Автор: Шкарина Любовь Васильевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №20 Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: Музейная педагогика Раздел: полное образование
«Музейная педагогика на уроках истории»
Автор: учитель истории первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Московского района г. Казани
Шкарина Любовь Васильевна
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа экспериментальной работы «Музейная
педагогика на уроках истории» предназначена
для учащихся 6-11 классов
общеобразовательных школ города Казани и Республики Татарстан.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем по
истории России и истории татарского народа и Татарстана с включением
материалов школьного музея воинской славы «Память»,
экспозиции по
истории школы и использованием познавательного потенциала
музейных
экспозиций города Казани и Республики Татарстан;
дает рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов
указанного выше предмета
истории
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа
Экспериментальная программа «Музейная педагогика на уроках
истории»
представляет собой целостный документ, включающий четыре
раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
программу кружка «Музейное дело», тематическое планирование уроков по
истории России и истории татарского народа и Татарстана с использованием
музейных материалов.
Общая характеристика
Историческое образование играет важнейшую роль в приобщения
обучающихся
к
национальным
и
мировым
культурным
традициям,
интеграции
в
исторически
сложившееся
многонациональное
и
многоконфессиональное
сообщество.
В
процессе
обучения
у
учащихся
формируются
яркие,
эмоционально
окрашенные
образы
различных
исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и
ключевых событиях прошлого. И в этом процессе достойное место занимает
музейная педагогика.
Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершен-
ствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа», ве-
лик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса
к музею существенно изменился – музей становится одним из актуальных
средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а слож-
ное единство образования, науки, воспитания. Постоянно развиваясь и со-
вершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музей-
ных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков.
1
Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем
крайне важны методические рекомендации для учителя, желающего исполь-
зовать музей в учебном и воспитательном процессе. Именно факт слияния
некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для созда-
ния «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе
общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим вре-
менем.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с
начала 1970 года. Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные
исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной
педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив
наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной
школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого
использования в целях образования материалов
школьных музеев (М.В.
Новорусский, М.С.Страхова, Н.А. Флеров и др.).
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем
музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач
активизации творческих способностей личности. С этой целью разработана
данная программа работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и
позиции в музейно-педагогическом процессе.
Музей воинской славы в общеобразовательной школе № 20 создан для
осуществления
комплексного
подхода
к
патриотическому,
воспитанию
школьников и формирования исторического самосознания учащихся.
Музей был открыт 7 мая 2007 года в преддверии Дня Победы. В апреле
2010 года приобрел статус школьного музея.
Направление музейной деятельности – историко – краеведческое. В
основу экспозиций музея положен хронологическо – тематический принцип,
позволяющий наиболее полно и последовательно показать величие подвига
советского народа в Великой Отечественной войне.
В
1975
году
в
школе
благодаря
руководимому
учителем
истории
Нагорновой Ириной Федоровной Школьному Клубу Историков – Туристов
был открыт музей, посвященным боям за Новороссийск («Малая Земля»).
Члены
клуба
выезжали
на
места
боев,
встречались
и
переписывались
с
участниками тех событий, проводили раскопки в местах боевых действий.
Поэтому было решено часть экспозиций посвятить освещению этих событий
с позиций современного видения и восстановления имен подлинных героев
знаменитого десанта Цезаря Куникова.
В экспозиции музея представлены 118 подлинных экспоната. Среди
них: походное снаряжение солдата, воинские награды, наградные документы,
подлинные фотографии, гильзы орудийных и авиационных снарядов, письма
ветеранов,
документы
времен
Великой
Отечественной
войны.
Через
эти,
представленные в экспозиции музея экспонаты, удается передать то самое
незабываемое чувство сопричастности к событиям героического прошлого
нашей Родины.
2
Стенды
музея
объединены
общим
названием
«Дорогами
Великой
Победы».
Содержание
экспозиций
музея,
представленный
материал
способствует
повышению
эффективности
уроков
по
отечественной,
всеобщей истории и истории Татарстана периода второй мировой войны и
Великой Отечественной войны в 9, 11 классах.
В учебно-воспитательном процессе отводится большое место работе
по восстановлению страниц истории школы: работа в архивах, встречи с
педагогами,
участниками
Великой
Отечественной
войны,
бывшими
директорами,
учителями,
работавшими
в
нашей
школе,
выпускниками
школы-участниками локальных войн. Весь собранный материал представлен
в музейной экспозиции «История школы». Материал этой экспозиции также
используется на уроках по отечественной истории.
