Напоминание

"Использование математических знаний в повседневной жизни"


Автор: Заббарова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Юлдузская сош"
Населённый пункт: п.Юлдуз, Чистопольский район, Республика Татарстан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Использование математических знаний в повседневной жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Элективный курс
«Использование математических знаний в повседневной жизни».
Программу составила учитель математики и информатики первой квалификационной категории Заббарова Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 16 занятий. Разработка программы данного курса обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащихся умения смоделировать математически определенные физические, экономические процессы и явления, составить план действий в решении реальной проблемы. Данный элективный курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики. Немаловажное значение имеет связь преподавания математики с сельским трудом. Даже если трудовая деятельность учащихся не будет связана с сельскохозяйственным производством, у всех учащихся имеется приусадебный участок и личное подсобное хозяйство. Сейчас многие люди ведут строительство на своих участках. При выполнении строительных и многих других земляных работ производят измерения на поверхности земли и составляют топографический план местности. Такой план иногда нужно уметь составлять для личных целей. Так, застройщик, прежде чем приступить к строительству дома, должен иметь план участка, который позволяет затем правильно его использовать. Составив план, можно лучше и удобнее организовать территорию сада или огорода. Одним из самых важных условий при постройке нового дома всегда было правильно разметить углы. Еще одна строительная задача, при решении
которой применяется математика – замер площадей сложной формы. Полезно также бывает уметь измерять длины линий, углов и высот точек. Большая часть времени в данном элективном курсе отводится ситуационным задачам из различных сфер деятельности. Ситуационная задача не всегда решается по определенному алгоритму. Именно учащемуся необходимо разработать алгоритм для решения задачи, определить рациональные способы анализа ситуации и пути решения подобных проблем. В ходе решения задач учащиеся используют новые технологические возможности обучения: электронные пособия, ресурсы Интернет, справочную литературу. Ведущее место в обучении курса отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Согласно учебно-тематическому планированию предусмотрена значительная доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. В связи с этим
целями
предлагаемой программы являются:  сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту применения математики в повседневной жизни;  способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления для математиче ской деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для решения практических проблем. Содержание программы направлено на решение следующих
задач
:  расширение знаний о методах и способах решения математических задач;  развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся, умения выражать свою позицию и точку зрения;
 формирование навыков оценки альтернативных вариантов решения;  развитие презентационных умений и навыков по представлению информации;  формирование интерактивных умений, навыков работы с таблицами, другими справочными материалами;  обучение анализу последствий принимаемых решений.
Ожидаемые результаты:
 учащиеся могут применять приобретенные знания в повседневной жизни, имеют навыки исследования и анализа полученных знаний, умеют самостоятельно отыскивать необходимую информацию;  учащиеся должны научиться работать в группе, вести дискуссию, понять, что в большинстве ситуаций не бывает только одного и непременно правильного решения;  учащиеся изменяют мотивацию к обучению.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема Количество часов Форма проведения Всего Лекция Практика 20, 51, 5 За да ни е вы по лн яе тс В в е д е н и е в элективный курс. Рациональное питание. 1 0,5 0,5 Презентация Самостоятельное или групповое выполнение заданий
я в па ре ил и гр уп пе 1 3П ри шк ол ьн ый уч аст ок. 2 Приусадебный участок. 2 0,5 1,5 Индивидуальное или групповое выполнение заданий. Дискуссия, аргументация своих суждений. 4 Личное подсобное хозяйство. 2 0,5 1,5 Групповое выполнение заданий. Дискуссия (критикуешь, предлагай свое решение) 5 Строительство 7 1,5 5,5 Выполнение заданий в паре или группе 6 Коммунальные платежи 1 0,5 0,5 Индивидуальное выполнение
заданий 7 Итоговый урок. Защита проектов. 1 0 1 Презентация проектов. Итого: 16 4 12
Содержание программы
