Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
Автор: Кочеткова Елена Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: статья Тема: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология Раздел: полное образование
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
(из опыта работы литературно-краеведческого музея И. А.Бунина МБОУ
гимназии №1 г.Липецка)
Кочеткова Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель литературно-краеведческого
музея И. А.Бунина
МБОУ гимназии №1 г.Липецка
Аннотация
Духовно-нравственное
воспитание
подрастающего
поколения
является
одной из приоритетных задач в современной системе образования. Важнейшая
миссия педагога – воспитать у юного поколения уважение к предкам, любовь к
Родине, своему народу, способствовать развитию интеллектуально-творческого
потенциала, выработке интереса к приобретению дополнительных знаний по
предмету через знакомство с русской национальной культурой, материалами
литературного краеведения, пробуждению интереса к культурному наследию
родного края, духовному возрождению учащихся.
В
данной
статье
рассматривается
роль
школьных
литературно-
краеведческих музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения
на примере литературно-краеведческого музея И.А.Бунина МБОУ гимназии №1
г.Липецка.
В
работе
подробно
показаны
основные
направления,
формы
и
методы работы музея.
Литературно-краеведческий
музей
И.А.Бунина
МБОУ
гимназии
№1
г.Липецка значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во всех
видах деятельности и является связующей нитью между образовательными
учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями.
Ключевые
слова: школьный музей, литературно-краеведческий музей,
музейная
педагогика,
образовательно-воспитательный
процесс,
духовно-
нравственное воспитание, развитие интеллектуально-творческого потенциала,
социально-активная, адаптированная к жизни, интеллектуальная личность,
музейные
фонды,
направления
работы,
формы
работы,
литературное
краеведение, проектная деятельность, бунинские чтения
Школьный музей – это особенный музей, функции которого несколько
отличаются от функций других государственных музеев. Его особенность в том,
что
школьный
музей
самым
тесным
образом
связан
с
образовательно-
воспитательным процессом той школы, в которой он находится.
Музей имеет ряд уникальных возможностей. Во-первых, он находится
непосредственно в стенах школы. В него можно попасть, не выходя из нее. Во-
вторых, его ресурсы можно использовать на уроках. В-третьих, его экспонаты
пополняются
самими
посетителями,
то
есть
учениками,
учителями,
родителями.
Иными
словами,
школьный
музей
–
это
живой,
постоянно
развивающийся
организм,
являющийся
частью
учебно-воспитательного
процесса.
Липецкая земля является обладательницей богатых культурных традиций.
На
этой
земле
родились,
жили
и
творили
И.С.Тургенев,
М.М.Пришвин,
Н.С.Лесков и – Иван Алексеевич Бунин – первый Нобелевский лауреат России в
области литературы, прославивший Липецкий край в своих произведениях,
«писатель, у которого на первом месте всегда была наша средняя Россия».
Именно поэтому в гимназии и был создан литературно-краеведческий
музей И.А.Бунина, который 16 апреля 2007 года открыл свои двери для первых
посетителей. Создание литературно-краеведческого музея И.А.Бунина – это
попытка представить писателя во всём многообразии его таланта и мастерства,
осознать трагедию художника и человека, волею судеб оторванного от Родины,
открыть места Липецкой области, неразрывно связанные с его именем.
В настоящее время музей состоит из трех частей: «Липецкие тропы к
Бунину», экспозиция частного музея А.В.Дмитриева и экспозиция литературно-
краеведческого музея И.А.Бунина в кабинете литературы.
Главная
задача
работы
музея
–
спо собствовать
р а з в и т и ю
интеллектуально-творческого потенциала, выработке интереса к приобретению
дополнительных
знаний
по
предмету
через
знакомство
с
материалами
литературного краеведения, пробуждению интереса к культурному наследию
родного края, духовному возрождению учащихся.
Основными
направлениями
работы
музея
являются:
художественно-
эстетическое,
научно-исследовательская
работа,
работа
с
фондами,
с
общественностью, литературное краеведение, проектная деятельность.
Основу музейного фонда составляют фотоиллюстрированные материалы,
документы, видео и аудиозаписи, записи на электронных носителях, газетный и
книжный фонды, экспонаты, переданные в дар музею учителями, родителями,
учащимися, жителями города. Особую гордость составляют книги, издания и
фотографии, подаренные буниноведами, краеведами и писателями Липецкой
области. Фонды музея постоянно пополняются благодаря поисковой работе и
сотрудничеству
с
музеями
и
общественными
организациями.