Данная
программа
нацелена
на
использование
огромного
познавательного потенциала экспозиций музеев города Казани
в процессе
изучения истории России и истории татарского народа и Татарстана.
Цели обучения
Использование возможностей музейной педагогики в процессе
преподавания истории направлено на достижение следующих целей:
-воспитание
патриотизма,
уважения
к
истории
и
традициям
нашей
Родины;
-освоение
знаний
о
важнейших
событиях,
процессах
всемирной,
отечественной истории
и истории
татарского народа и Татарстана в
их
взаимосвязи и хронологической последовательности;
-овладение
методами
исторического
познания
и
навыками
исследовательской работы;
-умениями
работать
с
музейными
экспонатами
как
источниками
исторической информации,
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися традициями и применение их для жизни в поликультурном и
многоконфессиональном обществе.
Результаты использования экспериментальной программы
«Музейная педагогика на уроках истории»
представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников школы по
истории
(с учетом требований стандарта к выпускникам средней школы по истории)
Требования к уровню подготовки выпускников школы по истории
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- понимать основные этапы и ключевые события истории России, мира,
истории татарского народа и Татарстана с древности до наших дней;
-
знать
важнейшие
достижения
культуры
и
системы
ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
3
-
соотносить
даты
событий
отечественной,
всеобщей
истории
и
истории
татарского
народа
и
Татарстана
с
веком,
определять
последовательность и длительность важнейших событий истории,
- использовать текст исторического источника, в том числе музейного
экспоната, при ответе на вопросы, решении учебных задач,
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая
знание
необходимых
фактов,
дат,
терминов
с
применением
музееведческого материала;
использовать приобретенные знания при
написании творческих работ, рефератов, подготовки экскурсий,
-
соотносить
общие
исторические
процессы
и
отдельные
факты,
выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
объяснять
смысл
изученных исторических понятий и
музееведческих терминов, выделять
причинно-следственные связи, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических явлений.
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям
истории
России,
мира
и
края,
достижениям
отечественной
и
мировой культуры.
Школьный
музей
сегодня
становится
все
в
большей
степени
тем
инструментом,
который
позволяет
укоренить
в
жизни
базовые
ценности
общества,
важной
составляющей
образовательно
–
воспитательного
пространства
школы,
формирующий
патриотизм,
высокую
гражданскую
ответственность и духовность подрастающего поколения.
Программа кружка «Музейное дело»
Пояснительная записка
В средней общеобразовательной школе № 20 успешно реализуется
программа
«Воспитать
гражданина»,
направленная
на
формирование
у
учащихся качеств будущего гражданина страны.
Центром патриотического воспитания учащихся является школьный
музей воинской славы «Память», открытый в 2007 году. Одним из важных
аспектов работы музея является поисковая работа в микрорайоне школы и
создание новых экспозиций в музее, как по истории Великой Отечественной
войны,
так
и
по
истории
школы.
Научить
школьников
основам
поиска,
хранения, систематизации и учета экспонатов призван кружок «Музейное
дело». Для успешного осуществления его деятельности создана одноименная
программа.
Целью
данной
программы
является
формирование
у
учащихся
компетенций музейной практики:
выявления
и
сбора
документальных,
письменных,
вещественных
памятников
истории,
отбора
и
приобретения
предметов
музейного
назначения и научно – вспомогательного материала, классификации их по
типам музейных источников, учет, научного описания и хранения.
Реализация поставленной цели достигается через решение
следующих задач :
4
-
развитие
познавательного
интереса
и
углубление
знаний
учащихся
по
истории
России,
Республики
Татарстан,
города
Казани,
мотивации
к
музейному виду деятельности
- документирование отечественной истории путем выявления, изучения
и сбора музейных предметов.
- овладение навыками учета, научного описания и хранения экспонатов в
музее, создания музейных экспозиций
-осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными
средствами, формирование общественной активности, гражданской позиции,
культуры общения учащихся, членов кружка через поисковые методы работы,
подготовку и проведение экскурсий.
Отличительными особенностями программы являются
- ориентация на строго определенный - музейный тип деятельности
- использование методов научно-исследовательской и поисковой работы
- ранняя профилизация, профессиональная ориентация членов кружка
- расширение и углубление знаний учащихся по отечественной истории и
истории родного края
Практическая культурно-образовательная
деятельность кружка «Музейное дело»
Основные направления работы :
Информирование.
