Педагогический опыт в преподавании географии и подготовке к ЕГЭ.
Автор: Долгушина Наталья Викторовна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ №38 Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: статья Тема: Педагогический опыт в преподавании географии и подготовке к ЕГЭ. Раздел: среднее образование
Педагогический опыт в преподавании географии и подготовке к
ЕГЭ
Каждый
учитель
постоянно
задается
вопросом
–
какова
моя
роль
в
учебном
процессе? Какие, цели я преследую и каких, результатов хочу добиться?
Окинув взглядом свой преподавательский опыт, я определила свою педагогическую
цель – научить школьников мыслить самостоятельно и творчески, развивая всесторонне
способности и интерес к учению географии, а также увидеть, разглядеть, не пропустить в
ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через
развитие творчества к новому познанию, идущего из самой глубины детской души. Для
усвоения
географии
в
соответ ствии
с
Федеральным
Го с уд а р с т в е н н ы м
Общеобразовательным
Стандартом
второго
поколения
считаю
необходимым
усвоить
знания через умения:
умение давать определение понятиям – это ядро теоретических знаний;
умение классифицировать – это выделение существенных признаков;
умение сравнивать – это сделать вывод о сходстве и различии;
умение моделировать – это искусственно или мысленно построить конструкцию,
которая дает новую дополнительную информацию;
умение наблюдать – это вид восприятия, один из главных и доступных методов
исследования
географической
науки,
который
используется
в
повседневной
жизни
каждого человека;
умение экспериментировать – это проведение практических действий с целью
проверки и сравнения;
умение устанавливать причинно-следственные связи – это процессы и явления.
умение исследовать – это определение учебной логики.
Все
вышеперечисленные
умения
положительно
и
выигрышно
влияют
на
качественные
изменения
обучаемого,
такие
как
сообразительность,
мышление,
воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие
возможности, тем самым развивают личностные, коммуникативные, познавательные, а
также регулятивные универсальные учебные действия.
А. Дистервег выразил мысль, которая является очень актуальной и сегодня: "Плохой
учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить". Но как? Ведь это не просто…
Мне приходится всегда говорить ребятам, что «Без географии Вы нигде», а если быть
честной, урок начинается с моего любимого вопроса:
- Какой самый главный предмет в жизни?
Ответ: - Г е о г р а ф и я!!!
- «А уроки жизни не прогуляешь».
- По-моему – зацепила…
Данным приемом я хочу влюбить их в свой предмет, затронув его значимость в
современном обществе, для того чтобы подвести их к выводу, что «Каждый житель
маленького города должен понимать, что живет в центре Мира».
Мне нравится высказывание К. Ушинского: " Знания будут тем прочнее и полнее,
чем
большим
количеством
органов
чувств
они
воспринимаются",
поэтому
стараюсь
организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для
достижения
всеми
школьниками
базового
уровня
подготовки,
соответствующего
Государственному Стандарту географического образования, а также усвоение учащимися,
проявляющими интерес к предмету учебного курса на высоком уровне.
Учитель должен показать только путь к работе ребенка, тем самым обязательно
вдохновив его. И я убеждена, что если школьника приучить с самого начала прилагать
максимум усилий с их стороны к порученному делу и заданию урока, то в будущем мы
увидим в учениках способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а именно,
увидим
«субъект»,
освоивший
«универсальные
учебные
действия»
в
нашей
«новой
школе».
Это же универсальный закон – когда мы делаем больше, чем нам за это платят, то
вскоре нам будут платить больше за то, что мы делаем. Когда мы берем на себя больше
ответственности,
мы
становимся
своего
рода
парусными
судами.
На
паруснике,
чем
больше поднято парусов, тем быстрее и дальше он движется. Если мы хотим быстрее и
дальше плыть по жизни, мы должны поднять больше парусов и относиться к делу со всей
душой.
География
в
школе
открывает
большие
возможности
для
исследовательской,
проектной
деятельности.
На
уроках
географии
каждый
ученик
–
первооткрыватель.
Изучая нашу планету, он сам будто Христофор Колумб или Фернан Магеллан. Благодаря
приобретаемым знаниям, ученик чувствует сопричастность природным, историческим,
общественным процессам, которые происходят на Земле. Для этого мало «впихнуть» в
головы школьников определенный объем информации и затем проверить ее усвоение.
Школьник XXI века жаждет знаний, важно привить ему навыки работы с информацией и
развивать творческое мышление. И здесь ключевую роль, по моему убеждению, играют
новые
педагогические
и
информационные
технологии.
