Способы организации деятельности суворовцев при анализе лирического произведения.
Автор: Борисова Юлия Сергеевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ФГКОУ УГCВУ МО РФ Населённый пункт: Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: Способы организации деятельности суворовцев при анализе лирического произведения. Раздел: полное образование
(русский язык и литература)
«Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного,
оставшегося за строками, пределами слов…Чтение – прежде всего
сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит,» -
высказывание М.И.Цветаевой сегодня звучит особенно актуально, так как
для нас с вами, преподавателей русского языка и литературы, проблема
чтения художественного произведения стоит уже давно, современный
ребёнок, тем более подросток, очень редко интересуется литературой, а
особенно классической, в потоке времени и информации его интересуют
абсолютно другие вещи: новые гаджеты, новая современная литература:
произведения Уилсона, Хокинга.
Таким образом, проблема внедрения Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС ООО) и проблема чтения в последнее
время, безусловно, являются одними из обсуждаемых проблем в нашем
обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются
ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести
обучающегося в режим саморазвития. Наша задача — помочь ребенку
образовать себя, сформировать свой образ. Путь, по которому этот образ
всегда формировался, — вхождение ребенка в культуру общечеловеческую и
культуру своего народа. А вот как это сделать в сегодняшних условиях, при
таких конкурентах, как Интернет, телевидение, мы, взрослые, должны
решить. Прежде всего противостоять любым безнравственным ценностям
может только культура, предмет «Литература» -это и есть часть культуры.
Сделать современных школьников компетентными читателями — это
цель и содержание литературного образования. Путь приобретения детьми
читательской компетентности— самостоятельный, глубокий, эстетический
анализ художественного текста, умение воспринимать текст как знаковую
систему, как систему образов, видеть способы создания художественного
образа, испытывать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь
создавать свои интерпретации художественного текста. Принципиальным
отличием современного подхода является ориентация стандартов на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами
понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания
в практической деятельности.
В современных условиях развития общества преподавание литературы
требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с
усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка,
его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства
личной ответственности как нравственной характеристики личности.
Основной акцент в системе школьного образования ХХI века делается на
интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает
необходимость формирования критического мышления, умения
ориентироваться в современном информационном пространстве и
«выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого
образования». Одна из основных целей урока литературы – активизация
познавательного интереса ученика к художественному произведению и
личности автора.
Чтобы художественный текст был воспринят обучающимся глубоко,
необходима активная деятельность, мотивами которой должны стать
потребность и интерес. Восприятие и понимание произведения читателем-
школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому
педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать
своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия.
Лирика — это основа родного языка, это наиболее яркий пример искусства
слова, доступный обучающимся. Поэтическое слово вливается в душу,
воздействуя на ум, чувства читателя всеми своими богатствами, в том числе
звуком, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего
сердца.
Нет универсального "ключа" к любому стихотворению, и каждый
лирический текст может требовать разных приемов анализа. Задача читателя
здесь в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". На уроках
изучения лирических произведений можно использовать примерный круг
вопросов анализа стихотворений.
1.
Кем и когда написано стихотворение?
2.
Какие жизненные события легли в его основу? Центральная тема
стихотворения. Многоплановость.
3.
Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь,
размышление, обращение к ... и т д.). Тематическое разнообразие
лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4.
Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5.
Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.
(Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения
автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ - переживание, в
котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей
определенного времени, класса, их идеалы).
6.
Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического
героя.
7.
Особенности построения: единое целое, деление на части, главки,
строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом,
лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8.
Средства поэтического языка (изобразительные средства языка,
особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация
лирического текста, с помощью которой создаются картины, образы,
передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя -
внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория,
метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика,
антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная,
разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые
композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь,
образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет,
музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис:
многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ
стихосложения.
9.
Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если
возможно - идея стихотворения
10.Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего
читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
В рамках такого подхода вырабатывается определённый алгоритм анализа
стихотворения. Обучающийся, осваивающий такой алгоритм, начинает
осознавать, что анализ поэтического текста - не цель, а увлекательный путь к
постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности
открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани
поэтического текста, богатые возможности художественных средств.
Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся
части анализа текста. На доске выстраивается общая таблица, которую
заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в
эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается
собственно анализируемый текст, а в правую - всё то, что определяет
истинный, глубинный смысл произведения. Частично группа может
подготовиться на самоподготовке, если задание слишком объёмно и
необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания
необходимо постоянно менять.
Анализ лирического произведения сначала лучше делать коллективно,
вместе с учителем, затем - в группах. Групповая работа позволяет ребятам не
только полно ответить на вопросы, но и научиться эффективно
взаимодействовать в процессе общения.
Например, при изучении темы «Художественный мир ранней лирики
Маяковского» в 11 классе на этапе урока первичная проверка понимания
материала можно предложить исследовательскую групповую работу над
текстами стихотворений.
1 группа – стихотворение «Нате!»
2 группа – стихотворение «Послушайте!
3 группа – стихотворение «А вы могли бы?»
Примерный план.
1.В чём смысл названия стихотворения?
2.Охарактеризуйте лирического героя.
3.Какова система образов стихотворения?
4.Какие средства выразительности использует поэт?
5.В чём состоит конфликт поэта с окружающим миром?
Задание: ответить на вопросы.
1)
Каким предстает в этом стихотворении лирический герой?
2)
Кому, по-вашему, могут быть адресованы эти строки?
3)
Каким ощущает себя лирический герой в этом мире?
А уже на этапе обобщения и систематизации знаний те же самые группы
будут выполнять следующие задания:1 группа – отметить особенности
поэтической лексики; 2 группа – отметить особенности поэтического
синтаксиса, словообразования; 3 группа – отметить особенности поэтической
фонетики. Дальнейшее изучение творчества В.В.Маяковского и обращение к
теме «Поэма «Облако в штанах»: проблематика и поэтика» на том же этапе
урока первичной проверки понимания можно предложить следующие
задания по группам:
1.
Рассмотрите сюжет и композицию 1 главы поэмы:проследите
сюжет как цепочку действий или переживаний (состояний)
лирического героя. Составьте сюжетную цепочку.Как построена
глава? Определите ее экспозицию, завязку, кульминацию,
развязку. Рассмотрите образы, особое внимание обратите на
ведущий образ лирического героя.
Сделайте вывод о роли сюжета, композиции в раскрытии образа лирического
героя.
2. Проследите по тексту первой главы, какие изобразительные
средства использует В. Маяковский, чтобы показать состояние лирического
героя. Раскройте их своеобразие и функциональную роль в обрисовке образа
лирического героя. Особое внимание обратите на роль метафор, сравнений,
гипербол, пейзажных зарисовок.
Сделайте вывод о роли изобразительно-выразительных средств в раскрытии
образа лирического героя.
3. Понаблюдайте за ритмикой поэмы, особенностями рифмы.
Графически изобразить ритм I главы. Исследуйте лексику, синтаксис,
фонетику поэмы, покажите их роль.
Сделайте вывод о роли лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в
раскрытии образа лирического героя.
Результатами наблюдений будет служить общая таблица, которую
заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в
эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается
собственно анализируемый текст, а в правую - всё то, что определяет
истинный, глубинный смысл произведения.
Такой подход при анализе лирического произведения позволяет
обучающимся ощущать себя главными участниками учебного процесса,
распределять деятельность и ответственность членов группы между собой,
давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.
При изучении стихотворения, творческого общения с ним в среднем
звене также важно качество анализа текста. Только умный и тонкий анализ
способен не разрушить художественную ткань лирического произведения,
способствовать его целостному восприятию.