Первичное
получение
сведений
о
музее,
составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание
электронных
презентаций,
электронных
архивов-описей
документов,
информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории.
Обучение ,
Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и
навыков.
Обучение
осуществляется
в
форме
экскурсий,
уроков,
занятий
кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого
процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности,
викторин, исторических игр и встреч.
Общение. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Досуг. Организация экскурсий для учащихся, учителей и гостей
школы
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет
знания из областей: истории, краеведения, литературы, культурологии
и
музееведения с высокой степенью межпредметных обобщений.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование
ценностного отношения к музейным ценностям.
Развитие
способности
воспринимать
музейную
информацию,
понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание, творческой активности.
Создание
в
музее
условий,
при
которых
работа
с
аудиторией
5
протекала бы более эффективно.
Использование
и
популяризация
новых
технологий
музейного
образования
в
форме
отдельных
проектов,
на
разных
площадках,
с
привлечением учителей предметников.
Технологическую
основу
программы
образует
система
организационных
форм
и
методов
занятий
по
алгоритму
творческой
деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще
стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории
музейного дела, его специфики.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
лекции;
экскурсии;
консультации;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев города;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1 ) В
обучающей
сфере
–
приобретение
учащимися
глубоких
знаний
по
теории
музейного
дела,
отбора
и
приобретения
предметов
музейного
назначения и научно – вспомогательного материала, классификации их по
типам музейных источников, учет, научного описания и хранения.
2 ) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к
истории
страны,
уважения
к
ветеранам
Великой
Отечественной
войны,
формирование патриотизма
3)
В
развивающей
сфере
–
достижения
учащимися
высокого
уровня
компетенций музейной практики, по организации и проведению экскурсий по
экспозициям
музея,
по
проведению
мероприятий
по
профилю
музея
на
внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном
(семинары, конкурсы) уровнях.
Формы и методы преподавания .
Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную,
групповую,
индивидуальную
формы
работы,
использовать
прогрессивные
технологии обучения.
В основу реализации программы курса “Музейное
дело”
положен
проектный
метод
организации
учебной
деятельности
(разработка
и
создание
выставки).
Такой
метод
преподавания
позволит
школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях.
Определив
содержание
и
структуру
курса
в
соответствии
с
учетом
особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет
реализовать
личностно-диагностический
подход
к
обучению,
включить
учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им
6
в
определении
своих
интересов
внутри
изучаемого
курса
(поисковая,
фондовая,
экспозиционная,
экскурсионная,
художественно-оформительская
работа).
Данная программа ориентирована на учащихся 6-11 классов. Набор
детей
осуществляется
по
их
желанию.
Количество
обучающихся
–
15
человек.
Программа рассчитана на 175 часов в год. Количество занятий в
неделю-
1
занятие
продолжительно стью
2
час а,
второ е
-
продолжительностью 2, 5 часа.
Сформированные навыки музейной практики оцениваются через
проведение
экскурсий,
участие
в
конкурсах
и
конференциях
различного
уровня по тематике войн.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и
тем
Количество
часов
В том числе
теоретических
практических
Вводное занятие
9
5
4
Тема 1. Музей как
социокультурное явление
9
5
4
Тема 2. История
происхождения и развития
музеев
18
10
8
Тема 3. Научно-
исследовательская работа
музеев
27
15
12
Тема 4. Фондовая работа
музея
18
10
8
Тема 5. Экспозиционно-
выставочная работа музеев
18
10
8
Тема 6. Культурно-
просветительная работа
музеев
20
12
8
Чествование ветеранов
9
9
Экскурсии в музее для
учащихся школы, их
родителей, жителей
микрорайона и гостей
школы.
Уроки истории, уроки
Мужества, приуроченные ко
Дню защитника Отечества и
Дню Победы
24
24
7
Научно-практическая
конференция по истории
Великой Отечественной
войны
14
6,5
7,5
Итоговое занятие. Конкурс
компьютерных презентаций
9
5
4
Содержание программы
Вводное занятие. (9 часов)
Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение. Причины и
условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития челове-
чества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведе-
ния.
Тема 1. Музей как социокультурное явление (9 час)
Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и об-
щество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как осно-
ва реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции му-
зея. Условия реализации музеем социокультурной функции.
Учащиеся должны знать:
основную музейную терминологию;
функции и задачи музея.
Учащиеся должны уметь:
свободно ориентироваться в музейной терминологии.
