Напоминание

Презентация "Бабушки"


Автор: Грошева Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ №119
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Использование ИКТ
Тема: Презентация "Бабушки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Системно-деятельностный подход на уроках

математики.
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.» Изменения в обществе и экономике стремительно развиваются и требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, проявляя гибкость и творчество, находить оптимальные решения сложных вопросов, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования к системе школьного обучения, значит научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат. Поэтому использование системно-деятельностного подхода, становится особенно важным в обучении математике, так как необходимо решить ряд педагогических проблем:  повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?  обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?  спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы? Цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Деятельностный подход на уроках осуществляется через:  Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;  Использование активных и интерактивных методик;  Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
 Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Важной характеристикой деятельностного подхода является системность, которая осуществляется на различных этапах урока. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности, используя такие приемы обучения как синквейн и кластер, позволяющие соединить аналитическую и творческую деятельность. Использование системно деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход включает три основных этапа: I. Вводно-мотивационный. На вводно-мотивационном этапе организуется положительно е самоопределение ученика к деятельности на уроке: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, выделяется содержательная область деятельности. Обучающиеся подготавливаются к проектировочной деятельности посредством
актуализации знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. Создается проблемная ситуация, фиксируются затруднения обучающихся в индивидуальной деятельности. Определяется цель деятельности и формируется тема урока. II. Операционно-исполнительный или деятельностный. Учитель организует деятельность по «открытию» нового знания и его применению. Организуется коллективная деятельность обучающихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В ходе первичного закрепления учебного материала обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов. На данном этапе может использоваться индивидуальная форма работы. Обучающиеся: самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия; осуществляют самопроверку, пошагово сравнения с образцом; оценивают свою самостоятельную работу. Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. . III. Контрольно-оценочный. Рефлексия учебной деятельности. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия, самооценка и взаимооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности. Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения. Литература: 1. Технология индивидуализированного обучения Ю.А. Макаров 2. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение»2005; 3. В.П. Сухов «Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004


В раздел образования