Напоминание

Современные педагогические технологии на уроках биологии


Автор: Авдеева Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1451
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных педагогических технологий на уроках биологии с целью повышения качества обучения в рамках новых ФГОС Авдеева Наталья Ивановна учитель биологии ГБОУ Лицей № 1451, зав.кафедрой научно-естественного цикла Следуя потребностям современного общества, биологическое образование ставит целью помочь учащимся осмыслить наиболее общие биологические явления и закономер- ности, сформировать умения применять полученные теоретические знания для анализа конкретных ситуаций. Думается, что подлинное знание обнаружится у школьников позже, когда усвоенная часть биологического содержания станет достоянием личности, то есть элементом образованности человека Наша задача – сформировать необходимый минимум биологического образования и культуры для адекватного поведения и общения человека в цивилизованном мире. В сло- жившейся ситуации перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования в целях наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обще- стве. Для этого необходимо понимать, какое именно содержание способно формировать как предметные, так и надпредметные – общеучебные и общекультурные знания и умения. В общем виде эти знания и умения прописаны в стандартах образования. Государственный образовательный стандарт по биологии ориентирован на фор- мирование общей биологической грамотности, научного мировоззрения. В соответствии с Законом «Об образовании» учитель обязан обеспечить усвоение каждым учащимся обяза - тельного минимума содержания по одной из рекомендованных министерством программ. Задача учителя – организовать усвоение знаний путем максимально эффективной и обоснованной комбинации содержания образования, средств и методов обучения, орга- низационных форм работы. Задача квалифицированного учителя – заинтересовать учени- ка, побудить его к деятельности, создать условия для формирования биологического мировоззрения и выработки ключевых образовательных компетенций.
Только

использование

современных

педагогических

технологий

дает возможности учителю и ученику реализовать эти задачи.
Одной из современных педтехнологий является
Технология «Чтение и пись-

мо для развития критического мышления»
. Технология представляет собой со- вокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию кри - тического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. На основе этой технологии школь- ники обучаются добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, прини- мать решения на основе анализа информации. 0
Поэтому в нашей школе во главу угла мы ставим работу учащихся с текстом. Одним из приемов этой технологии является
Поабзацевое чтение.
Он позволяет до- биться более глубокого понимания учебного материала. Работая в паре, школьники знако - мятся с содержанием каждого абзаца, действуют по инструкции. Инструкция: 1. Запиши тему урока. 2. Прочитай абзац. 3. Ответь на вопросы: Какие новые слова встретились в тексте? Что они означают? О чем говорится в абзаце? О каких явлениях, событиях повествуется? Какова главная мысль абзаца? Как она связана с главной мыслью предыдущего абзаца? 4. Дать название абзацу и записать его в тетрадь. 5. Пересказать абзац друг другу. 6. Перейти к работе над другими абзацами. Используя этот прием, мы развиваем у учащихся не только информационные, но и ком- муникативные компетенции. Приведу пример.
Тема «Значение корней и их разнообразие» в курсе 6 класса.
Это 15 параграф по учебнику «Биология.6 класс» под ред. Пономаревой И.Н.. Возьмем один абзац: «Важнейшая функция корня - почвенное питание растений, т.е всасывание воды и ми- неральных веществ. Чем больше корней, тем лучше питается растение. Для увеличения объема корневой системы растения окучивают. Благодаря всасывающей способности корня растение получает из почвы соли калия, кальция, магния и фосфора, соединения азо- та и другие вещества, необходимые растению для обмена веществ, образования клеток и внутриклеточных структур. Например, без магния у растений не образуется хлорофилл» В результате работы учащихся по инструкции, можно получить следующее: Новые слова, выписанные учащимися, могут быть такими: Почвенное питание, минеральные вещества, окучивают, объем корневой системы, вну- триклеточные структуры, хлорофилл. Явления, о которых говорится в абзаце: питание растений, образование хлорофилла. Главная мысль: почвенное питание – всасывание воды и минеральных веществ - важ- ная функция корня. Основан на парной и коллективной работе и прием
«Чтение и суммирование

