Автор: Антоновская Лариса Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Усть-Вельская СШ № 23" Населённый пункт: г. Вельск Наименование материала: статья Тема: Технология развития критического мышления Раздел: начальное образование
Технология развития критического мышления в начальных классах (через
чтение и письмо).
На первой ступени обучения, (в начальном звене), задача учителя
заключается в том, чтобы:
- создать фундамент для усвоения ребёнком знаний,
- привить желание и умения учиться, приобретать навыки учебной работы.
Технология развитие критического мышления через чтение и письмо
помогает всё это сформировать.
Выпускник школы должен обладать не только определённой суммой знаний,
но и умением действовать в реальных социальных условиях:
- иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной
ответственности,
- выявлять,
- наблюдать,
- различать,
- классифицировать,
- оценивать,
- критически анализировать,
- моделировать,
- делать выводы,
- принимать продуманные решения,
- и конечно критически мыслить,
Так что же такое критическое мышление?
Это мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас и
наших учеников, мы это делаем исключительно для самих себя. Значит, оно
носит сугубо индивидуальный характер. Ученики думают своей головой, а
для этого им необходимо иметь достаточно свободы.
Информация является отправным пунктом. Знание создаёт мотивировку, без
которой невозможно критически мыслить. Согласитесь, трудно думать с
«пустой» головой. Для того, чтобы породить сложную мысль, нужно
переработать гору интеллектуального « сырья» - текстов, фактов, теорий,
данных, идей.
Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Подлинный процесс
познания характеризуется стремлением решать проблемы и отвечать на
вопросы, которые возникают из интересов и потребностей наших учеников.
Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы,
подкрепляет это решение обоснованными доводами . Он осознаёт, что
возможны другие решения этой же проблемы. Старается доказать, что
выбранное им решение рациональнее всех других.
Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда ученики
спорят, возражают, обмениваются мнениями, они уточняют и углубляют свою
позицию на уроке. Учителя, развивающие критическое мышление у своих
учеников, уделяют большое внимание выработке таких качеств: терпимость,
умение слушать других, ответственность за свою точку зрения.
Подведём итог вышесказанному:
Критическое мышление – это
1.Мышление открытое, развивающееся путём наложения новой информации
на жизненный личный опыт.
2.Поиск здравого смысла и умение отказаться от своих убеждений.
3.Отправная точка для развития творческого мышления.
Использование приёмов данной технологии позволяет всех учеников
включить в учебный процесс, создать условия для формирования
интеллектуальных умений детей, обеспечить три составляющие успеха на
уроке: интеллектуальное – коммуникативное – осознание значимости
личного вклада каждого в общее дело. Не следует давать готовых истин,
обучаемые доходят до всего сами.
В связи с большим арсеналом приёмов и методов, входящих в технологию,
каждый преподаватель может выбрать те, которые соответствуют
возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично
ему, для любого педагога технология может стать «своей».
Суть технологии, приёмы которой я использую на своих уроках, точно
передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я
запомню, вовлеки меня – я пойму».
Базовая модель технологии предлагает 3 стадии. Каждая стадия выполняет
свои функции. Они повторяются, но на каждом этапе урока играют свою
роль.
Я работаю с первоклассниками. Учитывая их возрастные особенности,
применяю некоторые из приёмов технологии на уроках литературного
чтения и окружающего мира.
На уроках литературного чтения главной задачей является обучение
искусству слушать произведение, будь то сказка, стихотворение или рассказ.
Учиться правильно эмоционально его воспринимать. Для чего это
необходимо? Чтобы дети могли задуматься о таких нравственных категориях:
добро и зло, дружба и вражда, радость и печаль, нежность, гордость,
восхищение. Именно уроки литературного чтения и слушания являются
ежедневной школой обогащения нравственного и эмоционального опыта,
духовного и эстетического развития.
Работая, например, над произведением Пришвина «Лисичкин хлеб», на
стадии вызова постаралась:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания детей по изучаемой
теме
- сформировать личностную заинтересованность каждого ученика в
получении новой информации (этому способствуют яркие картинки,
загадка, звуки леса).
Необходимо не только вызвать интерес к теме, но и мотивировать детей
к активной работе, к поиску.
На начальном этапе мои ученики определяют, о чём пойдёт речь в
изучаемом
произведении,
формулируют
цели
для
последующей
работы. Здесь можно сочетать индивидуальную и групповую формы
работы.
Итак, вызов – это информация (вызов на поверхность уже имеющихся знаний
по теме), коммуникация (бесконфликтный обмен мнениями), мотивация
(побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к
теме).
На втором этапе – стадии осмысления – главным являлось:
- создать условия для устойчивой мотивации детей на активное получение
новых знаний
- попытаться связать новые знания с тем, что им уже было известно, а затем
все знания чётко систематизировать.
В процессе работы мои ученики учатся:
- ставить вопросы
- определять своё место и свою позицию на занятии
- логически мыслить
Задача учителя заключается в том, чтобы с помощью ряда методических
приёмов помочь детям отследить сам процесс получения новых знаний и
понимания нового материала.
В работе над произведением использовала три приёма:
- чтение с остановками
- тонкие и толстые вопросы
- кластер
Учитывая
возрастные
особенности
детей
1
класса,
именно
чтение
с
остановками целесообразно использовать на уроках литературного чтения
(слушания) при знакомстве с новым произведением – это повествовательный
текст.