В
планах
музейной работы – активное расширение медиаресурсов
Музейные фонды активно используются для таких форм работы, как
научное исследование, уроки, в том числе интегрированные, например, «Бунин
и
Рахманинов»,
конкурсы
чтецов,
заседания
литературной
гостиной,
иллюстрирование. В музее проводятся экскурсии, тематические классные часы,
творческие
встречи,
литературно-музыкальные
композиции
по
творчеству
И.А.Бунина, диспуты.
Научно-исследовательское
направление
способствует
углубленному
изучению
литературы,
даёт
наглядное
представление
о
писателе
и
его
творчестве, помогает самостоятельно вести литературные поиски.
В процессе написания рефератов, научно-исследовательских и творческих
работ появляются материалы, позволяющие использовать их на уроках и во
внеурочной деятельности, для работы с экспонатами.
Литературное краеведение – одно из главных направлений в работе музея.
Именно оно развивает чувство сопричастности к событиям, происходящим на
родной земле, стремление познать свою малую родину и познакомиться с её
историческим прошлым и культурным наследием.
Посещение
литературных
музеев
–
составляющая
часть
внеурочной
работы.
Это
и
литературные
музеи
г.Ельца,
г.Воронежа,
музеи-усадьбы
Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, М.Ю.Лермонтова в Тарханах, музей-усадьба
Веневитиновых,
квартира
А.С.Пушкина
на
набережной
Мойки,12
в
Санкт-
Петербурге, посещение Царскосельского лицея и другие.
Изучение жизни и творчества И.А.Бунина во Франции, посещение в 2010
году учащимися гимназии вместе с руководителем литературно-краеведческого
музея
виллы
«Бельведер»
в
Грассе
вызывает
дополнительный
интерес
к
изучению французского языка, способствует его практическому применению.
Экскурсии в нашем литературно-краеведческом музее, знакомящие посетителей
с жизнью писателя в эмиграции, проводятся на русском и французском языках.
Одно
из
значимых
направлений
работы
литературно-краеведческого
музея – взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой
информации,
обмен
опытом
работы
с
активом
других
литературно-
краеведческих музеев, в частности, со школьными музеями г.г.Липецка и Санкт-
Петербурга, сотрудничество с ГАУДПО ЛО «Института развития образования»,
школами г.г.Липецка, Воронежа, Протвино Московской области, Областным
Литературным музеем им.Никитина г.Воронеж. Так, в рамках сотрудничества
экспонаты нашего литературно-краеведческого музея с октября 2015 по март
2016 года были представлены в экспозиции, посвященной 145-летию со дня
рождения
И.А.Бунина,
в
Воронежском
Литературном
музее.
Более
года
литературно-краеведческий
музей
сотрудничает
с
всероссийским
журналом
«Юный
краевед»,
в
котором
опубликованы
материалы
о
музее.
А
на VI
Бунинских чтениях присутствовали главный редактор и шеф-редактор журнала.
Осознавая
значимость
нравственного
и
эстетического
воспитания
учащихся, налажено сотрудничество с Липецкой областной филармонией, БИЦ
им.Бунина, Липецким отделением общероссийской общественной организации
«Союз
театральных
деятелей
Российской
Федерации»,
организуются
творческие встречи с писателями и поэтами Липецкого края.
Основные
задачи
данного
сотрудничества:
расширение
кругозора
учащихся,
обучение
культуре
и
мастерству
чтения
художественного
текста,
развитие навыков восприятия классической музыки, знакомство с деятелями
культуры г.Липецка. Учащиеся охотно посещают эти мероприятия, активно
обсуждают их после представления.
Художественно-эстетическое направление является важной составляющей
учебно-воспитательной
работы
гимназии
в
формировании
духовного
мира
школьника, его интеллектуального развития. Различные формы работы музея в
данном направлении способствуют нравственному и эстетическому воспитанию
учащихся.
На
заседаниях
литературной
гостиной
учащиеся
открывают
для
себя
имена писателей и поэтов, жизнь и творчество которых связано с Липецким
краем, знакомят друг друга со своим творчеством («Проба пера»), читают
строки из полюбившихся произведений.
