Напоминание

Работа с одаренными детьми


Автор: Чернавцева Светлана Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ Аннинская СОШ №6
Населённый пункт: п.г.т. Анна
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Чернавцева Светлана Сергеевна Работа с одаренными детьми. МКОУ Аннинская СОШ №6 Музыкальная одаренность ребенка — высшая степень проявления индивидуальных музыкальных способностей. Это наличие прекрасного музыкального слуха, умения слушать и слышать музыку, исполнять ее эмоционально, это отличная музыкальная память, пластичный и хорошо скоординированный голосовой «аппарат», высокий уровень обучаемости («схватывание на лету») и, конечно, работоспособность. Вокальный кружок «Камертон» существует в нашей школе много лет. В нем занимаются разные дети, но большинство из них одаренные. Эти дети, как яркие звездочки и к ним, в отличие от других детей, необходим определенный подход. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями, за его психологией. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроках, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Одаренные дети отличаются от других и это можно заметить сразу. У них очень тонкое видение музыки. Они необыкновенно эмоционально отзывчивы. Бывали случаи, когда прослушивание музыки производило на них глубочайшее впечатление, что вызывало слезы. Говоря о музыке, они высказывают неординарные и необычные мысли. Когда такие дети рисуют под музыку, то их рисунки в значительной степени отличаются от других, своей неожиданностью, креативностью и красотой. Рисуя под музыку, они полностью погружаются в мир музыки. Если дети поют, то поют эмоционально, четко, как говорят «без фальши» и все остальные подстраиваются под них. Но, не смотря на это, у одаренных детей довольно часто возникают конфликтные ситуации с учителем, разногласия с одноклассниками. Но через некоторое время, все обдумав и осознав, они возвращаются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Одаренным детям несвойственна зажатость, на сцене они выступают с удовольствием, они ярки, их выступления запоминаются надолго. Если говорить о развитии музыкально- одаренных детей то это: выраженное стремление к музыкальной деятельности
.
Одаренные дети проявляют интерес к музыке и всему, что с ней связано, выражают желание петь, танцевать, выступать на сцене. В учебной и игровой деятельности: они проявляют инициативность, образность, эмоциональность, спонтанность. Им
присущи и воля, и упорство в достижении цели. И на уроках и во внеурочной деятельности они проявляют: заинтересованность, активность, творчество. На занятиях кружка, считаю необходимым развивать у одаренных детей основные музыкальные способности. Эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения. Способность к переживанию в форме музыкальных образов и способность к творческому восприятию музыки. Музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. Методы, применяемые для развития музыкальных способностей: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки. Хоровое и сольное пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей одаренных детей. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Материал стараюсь подбирать новый, интересный, чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость. А творческая атмосфера позволяет ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем ведется индивидуальная работа. Раннее вовлечение одаренных детей в творческую деятельность полезно для общего развития, развития и расцвета их способностей, а способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике. Способности одаренных детей не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Стараясь всегда творчески подходить к развитию музыкальных способностей у детей, уверенна, что в будущем они смогут реализовать себя как яркую, творчески – одарённую личность.


В раздел образования