Напоминание

Музейная педагогика


Автор: Шкарина Любовь Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Музейная педагогика
Раздел: полное образование





Назад





Программа экспериментальной работы

«Музейная педагогика на уроках истории»
Автор: учитель истории первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г. Казани
Шкарина Любовь Васильевна

Пояснительная записка

Статус документа
Настоящая программа экспериментальной работы «Музейная педагогика на уроках истории» предназначена для учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ города Казани и Республики Татарстан. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем по истории России и истории татарского народа и Татарстана с включением материалов школьного музея воинской славы «Память», экспозиции по истории школы и использованием познавательного потенциала музейных экспозиций города Казани и Республики Татарстан; дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов указанного выше предмета истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура документа
Экспериментальная программа «Музейная педагогика на уроках истории» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; программу кружка «Музейное дело», тематическое планирование уроков по истории России и истории татарского народа и Татарстана с использованием музейных материалов.
Общая характеристика
Историческое образование играет важнейшую роль в приобщения обучающихся к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. И в этом процессе достойное место занимает музейная педагогика. Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершен- ствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа», ве- лик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из актуальных средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а слож- ное единство образования, науки, воспитания. Постоянно развиваясь и со- вершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музей- ных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. 1
Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации для учителя, желающего исполь- зовать музей в учебном и воспитательном процессе. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для созда- ния «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим вре- менем.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 года. Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования материалов школьных музеев (М.В. Новорусский, М.С.Страхова, Н.А. Флеров и др.). Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разработана данная программа работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Музей воинской славы в общеобразовательной школе № 20 создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому, воспитанию школьников и формирования исторического самосознания учащихся. Музей был открыт 7 мая 2007 года в преддверии Дня Победы. В апреле 2010 года приобрел статус школьного музея. Направление музейной деятельности – историко – краеведческое. В основу экспозиций музея положен хронологическо – тематический принцип, позволяющий наиболее полно и последовательно показать величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне. В 1975 году в школе благодаря руководимому учителем истории Нагорновой Ириной Федоровной Школьному Клубу Историков – Туристов был открыт музей, посвященным боям за Новороссийск («Малая Земля»). Члены клуба выезжали на места боев, встречались и переписывались с участниками тех событий, проводили раскопки в местах боевых действий. Поэтому было решено часть экспозиций посвятить освещению этих событий с позиций современного видения и восстановления имен подлинных героев знаменитого десанта Цезаря Куникова. В экспозиции музея представлены 118 подлинных экспоната. Среди них: походное снаряжение солдата, воинские награды, наградные документы, подлинные фотографии, гильзы орудийных и авиационных снарядов, письма ветеранов, документы времен Великой Отечественной войны. Через эти, представленные в экспозиции музея экспонаты, удается передать то самое незабываемое чувство сопричастности к событиям героического прошлого нашей Родины. 2
Стенды музея объединены общим названием «Дорогами Великой Победы». Содержание экспозиций музея, представленный материал способствует повышению эффективности уроков по отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана периода второй мировой войны и Великой Отечественной войны в 9, 11 классах. В учебно-воспитательном процессе отводится большое место работе по восстановлению страниц истории школы: работа в архивах, встречи с педагогами, участниками Великой Отечественной войны, бывшими директорами, учителями, работавшими в нашей школе, выпускниками школы-участниками локальных войн. Весь собранный материал представлен в музейной экспозиции «История школы». Материал этой экспозиции также используется на уроках по отечественной истории. Данная программа нацелена на использование огромного познавательного потенциала экспозиций музеев города Казани в процессе изучения истории России и истории татарского народа и Татарстана.
Цели обучения
Использование возможностей музейной педагогики в процессе преподавания истории направлено на достижение следующих целей: -воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; -освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной, отечественной истории и истории татарского народа и Татарстана в их взаимосвязи и хронологической последовательности; -овладение методами исторического познания и навыками исследовательской работы; -умениями работать с музейными экспонатами как источниками исторической информации, - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися традициями и применение их для жизни в поликультурном и многоконфессиональном обществе.