Проведение заседаний литературной гостиной в музее гимназии показало
не
только
интерес
наших
учащихся
к
поэзии
И.А.Бунина,
А.С.Пушкина,
Ф.Тютчева, но и раскрыло поэтический дар самих ребят. В настоящее время
готовится сборник стихов, лирических миниатюр учащихся гимназии.
Традиционным
стало
ежегодное
проведение
конкурсов
чтецов,
посвященных
как
творчеству
отдельных
поэтов,
так
и
приуроченных
к
знаменательным датам.
Гимназисты
ежегодно
являются
участниками
городских
и
областных
конкурсов
чтецов.
Победители
этих
конкурсов
с
удовольствием
проводят
«Мастер-классы» для начинающих любителей художественного слова.
Полученная информация, впечатления находят отражение в сочинениях,
творческих работах учащихся, заметках в гимназической газете «Мы».
Особую популярность у учащихся приобрела рубрика «Проба пера», где
юные поэты представляют стихотворения собственного сочинения.
Главная
задача
этой
формы
работы
–
помочь
учащимся
раскрыть
содержание
художественного
произведения,
выразить
личное
отношение
к
нему, обогатить учащихся новыми литературными знаниями, дать возможность
ощутить
эмоционально-эстетическое
воздействие
как
от
собственного
активного участия, так и от восприятия художественного слова.
Творческие
работы
учащихся
носят
разносторонний
характер.
Это
и
работы
о
судьбах
писателей,
поэтов,
осмысление
их
творчества;
это
и
рассуждения
о
проблемах
города,
государства;
философские
размышления,
лирические миниатюры, поэтические зарисовки.
Работы учащиеся представлены не только в гимназических конкурсах
творческих
работ.
Многие
гимназисты
являются
лауреатами
и
призёрами
городских, областных, всероссийских и международных конкурсов творческих
работ.
Иллюстрирование – одна из форм постижения художественного слова
мастера,
дающая
возможность
выразить
личностное
во сприятие
художественного произведения через внутренний мир ребёнка.
Рисунки и картины учащихся признаны лучшими в различных конкурсах,
а некоторые из них уже стали экспонатами нашего музея, с которыми вы можете
ознакомиться.
Всё
это
даёт
возможность
учащимся
в
нестандартной
форме
познакомиться с искусством слова, развивать эстетический вкус и творческие
способности.
Проект создания литературно-краеведческого музея в МБОУ гимназии
№1 г.Липецка – одна из инновационных форм решения учебно-воспитательных
задач, которая значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во
всех видах деятельности.
Проектная
деятельность
развивает
познавательные
навыки
учащихся,
умение
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развивать
творческое
мышление,
помогает
школьникам самореализоваться, проявить самостоятельность и творчество. А в
условиях
совместной
творческой
учебно-воспитательной
и
проектно-
организационной деятельности происходит становление и развитие единства
мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной
сферы личности всех участников детского и взрослых сообществ.
Школьный музей – это объединение по интересам, куда дети приходят
добровольно. И поэтому особенно важно, что в музейной деятельности педагог
и ученик работают вместе, сотрудничают, взаимно обогащая друг друга, учатся
друг у друга. Работа в музее воспитывает ученика, учит видеть и ценить детали,
делать выводы, помогает стать более собранным, ответственным, активным.
Музей помогает определить собственную позицию, выработать нравственные
принципы.
Одной
из
наиболее
ярких
массовых
форм
работы
литературно-
краеведческого музея И.А.Бунина МБОУ гимназии №1 являются Бунинские
чтения «Липецкие тропы к И.А.Бунину», в программе которых представлены
защита научно-исследовательских работ, заочные экскурсии, звучат стихи и
фрагменты из прозаических произведений Бунина, песни и романсы на стихи
поэта,
проводятся
конкурсы
рисунков,
методических
разработок
учителей,
происходят творческие встречи.
Первые Бунинские чтения, состоявшиеся в 2010 году, были посвящены
140-летию
со
дня
рождения
И.А.Бунина.
В
них
принимали
участие
представители школьных музеев области. Главным событием стала передача
материалов
частного
музея
липецким
буниноведом
А.В.Дмитриевым
литературно-краеведческому
музею
И.А.Бунина
МБОУ
гимназии
№1.
Подлинное украшение коллекции – настоящие запонки Бунина.
Кульминацией вторых (уже городских) Бунинских чтений (апрель 2012
года) стало открытие экспозиции частного музея А.В.Дмитриева, на котором
присутствовала его вдова Дмитриева О.Н.
