Напоминание

Проектная деятельность на уроке географии в 9 классе


Автор: Аникина Лилия Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроке географии в 9 классе
Раздел: полное образование





Назад





Проектная деятельность на уроке географии в 9 классе по теме «Население России»

Проект « Моя родословная ».
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Проект «Моя родословная» позволяют учащимся самостоятельно использовать различные источники знаний , например , карты в атласе, статистический материал и проанализировать проявление общих закономерностей размещения населения, хозяйства и общества. Такая структура курса закладывает основу пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире. Проектная работа – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать умения и навыки на уроках географии, но и получить новые знания, часто выходящие за рамки учебника. Для выполнения практических работ учащиеся узнают дополнительные сведения, позволяющие творчески подойти к выполнению заданий. Практическая работа: «Изучение структуры населения России через своё родословное дерево». Работа начинает выполнятся в начале изучения темы “Населения России” как поисково- проблемная работа для учащихся 9-х классов Учебник География России 9 класс. Издательство «Русское слово» Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев.
Цели и задачи:
1. Осознать сущность структуры населения России на примере своего родословного дерева.
2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов. 3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания. 4. Формирование навыков выполнения сбора статистических данных.
Порядок выполнения работы
1.Первая часть .Опережающее задание. Учащиеся узнают у родителей кто их предки, где живут родственники и т.д 2. Вторая часть выполняется дома с родителями по мере изучения тем в учебнике.  Используя сведения тем: “Рынок труда”, “Миграция населения”, «Демографический кризис, “Национальный и религиозный состав”, выявить и записать на родословном дереве состав трудовых ресурсов, национальный и религиозный состав.  На контурной карте показать путь миграции и размещения населения своего рода.  Построить диаграмму количества детей в семье . Необходимо использовать статистические сведения, полученные от родителей, от родственников. 1. Рассматривая Тема1 «Численность населения России» учащиеся на своей семье прослеживают демографические кризисы Строят диаграмму количество детей в семье . Эта тема переплетается с драматической историей нашей страны – с ВОВ. На уроках географии , истории и классных часах учащиеся вспоминают о том. как их прадеды защищали Родину. Закладываем и основы нравственного воспитания при изучение понятия: «Воспроизводство населения» . На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям, воспитываем уважение к старшим, родителям в наших русских семьях. Уроки географии позволяют воспитывать понимание необходимости укрепления здоровья детей, потребности в здоровом образе жизни. В 9 классе при изучении понятия: «Численность и естественный прирост населения» сообщаем детям, что по оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни на 50 – 55%зависят от образа жизни, а на 20% - от наследственных факторов, раскрываем понятие «образ жизни» и «здоровый образ жизни», подчеркивая необходимость занятия физкультурой, закаливания, соблюдения правил гигиены, правильного питания, отказа от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и т. д.), соблюдения правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.д. 2. Блок тем «Размещение населения» и «Миграция» «Сельская и городская форма расселения» позволяет учащимся поработать с контурной картой России и атласом . В карте они отмечают, как их предки заселяли Приморский край , в каких городах и селах страны живут, что позволяет глубже изучать предмет , уметь ориентироваться по карте.
Учащиеся больше узнают о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом надо напоминать школьникам и историю своего края, родного города, своего района. Нравственность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие, сотрудничество. География даёт возможность воспитывать у обучающихся это чувство. 3. Следующая Тема 6 «Этнический и религиозный состав населепния России» учащиеся исследуют свои корни, откуда происходит их фамилия, какой национальности их родственники, изучают языковые семьи и языковые группы. Многие семьи учащихся верующие, посещают церкви. Школьники приходят к выводу , что «чистых» русских нет При изучении понятия «Этнический состав населения России» учащиеся узнают, что Россия – страна многонациональная, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков. Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно, ведь средства массовой информации иногда дают о них противоречивую информацию, порождая национализм, неуважение и непонимание обычаев и жизни других народов. Все чаще в Интернете появляются сайты с националистическим содержанием. Подростки забывают, что их страна многонациональная, появляется недоверие, агрессия к другим этносам. . На уроках географии в 9 классе рассматривается разнообразие религий, показывая скорее не различия, а общность, пытаясь раскрыть всю опасность религиозного экстремизма. Огромную роль география, наряду с биологией и историей, играет в объяснении неправильности, неразумности и опасности расовых и национальных распрей. Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности. Данная тема позволяет воспитывать у обучающихся умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям. На уроках географии ученики постигают нравственные основы и обязанности человека, с небольшим направлением на экологический компонент. И именно география закладывает основы детерминации социальной перцепции, раскрывая некоторые причины возникновения социальных связей в обществе: «Где?», «Как?» и «Почему?» взаимодействуют люди. Раскрывая всю красоту и разнообразие человеческих обществ, география помогает избежать однобоких ксенофобных взглядов на наш прекрасный мир 4. И в заключении Тема 7 «Трудовые ресурсы и рынок труда». Профессии всякие нужны, профессии всякие важны. Каждый высказывается, кем бы он хотел стать. Девятиклассники делают презентации о своей будущей профессии. 5. Итоговый урок. Презентация своих проектов.
Здесь дом, в котором я живу. И для меня он лучший самый. Здесь и во сне, и наяву Я слышу добрый голос мамы. Здесь вечерами папа мне, Когда смолкают птицы в гнёздах, Рассказывает о луне, Ракетах, спутниках и звёздах. Здесь и сестра моя, и брат, Хоть иногда я ссорюсь с ними, Но чаще поделиться рад Игрой и книжками своими. Здесь в мире мы за годом год Живём, друг другу помогая. И вместе с нами здесь живёт История родного края.
5. Пословицы и поговорки о семье
Где любовь и совет, там и горя нет. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Слава сына - отцу отрада. На что клад – коли в доме лад Когда семья вместе – так и душа на месте В семье и каша гуще Один в поле не воин В гостях хорошо, а дома лучше Дома и стены помогают Брат с братом на медведя ходят Мой дом – моя крепость


В раздел образования