Напоминание

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология


Автор: Кочеткова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
Раздел: полное образование





Назад





Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

(из опыта работы литературно-краеведческого музея И. А.Бунина МБОУ

гимназии №1 г.Липецка)
Кочеткова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, руководитель литературно-краеведческого музея И. А.Бунина МБОУ гимназии №1 г.Липецка
Аннотация
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач в современной системе образования. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, способствовать развитию интеллектуально-творческого потенциала, выработке интереса к приобретению дополнительных знаний по предмету через знакомство с русской национальной культурой, материалами литературного краеведения, пробуждению интереса к культурному наследию родного края, духовному возрождению учащихся. В данной статье рассматривается роль школьных литературно- краеведческих музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения на примере литературно-краеведческого музея И.А.Бунина МБОУ гимназии №1 г.Липецка. В работе подробно показаны основные направления, формы и методы работы музея. Литературно-краеведческий музей И.А.Бунина МБОУ гимназии №1 г.Липецка значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во всех видах деятельности и является связующей нитью между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями.
Ключевые

слова:
школьный музей, литературно-краеведческий музей, музейная педагогика, образовательно-воспитательный процесс, духовно- нравственное воспитание, развитие интеллектуально-творческого потенциала, социально-активная, адаптированная к жизни, интеллектуальная личность, музейные фонды, направления работы, формы работы, литературное краеведение, проектная деятельность, бунинские чтения Школьный музей – это особенный музей, функции которого несколько отличаются от функций других государственных музеев. Его особенность в том, что школьный музей самым тесным образом связан с образовательно- воспитательным процессом той школы, в которой он находится. Музей имеет ряд уникальных возможностей. Во-первых, он находится непосредственно в стенах школы. В него можно попасть, не выходя из нее. Во- вторых, его ресурсы можно использовать на уроках. В-третьих, его экспонаты пополняются самими посетителями, то есть учениками, учителями,
родителями. Иными словами, школьный музей – это живой, постоянно развивающийся организм, являющийся частью учебно-воспитательного процесса. Липецкая земля является обладательницей богатых культурных традиций. На этой земле родились, жили и творили И.С.Тургенев, М.М.Пришвин, Н.С.Лесков и – Иван Алексеевич Бунин – первый Нобелевский лауреат России в области литературы, прославивший Липецкий край в своих произведениях, «писатель, у которого на первом месте всегда была наша средняя Россия». Именно поэтому в гимназии и был создан литературно-краеведческий музей И.А.Бунина, который 16 апреля 2007 года открыл свои двери для первых посетителей. Создание литературно-краеведческого музея И.А.Бунина – это попытка представить писателя во всём многообразии его таланта и мастерства, осознать трагедию художника и человека, волею судеб оторванного от Родины, открыть места Липецкой области, неразрывно связанные с его именем. В настоящее время музей состоит из трех частей: «Липецкие тропы к Бунину», экспозиция частного музея А.В.Дмитриева и экспозиция литературно- краеведческого музея И.А.Бунина в кабинете литературы. Главная задача работы музея – спо собствовать р а з в и т и ю интеллектуально-творческого потенциала, выработке интереса к приобретению дополнительных знаний по предмету через знакомство с материалами литературного краеведения, пробуждению интереса к культурному наследию родного края, духовному возрождению учащихся. Основными направлениями работы музея являются: художественно- эстетическое, научно-исследовательская работа, работа с фондами, с общественностью, литературное краеведение, проектная деятельность. Основу музейного фонда составляют фотоиллюстрированные материалы, документы, видео и аудиозаписи, записи на электронных носителях, газетный и книжный фонды, экспонаты, переданные в дар музею учителями, родителями, учащимися, жителями города. Особую гордость составляют книги, издания и фотографии, подаренные буниноведами, краеведами и писателями Липецкой области. Фонды музея постоянно пополняются благодаря поисковой работе и сотрудничеству с музеями и общественными организациями. В планах музейной работы – активное расширение медиаресурсов Музейные фонды активно используются для таких форм работы, как научное исследование, уроки, в том числе интегрированные, например, «Бунин и Рахманинов», конкурсы чтецов, заседания литературной гостиной, иллюстрирование. В музее проводятся экскурсии, тематические классные часы, творческие встречи, литературно-музыкальные композиции по творчеству И.А.Бунина, диспуты. Научно-исследовательское направление способствует углубленному изучению литературы, даёт наглядное представление о писателе и его творчестве, помогает самостоятельно вести литературные поиски. В процессе написания рефератов, научно-исследовательских и творческих работ появляются материалы, позволяющие использовать их на уроках и во внеурочной деятельности, для работы с экспонатами.
