Современные педагогические технологии на уроках биологии
Автор: Авдеева Наталья Ивановна Должность: учитель биологии Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1451 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: Современные педагогические технологии на уроках биологии Раздел: среднее образование
Использование современных педагогических технологий
на уроках биологии
с целью повышения качества обучения в рамках новых ФГОС
Авдеева Наталья Ивановна
учитель биологии
ГБОУ Лицей № 1451,
зав.кафедрой
научно-естественного цикла
Следуя потребностям современного общества, биологическое образование ставит
целью помочь учащимся осмыслить наиболее общие биологические явления и закономер-
ности, сформировать умения применять полученные теоретические знания для анализа
конкретных ситуаций. Думается, что подлинное знание обнаружится у школьников позже,
когда усвоенная часть биологического содержания станет достоянием личности, то есть
элементом образованности человека
Наша задача – сформировать необходимый минимум биологического образования
и культуры для адекватного поведения и общения человека в цивилизованном мире. В сло-
жившейся ситуации перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования
в целях наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обще-
стве. Для этого необходимо понимать, какое именно содержание способно формировать
как предметные, так и надпредметные – общеучебные и общекультурные знания и умения.
В общем виде эти знания и умения прописаны в стандартах образования.
Государственный образовательный стандарт по биологии ориентирован на фор-
мирование общей биологической грамотности, научного мировоззрения. В соответствии с
Законом «Об образовании» учитель обязан обеспечить усвоение каждым учащимся обяза -
тельного минимума содержания по одной из рекомендованных министерством программ.
Задача учителя – организовать усвоение знаний путем максимально эффективной
и обоснованной комбинации содержания образования, средств и методов обучения, орга-
низационных форм работы.
Задача квалифицированного учителя – заинтересовать учени-
ка, побудить его к деятельности, создать условия для формирования биологического
мировоззрения и выработки ключевых образовательных компетенций.
Только
использование
современных
педагогических
технологий
дает возможности учителю и ученику реализовать эти задачи.
Одной из современных педтехнологий является
Технология «Чтение и пись-
мо для развития критического мышления» .
Технология представляет собой со-
вокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к
деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию кри -
тического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. На основе этой технологии школь-
ники обучаются добывать информацию из различных источников, определять причины
возникновения проблем, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, прини-
мать решения на основе анализа информации.
0
Поэтому в нашей школе во главу угла мы ставим работу учащихся с текстом.
Одним из приемов этой технологии является
Поабзацевое чтение.
Он позволяет до-
биться более глубокого понимания учебного материала. Работая в паре, школьники знако -
мятся с содержанием каждого абзаца, действуют по инструкции.
Инструкция:
1.
Запиши тему урока.
2.
Прочитай абзац.
3.
Ответь на вопросы: Какие новые слова встретились в тексте? Что они означают? О чем
говорится в абзаце? О каких явлениях, событиях повествуется? Какова главная мысль
абзаца? Как она связана с главной мыслью предыдущего абзаца?
4.
Дать название абзацу и записать его в тетрадь.
5.
Пересказать абзац друг другу.
6.
Перейти к работе над другими абзацами.
Используя этот прием, мы развиваем у учащихся не только информационные, но и ком-
муникативные компетенции.
Приведу пример.
Тема «Значение корней и их разнообразие» в курсе 6 класса. Это 15 параграф по
учебнику «Биология.6 класс» под ред. Пономаревой И.Н.. Возьмем один абзац:
«Важнейшая функция корня - почвенное питание растений, т.е всасывание воды и ми-
неральных веществ. Чем больше корней, тем лучше питается растение. Для увеличения
объема корневой системы растения окучивают. Благодаря всасывающей способности
корня растение получает из почвы соли калия, кальция, магния и фосфора, соединения азо-
та и другие вещества, необходимые растению для обмена веществ, образования клеток и
внутриклеточных структур. Например, без магния у растений не образуется хлорофилл»
В результате работы учащихся по инструкции, можно получить следующее:
Новые слова, выписанные учащимися, могут быть такими:
Почвенное питание, минеральные вещества, окучивают, объем корневой системы, вну-
триклеточные структуры, хлорофилл.
Явления, о которых говорится в абзаце: питание растений, образование хлорофилла.
Главная мысль: почвенное питание – всасывание воды и минеральных веществ - важ-
ная функция корня.
Основан на парной и коллективной работе и прием
«Чтение и суммирование
в парах».
Каждая пара получает фрагмент текста, разделенный на две части. Учащиеся
договариваются между собой, какую часть каждый будет читать. После чтения школьники
пересказывают друг другу прочитанное, называют фрагмент, записывают краткое содержа-
ние и готовятся к презентации. Причем каждый представляет тот отрывок, который он
услышал от партнера. Во время презентации другие школьники записывают в тетрадь на-
звание фрагментов текста, задают вопросы, фиксируют краткое содержание.