в парах».
Каждая пара получает фрагмент текста, разделенный на две части. Учащиеся договариваются между собой, какую часть каждый будет читать. После чтения школьники пересказывают друг другу прочитанное, называют фрагмент, записывают краткое содержа- ние и готовятся к презентации. Причем каждый представляет тот отрывок, который он услышал от партнера. Во время презентации другие школьники записывают в тетрадь на- звание фрагментов текста, задают вопросы, фиксируют краткое содержание. Интересным приемом этой технологии является
Чтение текста с пометками
(т.е. с одновременной его маркировкой). Этот прием направлен на развитие у учащихся навыков вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать инфор- мацию, применять полученные знания на практике либо в новой ситуации. Учащимся предлагается система пометок:  - «Знаю», галочкой помечается то, что было ранее известно
+
- «Узнал», знаком плюс отмечается новая информация.  - «Думал иначе», знаком минус отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям. 1

?
– «Хочу узнать», знак ставится, если у учащегося возникло желание узнать по- дробнее о чем-то
!
– «Запомнить», знак ставят, если хотят запомнить информацию. После обсуждения информации можно заполнить таблицу. Знаю Узнал Хочу узнать Представление информации в форме таблицы является важным этапом работы, когда учащиеся обрабатывают учебную информацию и представляют ее в индивидуаль - ном, переработанном виде. Такой вид деятельности направлен на развитие навыков пони- мания, анализа и синтеза информации, то есть формирование информационной компетен - ции. Интересным приемом обучения в сотрудничестве является прием
«Зигзаг»
(ажур- ная пила). Для работы учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Учебный матери- ал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, затем обсуждает его в группе, таким об - разом, каждый становится экспертом по определенному вопросу. Далее учащиеся обмени- ваются информацией с членами других групп как эксперты, затем возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной ра- боты выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слу- шать партнера, делать записи. Приведу пример.
7 класс. Тема «Типы развития и многообразие насекомых»,
параграф 27 по учебнику под ред Константинова В.М. (программа Пономаревой И.Н.) 1 группа Стр. 134 1 абзац. Дайте определение развития с неполным превращением. Что оно означает? 2 группа Стр.134-135. Какие стадии проходят насекомые в развитии с неполным превраще- нием? Кто к ним относится? 3 группа. Стр.136. Что означает развитие с полным превращением? Чем отличаются личинки от взрослых особей? 4 группа. Стр. 137. Почему бабочек называют Чешуекрылыми? Назовите основные признаки этого отряда. 5 группа. Стр.137-138. Выясните основные признаки отряда Жуки, или Жесткокрылые. Разновидностью этого метода является
«Зигзаг-2».
Здесь учащиеся работают с одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему или блок вопросов, над которыми работает тщательно и становится в ней экспертом. Затем встречаются экс- перты разных групп, в результате происходит обмен информацией. Необходимо, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, по- скольку успех команды зависит от вклада каждого в отдельности. Став участником груп- пы, каждый ученик должен понимать цели и правила групповой работы. Поэтому перед началом работы (особенно в первый раз) учителю необходимо познакомить учащихся с 2
правилами групповой работы. Желательно наличие в группе лидера для организации рабо - ты, распределения обязанностей, обеспечения выполнения задания. В настоящее время школьный курс биологии перегружен большим числом понятий, на серьезную работу с которыми у учителя просто не остается времени. Среди всех школь - ных дисциплин биология прочно занимает первое место по обилию терминов, которые предлагается усвоить учащимся. Работая с понятиями, ученики должны усвоить следую - щее: 1. Определение понятия. 2. Выявление существенных признаков понятия. 3. Выявление связи данного понятия с другими. 4. Определение границ применимости данного понятия. Для осмысления учебного материала работа с понятиями упрощается, если использо- вать прием
«Карта познания»
в рамках технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Это эффективный наглядно-графический способ обобщения и систематизации знаний. Она развивает способности анализировать и систематизировать понятия или явления, на - ходить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте можно ис- пользовать знаки, символы, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять ее можно индивидуально, в группах или в процессе коллективной работы. Правила составления карты познания: 1. Ключевое понятие помещается в центре листа. 2. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, сочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Для обозначения каж- дого используется не более трех слов. 3. От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные и т.д. 4. Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между по- нятиями и явлениями, линии могут соединяться. 5. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, ри- сунков, символов. В результате создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и система- тизировать информацию. В качестве примера привожу карту познания по теме «Типы размножения». 9 класс. Параграф 13 по учебнику «Основы общей биологии.9 класс».под ред.Пономаревой И.Н. Особенно эффективно составление карты на стадии рефлексии. 3
4


В раздел образования