На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого
фрагмента высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя заключается в том, чтобы найти оптимальные места для
остановки,
продумать
вопросы
и
задания
к
отрывку,
направленные
на
развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Данный приём помогает детям более внимательно относиться к точке
зрения
одноклассников. Спокойному отказу от своей точки зрения, если
недостаточно аргументов либо они оказались неубедительными.
Работа ведётся по распечатанным фрагментам теста для того, чтобы
детям было удобнее ориентироваться в нём. Перед глазами детей останется, в
таком случае, только фрагмент, необходимый для работы. Учитываем, что
текст должен быть абсолютно незнакомым, с неожиданным финалом.
В дальнейшем, работать можно с небольшими произведениями в учебниках,
закрывая белыми листами часть текста (всё зависит от желания учителя:
упростить себе работу и распечатать текст
или приучать детей к
сознательной дисциплине.
Чтение с остановками можно проводить другими способами:
- учебники у детей закрыты, отрывки зачитывает учитель. После прочтения
отрывка,
задаются
вопросы,
делают
предположения
о
том,
что
будет
в
следующем отрывке и проверяют, совпали ли их предположения с авторским.
-
работают
дети
по
распечатанному
на
листе
тексту,
закрытому
чистым
листом, для более удобной и быстрой ориентировки. Перед глазами детей
остаётся фрагмент, необходимый для работы.
Напоминаю, что текст должен быть абсолютно незнакомым, с неожиданным
финалом.
На стадии осмысления использую второй приём – тонкие и толстые
вопросы.Вы видите, что вопросов может быть великое множество.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, много вопросов не
ставлю. Тонкие вопросы направлены на получение быстрых и однозначных
ответов от учеников. Толстые вопросы подразумевают более полные ответы
детей, это проблемные вопросы, подразумевающие неоднозначные ответы,
работа над ними более кропотливая и к окончанию 4 класса надеюсь, что
почти все учащиеся научатся их формулировать.
Использую третий приём –
его оформляем в виде
схемы, учитывая
возрастные особенности детей.
В дальнейшем мы подойдём к известному всем приёму – кластер.
Подводим
итог:
осмысление
–
это
информация
(получение
новой
информации
по
теме),
систематизация
(классифицирование
полученной
информации
по
категориям
знания),
мотивация
(сохранение
интереса
к
изучаемой теме).
Мы подошли к третьему заключительному этапу – рефлексии.
Здесь работа направлена на целостное осмысление и усвоение информации:
учитель
делает
вывод,
как
учащиеся
усвоили
материал,
сложилось
ли
собственное мнение и отношение к полученной информации. Производится
отбор более значимого для лучшего понимания сути рассказа. Дети пытаются
делать выводы своими собственными словами.
Рефлексия – это коммуникация (обмен мнениями о новой информации),
информация (приобретение нового знания), оценка (выработка собственной
позиции,
оценка
процесса),
мотивация
(побуждение
к
дальнейшему
расширению знаний).
Если
посмотреть
на
три
стадии
данной
технологии
с
точки
зрения
традиционного
урока,
то
очевидно,
что
для
учителя
практически
нет
новизны.
Назывались
они
по-другому.
Вместо
«вызова»
-
введение
в
проблему
или
актуализация
имеющегося
опыта
и
знаний
учащихся.
А
«осмысление» это как часть урока, посвящённая изучению нового материала.
И
третья
стадия
в
традиционном
уроке
–
это
закрепление
материала,
проверка усвоения материала.
В целом уроки проходят более плодотворно, учащиеся из объекта обучения
становятся
полноправными
участниками
процесса
обучения.
Атмосфера
уважительного
отношения
к
чужому,
пусть
даже
неверному
мнению,
приводит
к
открытому
диалогу,
провоцирует
на
дискуссию,
исключает
возможность получить за неправильный ответ негативную отметку.
На
уроках,
где
используются
приёмы
технологии
развитие
критического
мышления, дети учатся думать, высказывать свою точку зрения, использовать
исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять
планомерный поиск ответов.
Теоретически
всё
просто,
а
на
практике
существуют
определённые
трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить
значительно
больше
времени
на
подготовку,
нет
никаких
готовых
методических разработок, не на каждом уроке технология применима. Но при
этом
открывается
огромное
поле
деятельности
для
творческой
работы
учителя и учащихся. Методы и приёмы технологии развития критического
мышления достаточно доступны, чтобы их применить учителю, и достаточно
действенны, чтобы получить ожидаемый результат.
Дети от природы любознательны, хотят познавать мир, способны
рассматривать серьёзные проблемы и выдвигать оригинальные идеи. Учитель
же
является
их
вдумчивым
помощником,
который
стимулирует
к
неустанному познанию и формированию навыков продуктивного мышления.
Критическое мышление – это мышление самостоятельное, каждый ученик
формулирует
свои
идеи,
оценки
и
убеждения
независимо
от
остальных.
Ученики
должны
иметь
достаточно
свободы,
чтобы
думать
собственной
головой и самостоятельно решать самые сложные вопросы.
Если мы хотим, чтобы наши ученики получали удовольствие от чтения
книг, научились их анализировать и делать самостоятельные выводы, умели
задавать умные вопросы и творчески на них отвечать, помочь детям осознать
собственную уникальность, создать условия для саморазвития, то приёмы
технологии
развития
критического
мышления
наши
верные
друзья
и
союзники.