Напоминание

Методика преподавания биологии в новых условиях ФГОС


Автор: Бадалова Лидия Павловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1451
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика преподавания биологии в новых условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Статья для электронного журнала «Познание»

Публикация в основную школу на тему:

«Методика преподавания биологии в новых условиях ФГОС»

Бадалова Лидия Павловна учитель биологии ГБОУ Лицей № 1451
Всеобщее обязательное образование нуждается в переходе от технологий группового моновариантного обучения к поливариантному обучению с учетом различных способностей и психологических особенностей учащихся. Особого внимания требует проблема низкой мотивации к школьному образованию среди молодежи. Эта ключевая задача всего современного общества. Несмотря на то, что сейчас больше используется в системе образования привлекательных средств (красочные учебники, видео- и аудиоматериалы и т.д.), доля школьников, испытывающих тягу к обучению, к овладению сложными знаниями и навыками, недопустимо мала. Все больше детей подросткового возраста становятся своенравными и неуправляемыми, что, видимо, отражает ослабление семьи и школы в плане воспитания и контроля поведения детей. Объем знаний во все века превышал емкость образования. Чем быстрее меняется мир, тем сложнее обществу и каждому человеку адаптироваться к жизни. И одна из главнейших задач школьного образования – научить каждого ребенка не отставать от жизни и в то же время достаточно глубоко и разносторонне воспринимать передаваемый от поколения к поколению жизненный опыт. Главная причина снижающейся эффективности всеобщего образования - явное ослабление у школьников стремления к базовым знаниям и глубине передаваемого опыта. Основное противоречие современного образования выражается в том, что с одной стороны количество знаний, необходимых для культурного человека, возрастает, а с другой – возможности применить их на практике сокращаются. Исследование проблемы использования современных педагогических технологий на уроках биологии в современной школе позволили выявить ряд противоречий: между современными целями основного общего образования, основными идеями его модернизации и уровнем общеобразовательной подготовки учащихся в школе; между современными целями основного общего образования в условиях нового образовательного стандарта, и содержанием, структурой, методикой и технологией обучения основам биологии, требованиями к подготовке учащихся. Изложенные противоречия определили проблему методики обучения в