Тема 2. Из истории музеев России с момента их зарождения до на-
чала XXI в.
(18 час)
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и
художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница
XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в
России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев.
Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно-
политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на
развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к
концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных собы-
тий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение
принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитар-
ного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталита-
ризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в посттоталитар-
ном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Разви-
тие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны.
Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи Рос-
сии сегодня. Перспективы развития музеев России. Музеи города Казани и
Республики Татарстан. Музеи общеобразовательных учреждений города Ка-
зани.
Учащиеся должны знать:
этапы становления и развития музеев России.
8
Учащиеся должны уметь:
определять условия создания и становления музеев в России в
любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
работать с таблицей “Музеи России. История развития”.
Тема 3. Научно-исследовательская работа музеев (27 час.)
Музей как научно-исследовательское учреждение. Направления и тема-
тика научно-исследовательской работы музеев.
Организация научно-исследовательской работы музеев. Научная кон-
цепция музея. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как
главный итог музейной работы. Их роль в социокультурной деятельности му-
зея.
Практическое занятие — работа над созданием научной концепции вы-
ставки.
Учащиеся должны знать:
цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;
роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
Учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться музейной терминологией;
работать с основной документацией при подготовке научной кон-
цепции выставки.
Тема 4. Фондовая работа музеев (18 час.)
Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных предме-
тов. Фонд научно-вспомогательных материалов. Их состав и роль в фондах.
Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный
фонды.
Комплектование
фондов.
Вещь
музейного
значения
—
музейный
предмет — экспонат. Организация и проведение полевых экспедиций. Их
роль в формировании фондов. Научная концепция комплектования фондов.
Ее реализация. Работа фондово-закупочной комиссии. Фондовый учет музей-
ных предметов. Юридическое закрепление их за музеем. Фондовая докумен-
тация. Учетная документация. Инвентаризация музейных предметов. Условия
сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к фондовым
помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологи-
ческому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и
на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о кон-
сервации и реставрации музейных предметов.
Практическое занятие — комплектование и обработка материалов для
выставки.
Учащиеся должны знать:
структуру фондов и фондовую документацию;
особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
работать с основной документацией на стадии комплектования
материалов;
атрибутировать материалы для выставки.
Тема 5. Экспозиционно-выставочная работа музеев (18 час.)
9
Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования
музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика.
Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения.
Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных
изысканий музея в создании экспозиций и выставок
Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Прин-
ципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проекти-
рование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Ху-
дожественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы рабо-
ты. Документация. Строительство экспозиций и выставок.
Практическое занятие — проектирование выставки.
Учащиеся должны знать:
характеристику музейной экспозиции;
особенности экспозиционно-выставочной работы;
основные этапы научного проектирования экспозиций и выста-
вок.
Учащиеся должны уметь:
умело пользоваться терминологией и правильно заполнять доку-
ментацию при проектировании выставки.
работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разни-
цу позиций при создании проекта выставки.
Тема 6. Культурно-просветительная работа музеев (20 час.)
Роль культурно-просветительной работы музея в его социокультурной
деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом.
Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подго-
товка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила
поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение.
Музей и школа. Роль музея в социализации личности.
Практическое занятие — написание текста обзорной экскурсии к вы-
ставке.
Учащиеся должны знать:
виды культурно-просветительной деятельности музея;
правила написания, подготовки и проведения экскурсии.
Учащиеся должны уметь:
грамотно пользоваться письменной речью;
учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста
экскурсии, уметь адаптировать текст.
Итоговое занятие. Конкурс компьютерных презентаций (7 час.)
Зачет. Проведение учащимися экскурсий по созданным ими экспозици-
ям.
Учащиеся должны знать:
механизм проведения экскурсий;
правила поведения экскурсовода.
