Напоминание

Темперамент детей дошкольного возраста


Автор: Кожевникова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Устьвашская средняя общеобразовательная школа" СП детский сад "Кораблик"
Населённый пункт: Лешуконское
Наименование материала: Статья
Тема: Темперамент детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Темперамент детей дошкольного возраста.
Воспитатель Кожевникова Ольга Николаевна МБОУ «Устьвашская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение детский сад «Кораблик»

Темперамент детей дошкольного возраста

Темперамент

( л а т .Temperamentum —соразмерность–надлежащее

соотношение

частей
), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.
От темперамента человека зависит:
* Скорость возникновения психических процессов(например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); * Пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения; * Темп и ритм деятельности; * Интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); * Направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия)

Особенности высшей нервной деятельности у детей проявляются более ярко, чем у взрослого. Они ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера. Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.
Виды темпераментов:

- сангвиник (живой); - меланхолик (слабый); - холерик (безудержный); - флегматик (спокойный).
Характеристики темпераментов.

Сангвиник
Маленький сангвиник - сильный, подвижный, с уравновешенной нервной системой. Они активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.
Рекомендации для родителей:
- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки; - важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек и.т.д.; - следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качеством выполнения;
- небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы; - важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности - воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений
Меланхолик
Маленькие меланхолики – дети со слабой нервной системой – характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают высокую реакцию даже на слабые раздражители. Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка меланхолика. И в то же время дети очень чуткие, отзывчивые и сильно привязаны к своим друзьям и понимающим взрослым.
Рекомендации для родителей
- необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр; - категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
- следует чаще хвалить малыша; - нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей; - следует привлекать меланхолика к совместному со взрослым труду. -ребёнку полезно заниматься спортом
Холерик
Ребенок холерик имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Поведенческие реакции малыша проявляются в крайностях: ребенок не плачет, а рыдает, не смеется, а заливается, не сердится, а впадает в ярость. Ребенок имеет выразительную мимику, его жесты порывисты, а речь громкая и быстрая. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Ребёнок с возбудимой нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм.
Рекомендации для родителей:
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров; - к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры; - нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
- при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры; - приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать; - очень важно соблюдать строгий распорядок дня.
Флегматик.
Ребёнок-флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности во всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
Рекомендации для родителей:
-следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования; - нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе; - чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу; - не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
- нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности. - не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

Знание черт темперамента помогает находить подход к ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.


В раздел образования