Литературное краеведение – одно из главных направлений в работе музея. Именно оно развивает чувство сопричастности к событиям, происходящим на родной земле, стремление познать свою малую родину и познакомиться с её историческим прошлым и культурным наследием. Посещение литературных музеев – составляющая часть внеурочной работы. Это и литературные музеи г.Ельца, г.Воронежа, музеи-усадьбы Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, М.Ю.Лермонтова в Тарханах, музей-усадьба Веневитиновых, квартира А.С.Пушкина на набережной Мойки,12 в Санкт- Петербурге, посещение Царскосельского лицея и другие. Изучение жизни и творчества И.А.Бунина во Франции, посещение в 2010 году учащимися гимназии вместе с руководителем литературно-краеведческого музея виллы «Бельведер» в Грассе вызывает дополнительный интерес к изучению французского языка, способствует его практическому применению. Экскурсии в нашем литературно-краеведческом музее, знакомящие посетителей с жизнью писателя в эмиграции, проводятся на русском и французском языках. Одно из значимых направлений работы литературно-краеведческого музея – взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, обмен опытом работы с активом других литературно- краеведческих музеев, в частности, со школьными музеями г.г.Липецка и Санкт- Петербурга, сотрудничество с ГАУДПО ЛО «Института развития образования», школами г.г.Липецка, Воронежа, Протвино Московской области, Областным Литературным музеем им.Никитина г.Воронеж. Так, в рамках сотрудничества экспонаты нашего литературно-краеведческого музея с октября 2015 по март 2016 года были представлены в экспозиции, посвященной 145-летию со дня рождения И.А.Бунина, в Воронежском Литературном музее. Более года литературно-краеведческий музей сотрудничает с всероссийским журналом «Юный краевед», в котором опубликованы материалы о музее. А на VI Бунинских чтениях присутствовали главный редактор и шеф-редактор журнала. Осознавая значимость нравственного и эстетического воспитания учащихся, налажено сотрудничество с Липецкой областной филармонией, БИЦ им.Бунина, Липецким отделением общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации», организуются творческие встречи с писателями и поэтами Липецкого края. Основные задачи данного сотрудничества: расширение кругозора учащихся, обучение культуре и мастерству чтения художественного текста, развитие навыков восприятия классической музыки, знакомство с деятелями культуры г.Липецка. Учащиеся охотно посещают эти мероприятия, активно обсуждают их после представления. Художественно-эстетическое направление является важной составляющей учебно-воспитательной работы гимназии в формировании духовного мира школьника, его интеллектуального развития. Различные формы работы музея в данном направлении способствуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. На заседаниях литературной гостиной учащиеся открывают для себя имена писателей и поэтов, жизнь и творчество которых связано с Липецким
краем, знакомят друг друга со своим творчеством («Проба пера»), читают строки из полюбившихся произведений. Проведение заседаний литературной гостиной в музее гимназии показало не только интерес наших учащихся к поэзии И.А.Бунина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, но и раскрыло поэтический дар самих ребят. В настоящее время готовится сборник стихов, лирических миниатюр учащихся гимназии. Традиционным стало ежегодное проведение конкурсов чтецов, посвященных как творчеству отдельных поэтов, так и приуроченных к знаменательным датам. Гимназисты ежегодно являются участниками городских и областных конкурсов чтецов. Победители этих конкурсов с удовольствием проводят «Мастер-классы» для начинающих любителей художественного слова. Полученная информация, впечатления находят отражение в сочинениях, творческих работах учащихся, заметках в гимназической газете «Мы». Особую популярность у учащихся приобрела рубрика «Проба пера», где юные поэты представляют стихотворения собственного сочинения. Главная задача этой формы работы – помочь учащимся раскрыть содержание художественного произведения, выразить личное отношение к нему, обогатить учащихся новыми литературными знаниями, дать возможность ощутить эмоционально-эстетическое воздействие как от собственного активного участия, так и от восприятия художественного слова. Творческие работы учащихся носят разносторонний характер. Это и работы о судьбах писателей, поэтов, осмысление их творчества; это и рассуждения о проблемах города, государства; философские размышления, лирические миниатюры, поэтические зарисовки. Работы учащиеся представлены не только в гимназических конкурсах творческих работ. Многие гимназисты являются лауреатами и призёрами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов творческих работ. Иллюстрирование – одна из форм постижения художественного слова мастера, дающая возможность выразить личностное во сприятие художественного произведения через внутренний мир ребёнка. Рисунки и картины учащихся признаны лучшими в различных конкурсах, а некоторые из них уже стали экспонатами нашего музея, с которыми вы можете ознакомиться. Всё это даёт возможность учащимся в нестандартной форме познакомиться с искусством слова, развивать эстетический вкус и творческие способности. Проект создания литературно-краеведческого музея в МБОУ гимназии №1 г.Липецка – одна из инновационных форм решения учебно-воспитательных задач, которая значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во всех видах деятельности. Проектная деятельность развивает познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, помогает
