"Воспитание обучающихся как часть методической системы тренера"
Автор: Осинников Сергей Владимирович Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДЮСШ имени В. А. Сухарева" Населённый пункт: город Рославль Смоленской области Наименование материала: статья Тема: "Воспитание обучающихся как часть методической системы тренера" Раздел: дополнительное образование
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТРЕНЕРА
Современный спорт находится в поиске инновационных технологий
подготовки
игроков.
Анализ
литературы
и
практики
подготовки
команд,
изучение
тенденций
баскетбола
показывают,
что
коллективный
характер
деятельности
спортивной
команды
требует
индивидуального
подхода
к
игрокам, и педагогическое воздействие тренера на баскетболистов является
значимым средством повышения результативности.
Повышение качества тренировочного процесса неразрывно связано с
вопросами воспитания. Считаю необходимым постоянно совершенствовать
методические
приёмы
и
формы
педагогического
воздействия
тренера
на
воспитанников.
Функции педагогического воздействия:
1. Информационная. Выдача информации проблемного и стимулирующего
характера.
2.
Организующая.
Постановка
целей,
организация
и
регламентация
индивидуальной
и
командной
работы.
Регуляция
физической
и
познавательной деятельности и активности игроков.
3. Контролирующая. Контроль подготовленности игроков, их знаний, умений,
навыков.
4. Оценочно-корригирующая. Оценка и коррекция действий обучающихся.
Стимуляция
самооценки
и
взаимооценки
в
команде.
Организация
самокоррекции и взаимокоррекции у игроков.
5. Стимулирующая. Стимулирование баскетболистов через постановку целей,
их мотивация.
6. Фасилитативная. Содействие сплочению команды. Согласование действий
игроков, обеспечение психологического настроя в команде. Инициация
оказания взаимопомощи. Развивитие желания к совместной деятельности.
Важнейшей составной частью моей работы считаю общение между
тренером
и
игроками,
которое
с
точки
зрения
В.Н.
Платонова
является
систематическим,
сознательным,
целенаправленным
воздействием
на
процесс
подготовки
в
целом
и
на
отдельные
его
компоненты
с
целью
повышения
уровня
подготовленно сти
игроков
и
о бе с п еч е н и я
соревновательной деятельности.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том,
что тренер может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, на
учебно-тренировочных
сборах
в
спортивно-оздоровительных
лагерях
и
в
процессе повседневной деятельности обучающихся.
Работая с воспитанниками, тренеру нужно быть примером на работе и
вне
её.
Педагогическое
воздействие
не
может
быть
голословным.
Обучающиеся
должны
чувствовать
свою
значимость
для
коллектива,
в
котором они занимаются, для школы, в которой они учатся. Для этого мы
проводим следующие мероприятия:
– регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
– тематические праздники;
– проводы выпускников;
–
освещение
работы
секции
в
школьной
газете
и
на
школьном
телевидении.
Стали традиционными поездки ребят, входящих в сборную города, на
просмотры матчей команд высшего дивизиона России и Евролиги в Москву.
Неоценимую помощь в решении вопросов педагогического воспитания
детей оказывают их родители.
Вся это кропотливая, порой незаметная со стороны работа, приносит
свои плоды в виде повзрослевших отличных ребят и девушек, коллектива,
способного решать любые вопросы и, конечно же, грамот, медалей и кубков.