Проектная деятельность на уроке географии в 9 классе
Автор: Аникина Лилия Павловна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" Населённый пункт: г. Владивосток Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность на уроке географии в 9 классе Раздел: полное образование
Проектная деятельность на уроке географии в 9 классе по теме «Население России»
Проект « Моя родословная ».
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это
неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый
признак безнравственности». Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В
прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки
аристократов. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как
минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за
праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают
свою генеалогию до седьмого колена
На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось
правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего
отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие
внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно
оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и
являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой
родовой герб.
Проект «Моя родословная» позволяют учащимся самостоятельно использовать различные
источники знаний , например , карты в атласе, статистический материал и проанализировать
проявление общих закономерностей размещения населения, хозяйства и общества. Такая
структура курса закладывает основу пространственного мышления, позволяет лучше
ориентироваться в современном мире.
Проектная работа – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать умения и
навыки на уроках географии, но и получить новые знания, часто выходящие за рамки учебника.
Для выполнения практических работ учащиеся узнают дополнительные сведения, позволяющие
творчески подойти к выполнению заданий.
Практическая работа: «Изучение структуры населения России через своё родословное дерево».
Работа начинает выполнятся в начале изучения темы “Населения России” как поисково-
проблемная работа для учащихся 9-х классов
Учебник География России 9 класс. Издательство «Русское слово» Е.М. Домогацких,
Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев.
Цели и задачи:
1.
Осознать сущность структуры населения России на примере своего родословного дерева.
2.
Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей
страны и населяющих её народов.
3.
Отработать умение обобщать и систематизировать знания.
4.
Формирование навыков выполнения сбора статистических данных.
Порядок выполнения работы
1.Первая часть .Опережающее задание. Учащиеся узнают у родителей кто их предки, где живут
родственники и т.д
2. Вторая часть выполняется дома с родителями по мере изучения тем в учебнике.
Используя сведения тем: “Рынок труда”, “Миграция населения”, «Демографический
кризис, “Национальный и религиозный состав”, выявить и записать на родословном
дереве состав трудовых ресурсов, национальный и религиозный состав.
На контурной карте показать путь миграции и размещения населения своего рода.
Построить диаграмму количества детей в семье .
Необходимо использовать статистические сведения, полученные от родителей, от родственников.
1.
Рассматривая Тема1 «Численность населения России» учащиеся на своей семье
прослеживают демографические кризисы
Строят диаграмму количество детей в семье . Эта тема переплетается с драматической
историей нашей страны – с ВОВ. На уроках географии , истории и классных часах
учащиеся вспоминают о том. как их прадеды защищали Родину.
Закладываем и основы нравственного воспитания при изучение понятия: «Воспроизводство
населения» . На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с
детства любовь и уважение к родителям, воспитываем уважение к старшим, родителям в наших
русских семьях.
Уроки географии позволяют воспитывать понимание необходимости укрепления здоровья детей,
потребности в здоровом образе жизни.
В 9 классе при изучении понятия: «Численность и естественный прирост населения» сообщаем
детям, что по оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и
продолжительность жизни на 50 – 55%зависят от образа жизни, а на 20% - от наследственных
факторов, раскрываем понятие «образ жизни» и «здоровый образ жизни», подчеркивая
необходимость занятия физкультурой, закаливания, соблюдения правил гигиены, правильного
питания, отказа от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и т. д.),
соблюдения правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.д.
2.
Блок тем «Размещение населения» и «Миграция» «Сельская и городская форма
расселения» позволяет учащимся поработать с контурной картой России и атласом . В
карте они отмечают, как их предки заселяли Приморский край , в каких городах и селах
страны живут, что позволяет глубже изучать предмет , уметь ориентироваться по карте.
Учащиеся больше узнают о роли разных народов России в развитии русской культуры, об
их обычаях, традициях. Но при этом надо напоминать школьникам и историю своего края,
родного города, своего района.
Нравственность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение
человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие,
сотрудничество.
География даёт возможность воспитывать у обучающихся это чувство.
3.
Следующая Тема 6 «Этнический и религиозный состав населепния России» учащиеся
исследуют свои корни, откуда происходит их фамилия, какой национальности их
родственники, изучают языковые семьи и языковые группы. Многие семьи учащихся
верующие, посещают церкви. Школьники приходят к выводу , что «чистых» русских нет
При изучении понятия «Этнический состав населения России» учащиеся узнают, что Россия –
страна многонациональная, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми,
мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками,
нормами поведения бытом и рядом других признаков.
Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно, ведь средства массовой
информации иногда дают о них противоречивую информацию, порождая национализм,
неуважение и непонимание обычаев и жизни других народов. Все чаще в Интернете появляются
сайты с националистическим содержанием. Подростки забывают, что их страна
многонациональная, появляется недоверие, агрессия к другим этносам. . На уроках географии в 9
классе рассматривается разнообразие религий, показывая скорее не различия, а общность,
пытаясь раскрыть всю опасность религиозного экстремизма. Огромную роль география, наряду с
биологией и историей, играет в объяснении неправильности, неразумности и опасности расовых и
национальных распрей.
Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех
государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности.
Данная тема позволяет воспитывать у обучающихся умение жить в мире с окружающими,
терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям. На уроках географии ученики постигают
нравственные основы и обязанности человека, с небольшим направлением на экологический
компонент. И именно география закладывает основы детерминации социальной перцепции,
раскрывая некоторые причины возникновения социальных связей в обществе: «Где?», «Как?» и
«Почему?» взаимодействуют люди. Раскрывая всю красоту и разнообразие человеческих обществ,
география помогает избежать однобоких ксенофобных взглядов на наш прекрасный мир
4.
И в заключении Тема 7 «Трудовые ресурсы и рынок труда». Профессии всякие нужны,
профессии всякие важны. Каждый высказывается, кем бы он хотел стать. Девятиклассники
делают презентации о своей будущей профессии.
5.
Итоговый урок. Презентация своих проектов.
Здесь дом, в котором я живу.
И для меня он лучший самый.
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра моя, и брат,
Хоть иногда я ссорюсь с ними,
Но чаще поделиться рад
Игрой и книжками своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.
5. Пословицы и поговорки о семье
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Слава сына - отцу отрада.
На что клад – коли в доме лад
Когда семья вместе – так и душа на месте
В семье и каша гуще
Один в поле не воин
В гостях хорошо, а дома лучше
Дома и стены помогают
Брат с братом на медведя ходят
Мой дом – моя крепость