Автор: Алешина Лилиана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик" Населённый пункт: г. Ноябрьск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Принцип организации развивающего пространства Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Муниципального образования город Ноябрьск
Принцип организации развивающего пространства
в логопедической группе с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовила воспитатель:
Алешина Л.И
2016 год
Период
от
рождения
до
поступления
в
школу
является,
по
признанию
специалистов
всего
мира,
возрастом
наиболее
стремительного
физического
и
психического
развития
ребенка,
временем
первоначального
формирования
физических
и
психических
качеств,
необходимых
человеку
в
течение
всей
последующей жизни.
Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и
психическом
развитии
детей
с
недоразвитием
речи.
Каждый
специалист,
работающий с детьми с ТНР, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной
формы
педагогической
деятельности,
которая
включает
в
себя
систему
взаимосвязанных
задач,
содержание
и
формы
ее
организации,
а
также
предполагаемые результаты.
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает
проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит
воспитание,
обучение и развитие человека (М.Н.Ахметова,
В.В.Караковский,
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.В.Сериков, А.А.Хуторской).
Педагогическое
пространство
рассматривается
как
система
взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок
и окружающие его люди. При этом следует помнить, что эта система реализуется в
условиях специально разработанной развивающей среды, представляющей собой
совокупность предметов группового помещения, основное назначение которых –
побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, любознательность.
Предметно - развивающая среда должна способствовать реализации режима
двигательной активности, т.е. быть средством совершенствования физиологических
процессов и функций, фактором, формирующего устойчивость детского организма
к
умственному
утомлению,
выполняющего
общеукрепляющую
и
здоровьесберегающую функцию.
- Как сделать предметно – материальную среду в логопедической группе
действительно развивающей?
Для того, чтобы было легче решить эти вопросы, остановимся на основных
принципах,
которые
полезно
иметь
в
виду
при
построении
развивающего
пространства в дошкольном учреждении.
В
«Концепции
по
дошкольному
воспитанию»
изложены
8
принципов
построения развивающей среды (автор В.А.Петровский).
Следует
отметить,
что
эти
принципы
тесно
связаны
с
положениями
дошкольной дидактики, являющейся составной частью педагогики развития.
Принципы
построения
развивающей
среды
в
группе
ТНР.
1.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
1.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
2.
Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
3.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Рассмотрим, как эти принципы должны быть реализованы в условиях
ДОУ.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться
к
позиции
ребенка,
а
ребенку
«подняться»
до
позиции
взрослого,
-
это
разновозрастная мебель. В современных ДОУ появилась такая мебель, которая
легко
трансформируется
и
дает
возможность
педагогу
ставить
столы
по
–
разному: в круг, буквой П, буквой Т. Психологи утверждают, что дети, сидя за
круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено,
поэтому они более активны в учебной деятельности. Педагогу важно помнить,
что у каждого человека – и у ребенка том числе – свои особые представления о
комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более
близкой «короткой» дистанции, другие – на более «длинной». В связи с этим
планировка группы должна быть такова, чтобы каждый ребенок мог найти себе
место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального
состояния, например, предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Основной смысл этого принципа в том, что дети и взрослые являются
творцами своего предметного окружения в дошкольном учреждении. Для того,
чтобы
это
стало
возможным,
окружающая
их
обстановка
должна
давать
возможность
разнообразных
изменений,
легко
трансформироваться.
Это
принцип
удается
воплотить
в
жизнь,
если
педагоги
тщательно
продумают
организацию среды в групповой комнате, исходя при этом, в первую очередь из
интересов
и
склонностей
своих
воспитанников.
Узнать
эти
интересы
и
склонности можно в ходе наблюдений за деятельностью детей, бесед с ними, с
их родителями.
Важно
соблюсти
некий
«баланс»,
с
одной
стороны,
приблизить
обстановку в группе к домашней, а с другой использовать такие элементы, с
которыми ребенок может активно действовать, но присутствие которых дома в
силу тех или иных причин, невозможно.
Такими привлекательными для ребенка элементами могут быть:
- стены, на которых можно рисовать;
-
ширмы
–
домики,
в
которые
можно
заходить
и,
находясь
в
них,
использовать для самых разных сюжетно – ролевых игр;
-
крупный
строительный
материал
(это,
например,
могут
быть
кубы,
парралелепипеды, арки, плоские маты и т.д., сделанные из поролона, обшитого
кожей), из которого можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и т.д.;
- сцена (подиум), на которой можно выступать;
-
оборудование
для
игр
с
водой
для
самого
разнообразного
экспериментирования;
- «улицы» с множеством дорог, по которым могут ездить машины;
При организации пространства в группе важно подключать к этому самих
детей,
которые
вносят
предложения
по
поводу
изменения
окружающей
обстановки.
Каждое
из
этих
предложений
внимательно
выслушивается
и
обсуждается, с точки зрения целесообразности и, конечно, безопасности.
Принцип стабильности – динамичности развивающей среды
Предметно – развивающая среда меняется в зависимости от возрастных
особенностей
воспитанников,
периода
обучения
и
реализуемой
педагогами
программы.
В соответствии с этим принципом, стабильность, неизменность элементов
окружающей среды сохраняется в той мере, в какой это обеспечивает надежность
и
защищенность
детей
от
нежелательных
воздействий
внешнего
мира,
гарантирует его устойчивость.
