Напоминание

"Повышение качества образования детей через интеграцию общего и дополнительного образования "


Автор: Сервуля Татьяна Владимировна
Должность: методист - педагог
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: доклад
Тема: "Повышение качества образования детей через интеграцию общего и дополнительного образования "
Раздел: дополнительное образование





Назад





Повышения качества образования детей

через интеграцию общего и дополнительного образования
Доклад Сервули Т.В. Методиста МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, следовательно, и к качеству самого образования. Необходимые требования к качеству «нового» образования это:  обучаемость личности, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально-физическое развитие ребенка, так как доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым личностям;  креативность, или способность мыслить и действовать творчески;  Патриотическое воспитание, предполагающее наличие гуманных, высоконравственных и ценностных установок у индивида. Но, как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства? Как научить детей из разрозненных сведений составлять целостную картину окружающего мира? В большой степени решить эти проблемы позволяет интеграция системы образования. Образовательная область это общность нескольких учебных предметов, которые ранее преподавались независимо друг от друга. Переход от учебного предмета как дидактической единицы к образовательной области, придает интеграции статус одного из основных дидактических понятий. Таким образом, интеграция становится одним из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления качества образования. Под интеграцией в образовании следует понимать процесс сближения и связи наук, состояние объединения отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Так же, необходимо рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип в обучении, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально- чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Психологи, полагают, что при интегрировании обучения схожих идей и принципов, прослеживается лучший результат, чем при обучении детей различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется
возможность применения полученных знаний одновременно в различных областях: теоретической, практической и прикладной. Интегративная система в образовании предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем различных предметов, изучение которых взаимо дополняется на каждом этапе обучения. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интегрированных занятий активизирует мыслительную деятельность ребенка, стимулирует его искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
Интеграция в образовании:
 ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих ребенку одновременно проследить весь процесс выполнения действия от цели до результата, осмысленно воспринимая каждый этап работы;  усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой дидактической цели;  увеличивает информативную емкость занятия;  позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов;  является средством мотивации обучения воспитанника, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;  активизирует мыслительную деятельность, побуждает ее к поиску новых способов познания учебного материала;  формирует исследовательский тип личности. Не является секретом, что дополнительное образование: - дает знания, которое ребенок недополучает или вообще не получает в других образовательных учреждениях; - расширяет возможности для развития дошкольников, особенно не посещающих детские сады; - создает условия для развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других особых категорий детей. Как более мобильное и нерегламентированное стандартами, дополнительное образование заполняет образовательное пространство, удовлетворяя потребности социума в целом и каждого ребенка в отдельности. Доминантой дополнительного образования, в силу сво его многообразия, является детская и подростковая деятельность в различных ее формах и проявлениях – учебная, воспитательная, культурно-досуговая,
исследовательская, особое место занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка детей. Исследование процесса интеграции общего и дополнительного образования детей, позволяет выявить следующие принципы обновления образования:  взаимодополняемости;  системного подхода;  целостности;  информированности;  развивающего обучения. В совокупности данных принципов, интеграция образовательных систем создает условия для: • выхода на более высокий уровень осмысления обучения; • совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания; • развития свободы мышления; • формирования креативности учащихся. Таким образом, единство участников интеграции образовательного процесса выражается во внутренней спаянности, гармоничном взаимодействии его участников, одобрении общих ценностей, норм, педагогических образцов, взаимном понимании и симпатии. Из чего следует образование технологии действий всех участников образовательного процесса, процесса интеграции: 1. Совместная выработка педагогических идей интеграции, в основе которых лежат свобода выбора и разнообразие дополнительного образования детей, общение, основанное на сотрудничестве. 2. Формирование единства и понимания в оценке результата интеграции. 3. Творческий поиск методов осуществления интеграции. 4. Создание традиций интегративной деятельности. 5. Разработка аналитико-диагностической методики результативности.
Цель
интеграции общего и дополнительного образования детей – это создание качественного и целостного образовательного пространства для развития личности ребенка.
Таким образом
, при создании единого образовательного пространства, идеальным вариантом повышения качества обучения и воспитания является решение следующих
задач:
 определить начальный уровень интеграции общего и дополнительного образования детей;  изучить и обобщить уже имеющийся опыт интеграции;
 создать условия для мотивации педагогического сообщества города к участию в интеграционных процессах;  осуществить взаимодействие по проектированию интеграционных образовательных программ. Но, как и в каждом деятельном процессе, при реализации технологии интеграции в образовании, существуют определенные трудности и самые распространенные это: заорганизованность (интеграция ради интеграции как формы деятельности); слабая мотивация педагогического сообщества; боязнь потери имиджа образовательного учреждения; нарушение принципа добровольности (обязанность внедрения и реализации интегрированных программ). Таким образом, для повышения качества обучения и воспитания детей через развитие и совершенствование интеграции общего и дополнительного образования, в процессе практической апробации, как педагогам, так и методическому составу учреждения дополнительного образования, необходимо система корректировки и обновления содержания интегрированных образовательных программ. Лишь в этом случае можно повысить уровень качества обучения систем общего и дополнительного образования.
Литература:
1. Воронина В.П., Малофеева А.И., Крайняя И.В. Интеграция общего и дополнительного образования: / Авт.-сост. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007г. 2. Кайгородова О.В. Развитие процессов интеграции образовательных учреждений в системе педагогического образования: / Автореферат дис. канд. пед. наук: Калининград, 2008г.


В раздел образования