"Использование современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС"
Автор: Чернейкина Татьяна Леонидовна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Салават Наименование материала: статья Тема: "Использование современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства в условиях введения ФГОС" Раздел: среднее образование
Статья
«Использование
современных информационных технологий
на уроках изобразительного искусства
в условиях введения ФГОС»
Автор:
Чернейкина Татьяна Леонидовна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №4» г. Салавата РБ
1
С
переходом
российского
образования
на
новый
уровень,
школа
находится на этапе перехода к реализации стандартов второго поколения, что
инициирует обновление содержания художественного образования. Сегодня
выпускник
школы
должен
не
только
усвоить
систему
знаний,
умений
и
компетенций,
но
и
быть
всесторонне
развитой
личностью,
обладающей
духовно-нравственными,
художественными
социальными
и
другими
ценностями. Образовательный стандарт основного общего образования по
искусству
является
базой
обновления
содержания
художественного
образования,
определяет
обязательный
минимум
содержания
примерных
образовательных программ по изобразительному искусству, которые в свою
очередь становятся основой для составления рабочих и авторских программ.
Программы
разрабатываются
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
начального
школьного
образования,
концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
планируемых
результатов
начального
школьного
образования.
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других
областях
человеческой
деятельности,
поэтому
приоритетные
цели
художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира
школьников,
развития
их
эмоционально-чувственной
сферы,
образного
мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Изучение
изобразительного
искусства
в
основной
школе
призвано
сформировать
у
учащихся
художественный
способ
познания
мира,
дать
систему
знаний
и
ценностных
ориентиров
на
основе
собственной
художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся
явлениям
русской
и
зарубежной
художественной
культуры.
Вклад
образовательной
области
«Искусство»
в
развитие
личности
выпускника
основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира,
художественно-творческих
способностей,
в
воспитании
художественного
2
вкуса,
потребности
в
общении
с
прекрасным
в
жизни
и
в
искусстве,
в
обеспечении
определенного
уровня
эрудиции
в
сфере
изобразительного
искусства,
в
сознательном
выборе
видов
художественно-творческой
деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность,
реализовать творческие способности.
Художественно-творческая деятельность школьников, как показывают
наши
исследования,
требует
разработки
гибкой
технологии
обучения,
основанной
на
творческом
подходе
к
конструированию
методов
педагогического
воздействия
и
управлению
деятельностью
учащихся
в
целом.
Современная
школа
диктует
новые
требования
для
обучения
подрастающего
поколения.
Целью
образования
в
общеобразовательной
школе является формирование гармонично развитой личности, которая в
последующем
легко
адаптируется
в
окружающем
мире
и
будет
нужна
современному
социуму.
Для
этого
необходимо
активизировать
учебный
процесс на всех уроках, в том числе и на уроке изобразительного искусства.
Порой роль урока изобразительного искусства в школе недооценивают,
считают второстепенным, что весьма ошибочно. Изобразительное искусство
– сложный предмет, который содержит в себе не только знания о композиции,
пропорциях,
перспективе.
На
уроках
дети
получают
общие
понятия
и
сведения об искусстве рисования, о творчестве известных художников, учатся
видеть красоту окружающего мира, у детей воспитывается художественный
вкус, развиваются художественно-творческие способности. Ученики познают
окружающий мир и переносят его на бумагу, пронося все полученные знания
через себя.
В
настоящее
время
каждый
человек
должен
уметь
нестандартно
мыслить, творчески подходить к решению любой задачи. Такие условия
диктует
нам
время,
и
как
следствие
этому
актуальна
тема
развития
и
обновления
самих
методов
и
средств
преподавания
изобразительного
искусства в школе. Для решения задач модернизации образования нам на
3
помощь
пришли
инновационные
технологии,
которые
качественно
или
количественно
изменяют
педагогическую
практику,
повышают
качество
обучения.
В
современной
школе
применяют
многочисленные
инновационные
технологии: метод проектов, интерактивное обучение, дифференцированное
обучение
и
т.д.
Особое
место
в
этом
ряду
занимают
информационно
коммуникационные
технологии
(ИКТ).
Появляется
возможность
проиллюстрировать
и
подкрепить
теоретический
материал
средствами
слайдов, фильмов, инфографики, музыки, презентаций к урокам. Применение
ИКТ
на
уроке
изобразительного
искусства
позволяет
поддерживать
положительную
мотивацию
к
художественно-творческой
деятельности
у
школьников, осознать цель урока на наглядном материале, поставить задачи.