новых условиях ФОГС - определить наиболее эффективные методические условия, современные педагогические технологии, которые позволят достигнуть качественно новых результатов
образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития с помощью новых механизмов. Введение системно-деятельностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Системно-деятельностный подход как основная методологическая доминанта ФГОС. Проектирование образовательного процесса на основе характеристик ведущего вида деятельности конкретной возрастной группы учащихся позволяет более четко представить его планируемые результаты и подобрать более точные способы их достижения. Организация образовательного процеса в соответствии с новыми стандартами образования позволяет определить оптимальные условия для совершенствования приемов современных педагогических технологий с целью реализации системно- деятельностным подхода в обучении биологии. В своем опыте по формированию у учащихся информационных компетенций я применяла работу с учебником. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы. За время обучения в школе, ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочиния; выполнять опыты, описанные в учебнике. Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником. Формирование умений и навыков работы с учебником в школе .Формирование умений и навыков работы с учебником в школе должно проводиться систематически. Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности. Например : работа с учебником после объяснения нового материала; чтение текста учителем с выделением главных мыслей; чтение текста учителем и составление плана прочитанного; составление учителем образца ответа по составленному плану; ответ учащихся по составленному плану; чтение текста учащимися и разбиение его на составные части; чтение учащимися текста и самостоятельное или с помощью учителя составление плана прочитанного. Работа с источниками информации, выработка умений работы с учебником. В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором . На примере урока по теме: «Отдел голосеменные растения» я продемонстрирую методы по формированию информационных компетенций.
Первый вариант работы с текстом.
Учитель: Откройте учебник на странице 66 . (Учебник 7класс Н.И.Сонин) и прочитайте текст в течение одной минуты. Ответьте на два основных вопроса: О чем говориться в тексте? Что вы узнали об этом в тексте? Ответ: В тексте говориться о том, что голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не образуют цветков. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями, за что голосеменные получили свое название. Появление семени – это важный этап в эволюции растений.
В семени есть запас питательных веществ, который питает зародыш. Семенной покров защищает зародыш от неблагоприятных условий. Голосеменные произошли от первичных разноспоровых папоротников, вымерших в начале каменноугольного периода.
Второй вариант работы с текстом
. Чтение текста и составление к нему плана. Прочитайте текст учебника стр.66-69. . (Учебник 7класс Н.И.Сонин) Разделите текст на абзацы. Подберите название для каждого абзаца. Поставьте вопрос к каждому абзацу и ответьте на них. Например: Данный текст содержит 9 абзацев. 1. Голосеменные растения.2.Происхождение голосеменных растений.3.Классификация голосеменных растений.4.Особенности строение стебля голосеменных растений.5.Особенности строения листьев голосеменных растений. 6.Сосна –обоеполое ветроопыляемое растение. 7.Особенности строения мужских шишек сосны. 8.Особенности строения женских шишек сосны.9.Оплодотворения и развитие семени сосны.
Третий вариант работы с текстом
. Поабзацевое чтение. Учащиеся разбиваются на два варианта либо на группы. Каждая группа или вариант получает свое задание : проработать свой абзац. Учитель. Прочитайте текст учебника на стр.67-68. (Учебник 7класс Н.И.Сонин) с предложения: «В стебле на поперечном разрезе различают тонкую кору, внутреннюю часть которой составляет луб, хорошо развитую древесину и плохо выраженную сердцевину, состоящую из рыхлой запасающей ткани паренхимы. ….»до размножения хвойных. Начиная с этого предложения , выделяем два абзаца. Ответьте на два вопроса: о чем говориться в тексте? Что говорится в тексте об этом? Учитель: О чем говорится в первом абзаце? Что говорится об этом? Ответ. В этом тексте говорится о строении стебля.В стебле на поперечном разрезе различают тонкую кору, внутренняя часть коры луб, древесина хорошо развита, сердцевины немного. Сердцевина состоит из рыхлой запасающей паренхимы. В старых стволах сердцевина едва заметна. Древесина голосеменных состоит из трахеид – это мертвые клетки веретенообразной формы с толстыми оболочками. Древесина выполняет две функции: проводящую и опорную. Паренхима в древесине очень мало или она совсем отсутствует. В коре есть смоляные каналы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами. Все это создает аромат хвойного леса. Учитель: О чем говорится во втором абзаце? Что говорится об этом?
Ответ.Во втором абзаце говорится о листьях хвойных голосеменных растений. Листья у большинства хвойных голосеменных жесткие, игольчатые и не опадают в неблагоприятное время года. Листья голосеменных называются хвоей. Иголки покрыты толстой кутикулой – слоем особого вещества, выделяемые особой тканью – кожицей. Устьица погружены в ткань листа , что снижает испарение воды. Замена игл происходит постепенно в течение всей жизни растения.
Четвертый вариант работы с текстом:
Самостоятельная работа с текстом во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. Например: Прочитайте текст стр.67-68. (Учебник 7класс Н.И.Сонин) . Разберите текст на составные части. Дайте название каждой части. Эту часть текста разделим на два абзаца, их озаглавим первый особенности стебеля, а второй особенности строения листьев голосеменных растений. Следующим этапом в каждой выделенной части разобьем на элементы и установим причинно-следственные связи. Строение стебля, особенности строения древесины, особенности сердцевины, причины аромата хвойного леса. Строение листьев, особенности хвои, строение толстой кожицы-кутикулы, взаимосвязь расположения устьиц и испарения воды
Пятый
вариант работы с текстом. Чтение текста с комментариями .Прочитайте текст. Определите главный предмет изучения.Определите понятия которые рассматриваются в этом тексте. Установите взаимосвязь предмета узучения и процессов.
Шестой вариант.
Работа с текстом. Чтение текста и заполнение таблиц, схем, карточек. Прочитайте текст учебника стр.66-69. (Учебник 7классН.И.Сонин) Заполни таблицу. Особенности голосеменных Характеристика Название отдела Произошли от Эволюционное приобретение Распространены Жизненные формы Органы растения
Стебель ( ствол) Листья Спорофит Гаметофит Семя Роль в природе Значение для человека


