Автор: Слободчикова Татьяна Александровна Должность: воспитатель логопедической группы Учебное заведение: МАДОУ № 71 детский сад комбинированного вида Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Статья по патриотическому воспитанию дошкольников Тема: Статья "Моя Россия. Мой город" Раздел: дошкольное образование
Статья «Патриотическое воспитание: моя Россия, мой город»
Дошкольный
возраст,
будучи
важнейшим
этапом
становления
личности человека, является наиболее благоприятным периодом для
создания предпосылок гражданских качеств и формирования высших
социальных чувств, таких как патриотизм. Следует учитывать, что в
дошкольном
возрасте
чувства
господствуют
над
всеми
другими
сторонами жизни ребенка, поэтому патриотические чувства к Родине
необходимо
прививать
через
восхищение
и
любовь
к
природе,
искусству, родным людям, детскому саду, родному городу и своему
народу.
Такие
чувства
могут
возникнуть
только
в
результате
длительного,
систематического,
целенаправленного
воздействия
на
ребенка посредством разнообразных видов деятельности.
Важность и актуальность проблемы патриотического воспитания
дошкольников
определили
тематическую
направленность
моей
педагогической деятельности в течение девяти месяцев, в ходе которых
был реализован проект "Моя страна, Мой город ". Метод проекта был
выбран в качестве педагогической технологии, как наиболее актуальная
и эффективная модель обучения. Проект направлен на формирование и
развитие патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с
историко-географическими,
социальными
особенностями
и
национальной культурой родного края.
Задачами
проекта
стали: формирование
понятия
и
чувства
принадлежности к малой Родине, воспитание чувства любви к семье,
детскому саду, развитие интеллектуальных, творческих способностей и
навыков исследовательской деятельности у детей, а также приобщение
родителей
и
социальных
партнеров
к
процессу
патриотического
воспитания.
Проект
был
реализован
в
ходе
четырех
этапов:
ценностно-
ориентационного,
конструктивного,
контрольно-рефлексивного
и
презентационного.
По
итогам
проведенной
работы
ожидались
следующие результаты:
-для детей: сформирована осознанная радость и гордость за свою
малую Родину, достигнуто объединение детей общими впечатлениями,
эмоциями, переживаниями, раскрыты интеллектуальные и творческие
способности, сформированы навыки суждений и оценок;
-для
педагогов: проанализирован
процесс
усвоения
знаний
о
родном
городе,
поддержано
желание
детей
быть
активными
участниками на протяжении всего проекта;
-для родителей: поддержан у ребенка интерес и желание больше
узнать о своем городе, предоставлена возможность ребенку пережить
успех,
повышена
активность
родителей
в
процессе
воспитания
патриотизма
у
детей,
расширены
и
систематизированы
знания
родителей о процессе воспитания патриотических чувств у детей;
-для
социальных
партнёров: дети
привлечены
к
участию
в
выставках,
конкурсах,
городских
концертах,
спортивных
соревнованиях.
Первым
шагом
реализации
ценностно-ориентационного
этапа
стало проведение мониторинга детей и анкетирование родителей, в
результате
которых
были
выявлены
следующие
проблемы:
недостаточные знания детей о родном городе, невнимание родителей к
теме
патриотического
воспитания.
В
соответствии
с
выявленными
проблемами была поставлена цель - формирование у детей понимания
того, что город, в котором они живут, является их малой Родиной и
приобщение родителей, социальных партнёров к процессу воспитания
патриотических чувств у детей.
Во
время
подготовительного
этапа
была
проведена
обширная
исследовательская
деятельность,
как
со
стороны
воспитателей
и
воспитанников, так и со стороны родителей. В результате проведенного
исследования
была
подобрана
соответствующая
методическая
литература, собрана информация о родном городе в виде фотографий,
иллюстраций,
статей,
фильмов.
Уголок
по
патриотическому
воспитанию дополнили картой России, символикой страны, альбомами
«Моя страна», «Наша армия», «Слава воинам победителям».
Второй
конструктивный
этап
был
наиболее
длительным
и
значимым для реализации проекта. В ходе этого этапа были поставлены
задачи
для
педагогов,
детей,
родителей,
социальных
партнеров.
Разработан план по реализации задач. Определены основные формы
работы
с
детьми:
прогулки
по
городу,
экскурсии,
чтение
художественной
литературы,
сюжетно-ролевые
игры,
дидактические
игры,
подвижные
игры,
беседы,
художественное
творчество
и
продуктивная
деятельность,
показ
фильмов
о
городе,
музыкально-
тематические развлечения для детей, разучивание песен и стихов о
родном
городе,
участие
в
городских
мероприятиях,
опыты
и
эксперименты, театрализованная деятельность, составление рассказов.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников велась по
следующим
направлениям:
духовно-нравственному,
культурно-
историческому, гражданско-правовому и военно-патриотическому.
Формы работы по духовно-нравственному направлению:
чтение
художественной
литературы,
сюжетно-ролевые
игры
«Папа и я - мамины помощники», «Если мама устала» , оформление
альбомов «Наша
дружная
семья»,
«Наш
любимый
детский
сад»,
слушание музыки, экскурсии по памятным местам города, участие в
конкурсе
творческих
работ «Младшие
друзья» , участие
в
акции
«Посади дерево».
Формы работы по культурно-историческому направлению:
беседы «Откуда я родом», «Как я и моя семья оказались в этом
городе», «Когда был построен наш детский сад» , и др., экскурсии по
территории детского сада, прогулки по микрорайону, экскурсия в Парк
культуры и отдыха, в детскую библиотеку.
Формы работы по гражданско-правовому направлению:
беседы «Что
такое
герб»,
«Что
ты
знаешь о
флаге,
гимне»,
пересказ текстов о гербе, флаге, гимне, рисование флага России, герба
города, дорожных знаков, слушание песен о городе и др.
Формы работы по военно-патриотическому направлению:
оформление
стенгазеты
ко
Дню
защитника
Отечества,
чтение
патриотической литературы, рассматривание картин, иллюстраций о
войне, слушание музыки, разучивание стихов о войне, беседы «Воины
Великой Отечественной войны», «Как хорошо, когда мир на земле».
Третий контрольно-рефлексивный этап проекта был посвящён
подведению
итогов
и
определению
эффективности
проведенной
работы. Анкетирование и мониторинг показали, что в ходе реализации
проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о
своем
родном
крае,
у
них
появилось
чувство
осознанной
радости,
гордости за свой город, понимание того, что он является их малой
Родиной. Помимо повышения качества знаний о родном крае, у детей
наблюдался
рост
познавательной
активности
и
повышение
уровня
социализации.