Напоминание

Статья "Моя Россия. Мой город"


Автор: Слободчикова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ № 71 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Статья по патриотическому воспитанию дошкольников
Тема: Статья "Моя Россия. Мой город"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Патриотическое воспитание: моя Россия, мой город» Дошкольный возраст, будучи важнейшим этапом становления личности человека, является наиболее благоприятным периодом для создания предпосылок гражданских качеств и формирования высших социальных чувств, таких как патриотизм. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, поэтому патриотические чувства к Родине необходимо прививать через восхищение и любовь к природе, искусству, родным людям, детскому саду, родному городу и своему народу. Такие чувства могут возникнуть только в результате длительного, систематического, целенаправленного воздействия на ребенка посредством разнообразных видов деятельности. Важность и актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников определили тематическую направленность моей педагогической деятельности в течение девяти месяцев, в ходе которых был реализован проект "Моя страна, Мой город ". Метод проекта был выбран в качестве педагогической технологии, как наиболее актуальная и эффективная модель обучения. Проект направлен на формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историко-географическими, социальными особенностями и национальной культурой родного края. Задачами проекта стали: формирование понятия и чувства принадлежности к малой Родине, воспитание чувства любви к семье, детскому саду, развитие интеллектуальных, творческих способностей и навыков исследовательской деятельности у детей, а также приобщение родителей и социальных партнеров к процессу патриотического воспитания. Проект был реализован в ходе четырех этапов: ценностно- ориентационного, конструктивного, контрольно-рефлексивного и презентационного. По итогам проведенной работы ожидались следующие результаты: -для детей: сформирована осознанная радость и гордость за свою малую Родину, достигнуто объединение детей общими впечатлениями, эмоциями, переживаниями, раскрыты интеллектуальные и творческие способности, сформированы навыки суждений и оценок; -для педагогов: проанализирован процесс усвоения знаний о родном городе, поддержано желание детей быть активными участниками на протяжении всего проекта; -для родителей: поддержан у ребенка интерес и желание больше
узнать о своем городе, предоставлена возможность ребенку пережить успех, повышена активность родителей в процессе воспитания патриотизма у детей, расширены и систематизированы знания родителей о процессе воспитания патриотических чувств у детей; -для социальных партнёров: дети привлечены к участию в выставках, конкурсах, городских концертах, спортивных соревнованиях. Первым шагом реализации ценностно-ориентационного этапа стало проведение мониторинга детей и анкетирование родителей, в результате которых были выявлены следующие проблемы: недостаточные знания детей о родном городе, невнимание родителей к теме патриотического воспитания. В соответствии с выявленными проблемами была поставлена цель - формирование у детей понимания того, что город, в котором они живут, является их малой Родиной и приобщение родителей, социальных партнёров к процессу воспитания патриотических чувств у детей. Во время подготовительного этапа была проведена обширная исследовательская деятельность, как со стороны воспитателей и воспитанников, так и со стороны родителей. В результате проведенного исследования была подобрана соответствующая методическая литература, собрана информация о родном городе в виде фотографий, иллюстраций, статей, фильмов. Уголок по патриотическому воспитанию дополнили картой России, символикой страны, альбомами «Моя страна», «Наша армия», «Слава воинам победителям». Второй конструктивный этап был наиболее длительным и значимым для реализации проекта. В ходе этого этапа были поставлены задачи для педагогов, детей, родителей, социальных партнеров. Разработан план по реализации задач. Определены основные формы работы с детьми: прогулки по городу, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, беседы, художественное творчество и продуктивная деятельность, показ фильмов о городе, музыкально- тематические развлечения для детей, разучивание песен и стихов о родном городе, участие в городских мероприятиях, опыты и эксперименты, театрализованная деятельность, составление рассказов. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников велась по следующим направлениям: духовно-нравственному, культурно- историческому, гражданско-правовому и военно-патриотическому. Формы работы по духовно-нравственному направлению: чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры
«Папа и я - мамины помощники», «Если мама устала» , оформление альбомов «Наша дружная семья», «Наш любимый детский сад», слушание музыки, экскурсии по памятным местам города, участие в конкурсе творческих работ «Младшие друзья» , участие в акции «Посади дерево». Формы работы по культурно-историческому направлению: беседы «Откуда я родом», «Как я и моя семья оказались в этом городе», «Когда был построен наш детский сад» , и др., экскурсии по территории детского сада, прогулки по микрорайону, экскурсия в Парк культуры и отдыха, в детскую библиотеку. Формы работы по гражданско-правовому направлению: беседы «Что такое герб», «Что ты знаешь о флаге, гимне», пересказ текстов о гербе, флаге, гимне, рисование флага России, герба города, дорожных знаков, слушание песен о городе и др. Формы работы по военно-патриотическому направлению: оформление стенгазеты ко Дню защитника Отечества, чтение патриотической литературы, рассматривание картин, иллюстраций о войне, слушание музыки, разучивание стихов о войне, беседы «Воины Великой Отечественной войны», «Как хорошо, когда мир на земле». Третий контрольно-рефлексивный этап проекта был посвящён подведению итогов и определению эффективности проведенной работы. Анкетирование и мониторинг показали, что в ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о своем родном крае, у них появилось чувство осознанной радости, гордости за свой город, понимание того, что он является их малой Родиной. Помимо повышения качества знаний о родном крае, у детей наблюдался рост познавательной активности и повышение уровня социализации.


В раздел образования