Личностно-ориентированный подход к учащимся на занятиях физической культуры и во внеурочной деятельности.
Автор: Мельник Вячеслав Владимирович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6" Населённый пункт: г. Салехард Наименование материала: Статья Тема: Личностно-ориентированный подход к учащимся на занятиях физической культуры и во внеурочной деятельности. Раздел: полное образование
города Салехарда
Доклад
на тему
: «Личностно-ориентированный
подход к обучающимся на занятиях по
физической культуре и во внеурочной
деятельности ».
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь»
(Китайская мудрость).
Среди различных проблем в нашем государстве особенно актуальной является
проблема здоровья .
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и
развития в школьном возрасте. Основными факторами, негативно влияющими на здоровье,
являются: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и
гиподинамия.
Она проявляется в усилении процесса депопуляции здорового образа жизни,
снижении двигательной активности учащихся. Физическая активность – естественная
потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении
всевозможных препятствий. Что же происходит на самом деле?
Подсчитано, что 80-85% дневного времени учащиеся находятся в статическом положении, даже
младшие школьники. Ходьба, бег, игры занимают лишь 15-20% времени суток. С момента
поступления в школу общая активность ребёнка снижается почти наполовину, и степень этого
снижения нарастает от младших классов к старшим. Учащиеся вынуждены не только
ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать
однообразную статическую позу, сидя за партой, находиться в замкнутом пространстве
школьных кабинетов, характер их движений регламентирован.
За последние 5 лет заболеваемость среди детей 7-14 лет увеличилась на 45%; численность
здоровых детей, которые идут в первый класс, уменьшилась на 34%; возрастает детская
инвалидность, количество хронических заболеваний; возрастает частота нарушения зрения,
осанки; увеличиваются нервно-психические нарушения. Более 50% детей губят своё здоровье,
употребляя алкоголь и никотин. Каждый пятый подросток 15-18 лет теряет свою личность,
употребляя наркотики.
Поэтому с раннего возраста у ребёнка необходимо формировать определённый двигательный
стереотип, определённое отношение к физкультуре и спорту.
Здоровье человека, по исследованиям учёных и социологов, на 20% зависит от наследственных
факторов, на 20% – от окружающей среды, на 10% – от развития медицины и на 50% – от образа
жизни. Следовательно, для решения проблемы здоровья нужно в первую очередь изменить образ
жизни.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность
является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно
как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся
в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих
интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и
культурных традиций.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования
определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности
(духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-
оздоровительное).
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в
конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика,
представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в
котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного,
обучаемого, творческого поведения в культуре . В качестве показателей успешной внеурочной
деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребёнка, его психическое
равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в жизни.
Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребёнка,
его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще, так и конкретным
людям, среди которых он живёт.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным
направлениям государственной политики в области образования.
Учителя физической культуры свою работу в основном строят по трём направлениям:
Внеурочная деятельность в школе.
Работа с родителями.
Внешкольная деятельность.
Очень важно, чтобы физкультурно-оздоровительные мероприятия во внеклассной спортивно-
массовой работе охватывали всех обучающихся, начиная с первого класса. Формы очень
разнообразны: спортивные секции по видам спорта, дни здоровья, соревнования, турпоходы, часы
здоровья , спортивные праздники.
Все спортивно-оздоровительные мероприятия направлены на пропаганду здорового образа жизни,
проводятся под девизом: «Здоровье – всей жизни основа, со школы его укрепляй» Секционная
работа в школе помогает найти ребятам занятия по душе. Наиболее популярные и многочисленные
футбольная , волейбольная, баскетбольная секции и секция ОФП дают возможность развивать
силовую выносливость. Соревнования – незаменимый помощник в пропаганде здорового образа
жизни.
Поэтому в своей работе я ставлю следующие цели:
- формирование у учащихся стойкой мотивации к сохранению своего здоровья;
- гармоничное развитие природных физических способностей и психологических качеств;
- использование способов физического воспитания в организации здорового образа жизни детей.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- формировать общее представление о физической культуре, её значении в жизни человека;
- проводить оценку физической подготовки с учётом диапазона реальных возможностей детей;
- осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и уровня их физического развития;
- внедрять здоровьесберегающие технологии и личностно ориентированный подход в обучении и
воспитании на уроках физической культуры ;
- расширять двигательный опыт, совершенствовать навыки жизненно необходимых двигательных
действий, использование их в повседневной игровой деятельности;
-
формировать
практические
навыки
путём
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями и организации активного отдыха;
- способствовать формированию осознанного отношения к здоровью.
Тем самым я стремлюсь к достижению следующих результатов:
- улучшению общего состояния здоровья учащихся;
- повышению уровня физической подготовки;
- повышению уровня развития физической культуры;
- улучшению состояния лечебно-оздоровительной и воспитательной работы;
- оптимизации уровня учебной и других нагрузок на организм учащихся;
- росту качества психологической помощи;
- позитивным изменениям в состоянии внешней социальной среды, микроклимата в классе,
школе и дома.
Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными
свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития
личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление
деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию
во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь
педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей,
становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых
способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости
реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Задача учителя физической культуры довести до сознания своих учеников, что только физически
здоровый, физически развитый человек, умеющий правильно управлять своим телом в полном
смысле этого слова, может быть по- настоящему подготовлен к взрослой жизни, что он вырастет
гармонически развитой личностью и будет больше иметь в жизни самых различных возможностей.
А как способствовать тому, чтобы учащийся стремился быть гармонически развитой личностью?
