Напоминание

Формирование здоровьесозидательного пространства на самоподготовках


Автор: Рудьман Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Коррекционная школа-интернат №20 г.Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здоровьесозидательного пространства на самоподготовках
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Формирование здоровьесозидательного пространства на

самоподготовках
В России сегодня наблюдается низкий уровень общественного здоровья, следовательно одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, имеющей духовное, психическое и физическое здоровье, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества. В последнее время не только в нормативных документах, но и научных публикациях присутствуют направления обозначенные те рми н ом «здоровьесозидательные технологии». Термин «технология» отражает технократическую модель, доминировавшую в индустриальном обществе. Данная модель основана на жестком управлении и контроле ученика, технологической организации воспитательного процесса. Это «взгляд на человека как на программируемый компонент системы, объект самых разных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна свобода по отношению к возможному пространству деятельности» 1 . В С о ц и о - культурном информационном пространстве современного отечественного образования приобретает силу гуманистическая модель воспитания, которая с т р о и т с я н а в з а и м од е й с т в и и п ед а го г а и у ч е н и ка . П о н я т и е "Здоровьесозидание" предполагает созидание здоровья как качественно н о ву ю ха р а кт е р и с т и ку, д а н н ы й т е рм и н бл и з о к п о с м ы с л у здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение. Актуальность темы связана с необходимостью общества, человека, государства в здоровьесозидательном пространстве образования. Много времени человек уделяет обучению в образовательном учреждении, следовательно, ценность отношение здоровья тесно связана с деятельностью преподавателей. Должное внимание развитию, сохранению и укреплению здоровья уделялось не всегда, а также не рассматривалась оценка участия 1  Торохова, Е. И. Валеология: Словарь./Е.И. Торохова М.: Флинта: Наука, 2011. - 248с 1
образовательного процесса в корректировке психического состояния обучаемых. Технологии образовательного процесса не учитывали здоровьесозидательное пространство при обучении. В настоящее время задача каждого педагога заключается в осознании необходимых элементов здоровья учащегося, таких как его психическое, физическое состояние а также уровень нравственных и моральных принципов. Итак, мы определили три типа здоровья: во-первых, физическое здоровье, определяющее естественное состояние организма, связанное с нормальной работой всех его систем и органов. Если все системы и органы работают хорошо, то и весь организм человека будет правильно развиваться и функционировать. Во- вторых, "психическое здоровье, зависящее от работы головного мозга, оно выражается в качестве и уровне мышления, развитии памяти и внимания, степени эмоциональной устойчивости, развитии волевых качеств" 2 . В- третьих, здоровье нравственное, которое тесно связано с социальной жизнью человека. Характерными чертами нравственного здоровья являются: сознательное отношение к труду, овладение культурными ценностями, неприятие привычек и нравов, которые противоречат нормальному образу жизни. Главной задачей формирования здоровьесозидательного пространства на самоподготовках является организация режима обучения, которое бы способствовало высокой работоспособности ученика в течении всего периода самоподготовки, позволила бы избежать утомления и переутомления. Главными факторами риска при самоподготовке являются стресс, несоответствие технологий и методик проведения занятий самоподготовки, интенсивность процесса самоподготовки, нерациональность использования пространства и времени, некомпетентность педагогов в формировании правильного развития и здоровья детей. 2  Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие/Н.Н. Куинджи - М.: Аспект Пресс, 2012. - 139 с. 2
Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников необходимо объединить усилия врачей, педагогов, психологов и родителей. Самым важным для педагогического коллектива становится формирование здоровьесозидательного пространства на занятиях самоподготовки. Результатов можно достичь при целенаправленной и согласованной работе как самих педагогов, психологической службы и других структурных подразделений школы, так и при положительном влиянии людей, социума, которые окружают ребёнка за пределами школы. В этом случае, педагогическое пространство школы расширяется, что возможно, благодаря тесному взаимодействию с родителями. Утомление, переутомление быстрее возникают у детей, нежели у взрослых, это связано с особенностями нервной системы ребенка. Решить эту проблему - значит сохранить высокую работоспособность, избежать утомления и исключить переутомление школьников - возможно только при правильной организации их деятельности и его