Седьмой
вариант работы с учебником. Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями. Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована. Например работа с инструктивной картой. Прочитайте текст учебника стр.66-68. . (Учебник 7класс Н.И.Сонин) Задание 1.Обсудите и подчеркните правильные утверждения ( первое предложение образец): 1.Какие растения называют голосеменным? ( которые образуют- семена, цветки , плоды, коробочки со спорами, спорангии со спорами) . 2. Что считается важный этап в эволюции голосеменных растений ?(Появление листьев, появление шишек, настоящих корней, древесных стеблей, спор, семян, оплодотворение независимое от воды.) 3.Какие жизненные формы имеются у голосеменных?( Травы,кустарники, лианы, деревья.) 4. Какие классы входят в состав отдела голосеменных? (Хвойные, гинговые, моховидные,хвощевидные, саговниковые, эфедровые.) 5.Какие основные слои имеется у ствола сосны?( Толстая кора, тонкая кора, хорошо развитая сердцевина, плохо развитая сердцевина.) 6. Из каких тканей состоит древесина сосны?( Паренхимы, лубяных волокон, ситовидных трубок, трахеид-мертвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками.)
7. Что в коре и в древесине сосны создают аромат хвойного леса?(Смоляные каналы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами. Эти вещества называются фитонцидами.) 8.Какие листья у большинства хвойных? ( Широкие, двулопастные, жесткие, игольчатые , покрытые толстой кутикулой.) 9. Где находятся устьица листьев хвойных?( На поверхности листа, погружены глубоко в ткань листа.) 10. Какое значение имеют хвоинки? ( Защищает растение от неблагоприятных воздействиях окружающей среды - от засухи, от испарения, от жары, от холода). 11. У каких голосеменных листья напоминают листовую пластинку пальм? (саговники, гинго, эфедра, секвоя.) 12.Каких голосеменных относят к хвойным растениям? Сосну, можжевельник, ели, саговники, секвойи, тис, гинго, вельвичию.) 13.Какие голосеменные листопадные растения? (Лиственница, сосна, можжевельник .) 14. Какие признаки характерны для женских шишек сосны? ( Растут -тесными группами, одиночно, на основании молодых побегов, на верхушках молодых побегов, красноватого цвета, желтого цвета.) 15.Какие признаки характерны для мужских шишек сосны?( Растут- тесными группами, одиночно, на основании молодых побегов, на верхушках молодых побегов, красноватого цвета, желтого цвета.) Задание 2. Вставьте в тексте пропущенные слова. У семенных растений процесс оплодотворения не зависит от…(воды)…… Шишки представляют собой видоизмененные …(побеги)..Из оплодотворенного семязачатка развивается ……(зародыш) семени с запасом…(питательных) веществ. У сосны между опылением и оплодотворением проходит …..(12-14 месяцев). Семена с … (крылышками) высыпаются из шишек и разносятся….(ветром), попадая в почву … ( прорастают). Задание 3. На рисунке представлен цикл развития сосны . Расшифруйте каждую цифру (1-9). Составьте рассказ о размножении сосны.
Задание 4. По коллекции шишек и гербариев голосеменных растений определите к каким видам они относятся. В чем их сходство и отличие? Какие из этих растений вы встречали в природе? Какие голосеменные растения вам нравятся больше всего? Почему люди с заболеваниями органов дыхания предпочитают санатории в хвойных лесах? Итоги урока. Что вы сегодня узнали на уроке? Какая была основная цель урока? Как вы узнали об этом? Что было труднее всего? Что больше всего понравилось? Как вы трудились на уроке? Поставь себе оценку за урок. Запиши в дневник дом.задание. Учебник 7 класс стр.66-69.Приготовить доклады , сообщения, кроссворды о голосеменных растениях. Работа с инструктивной картой предполагает самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя, учащиеся сдают учителю инструктивные карты для проверки. Учащиеся также отвечают устно на вопросы и задания инструктивной карты.
Работа с рисунками и фото.
Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что
изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его. Работа с рисунком помогает анализировать происходящие процессы. Например: Учитель. Мы выяснили, что голосеменные размножаются семенами. На рисунке стр.69(Учебник 7класс Н.И.Сонин) показано размножение сосны. Внимательно изучите рисунок. Что показано на фотографиях ( левый ряд страницы) ? Какую информацию нам хотел передать автор фото? Ответ. Автор фото сообщил нам, что на сосне образуются мужские и женские шишки, у которых созревают половые клетки. Внизу фото проростки сосны, которые по-видимому выросли из семени. На фотографиях хорошо видно, что мужские шишки желтого цвета, их много. Женские шишки находятся на самой верхушке побега и они, в отличие от мужских маленькие и красного цвета. Учитель. Молодцы! Вы внимательны. А, что нам хотел показать художник, который нарисовал цикл размножения сосны?( Рисунок справа) Ответ. Художник нарисовал размножение сосны. На женской шишке в чешуйке он нарисовал две яйцеклетки. А пыльцевых зерен со спермиями много . Пыльца летит и попадает на женскую гамету. Происходит оплодотворение. Так образуется семя- зародыш сосны. Семя имеет крылышки, чтобы лететь по воздуху и расселяться на большие расстояния. Семя попадает на землю и прорастает. Художник нарисовал проростки сосны. Сначала из семени выходит корешок и на рисунке видно, что проросток сосны питается за счет питательных веществ семени.