Результаты использования экспериментальной программы

«Музейная педагогика на уроках истории»
представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников школы по истории (с учетом требований стандарта к выпускникам средней школы по истории)
Требования к уровню подготовки выпускников школы по истории
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- понимать основные этапы и ключевые события истории России, мира, истории татарского народа и Татарстана с древности до наших дней; - знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
3
- соотносить даты событий отечественной, всеобщей истории и истории татарского народа и Татарстана с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории, - использовать текст исторического источника, в том числе музейного экспоната, при ответе на вопросы, решении учебных задач, - рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов с применением музееведческого материала; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, подготовки экскурсий, - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических событий, объяснять смысл изученных исторических понятий и музееведческих терминов, выделять причинно-следственные связи, выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений. - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, мира и края, достижениям отечественной и мировой культуры. Школьный музей сегодня становится все в большей степени тем инструментом, который позволяет укоренить в жизни базовые ценности общества, важной составляющей образовательно – воспитательного пространства школы, формирующий патриотизм, высокую гражданскую ответственность и духовность подрастающего поколения.
Программа кружка «Музейное дело»

Пояснительная записка
В средней общеобразовательной школе № 20 успешно реализуется программа «Воспитать гражданина», направленная на формирование у учащихся качеств будущего гражданина страны. Центром патриотического воспитания учащихся является школьный музей воинской славы «Память», открытый в 2007 году. Одним из важных аспектов работы музея является поисковая работа в микрорайоне школы и создание новых экспозиций в музее, как по истории Великой Отечественной войны, так и по истории школы. Научить школьников основам поиска, хранения, систематизации и учета экспонатов призван кружок «Музейное дело». Для успешного осуществления его деятельности создана одноименная программа.
Целью

данной

программы

является

формирование

у

учащихся

компетенций музейной практики:
выявления и сбора документальных, письменных, вещественных памятников истории, отбора и приобретения предметов музейного назначения и научно – вспомогательного материала, классификации их по типам музейных источников, учет, научного описания и хранения.
Реализация поставленной цели достигается через решение

следующих задач
: 4
- развитие познавательного интереса и углубление знаний учащихся по истории России, Республики Татарстан, города Казани, мотивации к музейному виду деятельности - документирование отечественной истории путем выявления, изучения и сбора музейных предметов. - овладение навыками учета, научного описания и хранения экспонатов в музее, создания музейных экспозиций -осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами, формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения учащихся, членов кружка через поисковые методы работы, подготовку и проведение экскурсий.
Отличительными особенностями программы являются
- ориентация на строго определенный - музейный тип деятельности - использование методов научно-исследовательской и поисковой работы - ранняя профилизация, профессиональная ориентация членов кружка - расширение и углубление знаний учащихся по отечественной истории и истории родного края
Практическая культурно-образовательная

деятельность кружка «Музейное дело»

Основные направления работы
: 
Информирование.
Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории. 
Обучение
, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории. 
Творчество.
Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических игр и встреч. 
Общение.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 
Досуг.
Организация экскурсий для учащихся, учителей и гостей школы
По сложности
программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, культурологии и музееведения с высокой степенью межпредметных обобщений.
Направления деятельности:
 Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к музейным ценностям.  Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.  Воспитание, творческой активности.  Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией 5
протекала бы более эффективно.  Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников.
Технологическую

основу

программы
образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории музейного дела, его специфики.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
 лекции;  экскурсии;  консультации;  встречи с интересными людьми;  исторические игры, викторины;  проектная и исследовательская деятельность;  использование интернет – технологий;  создание видеопрезентаций;  посещение школьных музеев и музеев города;  оформление выставок, обновление экспозиций;  встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1 )
В

обучающей

сфере
– приобретение учащимися глубоких знаний по теории музейного дела, отбора и приобретения предметов музейного назначения и научно – вспомогательного материала, классификации их по типам музейных источников, учет, научного описания и хранения. 2 )
В воспитательной сфере
– воспитание у учащихся чувства уважения к истории страны, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, формирование патриотизма


3)

В

развивающей

сфере
– достижения учащимися высокого уровня компетенций музейной практики, по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях.
Формы и методы преподавания
. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения. В основу реализации программы курса “Музейное дело” положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им 6
в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа).

