Автор: Грошева Елена Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ №119 Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: Использование ИКТ Тема: Презентация "Бабушки" Раздел: дошкольное образование
математики.
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.»
Изменения в обществе и экономике стремительно развиваются и требуют
сегодня
от
человека
умения
быстро
адаптироваться
к
новым
условиям,
проявляя гибкость и творчество, находить оптимальные решения сложных
вопросов,
не
теряться
в
ситуации
неопределенности,
уметь
налаживать
эффективные
коммуникации
с
разными
людьми
и
при
этом
оставаться
нравственным.
Школа
должна
подготовить
выпускника,
обладающего
необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно
чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Современное
состояние
педагогической
деятельности
характеризуется
переходом
к
работе
по
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
которые
выдвигают
новые
требования
к
системе
школьного
обучения,
значит
научиться
проектировать
урок
в
логике
учебной
деятельности: ситуация
-
проблема
-
задача
-
результат.
Поэтому
использование
системно-деятельностного
подхода,
становится
особенно
важным
в
обучении
математике,
так
как
необходимо
решить
ряд
педагогических проблем:
повысить
уровень
математической
компетентности
обучающихся,
обеспечивающую готовность к использованию математических знаний,
умений,
навыков
для
решения
максимально
широкого
диапазона
жизненных задач?
обеспечить
формирование
ключевых
компетенций
у
школьников,
умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
спроектировать
учебный
процесс,
позволяющий
вооружить
школьников
способами
самостоятельного
открытия
знания,
организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой
каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а
работе.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами
исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную,
рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность -
обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего
индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Важной характеристикой деятельностного подхода является системность,
которая осуществляется на различных этапах урока.
На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний
создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных
вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск,
анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и
виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается
за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации
проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется
в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод
разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда
можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.
На этапе включения нового знания в систему и повторения используются
такие формы работы, как индивидуальная работа при решении
количественных и качественных задач, организуется индивидуальная
ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и
взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и
рефлексии учебной деятельности, используя такие приемы обучения как
синквейн и кластер, позволяющие соединить аналитическую и творческую
деятельность.
Использование системно деятельностного подхода ориентировано, прежде
всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры
учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом
деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с
различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые
технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры),
технология критического мышления, технология «Дебаты», технология
исследовательской и проектной деятельности, что способствует
формированию универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход включает три основных этапа:
I. Вводно-мотивационный.
На
вводно-мотивационном
этапе
организуется
положительно е
самоопределение ученика к деятельности на уроке: создаются условия для
возникновения
внутренней
потребности
включения
в
деятельность,
выделяется
содержательная
область
деятельности.
Обучающиеся
подготавливаются
к
проектировочной
деятельности
посредством
актуализации знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового
способа действий. Создается проблемная ситуация, фиксируются затруднения
обучающихся
в
индивидуальной
деятельности.
Определяется
цель
деятельности и формируется тема урока.
II. Операционно-исполнительный или деятельностный.
Учитель
организует
деятельность
по
«открытию»
нового
знания
и
его
применению. Организуется коллективная деятельность обучающихся, в ходе
которой
выстраивается
и
обосновывается
новый
способ
действий.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,
вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового
знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В ходе
первичного
закрепления
учебного
материала
обучающиеся
выполняют
типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и
полученных результатов.
На
данном
этапе
может
использоваться
индивидуальная
форма
работы.
Обучающиеся: самостоятельно
выполняют
задания
на
применение
нового
способа
действия; осуществляют
самопроверку,
пошагово
сравнения
с
образцом; оценивают свою самостоятельную работу. Выявляются границы
применимости
нового
знания
и
выполняются
задания,
в
которых
новый
способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот
этап,
учитель
подбирает
задания,
в
которых
тренируется
использование
изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения
в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с
одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а
с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
. III. Контрольно-оценочный. Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и
организуется
рефлексия,
самооценка
и
взаимооценка
учениками
деятельности
на
уроке.
Фиксируется
степень
соответствия
поставленной
цели
и
результатов
деятельности,
намечаются
цели
последующей
деятельности.
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода
являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его
готовность к освоению стандартов нового поколения.
Литература:
1.
Технология индивидуализированного обучения Ю.А. Макаров
2.
С.Г.Манвелов
«Конструирование
современного
урока
математики»
Москва «Просвещение»2005;
3.
В.П.
Сухов
«Системно
-
деятельностный
подход
в
развивающем
обучении школьников» Уфа,2004