Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста
Автор: Трубина Светлана Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Филиал МАОУ "Аромашевская СОШ им.В. Д. Кармацкого" Юрминская СОШ Населённый пункт: д. Юрминка, Аромашевский район, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста Раздел: начальное образование
«Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного
возраста».
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на
современном этапе развития педагогической теории и практики.
Решая задачи нашей школы: повышение качества преподаваемых предметов,
воспитания в учениках постоянной тяги к знаниям, учителя начальных классов стараются
искать пути развития активизации познавательной деятельности у младших школьных
школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность. Развитие
активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это
требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует
совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность,
отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё,
что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной
деятельности.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является
познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует
умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению
различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.
Одним из них является занимательность.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств,
обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой
материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных
математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается
снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё
необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство
удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной
умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный
материал становился предметом активных действий ученика. От того насколько осознано,
творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем
самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с
практической деятельностью.
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является
интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки.
Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и
рациональности в обучении. С этой целью я использую в своей практике различный,
занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает
самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами
товарищей.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математике - одно из
наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из
наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на
уроке математики – это дидактическая игра, логические задания, задачи повышенной
трудности, логические задачи, самостоятельная работа.
Дидактические игры на уроке математики. «Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра -
это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.
Роль дидактических игр. Современные условия характеризуются гуманизацией
образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его
качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.
Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами
умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и
воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения
и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам,
формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются
способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные,
качественные различия.
Наша задача - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к
учебе и в этом нам помогают дидактические игры.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в
тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой
деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура - это основные
элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность
одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат
(подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку
именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ
обучения.
Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной
задаче, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с
процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
- формирование психических новообразований;
- формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать
радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры:
- наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру.
Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру
в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя
игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в
игру их превращает
-форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к
игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению
дидактических задач;
-между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания,
доверия и сопереживания;
-используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда -
стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т. д.. У детей развивается
чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию,
например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
«Из каких материалов предметы в твоем портфеле?».
Цель: закрепить умения различать предметы по материалу, из которого они сделаны;
развивать интерес, память.
Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет
означает дерево, серый – металл, белый – бумагу, красный – пластмассу. Рассматривая,
находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета,
сколько предметов находится в портфеле каждого ученика.
Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных
универсальных учебных действий.
Технологии
Методы
Формируемые УУД
Проблемное обучение
Создание проблемной
ситуации
Познавательные: общеучебные
познавательные действия,
постановка и решение проблемы.
Педагогика
сотрудничества
Совместная деятельность,
эвристическая беседа,
коллективный вывод,
сравнение.
Познавательные: логические
универсальные действия.
Индивидуально –
дифференцированный
подход.
Разноуровневые
задания
Познавательные: общеучебные
познавательные действия,
постановка и решение проблемы,
логические универсальные
действия.
Компетентно –
ориентированное
обучение
Исследовательская работа,
проектная деятельность
Познавательные: общеучебные
познавательные действия,
постановка и решение проблемы,
логические универсальные
действия.
Информационно –
коммуникативные
технологии
Знакомство с новым
материалом на ПК,
тестирование, презентация,
интерактивная доска
Познавательные: логические
универсальные действия,
общеучебные познавательные
действия.
Рассмотрим каждую из представленных технологий подробно.
Проблемное обучение. Одна из особенностей современного процесса обучения
является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует
использования комплекса методов, технологий для развития личности, организационных
форм. Личностно-ориентированное образование существенно отличается от других
существующих моделей и педагогических систем, тем, что предоставляет ребёнку
большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках учитель с помощью
разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными
интересами, стратегиями и стилем ребёнка, а не ученик подстраивается под цели педагога,
способы его мышления, сложившийся обучающий стиль.
Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН
(знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму
систему взаимоотношений "учитель – ученик". Поэтому требования, которые
предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться
усвоением учащимися школьной программы
Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая
вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в
направлении целей.
Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Учащимся
рекомендуется высказать своё предположение, уметь попробовать самим ответить на
вопрос, а потом проверить или уточнить ответ.
Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему
готовой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие
как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная
работа.
Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию
метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать)
последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться
подтверждать аргументы фактами.
Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта,
человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает,
консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем если
надо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное.
Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности
учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и
накапливается опыт. Идёт социализация учащегося.
Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не
имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу
"Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании". Поэтому
педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа "проникающую"
технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления,
источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные
педагогические технологии как их составная часть.
В "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования"
сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и
детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,
совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества
ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта
одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на учителей и
руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и
трудовыми организациями) и на все виды отношений учеников.
Дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимость реализации принципа
дифференцированного обучения связана с содержанием обучения и индивидуальными
возможностями каждого ребенка; объективно существующими противоречиями между
общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, между индивидуальным
характером усвоения учебного материала, коллективной формой учебного процесса и
развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное
сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества
обучения и развития каждого ученика.
Цель дифференциации - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому,
чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и
развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая
индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю.
Организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с
жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия
фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания
классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение
эффективности урока, всё это приводит к существенному улучшению процесса учения.
Коллективная учебная работа, основанная на "внутреннем" стремлении учащихся к
сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них
благоприятное положение на уроке.
Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении
позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям
каждого школьника. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация
обучения, основанная на создании оптимальных условий для развития интересов и
способностей каждого школьника, выявления задатков. С социальной точки зрения –
целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого,
профессионального потенциала общества в целях рационального использования
возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.