Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка.
Автор: Синарбина Светлана Алексеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Нововасюганская СОШ Населённый пункт: п. Новый-Васюган, Томская область, Каргасокский район Наименование материала: Статья Тема: Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка. Раздел: полное образование
Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного
языка.
Синарбина Светлана Алексеевна, учитель английского языка.
Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного
языка.
На уроке иностранного языка дискуссию как «обсуждение какого-нибудь спорного
вопроса для выяснения разных точек зрения» целесообразно использовать как этап
свободного говорения с целью тренировки определённых коммуникативных стратегий и
более глубокого изучения учебного материала. В то же время практика показывает, что
большинство учителей иностранного языка неохотно применяют данную форму обучения
на уроке. Основными же контрдоводами, как правило, являются: низкий языковой уровень
учеников, недостаточный для аргументирования, постоянный переход учеников с
иностранного языка на родной, низкая мотивация учащихся к данной деятельности и т.д.
Основным способом преодоления приведенных трудностей и условием успешного
проведения дискуссии является тщательная подготовка и управление данной
деятельностью педагогом. Ниже подробно рассмотрим ряд методических аспектов,
помогающих это реализовать:
1.
Создание позитивной атмосферы в группе.
2.
Взаимное подбадривание и поддержка учащихся друг друга.
3.
Толерантность учителя по отношению к ошибкам.
4.
Учащиеся должны учиться конструктивно и кооперативно участвовать в дискуссии
(это предполагает их активное участие, самостоятельность и творческий подход в
решении тех или иных задач, в том числе речевых).
5.
Вынесение учителем на доску речевых средств, клише для оформления начала
высказывания, для выражения интенций «согласие» , «опровержение», «сомнение».
Мотивация и готовность к общению учащихся в дискуссии зависят во многом от
актуальности темы, от того, насколько личностно-значимой станет она для них.
Мотивировать учащихся к участию в общении, снять языковые сложности, оказать
психологическую поддержку можно также посредством различных организационных
форм дискуссии.
Рассмотрим некоторые из них.
«Ненормальная дискуссия»
Учащиеся работают по двое, защищают разные позиции и должны убедить друг
друга в своей правоте.
«Дискуссия - базар»
Учитель задаёт дискуссионный вопрос. Учащиеся свободно передвигаются по классу
и останавливаются для короткого разговора с одним из участников. Таким образом, в
течении ограниченного времени ученики общаются с максимально большим
количеством одноклассников.
«Дискуссия – луковица»
Учащиеся организуют два круга (внешний и внутренний) так, что они оказываются
друг напротив друга и образуют пары. Учитель дает дискуссионную тему, и
учащиеся дискутируют со своими партнерами: высказывают своё мнение, реагируют
на реплики партнера или согласием, или несогласием.
«Дискуссия - пирамида»
Учитель дает тему. Учащиеся сначала работают в индивидуальном режиме, собирая
аргументы «за» и «против». Затем участники объединяются по двое и, объединив
свои аргументы, выделяют наиболее обоснованные. На следующем этапе пары
объединяются с другими парами и работают по четверо и т.д. В процессе дискуссии
число участников растет как пирамида.
«Дискуссия по билетам»
Перед началом дискуссии учащиеся получают пустые карточки, которые являются
«дискуссионными билетами». Учитель предлагает тему. Учащиеся обсуждают тему,
высказывают свои аргументы, и за каждый свой аргумент отдают по одному билету.
«Дискуссия в сетке»
Учащиеся делятся на группы (по 4-5 человек). Участники встают в круг и кто-то
один получает клубок ниток. Учитель ставит проблему. Тот, у кого в руках клубок,
говорит первый аргумент «за» или «против» и передает клубок дальше, оставляя
нить в руке. Таким образом, в конце дискуссии после того как иссякнут аргументы,
между участниками образуется перепутанная сетка из нити.
«Дискуссия - светофор»
Данная организационная форма способствует усвоению учащимися правил и норм
поведения в дискуссии, в частности, правила очередности высказываний,
воспитанию вежливого отношения к чужому мнению, терпимости. Группа делится
на две подгруппы - команды, участники которых встают лицом друг к другу: одна
команда напротив другой. Участник первой команды получает карточку зеленого
цвета, означающая, что данная команда должна предлагать аргументы, только «за».
Первый участник второй команды получает красную карточку, эта команда
продуцирует только аргументы «против». Учитель ставит проблему, и первый
участник какой-либо команды говорит первый аргумент «за» или «против» в
зависимости от цвета своей карточки. Затем он передает карточку своему товарищу
по команде и т.д.
Рассмотренные методические аспекты успешного проведения дискуссии: создание
позитивной атмосферы, снятие языковых трудностей, персонализация содержания
дискуссии, использование различных организационных форм, имеют одну цель –
мотивировать учащихся к выражению собственного мнения, чтобы они, имея личностную
потребность, могли самовыражаться на иностранном языке.
Список литературы:
1.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996
2.
Жуков Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию. – М.: Смысл,
1996.
3.
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.