Необходимо отметить, что одним из важных принципов обучения на
уроке
изобразительного
искусства
является
принцип
наглядности:
чем
больше у ребенка накапливается зрительных представлений о мире, тем
выразительнее и образнее становится рисунок. Использование возможностей
мультимедийного
оборудования
облегчает
подготовку
учителя
к
уроку.
Погрузиться
в
мир
искусства,
побывать
в
роли
художника,
дизайнера,
архитектора,
не
требуя
при
этом
материалов,
которые
детям
порой
недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а
лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала в качестве
игры, постепенно вовлекает их в серьезную творческую работу, в которой и
развивается личность учащегося. В результате можно определить формы
применения ИКТ на уроках изобразительного искусства:
как источник информации;
наглядный материал, раскрывающий основы теории;
организация проектной деятельности учащихся;
использование графических программ, в качестве инструмента
художественной деятельности.
4
В
соответствии
с
Законом
РФ
«Об
образовании
и
требованиями
к
системе образования» возникает острая необходимость в новых подходах к
преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Это
во
многом
определяет
успех
возрождения
национальной
культуры,
народных традиций, фольклора в рамках регионального компонента.
Урок становиться более результативным, так как в его основу положено
следующее:
o
привлекательность
учебного
материала
с
использованием
приемов
педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
o
принцип
сотворчества
учителя
и
учащихся
для
получения
глубоких
знаний, и применение полученной информации;
o
проведение урока с мультимедиа выступлением;
o
выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Новое
поколение
учащихся
с
интересом
вовлекаются
в
сферу
мультимедиа-технологий.
Эффективнее
развивается
исследовательская
работа,
творческая
деятельность,
мотивация,
самостоятельность,
поиск
материала, открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-
презентации, слайд-фильмы или инфографика.
Фильм – презентация может использоваться на уроках лекциях, беседах
об
искусстве,
вернисаже.
Демонстрация
фильма
сопровождается
комментариями
учителя.
При
этом
предполагается
активное
общение,
имеется
возможность
задавать
вопросы
делать
пояснения,
коллективно
рассматривать и обсуждать произведения искусств. Для создания данного
фильма
возможно
использование
графических
редакторов
«Paint»,
«Photoshop», «CorelDraw», «Windows Movie Maker» или «Pinnacle Studio».
Эти
графические
редакторы,
обладающие
огромными
свойствами,
помогут в создании наиболее красочных и пояснительных фильмов.
Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой
этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как
5
правило, сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования. Для
создания слайд–фильма нам в работе может помочь простейшая стандартная
программа Microsoft Office Power Point.
Проект.
Компьютер
также
может
использовать
и
сам
учащийся
в
качестве выполнения домашнего задания. Тем самым показывая высокий
уровень
самостоятельности
–
творческий.
Компьютер
на
уроке
изобразительного искусства можно использовать и в качестве инструмента
художественной деятельности. Так, графический редактор «Paint» чаще всего
используется
на
уроках
информатики,
когда
изучаются
темы
по
компьютерной графике. Но работать в «Paint» следует с детьми старшего
звена и изредка со средним звеном, так как необходимо иметь достаточный
теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной
деятельности и информатике. В результате, занятия компьютерной графикой
позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде
изобразительной деятельности.
Возможности
компьютера
неисчерпаемы,
это
действительно
мощное
средство
как
в
качестве
информации,
так
и
в
качестве
инструмента
художественной
деятельности.
Таким
образом,
можно
определить
преимущества
использования
компьютерных
технологий
в
преподавании
изобразительного искусства:
«активное»
усвоение
теоретического
материала
с
сопровождением
показа видеофильмов, фото, репродукций;
виртуальные «экскурсии» по крупнейшим музеям мира;
«погружение» в пространство и время;
самостоятельная работа учащихся;
усиление
визуального
восприятия
музыкальным
и
литературным
сопровождением.
Учить
детей
радостно,
без
принуждений
–
возможно,
если
в
своей
работе педагог использует новые технологии. Е.И. Рерих писал: «Чем выше и
дальше
каждый
из
нас
идет,
тем
яснее
видит,
что
предела
достижений
6
совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь
сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Список литературы:
1.
Концепция модернизации российского образования на период до
2 0 1 0
г о д а [ Э л е к т р о н н ы й
р е с у р с ] .
–
Р е ж и м
д о с т у п а :
htth//informika/ru/text/goscom/
2.
Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер
в школе. – 2000. - №5. – С.23-25
3.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии
в системе школьного образования. - М., АКАДЕМА, 2001. – 321 с.
4.
Рерих Елена Ивановна / Сост.: Николаиди Г.С., Ольховая О.А. -
ИЦ РОССАЗИЯ, 2011. – 280 с.
7