Наряду с этим изменения в обстановке – более или менее кардинальные –
происходят достаточно часто. Желательно, чтобы развивающее пространство так
или иначе менялось каждый раз в связи с изменением темы над которой работает
группа. Ребенок постоянно меняется, становится другим, и к этим изменениям он
приспосабливает окружающую его среду. В противном случае он перерастает ее,
она
становится
ему
неинтересной.
Следовательно,
необходима
такая
ее
организация, чтобы это было возможно – чтобы ребенок мог преобразовывать
среду
в
соответствии
со
своими
меняющимися
вкусами,
настроениями,
замыслами.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Пространство в групповой комнате должно быть организовано так,
чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами
деятельности, при этом не мешая друг другу. Это возможно при создании
центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценных
детских занятий – в первую очередь, таких, как:
* центр
общения
(пространство,
где
все
дети
группы
вместе
со
взрослыми могут сесть в круг и вести общие разговоры, дискуссии, беседы);
* центр сюжетно-ролевой игры и игры - драматизации;
* центр строительно – конструктивных игр;
* центр изобразительного искусства;
* театральный центр;
* центр развития сенсорики ;
* центр «Наш город»;
* центр
развития
речи
и
грамотности (включает
книжный
уголок,
разного
рода
игры,
иллюстрации,
фотографии
и
другое
оборудование,
предназначенное для развития речи детей, для их подготовки к освоению чтения
и письма, и, кроме того, такие детские творческие работы, как самодельные
книги, рассказы, стихи, сказки и т.д.);
* центр «Моя семья»;
* центр «Моя группа»;
* естественнонаучный центр и др.
Отдельно
хочется
остановиться
на
организации
развивающего
пространства в подготовительной к школе группе.
Подготовительная
к
школе
группа
–
последний
год
пребывания
дошкольника в детском саду и очень важный период в его развитии. Именно в
этом
возрасте
формируется
мотивация
обучения
в
школе,
появляется
потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются
познавательные
интересы.
Это
необходимо
учитывать
при
организации
развивающей
среды.
В
группе
необходимо
иметь
достаточное
количество
доступной
для
детей
справочной
литературы
по
разным
отраслям
знаний,
детские энциклопедии и папки с разнообразным иллюстративным материалом,
географические карты и атласы, глобус. Дидактические игры, имеющиеся в
группе, должны развивать познавательные интересы.
6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники в этом возрасте
используют
различные
виды
речи,
у
них
появляется
интерес
к
слову,
они
активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывая сказки и
рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у детей с общим
недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.
Для этого нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка
и экспериментирования со словом. Так, уголок «Будем говорить правильно»
необходимо оснастить картотекой разнообразных словесных игр, упражнений
для совершенствования грамматического строя речи, навыков языкового анализа
и синтеза.
Учитывая
интерес
шестилетних
дошкольников
к
работе
в
тетради
и
необходимость подготовки руки к письму, в данной возрастной группе следует
сделать акцент на развитие графомоторных навыков. Для этого необходимы
материалы для обводки по контуру и штриховки, шаблоны, штампы, прописи
для дошкольников, рисунки с недостающими деталями.
Для профилактики
нарушений
письменной
речи
можно
сделать
подборку
разнообразных
занимательных заданий: карточки с наложенными изображениями букв и цифр,
карточки
с
буквами
и
цифрами,
изображенные
точками;
карточки
с
«зашумленными» и заштрихованными буквами и цифрами и т.п.
В подготовительной к школе группе и логопед, и воспитатели должны
уделять
особое
внимание
состоянию
фонематической
системы
языка
своих
воспитанников, их способности к слуховой дифференциации фонем, так как
процесс постановки звуков уже завершен, и работа должна быть направлена на
дифференциацию их в речи. В уголке «Будем говорить правильно» желательно
иметь картотеку предметных картинок или специальные альбомы по развитию
фонематических процессов.
Пространственную среду необходимо организовать таким образом, чтобы
предоставить детям возможности для самостоятельного изучения окружающих
предметов, стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их
поведения,
дошкольники с общим недоразвитием речи могут испытывать в
такой
деятельности
определенные
трудности.
Они
могут
выполнить
определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком случае
взрослый должен стать равноправным партнером детей в их исследовательской
деятельности и оказывать им необходимую помощь.
В
возрасте
6-7
лет
происходит
активное
становление
ребенка
как
личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в
игре. Дети с удовольствием объединяются в небольшие группы для совместной
игры.
Это
тоже
учитывается
при
организации
жизненного
пространства
в
группе.
Дети
седьмого
года
жизни
с
удовольствием
участвуют
в
играх
–
соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.
Используемая литература
1.
Предметно
–
пространственная
развивающая
среда
в
детском
саду.
Принципы
построения, советы, рекомендации./Сост. Н.В.Нищева. – Спб., «Детство - ПРЕСС», 2014г.
2.
В.А.Петровский,
Л.М.Кларина,
Л.А.Смывина,
Л.П.Стрелкова
«Построение
развивающей среды в дошкольном учреждении», Москва 2013г.
3. Родионова Ю.Н., доцент МГПИ, Москва. Журнал ЛОГОПЕД №5 2012;