Данная программа ориентирована на учащихся 6-11 классов. Набор детей осуществляется по их желанию. Количество обучающихся – 15 человек. Программа рассчитана на 175 часов в год. Количество занятий в неделю- 1 занятие продолжительно стью 2 час а, второ е - продолжительностью 2, 5 часа. Сформированные навыки музейной практики оцениваются через проведение экскурсий, участие в конкурсах и конференциях различного уровня по тематике войн.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем Количество часов В том числе теоретических практических Вводное занятие 9 5 4 Тема 1. Музей как социокультурное явление 9 5 4 Тема 2. История происхождения и развития музеев 18 10 8 Тема 3. Научно- исследовательская работа музеев 27 15 12 Тема 4. Фондовая работа музея 18 10 8 Тема 5. Экспозиционно- выставочная работа музеев 18 10 8 Тема 6. Культурно- просветительная работа музеев 20 12 8 Чествование ветеранов 9 9 Экскурсии в музее для учащихся школы, их родителей, жителей микрорайона и гостей школы. Уроки истории, уроки Мужества, приуроченные ко Дню защитника Отечества и Дню Победы 24 24 7
Научно-практическая конференция по истории Великой Отечественной войны 14 6,5 7,5 Итоговое занятие. Конкурс компьютерных презентаций 9 5 4
Содержание программы

Вводное занятие. (9 часов)
Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития челове- чества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведе- ния.
Тема 1. Музей как социокультурное явление (9 час)
Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и об- щество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как осно- ва реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции му- зея. Условия реализации музеем социокультурной функции. Учащиеся должны знать:  основную музейную терминологию;  функции и задачи музея. Учащиеся должны уметь:  свободно ориентироваться в музейной терминологии.
Тема 2. Из истории музеев России с момента их зарождения до на-

чала XXI в.

