"Повышение качества образования детей через интеграцию общего и дополнительного образования "
Автор: Сервуля Татьяна Владимировна Должность: методист - педагог Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба" Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой Наименование материала: доклад Тема: "Повышение качества образования детей через интеграцию общего и дополнительного образования " Раздел: дополнительное образование
через интеграцию общего и дополнительного образования
Доклад Сервули Т.В.
Методиста МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
Наше общество находится в постоянном развитии и через систему
образования
выдвигает
и
реализует
все
новые
требования
к
человеку,
следовательно, и к качеству самого образования.
Необходимые требования к качеству «нового» образования это:
обучаемость
личности,
т.е.
способность
к
постоянному
самообразованию, освоению новых видов деятельности;
интеллектуально-физическое
развитие
ребенка,
так
как
доступ
к
технологиям
возможен
только
интеллектуально
развитым
личностям;
креативность, или способность мыслить и действовать творчески;
Патриотическое
воспитание,
предполагающее
наличие
гуманных,
высоконравственных и ценностных установок у индивида.
Но, как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало,
эмоциональную
отзывчивость
и
эстетическое
восприятие
разных
видов
искусства?
Как
научить
детей
из
разрозненных
сведений
составлять
целостную картину окружающего мира? В большой степени решить эти
проблемы позволяет интеграция системы образования.
Образовательная область это общность нескольких учебных предметов,
которые ранее преподавались независимо друг от друга. Переход от учебного
предмета как дидактической единицы к образовательной области, придает
интеграции статус одного из основных дидактических понятий.
Таким
образом,
интеграция
становится
одним
из
важнейших
и
перспективнейших
методологических
направлений
становления
качества
образования.
Под интеграцией в образовании следует понимать процесс сближения и
связи наук, состояние объединения отдельных частей в одно целое, а также
процесс, ведущий к такому состоянию. Так же, необходимо рассматривать
интеграцию
и
как
психолого-коррекционный
принцип
в
обучении,
суть
которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-
чувственной и интеллектуальной сфер ребенка.
Психологи, полагают, что при интегрировании обучения схожих идей и
принципов,
прослеживается
лучший
результат,
чем
при
обучении
детей
различным
дисциплинам
в
отдельности,
так
как
при
этом
появляется
возможность применения полученных знаний одновременно в различных
областях: теоретической, практической и прикладной.
Интегративная
система
в
образовании
предполагает
равномерное,
равноправное соединение родственных тем различных предметов, изучение
которых взаимо дополняется на каждом этапе обучения.
Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интегрированных
занятий активизирует мыслительную деятельность ребенка, стимулирует его
искать
новые
способы
познания
учебного
материала,
формирует
исследовательский тип личности.
Интеграция в образовании:
ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих ребенку
одновременно проследить весь процесс выполнения действия от цели
до результата, осмысленно воспринимая каждый этап работы;
усиливает
реализацию
образовательного,
развивающего
и
познавательного аспектов триединой дидактической цели;
увеличивает информативную емкость занятия;
позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или
углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении
различных предметов;
является
средством
мотивации
обучения
воспитанника,
помогает
активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует
снятию перенапряжения и утомляемости;
активизирует мыслительную деятельность, побуждает ее к поиску
новых способов познания учебного материала;
формирует исследовательский тип личности.
Не является секретом, что дополнительное образование:
- дает знания, которое ребенок недополучает или вообще не получает в
других образовательных учреждениях;
-
расширяет
возможности
для
развития
дошкольников,
особенно
не
посещающих детские сады;
- создает условия для развития одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья и других особых категорий детей.
Как
более
мобильное
и
нерегламентированное
стандартами,
дополнительное
образование
заполняет
образовательное
пространство,
удовлетворяя потребности социума в целом и каждого ребенка в отдельности.
Доминантой
дополнительного
образования,
в
силу
сво его
многообразия, является детская и подростковая деятельность в различных ее
формах
и
проявлениях
– учебная,
воспитательная,
культурно-досуговая,
исследовательская, особое место занимает допрофессиональная и начальная
профессиональная подготовка детей.
Исследование процесса интеграции общего и дополнительного
образования
детей,
позволяет
выявить
следующие
принципы
обновления
образования:
взаимодополняемости;
системного подхода;
целостности;
информированности;
развивающего обучения.
В
совокупности
данных
принципов,
интеграция
образовательных
систем создает условия для:
• выхода на более высокий уровень осмысления обучения;
• совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
• развития свободы мышления;
• формирования креативности учащихся.
Таким образом, единство участников интеграции образовательного
процесса
выражается
во
внутренней
спаянности,
гармоничном
взаимодействии
его
участников,
одобрении
общих
ценностей,
норм,
педагогических образцов, взаимном понимании и симпатии. Из чего следует
образование
технологии
действий
всех
участников
образовательного
процесса, процесса интеграции:
1.
Совместная выработка педагогических идей интеграции, в
основе которых лежат свобода выбора и разнообразие дополнительного
образования детей, общение, основанное на сотрудничестве.
2.
Формирование единства и понимания в оценке результата интеграции.
3.
Творческий поиск методов осуществления интеграции.
4.
Создание традиций интегративной деятельности.
5.
Разработка аналитико-диагностической методики результативности.
Цель интеграции общего и дополнительного образования детей – это
создание качественного и целостного
образовательного пространства для
развития личности ребенка.
Таким образом , при создании единого образовательного пространства,
идеальным вариантом повышения качества обучения и воспитания является
решение следующих задач:
определить начальный уровень интеграции общего и дополнительного
образования детей;
изучить и обобщить уже имеющийся опыт интеграции;
создать
условия
для
мотивации
педагогического
сообщества
города
к
участию в интеграционных процессах;
осуществить
взаимодействие
по
проектированию
интеграционных
образовательных программ.
Но, как и в каждом деятельном процессе, при реализации технологии
интеграции в образовании,
существуют определенные трудности и самые
распространенные это: заорганизованность (интеграция ради интеграции как
формы
деятельности); слабая
мотивация
педагогического
сообщества;
боязнь потери имиджа образовательного учреждения; нарушение принципа
добровольности
(обязанность
внедрения
и
реализации
интегрированных
программ).
Таким образом, для повышения качества обучения и воспитания детей
через развитие и совершенствование интеграции общего и дополнительного
образования,
в
процессе
практической
апробации,
как
педагогам,
так
и
методическому
составу
учреждения
дополнительного
образования,
необходимо
система
корректировки
и
обновления
содержания
интегрированных образовательных программ. Лишь в этом случае можно
повысить
уровень
качества
обучения
систем
общего
и
дополнительного
образования.
Литература:
1. Воронина
В.П.,
Малофеева
А.И.,
Крайняя
И.В.
Интеграция
общего
и
дополнительного образования: / Авт.-сост. – Хабаровск: ХК ИППК ПК,
2007г.
2. Кайгородова
О.В.
Развитие
процессов
интеграции
образовательных
учреждений в системе педагогического образования: / Автореферат дис.
канд. пед. наук: Калининград, 2008г.