уметь представлять презентацию своей экскурсии
Учащиеся должны уметь:
10
ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Методическое обеспечение программы
Способы и
формы работы с
детьми
Методы
организации УВП
Дидактические
материалы
Средств
а реализации
программы
Экскурсии
Индивидуальные
и групповые
Музейная
документация
Интернет
-ресурсы
Технические:
Компьтер
мультимедий
ный проектор
Интернет
Сбор материала,
его
систематизация и
отбор
Поисковые,
исследовательские,
проблемные
Пособия по
музееведению
(см. список
литературы)
Анкетирование
поисковые
Встречи с
ветеранами
Великой
Отечественной
войны
Интервью
Анкетирование
Опрос
Музейные
экспонаты и
экспозиции
Оформление
экспозиций
Индивидуальные
и групповые
Музейные
экспонаты и
экспозиции
Создание
презентаций и их
последующая
защита
Поисковые,
исследовательские,
проблемные
Интернет
-ресурсы
Технические:
Компьтер
мультимедий
ный проектор
Интернет
Научно-
практическая
конференция
Поисковые,
исследовательские,
проблемные
Музейные
экспонаты и
экспозиции
Технические:
Компьтер
мультимедий
ный проектор
Интернет
Работа в фондах
музея
Поисковые,
исследовательские,
проблемные
Музейные
экспонаты и
экспозиции
Заключение
Музейная педагогика способствует решению приоритетных задач,
стоящих перед современной школой. Школьный музей сегодня становится
все в большей степени тем инструментом, который позволяет укоренить в
11
жизни базовые ценности общества, важной составляющей образовательно –
воспитательного пространства школы, формирующий патриотизм, высокую
гражданскую ответственность и духовность подрастающего поколения.
В средней общеобразовательной школе №20 успешно на протяжении
ряда лет успешно реализуется программа «Воспитать гражданина». Воспита-
тельная работа в школе осуществляется по разным направлениям урочной и
внеурочной деятельности.
Важным центром всей системы патриотического воспитания в школе
является музей воинской славы «Память», на базе которого работает кружок
«Музейное дело». Работа осуществляется в комплексном взаимодействии та-
ких направлений как: методическая работа, работа на уроках, внеклассная ра-
бота, что способствует успешной реализации поставленных задач.
Б.М. Неменский, современный дидакт,
предлагает углублять знания
учащихся,
используя
разнообразные
формы
организации
педагогического
процесса. А представленная программа кружка способствуют формированию
у
учащихся
компетенций
музейной
практики:
выявления
и
сбора
документальных, письменных, вещественных памятников истории, отбора и
приобретения предметов музейного назначения и научно – вспомогательного
материала, классификации их по типам музейных источников, учет, научного
описания и хранения.
Учитывая возрастные особенности обучающихся, используя различные
методы и приемы обучения: нетрадиционные формы организаций занятий, на
которых осуществляется тесная взаимосвязь с предметами гуманитарного
цикла: историей, литературой, экскурсии в музеи города Казани, виртуальные
экскурсии по музеям мира.
Данная программа значима не только для решения образовательных за-
дач, но и задач духовно-нравственного воспитания
Накопленный профессиональный опыт, описанный в данной методиче-
ской
программе,
адресован
руководителям
школьных
музеев
различной
направленности, учреждениям дополнительного образования.
Список литературы
1.Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы
методики и методологии исторических экскурсий. М, 1923
2.Жигульский З. Музеи мира. Введение в музееведение. М., 1989
3. Заславский М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. М., 1987
4. Исторические и краеведческие музеи СССР. Каталог. М, 1988
5. История и теория музейного дела в СССР. Программа курса. М.,1989
12
6. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб, 2001
7. Компьютер в музее, музей в компьютере. Труды Всесоюзного семинара по
проблемам компьютеризации музеев. М., 1991
8. Культурно-образовательная деятельность. Музейное дело России. М., 2003
9. Медведева Е.Б, Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. статей. М.,
1997
10.Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964. Искусство музейной
экспозиции. Сб. научных трудов. НИИ культуры. № 45, М., 1977
11. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1987
12. Музеи мира. М., 1991
13. Музеология. М., РГГУ, 2002
14. Музееведение. На пути к музею 21 века. Сб. научных трудов НИИ
культуры. М., 1989
15. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. М., 1996
16.Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988
17. Музей и современность. Комплектование музейных коллекций. Сб.