. Тема 1.Введение в элективный курс. Рациональное питание. На первом занятии учащимся сообщается об актуальности темы элективного курса, его целях, задачах и ожидаемых результатах. Решаются задачи по организации рационального питания. В ходе занятия учащиеся находят в Интернете, какова суточная потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, калорийность суточного рациона в зависимости от энергозатрат человека. Учащиеся должны уметь рассчитать и составить меню с учетом затраченных калорий. Тема 2. Пришкольный участок. У каждого класса школы имеется свой цветочный участок. Учащиеся должны составить план участка, определиться с дизайном. По прейскуранту цен в Интернет-магазине определить цену всех необходимых семян цветов (рассмотреть в нескольких магазинах и выбрать наиболее выгодные). Посчитать необходимое количество цветов и семян с учетом всхожести. Рассчитать затраты на семена. Тема 3. Приусадебный участок.
Какую площадь надо засеять овощами, чтобы обеспечить ими семью, состоящую из n человек (каждый для своей семьи). Рассчитать необходимое количество семян, сумму, затраченную на их приобретение, выход продукции. Выяснить, насколько больше нужно посадить овощей, чтобы после их реализации были возмещены средства, потраченные на покупку с е м я н , у к р ы в н о г о м а т е р и а л а , уд о б р е н и й . Р е ш е н и е з а д а ч сельскохозяйственной тематики. Тема 4. Личное подсобное хозяйство. В ходе занятия учащиеся должны найти данные о суточном рационе КРС ( отдельно коровы и бычки), стоимость кормов. Посчитать необходимый годовой запас кормов, его стоимость ( сравнить цены по Республике Татарстан и в Чистопольском районе). Если цены в других районах ниже, то посчитать стоимость с учетом доставки. Учитывая данные предыдущего урока выяснить рентабельность выращивания в личном подсобном хозяйстве кур, гусей, кроликов, коров, бычков (по группам). Для этого выяснить цены на мясо, молоко, пух, кроличий мех. Посчитать, сколько молока можно в среднем получить в год от одной коровы, сколько творога и масла можно сделать из этого молока. Узнать стоимость этих продуктов. Что выгоднее продать: молоко или молочные продукты. Выращивание, какого вида животных или птиц дает наибольшую рентабельность. Тема 5. Строительство. Измерение длин линий шагами. Масштаб шагов. Определение расстояния при помощи линейки. Принцип определения угла лентой. Построение треугольника по трем сторонам. Построение на местности углов при помощи ленты. Определение расстояния до предмета простейшими средствами ( с помощью равнобедренного треугольника, при помощи его тени).
Составление топографического плана школьного участка. Вычисление площадей сложной фигуры. Использование палетки. Вычисление количества необходимого ламината для отделки пола комнаты сложной конфигурации. Определение площади стен (без оконных и дверного проемов), потолка и пола учебного кабинета, выбрать дизайн. Рассчитать необходимое количество обоев, клея, краски. Узнать цены на выбранные материалы, рассчитать стоимость затрат. Выяснить, из каких материалов может быть сделан фундамент. Рассчитать, из каких материалов будет экономичнее ( учитывать затраты на строительство). Банные печи двух видов: кирпичная и железная. Кладка какой печи более выгодна, использование какой печи более экономично ( учитывать количество дров, необходимых на год, каждый учащийся для количества человек своей семьи). Тема 6. Коммунальные платежи. Заполнение квитанций по оплате коммунальных услуг за свет, за газ. Введение основных понятий в коммунальных платежах: «пеня», «доплата». Отработка навыков ориентирования в тарифах. Решение задач, связанных с заполнением квитанций на оплату. Выполнение тренировочных упражнений. Тема 7. Защита проектов по теме: «Математика в повседневной жизни» Учащиеся определяют тему своей творческой работы. По желанию распределяются в группы и определяют цели и задачи своего проекта. Оформляют свою работу в виде презентации и защищают её перед классом. Литература для учителя.
1.
Кондратенко Л. Н. Элективные ориентационные математические курсы в профильной школе : учебно-методическое пособие / Л. Н.
Кондратенко ; [под ред. В. Ф. Любичевой]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 178 с. - (Профильное обучение).
2.
Журова Т., Зотова В. Расчеты на каждый день. // Математика – 2007. – №10. – С. 19–20.
3.
Петров В.А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики. – М.: Просвещение, 1980. – 63с.
4.
Тернопол А.Н. Методическое обеспечение профильного обучения. Математика: Методические рекомендации. - М.: АПКиПРО, 2004.
5.
Липсиц, И. В. Экономика без тайн. — М.: Вита-Пресс, 1994
6.
Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием.// Математика в школе.-2002.- №8
7.
Симонов А.С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей.// Математика в школе. – 1998. - №6. Литература для учащихся. 1. АверьяновД.И.,Алтынов П.И., Баврин Н. Н.Математика: Большой справочник для школьника и поступающих в вузы.-2-еизд.- М.:Дрофа,1999. 2. Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение 3. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы, - М: Наука, 1989 г 4. Калашников А.П., Фисинин В.И. и др. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных: Справочник.- Россельхозакадемия, 2003


В раздел образования