Ведь не секрет, что некоторые школьники идут на урок физкультуры далеко не с удовольствием,
боясь, что чего-то не смогут выполнить, думая, что будут смешны и т.д. Задача учителя найти к
каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его
возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение,
самореализацию, его физическое совершенствование и, как следствие, его стремление быть
гармонически развитой личностью. В этом и есть суть личностно – ориентированного подхода к
учащимся на уроке физкультуры. А реализуем мы его через следующие методические приёмы:
- владение учителем чувством педагогического такта , чувством меры в поведении и действиях,
которые включают в себя уважение достоинства ученика, справедливость по отношению к нему,
выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями и коллегами по труду;
- обладание чувством толерантности (терпимости), в основе которой лежит способность
учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть
выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач
профессионального воспитания учителя в условиях личностно – ориентированного обучения. В
современной школе есть хорошая база для воспитания в себе этого чувства - наша
многонациональность и социальная разнослойность;
- использование похвалы как средства поощрения (на основе знаний психологии). «Доброе
слово, что дождь в засуху.» Похвала пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых
учеников, она укрепляет их волю. Средствами могут служить ( видеоуроки о спортсменах
-паралимпийцах, олимпийских чемпионах, идр).Конечно, особую роль в реализации личностно-
ориентированного подхода играет знание учителем основ психологии. Учитель не сможет
построить свою работу в нужном русле, не зная психологических особенностей учеников. Ведь
дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у
одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. Поэтому необходимо
- использование адаптированной таблицы нормативов. Что это значит? Нынешняя
нормативная система оценки уровня физической подготовленности безнадёжно устарела. Поэтому,
целесообразно искать какие-то свои методы, критерии оценки, внедрять свой индивидуальный
подход к детям. Можно на основе тестирования определить уровень физической подготовленности
среднего ученика и адаптировать существующую нормативную программу к возможностям
каждого ребёнка, приходящего в спортивный зал. Такой подход будет более прогрессивен, потому
что норматив плох тем, что есть группа детей – хорошо физически развитых, имеющая хорошую
генетическую наследственность, и им не составляет труда сдать эти нормативы, и есть группа
детей практически здоровых, но имеющих какие-то физиологические особенности, и им эти
нормативы не по силам. Поэтому, получается нонсенс – одним сдавать их легко, другим сложно и
оценка абсолютно не объективна, а вклад в работу на уроке одинаков, а порой, наоборот, более
слабый ученик затрачивает намного больше сил и энергии.
- деление детей на медицинские группы. Всем известно, что существуют группы, на которые
медицинские работники школы делят учеников: основная, подготовительная, специальная
медицинская группа(СМГ) и освобождённые от урока физкультуры вообще. На группы дети
делятся по заболеваниям. И здесь, конечно, основа всех основ урока физкультуры. Если учитель не
будет подходить к каждому ребёнку индивидуально – беды не избежать. Чтобы реализовывать
дифференцированный подход было легче, списки детей, отнесённых к разным медицинским
группам находятся на рабочем столе учителя. Освобождённые дети всегда выполняют гимнастику
с основной группой, готовят рефераты, презентации, работают по учебнику физической культуры,
помогают в спортивных мероприятиях.
- индивидуальный подход по видам программы.
Программа по физкультуре для общеобразовательных школ разделена на IV основные вида: лёгкая
атлетика, гимнастика, лыжная или заменяющая таковую подготовка и спортивные или подвижные
(для начальной школы) игры. И здесь так же учитель должен знать у какого ученика ограничения и
в каком виде двигательной деятельности и, исходя из его индивидуальных возможностей и
медицинских показаний давать ему определённый режим нагрузки с определённой дозировкой.
– работа по тестам(карточкам). Перед началом каждой новой темы провожу теоретический
курс, отражающий необходимый для учащихся материал. В процессе урока ученики, по какой-то
причине не занимающиеся, могут «заработать» оценку, ответив на вопросы, прописанные в
тестам. Так же карточки используются и в практической части урока. Например: есть дети с
диагнозом НШОП (нестабильность шейного отдела позвоночника) и им, соответственно,
противопоказано выполнение кувырков. Для таких детей отводится отдельное рабочее место и
раздаются карточки с графическим изображением рабочего материала, который они должны
отработать. При этом обязательно назначается ответственный за эту группу детей (можно из
освобождённых от практических занятий), который следит за дисциплиной и выполнением
задания.
– индивидуальная работа для временно освобождённых от урока физкультуры. Практически
на каждом уроке есть временно освобождённые по каким-либо объективным причинам, но, как
правило, с огромным желанием заниматься. Таких ребят можно привлечь к помощи в организации
урока. Это может быть и подготовка инвентаря и оборудования и контроль за определённой
группой учащихся и помощь в оценивании и даже помощь в процессе проведения урока. Такой
способ работы очень мобилизует ребят и даёт им возможность с пользой отработать урок, не
занимаясь практикой.
–личностно-ориентированный подход в виде реферата. Этот метод применим к учащимся
среднего и старшего звена. Некоторым из ребят, особенно старшим девушкам, с трудом «даются»
некоторые виды программы. Почему бы не дать таким ученикам возможность «заработать» оценку
за знание теоретического материала по программе и умение отстоять свою точку зрения, т.к.
реферат не просто сдаётся учителю на проверку, а защищается его автором. Что касается
морально-этической стороны проблемы, думаю, что личностно-ориентированный подход
предполагает от учителя создать в классе атмосферу хорошего настроения.
Так внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания,
установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление
физического и психического здоровья. Способствует познавательному и эмоциональному развитию
ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.