пространства. Больше всего на рабочее состояние организма школьника влияет структура занятий по самоподготовке. Как считают многие исследователи, структура занятия должна обладать гибкостью, и обязана учитывать динамику способности работы школьников. "В первые 3-5 минут занятия нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать возможность школьникам включиться в работу. В период следующие 20-25 минут нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить или заменить иным активным видом работы, иначе может развиться утомление" 3 . Таким образом, мы видим, что не всегда оправдывается практика, когда первая, наиболее продуктивная часть занятия отводиться игровой деятельности или подвижным видам деятельности. Лучше, эту часть занятия посвятить подготовке и закрепления нового материала, а активную и игровую деятельность перенести на вторую, менее продуктивную часть занятия. 3  Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие/Н.Н. Куинджи - М.: Аспект Пресс, 2012. - 139 с. 3
Сохранить высокую работоспособность на занятиях самоподготовки поможет грамотная регламентация длительности и последовательности разных видов деятельности. Переключение с одной деятельности на другую является микропеременой и исключает развитие утомления. Что касается самого здоровьесозидательного пространства, то здесь одним из главных моментов является гигиена самого пространства: она подразумевает чистоту, нормальную для работы температуру и влажность, рациональное освещение, присутствие соответствующих раздражителей, спо собствующих работоспособности в коллективе. Именно от этого может зависеть утомляемость а также возможность аллергических реакций у обучаемого. Присутствие на занятиях по самоподготовке специальных здоровьесозидательных видов деятельности: физкультурно-оздоровительных лечебно-реабилитационных, способствующих сохранению и развитию здоровья; гигиено-профилактических, обеспечивающих сохранение здоровья через организацию учебной деятельности; эколого-сохраняющих, подразумевающих развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой; обеспечение безопасности жизнедеятельности, подразумевающее обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах. Нормой считается сочетание этих видов, а также чередование, способствующих таким образом гармоничное развитие личности. Однообразность занятия приводит к утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что также может привести к утомляемости. Обеспечить возможность творческого вида деятельности, тоже является одной из основных задач формирования здоровьесозидательного пространства. Поэтому важным является применение методов, активизирующих инициативу и творческое самовыражение учащихся, е позволяющие им стать субъектами этой деятельности. Среди таких методов 4
следует назвать методы свободного выбора, включающие свободную беседу, выбор способов взаимодействия, проявление творчества и т.п. Также нельзя пренебрегать активными методами, например смена ролей ученик-учитель, чтение с действием, обсуждение в группах и т.п. Также для организации и формирования здоровьесозидательного пространства способствует применение аудиовизуального материала, требующего от аудитории не только запоминания, но и интерпретации в рамках темы, проблемы, поставленной учителем. Также не стоит исключать изменение поз и их чередование при выполнении заданий на самоподготовке. Степень естественности позы учеников на занятии самоподготовки может стать определенным индикатором психологической реакции на задание, учителя. Стоит подчеркнуть, что может быть запущен механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарной роли учителя, так как дети в его присутствии испытывают избыточное напряжение. Данное состояние повышает нервозность и не способствует работоспособности и качеству выполнения, усвоения материала. Физкультпаузы и физкультминутки являются обязательной составляющей для формирования здоровьесозидательного пространства при самоподготовке. Следует акцентировать внимание на их продолжительности - не более 15 минут, и содержание, а также важен при этом эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у учеников желания их выполнять. Та к же н е о бход и м о у ч и т ы ват ь и т е о р е т и ч е с к и й а с п е к т здоровьесозидательного пространства - включение в содержательную часть занятий, тем, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Необходимость выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, один из критериев педагогического профессионализма. Благоприятный психологический климат на самоподготовке служит одним из показателей успешности ее проведения: заряд положительных 5
эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие занятий на здоровье. Важным моментом при проведении самоподготовки в условиях здоровьесозидательного пространства является психическое состояние и психическое здоровье участников процесса самоподготовки: ученик-учитель. При взаимодействии учитель должен формировать у школьника положительную « Я - Концепцию», которая предполагает: во-первых, в каждом видеть уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё -создавать личности ситуации успеха, поддержки, одобрения, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ученику радость; во-вторых, понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству; в-третьих, помогать детям реализовать себя в деятельности. Формированию положительной Я- Концепции при самоподготовке способствуют разные приёмы педагогической техники. Эти приёмы универсальны для любого вида занятий или воспитательного мероприятия, для любой жизненной ситуации, в любых интерпретациях их эффективность проверена опытом работы: прием “Лестница” В данной ситуации учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. прием « Даю шанс» Предполагает заранее подготовленные педагогические ситуации, в которых воспитанник получает возможность неожиданно для самого себя раскрыть собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать. прием “Когда учитель плачет”. 6
Этот прием можно применять в случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим качествам детей будет понято и получит отклик. Как его применять – дело интуиции, опыта, и культуры педагога. Здесь надо все точно выверить, спрогнозировать все возможные реакции. прием “Следуй за нами”. Смысл этого приема заключается в выявлении дремлющей, затерявшейся мысли ученика, позволить ему получить радость нахождения в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих послужит для него как сигнал пробуждения, так и стимулом познания, и результатом усилий. прием “Эмоциональный всплеск” Главная роль здесь отведена учителю. Его слова, умение использовать экспромт, вдохновение, особый эмоциональный всплеск искреннего стремления помочь ученику создать успешную ситуацию. Огромный интеллектуальный потенциал скрыт в каждом ученике, если найти способ его активизировать, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где слово учителя порождает усилие, усилия порождают мысль, а мысль трансформируется в знание и ответную признательность. Таким образом появляется вера в себя и в успех. прием “Обмен ролями” О бм е н р ол я м и п о з в ол я е т в ы я в и т ь с к р ы т ы й п о т е н ц и а л интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей ученика. Они как бы создают важный прецедент на будущее, расщепляясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз данного приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив” прием “Эврика”. его суть заключается в создании условий, в которых ученик, выполняя самостоятельно учебное задание, приходит к выводу, неожиданно для себя, открывающему возможности ранее для него неизвестные. Он получает 7
интересный результат, дающий перспективу познания. Заслуга учителя состоит в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и поддержать ученика, дать ему новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение, но в данном приеме необходимо учесть, что во-первых, успех открытия надо терпеливо и долго готовить, открывать для ученика возможные связи, отношения между его достижениями и возможными перспективами, к которым он должен стремиться. Во-вторых, учащемуся следует внушать, что он способен достичь сложного и неприступного, что у него хватит ума и сил. В-третьих, ребенок должен быть уверен, что успех это прежде всего, заслуга его самого. прием « Линия горизонта» Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.  «Цветные карточки». В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.  Методика «Настроение». -Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! 8
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. -Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. -Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! Обращение к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Создание проблемной ситуации. Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Ролевой подход и как следствие - деловая игра. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью. Решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Прием авансирования. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый 9
вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. Акцент внимания каждого учителя на проблеме формирования здоровьесозидательного пространства школьников актуален сегодня не только на уровне организаций образования, но и на государственном уровне. Огромная ответственность за здоровье будущего поколения лежит именно на работников сферы образования.
Список использованной литературы
1. Зайцев, Н. К., Колбанов, В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2010. с. 148-153. 2. Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие/Н.Н. Куинджи - М.: Аспект Пресс, 2012. - 139 с. 10
3. Мазурова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений/Е.А. Мазурова -Барнаул 2009 4. Малярчум М.М. Культура здоровья (личностный и профессиональный аспекты) дис. .д-ра пед-наук 13.00.01.- Тюмень, 2009.-355 с. 5. Торохова, Е. И. Валеология: Словарь./Е.И. Торохова М.: Флинта: Наука, 2011. - 248с 11


В раздел образования