В своей статье «И снова тучи надо мною…», посвящённой методике
анализа лирических стихотворений, М.Л. Гаспаров предлагает следующий
приём, который заключается в том, что при анализе стихотворения
необходимо сначала найти все существительные, потом прилагательные и
глаголы (группируя их тематически), т.е. «читать по частям речи». «Из этих
слов перед нами складывается художественный мир произведения: из
существительных – его предметный состав, из прилагательных – его
чувственная окраска, из глаголов – действия и состояния, в нём
происходящие» Этот подход учёный объясняет исходя из следующих
рассуждений: «Образ – это всякий чувственно вообразимый предмет или
лицо, т.е. потенциально каждое существительное; мотив – это всякое
действие, т.е. потенциально каждый глагол; сюжет – это последовательность
взаимосвязанных мотивов»
Например, при изучении поэзии Б.Л.Пастернака в 7 классе такой приём
легко использовать при анализе стихотворения «Июль»
Имена
существительные
Имена
прилагательные,
причастия
Глаголы
По дому, привиденье,
день, шаги над головой,
на чердаке тени,
домовой, дела,
в халате, к кровати,
скатерть со стола, ног у
порога, в вихре
сквозняка, с занавеской,
с танцоршей, до
потолка, баловник-
невежа, призрак и
двойник, жилец,
дачник отпускник,
роздых, дом, июль с
грозой, воздух,
комнаты, в одеже
пух одуванчиков,
лопух, домой сквозь
окна, растрепа,
липой и травой,
ботвой и запахом
укропа.
Приезжий,
недолгий, целый,
июльский,
таскающий,
вхожий,
говорящий, степной,
нечесаный,
пропахший,
июльский, луговой.
Бродит,
мелькают, бродит,
болтается, мешается,
крадется, срывает,
взвивается, сдаем.
После того, как задание выполнено в группах, необходимо сгруппировать
существительные тематически. Объекты дома: привиденье, шаги над
головой, на чердаке тени, домовой, дела, к кровати, скатерть со стола, ног у
порога и т.д. Объекты природы: в вихре сквозняка, июль с грозой, воздух,
пух одуванчиков, липой и травой, ботвой и запахом укропа. Танцорша,
баловник-невежа, дачник отпускник -предметы отдыха. Июль – летний
месяц, время отпуска и отдыха. Растрёпа, в халате – внешний вид человека.
Исходя из этого, можно сказать, что, во-первых, июль–главный образ в
стихотворении, слово июль дано в заглавии, в тексте это слово повторяется
три раза. Во-вторых, слово «дом»тоже повторяется трижды, следовательно,
мы можем считать его одним из главных объектов. В-третьих, образ месяца
«очеловечен»: «у июля» есть тень, ноги, халат, одежда и т.д.
Посмотрим теперь, какими прилагательными характеризуются эти
существительные, какие качества и отношения выделены в художественном
мире стихотворения. Июльский (повторяется дважды!) степной, луговой –
слова, характеризующие запахи. Прилагательные в стихотворении почти
отсутствуют, это создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать:
кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами при отсутствии
прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого
пришельца: бродит, мелькают, болтается, мешается, крадется, срывает,
взвивается; причастия: таскающий, вхожий, говорящий, нечесаный -
помогают увидеть картинку в действии, передают радостное настроение
автора. Таким образом, глаголы вместе с причастиями создают динамику
развития образов. Именно июль напоминает поэту о лёгком и свежем
времени года. Поэт называет июль и домовым, и растрепой, и дачником-
отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается
употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и разговорной лексики
(таскающий, растрепа).
Итак, из отдельных слов (существительных, прилагательных, глаголов)
мы получили словарь стихотворения «Июль». Большое число имён
существительных позволяет увидеть специфику его предметно-понятийного
мира.
Вопрос об анализе поэтического лирического произведения – один из
самых острых профессиональных вопросов. Никто не будет спорить, что
разговор о поэзии – сложная работа, требующая от учителя
литературоведческой, методической, психологической подготовки. И именно
от учителя зависит сделать эту работу не формальной, а интересной и
увлекательной для учеников.