Напоминание

Значение математики. О цели предматематической подготовки ребёнка с психологической точки зрения


Автор: Вальнова Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №21 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для воспитателей из опыта работы
Тема: Значение математики. О цели предматематической подготовки ребёнка с психологической точки зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для воспитателей на тему: «Значение математики.

О цели предматематической подготовки ребёнка

с психологической точки зрения»
Разработала: Вальнова Марина Валентиновна Воспитатель МАДОУ ДС №21 «Звёздочка» город Нижневартовск. Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это, прежде всего, приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, её роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности её поведения в современном обществе, от её подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в т.ч. и компьютерной, требует от каждого определённого минимума математических знаний и представлений. Дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной школе, и поэтому данный «девятый вал» неминуемо начинает захлёстывать дошкольное образовательное звено. В конце XX в. появилось небывалое количество альтернативных дошкольных комплексных и парциальных (однопредметных) программ, в т.ч. и в обучении математике. Дискуссия о необходимости’ систематической предматематической подготовки ребёнка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубее, И.В. Песталоцци, В.А.Лая, А. Дистервега, С.И. Шохор -Троицкого и т.д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.). Практика
7 показала, что стихийное формирование предматематиче ских представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребёнок может только при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога. Такая предматематическая подготовка очень важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения. В этот период ребёнок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что задача, стоящая перед воспитателями детского сада, существенно отличается от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребёнку, а сформировать у него определенное отношение к миру, т.е. заложить основы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно понимать, что даёт то или иное знание маленькому растущему человеку. «Природа формулирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат Г.Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пестром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов, что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать её в каждом следующем частном случае заново. Самый простой пример: 3 + 2 всегда 5, о чём бы ни шла речь - о песчинках или планетах, о людях или цветах. Знакомство с математикой даёт детям первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек 'способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и
8 пропорциональность есть как в природе, так и а истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение к уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа как божественные принципы мироустройства. В наши дня со страниц популярных журналов мы узнаём о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека может помочь глубже понять его характер и природные задатки. Из популярной книги «За страницами учебника математика» (И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин) можно почерпнуть много интересных исторических сведений, в том числе и о том, как появились названия первых чисел: «... числом 3 обозначали весь окружающий человека мир - его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света - восток, юг, запад и север... У этих народов главную роль играло не число 3, а число 4. ... Число 40 встречается в старинных сказаниях. По одному из них во время всемирного потопа дождь шёл 40 дней и 40 ночей. В арабских сказках рассказывали про Али-Бабу и 40 разбойников...». Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратим внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль. Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую
9 теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных истории. Особая важность предматематического периода состоит в том, что в это время должно пройти становление и развития основных логических приёмов умственной деятельности, которые в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики обеспечат ребёнку оптимальный стартовый уровень для непосредственного знакомства с арифметическим материалом. Появление в интеллектуальном арсенале ребенка таких понятий, как «сегодня» и «вчера», «сначала» и «потом», позволяет перейти от накопления разрозненных впечатлений к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Если прежде ребенка интересовали отдельные предметы, теперь он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий, организовать в сознании ребенка поступающие впечатления дают возможность категории: время, пространство и мера, выражаемые с помощью числа. В первую очередь ребенку нужно дать возможность понять смысл слов, которые выражают каждую из этих категорий, а затем познакомить с преобразованиями, осуществляемыми в рамках этой системы. Формирование элементарных математических представлений, в конечном счёте, есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребёнке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание - функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и
1 0 самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Основа современных педагогических технологий - теория и практика деятельностного подхода. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Однако не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более, творческих. Интенсивно развитие способностей происходит только тогда, когда деятельность связана с положительными эмоциями. В.С. Юркевич отмечает, что творческие способности развиваются только в любимой деятельности. В работах психологов утверждается, что основным психологическим условием развития творческого потенциала обучающихся является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. Это положение в работах Р.Б. Стёркиной представлено рекомендациями: системе дошкольного образования необходимо больше внимания уделять личностному развитию ребёнка, акценты воспитания смещать с интеллектуального на социально- эмоциональное развитие. Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка. Воспитание у дошкольника общественно ценных мотивов поведения - одна из важных задач, стоящих перед дошкольными работниками. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольников способов и приёмов овладения деятельностью. А.В. Запорожец, З. Я., Неверович утверждают, что интеллектуальные эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения как усвоения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности дошкольника, в развитии его мышления. Такой же точки зрения придерживается и современный педагог А.А.
1 1 Пинский. Он, характеризуя педагогику переживания, пишет, что содержание образования должно быть ребёнком не только услышано, записано и в
1 2 полусознательном состоянии повторено у доски, но и должно быть пережито им, с включением его мотивационной, эмоциональной, волевой среды. В настоящее время принцип переживания используется самыми различными направлениями гуманистической педагогики («Концепция дошкольного воспитания»; программа «Радуга», и др.). Преподавание, основанное на этом принципе, обладает характерными особенностями, одна из таких особенностей - использование образности. Известны - потому кажутся понятными - выражения: образная речь, образное мышление, образное восприятие. Образ обычно в нашем представлении связывается с художественным началом, с художественным творчеством и, соответственно, противопоставляется научному понятию. Понятие предстает осмысленным, точным, аргументированным, а образ - размытым, субъективным, эмоционально окрашенным. По этой же причине понятийное мышление считается мышлением более высокого уровня и более сложным, чем мышление образное. Что «умнее»: искусство или наука? Этот вопрос из ряда вечных и, по- видимому, неразрешимых. Здесь необходимо заметить лишь следующее: понятийное мышление может развиваться только на основе образного. Оно не приходит «на смену» образному и не исключает его. Каким же образом формируется понятийное мышление? Достаточно ли для этого выучить определения и правила? С точки зрения педагогики переживания, задача педагога состоит в том, чтобы предложить ребенку образ, способный поразить, разбудить воображение, породить ассоциации. Образ обладает целостностью и одновременно многомерностью, многослойностью. В нем заложено игровое начало, так сильно привлекающего ребенка. То, что ребенок в данный момент не может воспринять с ясной осознанностью, не является для него непонятным - скорее, незаметным. Это
1 3 позволяет обращаться к образу вновь и вновь, обнаруживая подробности и новые смыслы. Образ обладает возможностью «опережающего развития», не травмирующего ребенка и органически связанного с его психикой. Воспринимать образ могут дети с разным уровнем когнитивного развития, но на разном уровне глубины. Когда образ становится основой преподавания, само преподавание приобретает новый качественный уровень, - становится художественным. «Образное слово», обращенное к маленьким детям, в первую очередь ассоциируется с поэзией и сказочностью.


В раздел образования