ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
География 6 класс Урок № 7
Тема: Воды суши. Реки – артерии Земли.
Цель урока: создать условия для формирования целостного представления о реке, её частях и её
роли в жизни человека.
Планируемые результаты:
личностные :
формировать
мотивационную
основу
учебной
деятельности;
осознавать
значимость знаний о реках для их практического использования их человеком;
метапредметные :
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять
цель
учебной
деятельности;
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
рельефом земной поверхности и характером реки; делать выводы по результатам сравнения
равнинных и горных рек; создавать схему «Река»; применять схему для решения познавательных
задач.
предметные: объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения
учебных задач по определению положения бассейна реки; приводить примеры равнинных и
горных рек; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки; сравнивать
реки (горную и равнинную).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование:
интерактивная
доска,
персональный
компьютер, физическая
карта
мира,
физическая карта России, атласы, учебник.
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Мотивация
учебной
Темой
нашего
урока
будет
географический
объект,
о
котором
сложено
немало
загадок.
Называют
воды
суши.
Определяют задачи урока.
деятельности
Отгадайте их:
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
Определяют тему урока.
Учитель: давайте предположим, чем мы будем
с е год н я
з а н и м ат ь с я ?
Ка к
в ы
м о ж е т е
сформулировать
тему
сегодняшнего
урока?
А
что вы знаете о реках? (у реки имеется исток,
устье)
-
А
что
бы
вы
хотели
еще
узнать
о
реках?
(почему вода в реке не кончается, узнать какие
реки бывают, от чего они зависят).
Сформулируйте цель урока.
Называют «Реки»
Подготавливают
вопросы,
на которые хотят получить
ответы.
Формулируют цель урока:
объяснять
о собенно сти
рек.
2.Актуализация
опорных знаний
1.Учитель предлагает ученикам найти в тексте
параграфа ответы на следующие вопросы:
Откуда берется вода в реках?
Какие бывают реки?
Какая вода в реках?
Какие части реки вы знаете?
Составить схему «Река».
2.Продумайте названия основных пунктов плана
для характеристики реки.
1.Отвечают
на
вопросы.
Вспоминают,
что
вода
в
реке все время движется по
естественному углублению
от истока (начала реки) до
устья (места впадения ее в
океан, море, другую реку).
О п р е д е л я ю т :
р е к и
пополняются
подземными
водами, осадками, талыми
в о д а м и
л е д н и к о в .
Рассказывают
о
том,
что
реки
бывают
большие
и
малые,
глубоководные
и
мелководные. Утверждают:
в
р е к а х
в о д а
в с е г д а
п р е с н а я .
Н а з ы в а ю т
известные им части реки:
исток, устье.
2.Называют
о с н о в н ы е
пункты при характеристике
реки:
-название реки;
-строение реки;
-тип реки;
-роль реки.
Дополнения учителя:
-Речная система.
-Строение речной долины.
-Типы рек (в зависимости
от рельефа местности)
-Роль
рек
в
м и р о в ом
круговороте воды.
1.
Выделите
основные
вопросы,
которые
мы
1 . О п р е д е л я ю т,
к а к и е
изучим,
и
сформулируйте
основные
задачи
урока.
вопросы
будут
затронуты
на уроке:
-что такое речная система?
-Каково
строение
речной
долины?
2.Формулируют
основные
задачи урока:
-определить,
что
является
речной системой?
-Изучить строение речной
долины.
-Выделить
типы
рек
в
зависимости
от
рельефа
местности.
3.Организация
познавательной
деятельности
Расскажите
о
строении
реки,
выполните
задание №3 в рабочей тетради. (После того как
дети выполнят задание, учитель чертит схему на
интерактивной доске)
2.Используя текст учебника (с. 109-110) описать,
как функционирует речная система. Продолжите
заполнение схемы «Река»
3.Ответить на вопросы: Что является бассейном
реки? Что такое линия водораздела?
4. Используя рис. 73, стр. 109,определите
речную систему и бассейн реки . Чем
отличаются понятия «бассейн» и «речная
система».
Что является водоразделом рек Волга и Обь?
Назовите водораздел реки Лена.
1.
Определяют,
что
река
имеет русло, исток и устье.
З а п о л н я ю т
с х е м у
в
тетради.
2.Рассказывают,
что
река
с о б и р а е т
в о д у
с
определенной
территории,
малые
реки
впадают
в
главную, образуют речную
систему.
3.Отвечают на вопросы.
4.Высказывают
предположения о связи рек
и
океана.
По
физической
к а р т е
о п р е д е л я ю т
водораздел
рек
Волга
и
Обь.
5.Подписывают
названия
рек, которые принадлежат
к бассейнам океанов.
6.Анализируют
изображения бассейнов рек
и ищут различия. Пробуют
о п р е д е л и т ь
п р и ч и н у
различия. Говорят о горном
и
равнинном
р е л ь е ф е
местности,
по
которой
протекают реки.
4.Подведение итогов
Закрепление 1. Укажите части реки
2.Назовите
реки
нашего
края.
К
какому
типу
они
относятся?
Рефлексия.
1.Что нового узнали на уроке?
Продолжите эти предложения:
1.Сегодня я узнал…….
2. Было интересно……
3. Было трудно………
4. Я понял, что………..
5.Мне понравились
задания……………….
6. Я научился…………
7. Меня удивило………
8. Я хотел еще узнать……..
Домашнее
задание:
§ 3 3 ,
стр.109-112.
1.Обучающиеся
проговаривают
чему они научились на уроке.
Рассказывают о том, что узнали
на уроке.
Исток