В октябре 2012 года состоялись третьи Бунинские чтения, посвященные
5-летию литературно-краеведческого музея И. А. Бунина МБОУ гимназии №1.
Четвертые Бунинские чтения «Липецкие тропы к Бунину» состоялись в
ноябре
2013
года
и
были
посвящены
80-летию
присуждения
И.А.Бунину
Нобелевской премии и 60-летию со дня смерти писателя. Более 300 участников
из
36
учебных
заведений
г.Липецка
приняли
в
них
участие.
Впервые
участниками
этих
чтений
стали
и
педагоги
школ
города
в
номинациях
«Методическая разработка» и «Проба пера».
V Бунинские чтения «Липецкие тропы к Бунину», посвященные Году
Культуры и 60-летию образования Липецкой области, состоявшиеся в ноябре
2014 года, имели вновь статус областного конкурса.
В
чтениях
приняли
участие
704
учащихся
и
педагога
из
37
образовательных учебных заведений города и 39 из Липецкой области, а также
учащиеся и педагоги из школы №27 имени И.А.Бунина из г.Санкт-Петербург. К
традиционно
существующим
номинациям
(«Художественное
слово»,
«Литературно-музыкальная
композиция»,
«Изобразительное
творчество»,
«Вокал», «Заочная экскурсия», «Проба пера», «Педагогическая мастерская»)
вновь добавилась номинация «Научно-исследовательская работа».
Победителями
и
призерами V Бунинских чтений «Липецкие тропы к
Бунину» стали 240 человек, из них 49 – победителей в разных номинациях.
Впервые двое участников стали обладателями Гран-при.
Самыми
массовыми
стали VI
Бунинские
чтения
«Липецкие
тропы
к
Бунину»,
посвященные
Году
Литературы
и
145-летию
со
дня
рождения
И.А.Бунина, которые состоялись в декабре 2015 года. В них приняли участие
более 1000 человек не только из Липецкой области, но и г.г.Санкт-Петербург и
Протвино
(Московская
обл.).
Впервые
участниками
стали
представители
колледжей из г.Липецка и Липецкой области, а также из 3 школ-интернатов для
детей с ограниченными возможностями. Самым юным участникам – 6 лет. Как
и в прошлом году, конкурсанты соревновались в 8 номинациях. Традиционно
самое
большое
количество
участников,
а
следовательно,
победителей
и
призеров
в
номинациях
«Художественное
слово»
и
«Изобразительное
творчество». Всего 306 победителей и призеров в разных номинациях. По
мнению членов жюри, растет мастерство исполнителей.
Впервые
в
рамках
проведения VI
Бунинских
чтений
10
декабря
состоялась экскурсия в г.Елец, во время которой учащиеся нашей гимназии
вместе с представителями 37 школы и гостями из Москвы и Подмосковья
смогли пройти по станинным улочкам (бунинским местам) древнего города,
посетить ЕГУ им.Бунина (бывшая женская гимназия), гимназию, в которой
учился
будущий
писатель,
и,
конечно,
литературно-мемориальный
музей
И.А.Бунина, расположенный в доме, где в годы обучения проживал юный Ваня
Бунин.
Кульминацией VI Бунинских чтений «Липецкие тропы к Бунину» стало
открытие бюста И.А.Бунину (скульптор Андрей Сулин, член Союза художников
России).
Из года в год растет интерес педагогов и школьников к проведению
Бунинских чтений, в желании участвовать в них, раскрыть свои творческие
возможности, прикоснуться к великому русскому слову.
Таким
образом,
мы
видим,
что
школьный
музей
–
это
большой
образовательный потенциал. Формы, методы, приемы и особенности музейной
педагогики полностью отвечают требованиям ФГОС и позволяют повысить
качество
образовательного
процесса
и
выполнить
задачи
воспитания
подрастающего поколения. В музейной педагогике четко прослеживается и
системно-деятельностный, и личностно-ориентированный подход, а обучение
является
неформальным,
эмоциональным,
наглядным,
образным,
демократичным, а
разнообразные творческие задания, инновационные формы и
методы,
применяемые
в
музейной
педагогике,
создают
социокультурное
образовательное
пространство
школьника;
помогают
преодолеть
присущие
сегодняшнему
поколению
иронию,
недоверие,
апатию;
расширить
сферу
интересов,
поставить
вопросы,
побудить
думать
и
реализовать
себя
как
творческую личность.