пословицы
и
поговорки
о
дружбе?
(Да).
Сейчас
проверим,
я
буду
произносить начало, а вы продолжайте, хорошо?
Нет друга – ищи, а найдешь (береги).
Друзья познаются (в беде).
Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).
Старый друг лучше (новых двух).
Дружба и братство дороже (любого богатства).
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).
Человек без друзей, что (дерево без корней).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще приятно для друзей делать что-
нибудь хорошее, например, дарить подарки. Скажите, вы любите получать
6
подарки? ... А дарить друзьям? … Замечательно. Сейчас я предлагаю вам
обменяться подарками, но для этого вы должны их сделать. Я для вас
приготовила медальки – смайлики, но чего-то в них не хватает. (Улыбок).
Вот я вам и предлагаю дорисовать, чтобы получились веселые смайлики и
обменяться
друг
с
другом.
(дети
рисуют
под
песню
анс.
Барбарики
«Дружба», Презентация, слайд №3).
Вот мы и подошли к пятому правилу дружбы, которое звучит так: «дарите
друзьям подарки» (карточка - схема «подарок»).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас проверить. Интересно, сможете
ли вы по картинке определить, дружат детки или ссорятся. Вы согласны?
Тогда, я по имени буду называть, кому адресовано задание.
Демонстрация интерактивного наглядного электронного образовательного
ресурса – тренинга «Оцени ситуацию» (Презентация, слайды №4 - №31)
7
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданиями. Вы даже
со стороны можете определить, где друзья, а, где нет.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
(подведение
итогов,
систематизация
полученных знаний, рефлексия).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам создать «Дерево дружбы».
Для этого вам надо вспомнить все правила дружбы, и за каждое правило
повесить листочек на веточку. И Машенька с Дашенькой вспомнят все, о чем
мы сегодня говорили. Посмотрите на наши карточки-схемы, вспоминайте,
как
звучит
правило,
называйте
и
вешайте
любой,
понравившийся
вам
листочек. (Дети оформляют «Дерево дружбы»).
8
Ну, вот, Машенька и Дашенька, вы поняли, что для того, чтобы дружить,
надо соблюдать правила дружбы? Ребята, вы устали? А танцевать будете?
Тогда, я приглашаю вас на танец «Дружбы» (звучит песня «Буги-вуги»,
Презентация,
слайд
№
32,
дети
выполняют
движения
в
соответствии
с
текстом).
Воспитатель заканчивает занятие и благодарит всех за участие.
9