Автор: Кожевникова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Устьвашская средняя общеобразовательная школа" СП детский сад "Кораблик" Населённый пункт: Лешуконское Наименование материала: Статья Тема: Темперамент детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Темперамент детей дошкольного возраста.
Воспитатель
Кожевникова Ольга Николаевна
МБОУ «Устьвашская средняя
общеобразовательная школа
структурное подразделение
детский сад «Кораблик»
Темперамент детей дошкольного возраста
Темперамент
( л а т .Temperamentum —соразмерность–надлежащее
соотношение
частей ),
особенности
психики,
объясняющие
образ
действий
человека
в
той
или
иной
ситуации.
Отражает
динамическую,
а
не
содержательную сторону психической деятельности. Темперамент составляет
основу развития характера.
От темперамента человека зависит:
*
Скорость
возникновения
психических
процессов(например,
скорость
восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.
п.);
* Пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и
переключения;
* Темп и ритм деятельности;
* Интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность
воли);
*
Направленность
психической
деятельности
на
определенные
объекты
(экстраверсия или интроверсия)
Особенности высшей нервной деятельности у детей проявляются
более ярко, чем у взрослого. Они ещё не прикрыты индивидуальной работой и
шаблонами
жизни.
Черты
темперамента,
хотя
они
и
врождённые,
могут
поддаваться
воздействию
и
в
некоторой
мере
изменяться.
Кроме
того,
у
взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе
внешнего поведения.
Виды темпераментов:
Сангвиник
Маленький сангвиник - сильный, подвижный, с уравновешенной нервной
системой. Они активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят
быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное,
жизнерадостное настроение, без резких переходов. Ребёнок быстро засыпает и
легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к
спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая
приспособляемость к любым условиям. Дети этого типа легко вступают в
контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке,
причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на
всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются
самыми различными явлениями.
Рекомендации для родителей:
- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его
действия и поступки;
- важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на
необходимость уборки за собой игрушек и.т.д.;
- следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с
хорошим качеством выполнения;
- небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав
конечный итог добросовестной работы;
- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой
смены деятельности
- воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и
устойчивых отношений
Меланхолик
Маленькие
меланхолики
–
дети
со
слабой
нервной
системой
–
характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают
высокую реакцию даже на слабые раздражители. Он громко не кричит, не
смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен,
предпочитает
спокойную
деятельность,
не
требующую
движений.
Ему
не
свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и
умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в
одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его
утомляют.
Всякий
нажим
ещё
более
усиливает
усталость.
Резкий
тон,
принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика.
Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные
недостатки
ребёнка
меланхолика.
И
в
то
же
время
дети
очень
чуткие,
отзывчивые и сильно привязаны к своим друзьям и понимающим взрослым.
Рекомендации для родителей
- необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время
следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться
шумных игр;
- категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос,
подчеркивать перед другими его недостатки;
- следует чаще хвалить малыша;
- нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
- следует привлекать меланхолика к совместному со взрослым труду.
-ребёнку полезно заниматься спортом
Холерик
Ребенок холерик имеет сильную, подвижную, неуравновешенную
нервную
систему
с
преобладанием
процесса
возбуждения
над
процессом
торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер.
Поведенческие реакции малыша проявляются в крайностях: ребенок не плачет,
а рыдает, не смеется, а заливается, не сердится, а впадает в ярость. Ребенок
имеет выразительную мимику, его жесты порывисты, а речь громкая и быстрая.
Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить
себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и
руководят
ими,
пытаются
руководить
и
взрослыми.
Ребёнок
с
возбудимой
нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и
сразу же включается в обычный жизненный ритм.
Рекомендации для родителей:
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без
уговоров;
- к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует
ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только
спокойные занятия и игры;
- нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование
и конструирование;
- при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением
и соблюдать правила игры;
- приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать,
говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
- очень важно соблюдать строгий распорядок дня.
Флегматик.
Ребёнок-флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную
нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит,
проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики
трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время
вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко,
плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже
особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между
словами.
Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности,
добросовестности, надёжности во всех проявлениях, отрицательные – вялость,
низкая активность, замедленный темп действий.
Рекомендации для родителей:
-следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег,
игры-соревнования;
- нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
- чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
- не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не
приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
- нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.
-
не
следует
отстранять
ребёнка
от
той
деятельности,
которая
требует
приложения усилий
Знание черт темперамента помогает находить подход к ребенку. Ведь
понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и
теми же методами. Учет типа нервной системы позволяет более качественно
подойти к вопросу воспитания успешной личности.