Отделить
одно
от
другого
невозможно,
поскольку
только
широкое
внедрение
новых
педагогических
технологий
позволит
изменить
саму
парадигму
образования,
и
только
новые
информационные
технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых
педагогических технологиях.
О
каких
технологиях
идет
речь?
В
первую
очередь,
это
технология
развития
критического
мышления. Одна из ее основных целей – научить ученика ставить перед
собой вопросы и самостоятельно искать ответы на них. Выходя за стены школы после
окончания
11
класса,
молодые
люди
сталкиваются
сразу
с
множеством
«взрослых»
проблем. Полученные в школе навыки критического мышления помогут стать более
изобретательными в решении этих проблем, более самостоятельными и ответственными.
Моя цель – вместе с учениками выйти за рамки конспекта и контрольных вопросов.
В начале изучения каждой темы я предлагаю подумать над вопросами: «Что я знаю по
этой теме?», «Что мне хотелось бы узнать?» и «Где я могу применить знания?». Составляя
свою логическую схему изучения определенной темы и защищая её, ученик находит
наиболее подходящий лично для себя способ усвоения информации.
Ш.А. Амонашвили говорит: «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо
впитать море Света». Мой «свет» - это опыт моих коллег «географов».
Не менее важное направление моей работы – применение технологии проектной
деятельности школьников. Это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс
натолкнуться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное.
Хочу подчеркнуть важность проектной работы по исследованию родного края, соей
местности. Цель такой работы – не просто формирование у учащихся представлений о
сути
природных,
социальных,
экономических
явлений
на
Кубани,
но
воспитание
экологической
и
экономической
культуры.
Например,
мои
ученики
участвовали
в
разработке городского проекта по охране и защите природы Черного моря, оценивая
влияние
на
экологию
моря
промышленных
объектов.
В
результате
таких значимых
проектов у школьников формируется готовность применять знания в повседневной жизни,
которые
станут
основой
для
формирования
ключевых
компетенций
(анализ,
интерпретация, оценивание и прогнозирование).
Все
вышеперечисленные
образовательные
технологии
используются
мною
параллельно с информационными технологиями.
Школьники привыкли к потокам информации, обрушивающимся на них в основном
через
телевидение
и
Интернет. Виртуальный экран, лежащий в основе интерактивной
доски, способен дать более яркое представление об изучаемом объекте и карте: наглядно и
мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами учителю. Считаю
уместным сказать, что: «Единственный разумный способ учить людей чему – либо – это
подавать им пример». Поэтому, привлекаю своих учеников к участию в дистанционных
олимпиадах, викторинах, конкурсах. Занимаюсь с ними поисковой, исследовательской
видами деятельности. Именно названные технологии и методы, на мой взгляд, позволяют
повысить
мотивацию
обучения
и
интерес
детей
к
школе,
формируют
обстановку
творческого
сотрудничества
и
конкуренции,
актуализируют
личность
ребенка,
воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения, дают им ощущение
творческой свободы, и, самое главное, приносят радость и славу. В школе должно быть
больше радости – это убеждение многих педагогов!
Василий Великий, один из основоположников учения христианской церкви, писал:
"Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит,
крепко западает в души внимающим".
Но, только творчески работая можно обратить эти технологии на пользу процесса
образования
и
воспитания
подрастающего
поколения. Чтобы
достичь
высоких
результатов, учитель должен активно обращаться к последним достижениям психологии,
информатики, теории управления познавательной деятельностью. Современной школе
необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции
учитывала бы различные факторы. Важнейший фактор – психологический. Учитель как
тонкий психолог должен обращать внимание на то, к чему, как говорят «лежит душа»
ученика. Чаще всего бывает, что именно школьный учитель первым видит способности и
таланты ребенка, помогает их раскрыть и развить. Необходимо научить осмыслению, при
этом,
не
ломая
сущность
ребенка
(способности,
склад
ума,
потенциал).
Я
думаю,
современные школьники ищут в лице учителя не «преподавателя» и не воспитателя, а
единомышленника и вдохновителя. Того, кто не только учит, но и учится вместе с ними.
В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие
педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
создать
условия
для
выбора
каждым
учеником
своего
собственного
образовательного маршрута;
убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя,
в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов
своего труда;
моя практическая задача - привести роман ученика с географией к счастливому
продолжению.
Учитель географии МБОУ СОШ №38 г. Краснодара Н.В. Долгушина