(18 час)
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно- политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных собы- тий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитар- ного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталита- ризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в посттоталитар- ном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Разви- тие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи Рос- сии сегодня. Перспективы развития музеев России. Музеи города Казани и Республики Татарстан. Музеи общеобразовательных учреждений города Ка- зани. Учащиеся должны знать:  этапы становления и развития музеев России. 8
Учащиеся должны уметь:  определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;  работать с таблицей “Музеи России. История развития”.
Тема 3. Научно-исследовательская работа музеев (27 час.)
Музей как научно-исследовательское учреждение. Направления и тема- тика научно-исследовательской работы музеев. Организация научно-исследовательской работы музеев. Научная кон- цепция музея. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как главный итог музейной работы. Их роль в социокультурной деятельности му- зея. Практическое занятие — работа над созданием научной концепции вы- ставки. Учащиеся должны знать:  цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;  роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея. Учащиеся должны уметь:  правильно пользоваться музейной терминологией;  работать с основной документацией при подготовке научной кон- цепции выставки.
Тема 4. Фондовая работа музеев (18 час.)
Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных предме- тов. Фонд научно-вспомогательных материалов. Их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Организация и проведение полевых экспедиций. Их роль в формировании фондов. Научная концепция комплектования фондов. Ее реализация. Работа фондово-закупочной комиссии. Фондовый учет музей- ных предметов. Юридическое закрепление их за музеем. Фондовая докумен- тация. Учетная документация. Инвентаризация музейных предметов. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологи- ческому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о кон- сервации и реставрации музейных предметов. Практическое занятие — комплектование и обработка материалов для выставки. Учащиеся должны знать:  структуру фондов и фондовую документацию;  особенности хранения и экспонирования музейных предметов. Учащиеся должны уметь:  работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;  атрибутировать материалы для выставки.
Тема 5. Экспозиционно-выставочная работа музеев (18 час.)
9
Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Прин- ципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проекти- рование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Ху- дожественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы рабо- ты. Документация. Строительство экспозиций и выставок. Практическое занятие — проектирование выставки. Учащиеся должны знать:  характеристику музейной экспозиции;  особенности экспозиционно-выставочной работы;  основные этапы научного проектирования экспозиций и выста- вок. Учащиеся должны уметь:  умело пользоваться терминологией и правильно заполнять доку- ментацию при проектировании выставки.  работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разни- цу позиций при создании проекта выставки.
Тема 6. Культурно-просветительная работа музеев (20 час.)
Роль культурно-просветительной работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подго- товка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности. Практическое занятие — написание текста обзорной экскурсии к вы- ставке. Учащиеся должны знать:  виды культурно-просветительной деятельности музея;  правила написания, подготовки и проведения экскурсии. Учащиеся должны уметь:  грамотно пользоваться письменной речью;  учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.
Итоговое занятие. Конкурс компьютерных презентаций (7 час.)
Зачет. Проведение учащимися экскурсий по созданным ими экспозици- ям. Учащиеся должны знать:  механизм проведения экскурсий;  правила поведения экскурсовода.  уметь представлять презентацию своей экскурсии Учащиеся должны уметь: 10
 ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;  строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Методическое обеспечение программы
Способы и формы работы с детьми Методы организации УВП Дидактические материалы Средств а реализации программы Экскурсии Индивидуальные и групповые Музейная документация Интернет -ресурсы Технические: Компьтер мультимедий ный проектор Интернет Сбор материала, его систематизация и отбор Поисковые, исследовательские, проблемные Пособия по музееведению (см. список литературы) Анкетирование поисковые Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны Интервью Анкетирование Опрос Музейные экспонаты и экспозиции Оформление экспозиций Индивидуальные и групповые Музейные экспонаты и экспозиции Создание презентаций и их последующая защита Поисковые, исследовательские, проблемные Интернет -ресурсы Технические: Компьтер мультимедий ный проектор Интернет Научно- практическая конференция Поисковые, исследовательские, проблемные Музейные экспонаты и экспозиции Технические: Компьтер мультимедий ный проектор Интернет Работа в фондах музея Поисковые, исследовательские, проблемные Музейные экспонаты и экспозиции
Заключение
Музейная педагогика способствует решению приоритетных задач, стоящих перед современной школой. Школьный музей сегодня становится все в большей степени тем инструментом, который позволяет укоренить в 11
жизни базовые ценности общества, важной составляющей образовательно – воспитательного пространства школы, формирующий патриотизм, высокую гражданскую ответственность и духовность подрастающего поколения. В средней общеобразовательной школе №20 успешно на протяжении ряда лет успешно реализуется программа «Воспитать гражданина». Воспита- тельная работа в школе осуществляется по разным направлениям урочной и внеурочной деятельности. Важным центром всей системы патриотического воспитания в школе является музей воинской славы «Память», на базе которого работает кружок «Музейное дело». Работа осуществляется в комплексном взаимодействии та- ких направлений как: методическая работа, работа на уроках, внеклассная ра- бота, что способствует успешной реализации поставленных задач. Б.М. Неменский, современный дидакт, предлагает углублять знания учащихся, используя разнообразные формы организации педагогического процесса. А представленная программа кружка способствуют формированию у учащихся компетенций музейной практики: выявления и сбора документальных, письменных, вещественных памятников истории, отбора и приобретения предметов музейного назначения и научно – вспомогательного материала, классификации их по типам музейных источников, учет, научного описания и хранения. Учитывая возрастные особенности обучающихся, используя различные методы и приемы обучения: нетрадиционные формы организаций занятий, на которых осуществляется тесная взаимосвязь с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, экскурсии в музеи города Казани, виртуальные экскурсии по музеям мира. Данная программа значима не только для решения образовательных за- дач, но и задач духовно-нравственного воспитания Накопленный профессиональный опыт, описанный в данной методиче- ской программе, адресован руководителям школьных музеев различной направленности, учреждениям дополнительного образования.
