Напоминание

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся через использование современных педагогических технологий


Автор: Крылова Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ "ПАСКАЛЬ ЛИЦЕЙ"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся через использование современных педагогических технологий
Дата публикации: 08.11.2016
Раздел: полное образование





Назад





Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся путем

использования современных педагогических технологий
Уча других, мы учимся сами. Сенека Заинтересовать, увлечь, удивить и увидеть в результате, что дети «проснулись», задумались и решились сделать шаг навстречу в сложном мире познания – вот, на мой взгляд, лучший результат деятельности учителя. И пусть не будет усвоено все и сразу, пусть остаются вопросы, решение ребенка хоть немного поучиться, его готовность следовать за учителем дорогого стоит! А как прийти к такому результату? Как мотивировать ребенка? С моей точки зрения, спасти ситуацию, расшевелить детей, пресыщенных массой новинок во всех областях жизни, может использование современных технологий. И вот здесь учителю стоит задуматься: какие технологии использовать, как их применять, что учитывать, чтобы ребенку было интересно, чтобы у него появилось желание самостоятельно узнать что-то новое. Чтобы активно внедрять современные образовательные технологии, педагог обязан тщательно разобраться во всех нюансах предлагаемого материала, должен сам изучить то, что он собирается давать детям. И это самое главное условие успешной и продуктивной работы на уроке. Я, как и любой учитель, всегда переживаю за успехи и неудачи своих учеников, часто задаюсь вопросом: как помочь ребенку освоить материал, понять, зачем «все это нужно», показать, что изучение русского языка и литературы – вовсе не «самое скучное занятие». Для этого стараюсь использовать в своей педагогической деятельности разнообразные технологии. По результатам уроков сделала вывод: учащимся нравятся мастерские, где они проявляют свои творческие способности, находятся в диалоге, могут оценить собственную деятельность. Предлагаю рассмотреть достаточно известную технологию «Педагогическая мастерская». Сложность этой технологии заключается в том, что при кажущейся свободе действий применение должность быть подчинено основной идее, соответствующей авторскому замыслу.
Технология «Педагогическая мастерская»
Данная технология позволяет решить ряд актуальных школьных проблем, в том числе проблемы мотивационного характера: 1
 конструирование познавательной деятельности ученика;  плодотворное общение педагога и школьника на равных;  развитие понимания смысловой значимости изучения предмета.
«Три кита» Педагогической мастерской:
1. Мастерская – это путь учеников к самостоятельному открытию темы, поэтому тема не объявляется, ученикам можно обозначить только название мастерской. 2. Учитель – мастер, который выстраивает « познавательный процесс как некое действо, развивающееся в результате преодоления ряда теоретических или практических противоречий» 1 . 3. Принцип работы – сотрудничество, взаимодействие всех участников мастерской. Содержание мастерской всегда интегративно, она может охватывать содержание нескольких параграфов или целого раздела, может быть итогом изучения литературного произведения или вводом в некую большую тему. При проведении педагогической мастерской обязательна рефлексивная деятельность учащихся. За работу в мастерской не следует ставить оценки, так как индикатором деятельности учащегося будет являться самооценка, которая происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы.
Принципы работы учителя – мастера:
1. Формулировка заданий (задавать вопросы нельзя). 2. Организация диалогового взаимодействия детей (фронтальная работа исключена). 3. Высказывание собственной точки зрения в процессе равноправной деятельности (навязывать свою позицию нельзя). 4. Создание условий для обнаружения ошибок (а не исправление их). 5. Развитие рефлексивной способности школьников как необходимого условия для самосовершенствования.
Главные этапы мастерской.

1. Индуктор
Цель данного этапа – заинтересовать учащихся, погрузить в познавательный процесс. Задания должны быть доступными, актуализировать личностный жизненный опыт учеников, неожиданными, оригинальными.
2. Изучение нового материала
1  Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. 2
Неожиданность материала для данного предмета, использование неадаптированных текстов, предъявление материала в целостности с последующим переходом к деталям. Задания на этом этапе должны быть разнообразны по форме и видам работы. Логика построения заданий отражает логику развития основной идеи. Обязательно обращение к личному опыту учащихся.
3. Результат
 Творческая работа обобщающего характера (внешний результат работы)  Знакомство с основными понятиями темы  Осознание личностной значимости содержания  Новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему.
4. Рефлексия
Желательно, чтобы у каждого была возможность высказаться. Объективная самооценка. Отсутствие оценочных характеристик. На своих уроках я применяю “технологию мастерских” как в виде отдельных элементов, так и в классическом формате для организации самостоятельной работы, обобщения и систематизации материала. Наиболее интересными и пользующимися успехом у ребят являются следующие приемы:  Дебаты  Коллаж  Синквейн (прием очень нравится ребятам и удается всем, прекрасно подходит при изучении биографии писателей)  Лимерики (ребята 5 класса попробовали свои силы после изучения «Алисы в стране чудес»)  Создание рекламы (мы удивительным образом прорекламировали все части речи с 6 классом, работа получилась увлекательной и запоминающейся). Конечно, существует еще большое количество различных педагогических технологий, которые помогают развивать мотивацию учебно- познавательной деятельности учащихся. Вот некоторые из них:  технология организации проектной деятельности учащихся;  технология организации исследовательской деятельности;  технология диалогового взаимодействия;  технология кейсов. 3
У каждого преподавателя найдется пара любимых, удачных, которые дают результат. Главное, по моему мнению, изучить и использовать, обязательно использовать их на занятиях. Многие мои коллеги могут спросить: мы должны развлекать? Да, если хотите, можно назвать и таким образом процесс мотивации. Ведь в конечном итоге мы обязаны дать ученику возможность научиться, помочь ему в сложном процессе познания. Наши дети не виноваты в том, что жизнь не стоит на месте, все очень быстро развивается и изменяется, а значит, и подходы к обучению должны меняться, и мы, учителя, тоже. 4


В раздел образования