Учитель. Какой вывод можно сделать –из того что узнали? Семя- это зародыш голосеменных. Семя образуется при оплодотворении яйцеклетки сосны спермиями. Сосна ветроопыляемое растение. Пыльцы много и она легкая. Оплодотворение сосны не зависит от воды, поэтому голосеменные расселились по всему земному шару. Семя содержит питательные вещества, которые питают проростки сосны. Работа с учебником обучает давать определения понятиям. Например Учитель. Найдите в тексте на стр. 68 выделенные жирным шрифтом термины. Прочтите, что они обозначают. Запишите их в свой словарик. На доске эти термины тоже написаны :мужские шишки, микроспоры, пыльцевые мешки, пыльцевые зерна – мужской гаметофит, мегаспоры – женский гаметофит, семязачаток, женские шишки, яйцеклетка, эндосперм . Работа учащихся с учебником на уроке сопровождается объяснением учителя. Учитель планирует урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной деятельности ( групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских. Учитель. Сосна обоеполое ветроопыляемое растение. У основании молодых побегов образуются мужские шишки. Мужские шишки мелкие, овальные, желтые и собраны в тесные группы. Каждая мужская шишка состоит из оси и на ней чешуйки. На нижней стороне чешуйки по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца или
микроспоры. Из них формируется мужские гаметофиты – пыльцевые зерна. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Пыльцевые зерна. Пылинки сосны содержат два крупных пузырька, заполненных воздухом. Благодаря этому пыльца легкая и переносится ветром на десятки и даже сотни метров. Маленькие красноватые шишки, сидящие на верхушках побегов, тоже состоят из оси, на которой расположены чешуйки . Чешуи женских шишек попарно сливаются, а между ними развивается семязачаток. В ней образуется гаплоидная мегаспора. В результате ее многократного деления возникает женский гаметофит – обычно два половых органа с яйцеклеткой в каждом, и эндосперм, впоследствии питающий зародыш. Весной обильное количество пыльцы, доставляемое ветром, попадает на женскую шишку. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней – происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением происходит 12-14 месяцев. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с двойным ( диплоидным) набором хромосом – зиготу: это первая клетка спорофита. Спорофит преобладает над гаметофитом. После оплодотворения яйцеклетки из семязачатка развивается семя с запасом питательных веществ, которое одето защитными оболочками. На второй год после образования женской шишки и переноса пыльцы на нее микроспор семена с «крылышками» высыпаются, разносятся ветром и, попадая в почву прорастают. Учитель. Какой вывод сделаем по уроку ? Что вы узнали ? Ответ. Мы изучили особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны. Мы узнали, что голосеменные растения – это растения которые размножаются семенами, но в отличии от цветковых семя открыто, поэтому они так называются. В отличии от папоротникообразных для размножения им не нужна вода. Голосеменные – ветроопыляемые растения. Семя состоит из семязачатка, эндосперма и семенной кожуры. Новые знания закрепляются разными способами: лабораторной и практической работой, самостоятельными работами, работой с инстуктивной картой, работа со схемами и таблицами Лабораторная работа: « Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны». Цель: « Ознакомится со строением мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны» Оборудование: Микроскоп, лоток, пинцет, готовые микропрепараты «мужская шишка сосны» , «Женская шишка сосны», «Пыльца сосны», Зрелые шишки сосны.
Техника безопасности: При работе осторожно обращаться с микроскопом. Будьте осторожны при переводе объектива на большое увеличение. Аккурат- но работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат. Ход работы: 1) Рассмотрите мужские, желто окрашенные шишки сосны. 2) Рассмотрите микропрепарат «Мужская шишка сосны» моб микроскопом при малом и большом увеличении. Найдите пыльцу. Найдите воздушные пузырьки. 3) Рассмотрите внешний вид красновато окрашенной женской шишки первого года. 4) Рассмотрите зрелую шишку. Осторожно пинцетом отогните одну чешуйку и вынуть семя, лежащее под ней. 5) Рассмотреть семя, найти крылышко. 6) Зарисовать семя, подписать крылышко и само семя. 7) Сделайте вывод. Домашнее задание. Выучить стр.66-72 учебник, словарные слова в словарик, подпишите рисунки в рабочих тетрадях. Подготовить сообщения и доклады о многообразии голосеменных растений. Задание для работы с текстом В заключении хочу выделить, что работа с учебной книгой является главным и необходимым звеном в методике преподавания биологии в новых условиях ФГОС. В своей педагогической практике я выяснила, что на формирование компетенций у учащихся на уроках биологии и экологии влияют некоторые внешние и внутренние факторы. Успех обучения зависит от содержания уроков, от совершенствования методики, от системности применения этих методов, мастерства учителя, сложности и объема учебного материала, наглядности, информативности, актуальности, современности, практического значения и применения знаний в жизни, от индивидуально-психологических особенностей учащихся, от возрастных особенностей, половой принадлежности, национальных особенностей . Разработка методов и приемов по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках биологии и экологии может использоваться учителями биологии и экологии в своей практической деятельности.


В раздел образования