Список литературы
1.Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. М, 1923 2.Жигульский З. Музеи мира. Введение в музееведение. М., 1989 3. Заславский М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. М., 1987 4. Исторические и краеведческие музеи СССР. Каталог. М, 1988 5. История и теория музейного дела в СССР. Программа курса. М.,1989 12
6. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб, 2001 7. Компьютер в музее, музей в компьютере. Труды Всесоюзного семинара по проблемам компьютеризации музеев. М., 1991 8. Культурно-образовательная деятельность. Музейное дело России. М., 2003 9. Медведева Е.Б, Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. статей. М., 1997 10.Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964. Искусство музейной экспозиции. Сб. научных трудов. НИИ культуры. № 45, М., 1977 11. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1987 12. Музеи мира. М., 1991 13. Музеология. М., РГГУ, 2002 14. Музееведение. На пути к музею 21 века. Сб. научных трудов НИИ культуры. М., 1989 15. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. М., 1996 16.Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988 17. Музей и современность. Комплектование музейных коллекций. Сб. научных трудов НИИ культуры, № 114. М., 1982 18. Музейное дело России. М., 2003 19. Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля. М., 1980 20. Музейный мир России. — М., 2003 21. Научно-просветительская работа в естественно- научных музеях. М., 2000 22. Научно-просветительская работа в художественном музее на современном этапе. СПб, 1996 23. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. М., 1999 24. Панкратова Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. М., 2002 25.Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1974 26. Российская музейная энциклопедия. М., 2001 27. Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи. Л,, 1978 28. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004 29. Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002 30.Современные информационные технологии в музее. Музейное дело России. М., 2003 31. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М,, 1989 32. Шляхтина Л.М. ,Фокин С.В. Основы музейного дела. СПб, 2000 Тематическое планирование уроков по истории России и истории татарского народа и Татарстана с использованием музейных материалов Класс Тема урока Используемый материал музейных экспозиций 6 Народы и государства на территории нашей страны в Экспозиции Национального музея Республики Татарстан 13
древности 6 Волжская Булгария Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 6 В о л ж с к а я Б у л г а р и я и монгольские завоевания Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 6 Расцвет Золотой Орды Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 6 Булгарский улус в составе Золотой Орды Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 6 Казанское ханство Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 6 Внешняя политика Ивана Грозного Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 7 Край в 17 веке Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан 7 Участие народов края в восстании Разина Музей тысячелетия города Казани, Национальный музей Республики Татарстан 7 Край во времена петровских преобразований Национальный музей Республики Татарстан 7 Социально-экономическое р а з в и т и е к р а я в послепетровскую эпоху Национальный музей Республики Татарстан 7 Участие народов края в восстании Пугачева Национальный музей Республики Татарстан 7 Культура края в ХУ111 веке Национальный музей Республики Татарстан, музей изобразительных искусств 7 Россия при Екатерине Второй Национальный музей Республики 14
Татарстан 8 Казанская губерния в начале 19 века Национальный музей Республики Татарстан, музей Казанского Федерального университета 8 Край в Отечественной войне 1812 года Национальный музей Республики Татарстан 8 Культура края в п ервой половине 19 века Национальный музей Республики Татарстан, музей Казанского Федерального университета, музей изобразительных искусств 8 Губерния по сле от м е н ы крепостного права Национальный музей Республики Татарстан 8 Татарское н а ц и о н а л ь н о е движение Национальный музей Республики Татарстан, музей К.Насыри 8 Культура края во второй половине 19 века Национальный музей Республики Татарстан, музей изобразительных искусств 9, 11 Первая русская революция в крае Национальный музей Республики Татарстан 9,11 Ст а н о вл е н и е С о в е т с ко й власти Национальный музей Республики Татарстан 9,11 Гражданская война в крае Национальный музей Республики Татарстан 9,11 Татарская республика в 20 – е годы Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа, музей изобразительных искусств 9,11 Татарстан в 30 – е годы Национальный музей Республики Татарстан 9,11 Начало Великой Отечественной войны Музей-мемориал Великой Отечественной войны, музей воинской славы «Память» школы 9,11 Коренной перелом в войне Музей-мемориал Великой Отечественной войны музей воинской славы «Память» школы 11 Советский тыл в годы войны Наука и культура страны- фронту М у з е й - м е м о р и а л В е л и к о й Отече ственной войны, м у з е й - квартира М. Джалиля, музей К а з а н с к о г о Ф е д е р а л ь н о г о университета музей воинской славы «Память» школы, мемориальный комплекс парка Победы города Казани 15
11 Борьба за линией фронта М у з е й - м е м о р и а л В е л и к о й Отече ственной войны, м у з е й - к ва рт и р а М. Джа л и л я , м у з е й А.Алиша городского Дома детского творчества 9,11 Завершающий период Великой Отечественной войны М у з е й - м е м о р и а л В е л и к о й О т еч е с т в е н н о й в о й н ы , м у з е й воинской славы «Память» школы, музей школы №94 Московского района г. Казани 9,11 Республика в послевоенный период Национальный музей Республики Татарстан 9,11 Республика в сер. 50 –х – начале 60 – х годов Национальный музей Республики Татарстан 9,11 Республика во 2 пол. 60-х- 1 пол 1980 – х годов Национальный музей Республики Татарстан, экспозиция «История ш к о л ы » , м у з е й С О Ш № 7 8 Приволжского района г. Казани 9,11 Р е с п у б л и к а н а э т а п е перестройки Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа 9,11 Татарстан на рубеже 20 – 21 веков Национальный музей Республики Татарстан, Музей государственности татарского народа, 16


В раздел образования