"Гори, огонь, гори... ( вспоминая творчество Б.Окуджавы)
Автор: Бочарникова Ольга Николаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ АО "АГКПТ" Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: методическая разработка Тема: "Гори, огонь, гори... ( вспоминая творчество Б.Окуджавы) Раздел: полное образование
Открытый урок
по литературе
«Гори, огонь, гори...
( вспоминая творчество
Б.Окуджавы)»
Преподаватель русского языка и литературы
Бочарникова О.Н.
Тема урока « Гори, огонь, гори... ( вспоминая творчество Б.Окуджавы)»
Цели урока:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Окуджавы;познакомить учащихся с
авторской песней в творчестве Б. Окуджавы. , стимулировать развитие
художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся;
продолжить работу над анализом лирического стихотворения; развивать навыки
монологической речи;использовать силу воздействия авторской песни на
формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма
Ход урока
1.Организационный момент
2. Вступительное слово учителя:
Каждый пишет , что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
3. Беседа с учащимися
– О ком поет автор? (О себе и о каждом из нас)
– Что необычного в такой манере исполнения? (Он не исполняет, не
выступает, а беседует, разговаривает).
– Автор наставляет, поучает или доверительно беседует?
– Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера
исполнения? (Единство)
– Как называется такая манера исполнения , когда важны и
доверительные интонации, и текст, и музыка, и манера исполнения
автора. Автор доверяет нам самое сокровенное. (Авторская)
– Авторскую песню еще называют бардовской. Какие имена бардов вам
знакомы? Булат Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, Ю.Кукин,
А.Городницкий, Ю.Ким, А.Галич, Н.Матвеева, Е.Клячкин, М.Ангаров,
Арон Крупп, Л.Семаков…
– Случайно ли многоточие?
– Существует ли сегодня авторская песня?
– А в нашем городе? Приведите примеры.
–
Кто знает, когда появилась авторская песня?
4. ( сообщение учащегося)
Обратимся к энциклопедии КиМ. Авторская песня стала общественным движением
50-90 годов20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали
именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не
вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени,
духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по
смыслу, заложенному в стихотворный текст.
После сообщения звучит авторская песня Б.Окуджавы «Гори, огонь, гори»
5. Слово учителя: теперь обратимся к творчеству Б.Окуджавы
– Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со
второй половины 50-х годов Булат Шалвович Окуджава ( 1924–1997) ,
песня которого сейчас прозвучала.
–
Что вы знаете о нем?
6. ( сообщение учащегося)
Слово учителя : А мне хотелось бы добавить, что Окуджаву называют Поэтом
Печали, Чеховым ХХ века. Окуджаве принадлежат более 800 стихотворений, около
200 песен. Совершенно необычными звучат слова и интонации: «часовые
любви», «подлая война», «ваше величество женщина», «мне надо на кого-нибудь
молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том, что сами эти
песни были совсем другие. И насколько другие, это мы сегодня и выясним.
7. ( работа с текстами стихотворений Б.Окуджавы)
(читаем и пытаемся выяснять тему и идею стихотворения)
Стихотворения: «Арбат, мой, Арбат», «До свидания, мальчики...», «Ах, война, что
ты сделала, подлая...», «Живописцы, окуните ваши кисти...», «Ваше величество,
женщина», « Песенка об открытой двери».
8. Подведение итогов беседы
– Каковы же темы поэзии? За что называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ
века? Чьи традиции в русской литературе продолжает?
Заключительное слово учителя
– Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим все
дальше от поэта, друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня
поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена
9. Домашнее задание
Мини-сочинение «Какие мысли и ощущения возникли у меня во время
чтения стихов Окуджавы».