Автор: Эксузян Гоар Григорьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №2099 Населённый пункт: г.МОСКВА Наименование материала: статья Тема: "Современный урок иностранного языка" Раздел: среднее образование
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является
актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать
личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Важно
формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и
социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, т. к. без
него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных
пределах. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого
языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но
и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых.
Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации,
необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в
овладении новыми знаниями, умениями, навыками.
Те, кто занимаются изучением иностранного языка, должны обладать хорошими
коммуникативными навыками. Для того чтобы стимулировать развитие этих навыков,
нужно выбирать такие формы урока, которые будут способствовать этому.
Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания
плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение
нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видео-урок, урок-
дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т. п.
Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и
повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников,
плюс с увеличением информации о культуре страны, изучаемого языка, совершенствуется
компетенции учащихся.
Почему мы говорим о том, что необходимо применять данные методы обучения? Дело
в том, что во время, например, видео-урока осуществляется приобщение школьников к
культуре стран изучаемого языка посредством погружения их в атмосферу взаимоотно-
шений носителей языка с демонстрацией особенностей их мимики и жестов.
Понятие "урок"
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только
важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса
обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и
средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное
решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит
свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет
конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных
блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве
основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое.
Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем
социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы,
закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока
является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.
Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных,
образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача
"нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой
активности.
Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования
школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических
коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внима-
ние, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным
задачам.
Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у
учащихсяоценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к
иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.
Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и
эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к
дальнейшему самообразованию в иностранном языке. Реализация перечисленных задач
является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых
результатов.