Напоминание

"Использование современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС"


Автор: Чернейкина Татьяна Леонидовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Салават
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





Статья
«Использование современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС» Автор: Чернейкина Татьяна Леонидовна учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №4» г. Салавата РБ 1
С переходом российского образования на новый уровень, школа находится на этапе перехода к реализации стандартов второго поколения, что инициирует обновление содержания художественного образования. Сегодня выпускник школы должен не только усвоить систему знаний, умений и компетенций, но и быть всесторонне развитой личностью, обладающей духовно-нравственными, художественными социальными и другими ценностями. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству является базой обновления содержания художественного образования, определяет обязательный минимум содержания примерных образовательных программ по изобразительному искусству, которые в свою очередь становятся основой для составления рабочих и авторских программ. Программы разрабатываются на основе Федерального государственного образовательного стандарта для начального школьного образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального школьного образования. Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного 2
вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Художественно-творческая деятельность школьников, как показывают наши исследования, требует разработки гибкой технологии обучения, основанной на творческом подходе к конструированию методов педагогического воздействия и управлению деятельностью учащихся в целом. Современная школа диктует новые требования для обучения подрастающего поколения. Целью образования в общеобразовательной школе является формирование гармонично развитой личности, которая в последующем легко адаптируется в окружающем мире и будет нужна современному социуму. Для этого необходимо активизировать учебный процесс на всех уроках, в том числе и на уроке изобразительного искусства. Порой роль урока изобразительного искусства в школе недооценивают, считают второстепенным, что весьма ошибочно. Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе не только знания о композиции, пропорциях, перспективе. На уроках дети получают общие понятия и сведения об искусстве рисования, о творчестве известных художников, учатся видеть красоту окружающего мира, у детей воспитывается художественный вкус, развиваются художественно-творческие способности. Ученики познают окружающий мир и переносят его на бумагу, пронося все полученные знания через себя. В настоящее время каждый человек должен уметь нестандартно мыслить, творчески подходить к решению любой задачи. Такие условия диктует нам время, и как следствие этому актуальна тема развития и обновления самих методов и средств преподавания изобразительного искусства в школе. Для решения задач модернизации образования нам на 3
помощь пришли инновационные технологии, которые качественно или количественно изменяют педагогическую практику, повышают качество обучения. В современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, интерактивное обучение, дифференцированное обучение и т.д. Особое место в этом ряду занимают информационно коммуникационные технологии (ИКТ). Появляется возможность проиллюстрировать и подкрепить теоретический материал средствами слайдов, фильмов, инфографики, музыки, презентаций к урокам. Применение ИКТ на уроке изобразительного искусства позволяет поддерживать положительную мотивацию к художественно-творческой деятельности у школьников, осознать цель урока на наглядном материале, поставить задачи. Необходимо отметить, что одним из важных принципов обучения на уроке изобразительного искусства является принцип наглядности: чем больше у ребенка накапливается зрительных представлений о мире, тем выразительнее и образнее становится рисунок. Использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. Использование технологии мультимедиа на уроке сначала в качестве игры, постепенно вовлекает их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. В результате можно определить формы применения ИКТ на уроках изобразительного искусства:  как источник информации;  наглядный материал, раскрывающий основы теории;  организация проектной деятельности учащихся;  использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности. 4
В соответствии с Законом РФ «Об образовании и требованиями к системе образования» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора в рамках регионального компонента. Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее: o привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме; o принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации; o проведение урока с мультимедиа выступлением; o выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся. Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или инфографика. Фильм – презентация может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Для создания данного фильма возможно использование графических редакторов «Paint», «Photoshop», «CorelDraw», «Windows Movie Maker» или «Pinnacle Studio». Эти графические редакторы, обладающие огромными свойствами, помогут в создании наиболее красочных и пояснительных фильмов. Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как 5
правило, сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования. Для создания слайд–фильма нам в работе может помочь простейшая стандартная программа Microsoft Office Power Point. Проект. Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности – творческий. Компьютер на уроке изобразительного искусства можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности. Так, графический редактор «Paint» чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. Но работать в «Paint» следует с детьми старшего звена и изредка со средним звеном, так как необходимо иметь достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности и информатике. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности. Таким образом, можно определить преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства:  «активное» усвоение теоретического материала с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;  виртуальные «экскурсии» по крупнейшим музеям мира;  «погружение» в пространство и время;  самостоятельная работа учащихся;  усиление визуального восприятия музыкальным и литературным сопровождением. Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Е.И. Рерих писал: «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений 6
совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Список литературы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2 0 1 0 г о д а [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . – Р е ж и м д о с т у п а : htth//informika/ru/text/goscom/ 2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000. - №5. – С.23-25 3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. - М., АКАДЕМА, 2001. – 321 с. 4. Рерих Елена Ивановна / Сост.: Николаиди Г.С., Ольховая О.А. - ИЦ РОССАЗИЯ, 2011. – 280 с. 7


В раздел образования