Напоминание

Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста


Автор: Трубина Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Аромашевская СОШ им.В. Д. Кармацкого" Юрминская СОШ
Населённый пункт: д. Юрминка, Аромашевский район, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад





Трубина Светлана Петровна

Учитель начальных классов

«Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного

возраста».
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Решая задачи нашей школы: повышение качества преподаваемых предметов, воспитания в учениках постоянной тяги к знаниям, учителя начальных классов стараются искать пути развития активизации познавательной деятельности у младших школьных школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математике - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики – это дидактическая игра, логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа. Дидактические игры на уроке математики. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский. Роль дидактических игр. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры. В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Наша задача - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе и в этом нам помогают дидактические игры. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат (подведение итогов). При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным. Основные функции дидактических игр: - формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму; - формирование психических новообразований; - формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; - формирование навыков самоконтроля и самооценки; - формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Основные условия проведения дидактической игры: - наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр; - выразительность проведения игры; - необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает -форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость; -средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к
игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; -между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания; -используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т. д.. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу». «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?». Цель: закрепить умения различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать интерес, память. Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет означает дерево, серый – металл, белый – бумагу, красный – пластмассу. Рассматривая, находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько предметов находится в портфеле каждого ученика.
Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных

универсальных учебных действий.

Технологии

Методы

Формируемые УУД
Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы. Педагогика сотрудничества Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение. Познавательные: логические универсальные действия. Индивидуально – дифференцированный подход. Разноуровневые задания Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. Компетентно – ориентированное обучение Исследовательская работа, проектная деятельность Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. Информационно – коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия. Рассмотрим каждую из представленных технологий подробно. Проблемное обучение. Одна из особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, технологий для развития личности, организационных форм. Личностно-ориентированное образование существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем, тем, что предоставляет ребёнку
большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка, а не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль. Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН (знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель – ученик". Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в направлении целей. Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Учащимся рекомендуется высказать своё предположение, уметь попробовать самим ответить на вопрос, а потом проверить или уточнить ответ. Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему готовой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа. Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами. Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем если надо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное. Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося. Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу "Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании". Поэтому педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления,
источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть. В "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями) и на все виды отношений учеников. Дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, между индивидуальным характером усвоения учебного материала, коллективной формой учебного процесса и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Цель дифференциации - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю. Организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, всё это приводит к существенному улучшению процесса учения. Коллективная учебная работа, основанная на "внутреннем" стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке. Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого школьника, выявления задатков. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.


В раздел образования