Интересным приемом этой технологии является
Чтение текста с пометками
(т.е. с одновременной его маркировкой). Этот прием направлен на развитие у учащихся
навыков вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать инфор-
мацию, применять полученные знания на практике либо в новой ситуации.
Учащимся предлагается система пометок:
- «Знаю», галочкой помечается то, что было ранее известно
+ - «Узнал», знаком плюс отмечается новая информация.
- «Думал иначе», знаком минус отмечается то, что противоречит первоначальным
представлениям.
1
? – «Хочу узнать», знак ставится, если у учащегося возникло желание узнать по-
дробнее о чем-то
! – «Запомнить», знак ставят, если хотят запомнить информацию.
После обсуждения информации можно заполнить таблицу.
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Представление информации в форме таблицы является важным этапом работы,
когда учащиеся обрабатывают учебную информацию и представляют ее в индивидуаль -
ном, переработанном виде. Такой вид деятельности направлен на развитие навыков пони-
мания, анализа и синтеза информации, то есть формирование информационной компетен -
ции.
Интересным приемом обучения в сотрудничестве является прием
«Зигзаг»
(ажур-
ная пила). Для работы учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Учебный матери-
ал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый
член группы изучает вопрос самостоятельно, затем обсуждает его в группе, таким об -
разом, каждый становится экспертом по определенному вопросу. Далее учащиеся обмени-
ваются информацией с членами других групп как эксперты, затем возвращаются в свои
группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной ра-
боты выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слу-
шать партнера, делать записи.
Приведу пример.
7 класс. Тема «Типы развития и многообразие насекомых», параграф 27 по
учебнику под ред Константинова В.М. (программа Пономаревой И.Н.)
1 группа
Стр. 134 1 абзац. Дайте определение развития с неполным превращением. Что оно
означает?
2 группа
Стр.134-135. Какие стадии проходят насекомые в развитии с неполным превраще-
нием? Кто к ним относится?
3 группа.
Стр.136. Что означает развитие с полным превращением? Чем отличаются личинки
от взрослых особей?
4 группа.
Стр. 137. Почему бабочек называют Чешуекрылыми? Назовите основные признаки
этого отряда.
5 группа.
Стр.137-138. Выясните основные признаки отряда Жуки, или Жесткокрылые.
Разновидностью этого метода является «Зигзаг-2». Здесь учащиеся работают с одним и
тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему или блок вопросов,
над которыми работает тщательно и становится в ней экспертом. Затем встречаются экс-
перты разных групп, в результате происходит обмен информацией.
Необходимо, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал
необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, по-
скольку успех команды зависит от вклада каждого в отдельности. Став участником груп-
пы, каждый ученик должен понимать цели и правила групповой работы. Поэтому перед
началом работы (особенно в первый раз) учителю необходимо познакомить учащихся с
2
правилами групповой работы. Желательно наличие в группе лидера для организации рабо -
ты, распределения обязанностей, обеспечения выполнения задания.
В настоящее время школьный курс биологии перегружен большим числом понятий, на
серьезную работу с которыми у учителя просто не остается времени. Среди всех школь -
ных дисциплин биология прочно занимает первое место по обилию терминов, которые
предлагается усвоить учащимся. Работая с понятиями, ученики должны усвоить следую -
щее:
1. Определение понятия.
2. Выявление существенных признаков понятия.
3. Выявление связи данного понятия с другими.
4. Определение границ применимости данного понятия.
Для осмысления учебного материала работа с понятиями упрощается, если использо-
вать прием
«Карта познания»
в рамках технологии «Чтение и письмо для развития
критического мышления».
Это эффективный наглядно-графический способ обобщения и систематизации знаний.
Она развивает способности анализировать и систематизировать понятия или явления, на -
ходить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте можно ис-
пользовать знаки, символы, различные цвета, что способствует развитию творчества у
школьников. Составлять ее можно индивидуально, в группах или в процессе коллективной
работы.
Правила составления карты познания:
1.
Ключевое понятие помещается в центре листа.
2.
От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, сочетания,
образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Для обозначения каж-
дого используется не более трех слов.
3.
От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия,
уточняющие первоначальные и т.д.
4.
Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между по-
нятиями и явлениями, линии могут соединяться.
5.
При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, ри-
сунков, символов.
В результате создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли
учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и система-
тизировать информацию.
В качестве примера привожу карту познания по теме «Типы размножения». 9 класс.
Параграф 13 по учебнику «Основы общей биологии.9 класс».под ред.Пономаревой И.Н.
Особенно эффективно составление карты на стадии рефлексии.
3
4