научных трудов НИИ культуры, № 114. М., 1982
18. Музейное дело России. М., 2003
19. Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического
профиля. М., 1980
20. Музейный мир России. — М., 2003
21. Научно-просветительская работа в естественно- научных музеях. М., 2000
22. Научно-просветительская работа в художественном музее на современном
этапе. СПб, 1996
23. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. М., 1999
24. Панкратова Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами
музейной педагогики для младших школьников. М., 2002
25.Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1974
26. Российская музейная энциклопедия. М., 2001
27. Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи. Л,, 1978
28. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004
29. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических
экспозиций музеев. М., 2002
30.Современные информационные технологии в музее. Музейное дело
России. М., 2003
31. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М,, 1989
32. Шляхтина Л.М. ,Фокин С.В. Основы музейного дела. СПб, 2000
Тематическое планирование
уроков по истории России и истории татарского народа и Татарстана
с использованием музейных материалов
Класс
Тема урока
Используемый материал
музейных экспозиций
6
Народы и государства на
территории нашей страны в
Экспозиции Национального музея
Республики Татарстан
13
древности
6
Волжская Булгария
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
6
В о л ж с к а я
Б у л г а р и я
и
монгольские завоевания
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
6
Расцвет Золотой Орды
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
6
Булгарский
улус
в
составе
Золотой Орды
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
6
Казанское ханство
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
6
Внешняя
политика
Ивана
Грозного
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
7
Край в 17 веке
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан
7
Участие
народов
края
в
восстании Разина
Музей тысячелетия города Казани,
Национальный музей Республики
Татарстан
7
Край во времена петровских
преобразований
Национальный музей Республики
Татарстан
7
Социально-экономическое
р а з в и т и е
к р а я
в
послепетровскую эпоху
Национальный музей Республики
Татарстан
7
Участие
народов
края
в
восстании Пугачева
Национальный музей Республики
Татарстан
7
Культура края в ХУ111 веке
Национальный музей Республики
Татарстан, музей изобразительных
искусств
7
Россия при Екатерине Второй
Национальный музей Республики
14
Татарстан
8
Казанская губерния в начале
19 века
Национальный музей Республики
Татарстан, музей Казанского
Федерального университета
8
Край в Отечественной войне
1812 года
Национальный музей Республики
Татарстан
8
Культура
края
в
п ервой
половине 19 века
Национальный музей Республики
Татарстан, музей Казанского
Федерального университета, музей
изобразительных искусств
8
Губерния
по сле
от м е н ы
крепостного права
Национальный музей Республики
Татарстан
8
Татарское
н а ц и о н а л ь н о е
движение
Национальный музей Республики
Татарстан, музей К.Насыри
8
Культура
края
во
второй
половине 19 века
Национальный музей Республики
Татарстан, музей изобразительных
искусств
9, 11
Первая русская революция в
крае
Национальный музей Республики
Татарстан
9,11
Ст а н о вл е н и е
С о в е т с ко й
власти
Национальный музей Республики
Татарстан
9,11
Гражданская война в крае
Национальный музей Республики
Татарстан
9,11
Татарская республика
в 20 – е годы
Национальный музей Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа, музей
изобразительных искусств
9,11
Татарстан в 30 – е годы
Национальный музей Республики
Татарстан
9,11
Начало Великой
Отечественной войны
Музей-мемориал Великой
Отечественной войны, музей
воинской славы «Память» школы
9,11
Коренной перелом в войне
Музей-мемориал Великой
Отечественной войны музей
воинской славы «Память» школы
11
Советский тыл в годы войны
Наука
и
культура
страны-
фронту
М у з е й - м е м о р и а л
В е л и к о й
Отече ственной
войны,
м у з е й -
квартира
М.
Джалиля,
музей
К а з а н с к о г о
Ф е д е р а л ь н о г о
университета музей воинской славы
«Память»
школы,
мемориальный
комплекс
парка
Победы
города
Казани
15
11
Борьба за линией фронта
М у з е й - м е м о р и а л
В е л и к о й
Отече ственной
войны,
м у з е й -
к ва рт и р а
М.
Джа л и л я ,
м у з е й
А.Алиша
городского
Дома
детского
творчества
9,11
Завершающий период
Великой Отечественной
войны
М у з е й - м е м о р и а л
В е л и к о й
О т еч е с т в е н н о й
в о й н ы ,
м у з е й
воинской
славы
«Память»
школы,
музей
школы
№94
Московского
района г. Казани
9,11
Республика
в послевоенный период
Национальный
музей
Республики
Татарстан
9,11
Республика в сер. 50 –х –
начале 60 – х годов
Национальный
музей
Республики
Татарстан
9,11
Республика
во 2 пол. 60-х-
1 пол 1980 – х годов
Национальный
музей
Республики
Татарстан,
экспозиция
«История
ш к о л ы » ,
м у з е й
С О Ш
№ 7 8
Приволжского района г. Казани
9,11
Р е с п у б л и к а
н а
э т а п е
перестройки
Национальный
музей
Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа
9,11
Татарстан на рубеже 20 – 21
веков
Национальный
музей
Республики
Татарстан, Музей государственности
татарского народа,
16