школьникам самореализоваться, проявить самостоятельность и творчество. А в условиях совместной творческой учебно-воспитательной и проектно- организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослых сообществ. Школьный музей – это объединение по интересам, куда дети приходят добровольно. И поэтому особенно важно, что в музейной деятельности педагог и ученик работают вместе, сотрудничают, взаимно обогащая друг друга, учатся друг у друга. Работа в музее воспитывает ученика, учит видеть и ценить детали, делать выводы, помогает стать более собранным, ответственным, активным. Музей помогает определить собственную позицию, выработать нравственные принципы. Одной из наиболее ярких массовых форм работы литературно- краеведческого музея И.А.Бунина МБОУ гимназии №1 являются Бунинские чтения «Липецкие тропы к И.А.Бунину», в программе которых представлены защита научно-исследовательских работ, заочные экскурсии, звучат стихи и фрагменты из прозаических произведений Бунина, песни и романсы на стихи поэта, проводятся конкурсы рисунков, методических разработок учителей, происходят творческие встречи. Первые Бунинские чтения, состоявшиеся в 2010 году, были посвящены 140-летию со дня рождения И.А.Бунина. В них принимали участие представители школьных музеев области. Главным событием стала передача материалов частного музея липецким буниноведом А.В.Дмитриевым литературно-краеведческому музею И.А.Бунина МБОУ гимназии №1. Подлинное украшение коллекции – настоящие запонки Бунина. Кульминацией вторых (уже городских) Бунинских чтений (апрель 2012 года) стало открытие экспозиции частного музея А.В.Дмитриева, на котором присутствовала его вдова Дмитриева О.Н. В октябре 2012 года состоялись третьи Бунинские чтения, посвященные 5-летию литературно-краеведческого музея И. А. Бунина МБОУ гимназии №1. Четвертые Бунинские чтения «Липецкие тропы к Бунину» состоялись в ноябре 2013 года и были посвящены 80-летию присуждения И.А.Бунину Нобелевской премии и 60-летию со дня смерти писателя. Более 300 участников из 36 учебных заведений г.Липецка приняли в них участие. Впервые участниками этих чтений стали и педагоги школ города в номинациях «Методическая разработка» и «Проба пера». V Бунинские чтения «Липецкие тропы к Бунину», посвященные Году Культуры и 60-летию образования Липецкой области, состоявшиеся в ноябре 2014 года, имели вновь статус областного конкурса. В чтениях приняли участие 704 учащихся и педагога из 37 образовательных учебных заведений города и 39 из Липецкой области, а также учащиеся и педагоги из школы №27 имени И.А.Бунина из г.Санкт-Петербург. К традиционно существующим номинациям («Художественное слово», «Литературно-музыкальная композиция», «Изобразительное творчество»,
«Вокал», «Заочная экскурсия», «Проба пера», «Педагогическая мастерская») вновь добавилась номинация «Научно-исследовательская работа». Победителями и призерами V Бунинских чтений «Липецкие тропы к Бунину» стали 240 человек, из них 49 – победителей в разных номинациях. Впервые двое участников стали обладателями Гран-при. Самыми массовыми стали VI Бунинские чтения «Липецкие тропы к Бунину», посвященные Году Литературы и 145-летию со дня рождения И.А.Бунина, которые состоялись в декабре 2015 года. В них приняли участие более 1000 человек не только из Липецкой области, но и г.г.Санкт-Петербург и Протвино (Московская обл.). Впервые участниками стали представители колледжей из г.Липецка и Липецкой области, а также из 3 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями. Самым юным участникам – 6 лет. Как и в прошлом году, конкурсанты соревновались в 8 номинациях. Традиционно самое большое количество участников, а следовательно, победителей и призеров в номинациях «Художественное слово» и «Изобразительное творчество». Всего 306 победителей и призеров в разных номинациях. По мнению членов жюри, растет мастерство исполнителей. Впервые в рамках проведения VI Бунинских чтений 10 декабря состоялась экскурсия в г.Елец, во время которой учащиеся нашей гимназии вместе с представителями 37 школы и гостями из Москвы и Подмосковья смогли пройти по станинным улочкам (бунинским местам) древнего города, посетить ЕГУ им.Бунина (бывшая женская гимназия), гимназию, в которой учился будущий писатель, и, конечно, литературно-мемориальный музей И.А.Бунина, расположенный в доме, где в годы обучения проживал юный Ваня Бунин. Кульминацией VI Бунинских чтений «Липецкие тропы к Бунину» стало открытие бюста И.А.Бунину (скульптор Андрей Сулин, член Союза художников России). Из года в год растет интерес педагогов и школьников к проведению Бунинских чтений, в желании участвовать в них, раскрыть свои творческие возможности, прикоснуться к великому русскому слову. Таким образом, мы видим, что школьный музей – это большой образовательный потенциал. Формы, методы, приемы и особенности музейной педагогики полностью отвечают требованиям ФГОС и позволяют повысить качество образовательного процесса и выполнить задачи воспитания подрастающего поколения. В музейной педагогике четко прослеживается и системно-деятельностный, и личностно-ориентированный подход, а обучение является неформальным, эмоциональным, наглядным, образным, демократичным, а разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике, создают социокультурное образовательное пространство школьника; помогают преодолеть присущие сегодняшнему поколению иронию, недоверие, апатию; расширить сферу интересов, поставить вопросы, побудить думать и реализовать себя как творческую личность.


В раздел образования