Автор: Александрова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 45 Колпинского района СПб Населённый пункт: г. Колпино Наименование материала: статья Тема: Как воспитать успешного ребенка Раздел: дошкольное образование
Как воспитать успешного ребенка.
Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является
профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни
ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной от-
ветственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего
перед учениками.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Социальные
функции
педагога
–
приобщить
подрастающее
поколение
к
культурному наследию, общественному опыту старших поколений.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос-
лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще-
нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос-
лым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина,
1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного
возраста ведущей фигурой остается взрослый.
В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы
стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организован-
ных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении лич-
ности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно фор-
мируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения,
приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.
В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована
роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у
него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния лич-
ностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие спе-
цифики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая вну-
шаемость)
педагогическое
воздействие
воспитатель
оказывает
не
только
своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и лич-
ностными качествами.
Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ро-
левых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В
этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в
воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что
«воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой
личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог
Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в
глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать
им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие
воспитателя».
Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет
процесс
воспитания.
Природа
воздействия
воспитателя
на
личность
до-
школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982)
подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика
воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также ис-
следовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмо-
циональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают
по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание карти-
ны воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду
с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для
детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя.
Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индиви-
дуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя.
Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями
личность
ребенка.
Благополучие
дошкольника,
его
положение
в
группе
сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зави-
сят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с
ним.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос-
лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще-
нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос-
лым способы деятельности, особые формы взаимодействия.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современ-
ном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного
процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и ин-
тересов
ребенка.
Как
известно,
в
основе
любой
деятельности
ребенка-
дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познаватель-
ная.
Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста
развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому
человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой по-
требности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятель-
ности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как мож-
но больше нового.
Познавательная активность – стремление к наиболее полному позна-
нию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образова-
ние, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как
субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается
сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.
Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоя-
тельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него высту-
пает условием и источником развития.
Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется
пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды,
главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его
людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми
определяют отношения ребенка со всем остальным миром.
Отношения
ребенка
с
окружающим
миром
осуществляются
через
взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладе-
вает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная
активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрос-
лого.
Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педаго-
га, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия
следующих личностных параметров:
способности к активной и разносто-
ронней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактично-
сти, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и
взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и
защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
знания особенностей психического развития детей; способности к собствен-
ному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от
педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитатель-
ного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом осо-
бенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению
на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение
вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть пер-
спективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение пред-
ставить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей,
способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбина-
ции); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом системати-
зированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность
к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую
деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень за-
висим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во
многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в
себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание
взрослого к его делам и проблемам .
Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка,
его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность
с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.
Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, на-
блюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его соб-
ственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уров-
нем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться
только относительно результатов его работы.
Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятель-
ности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного от-
ношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в
целом.
Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, под-
держивающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку
трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно по-
строить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи
тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять пози-
тивное.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение
видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоцен-
ную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чер-
тами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, бу-
дет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения
к познавательному процессу.
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания
мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общает-
ся с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, по-
знавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ре-
бенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей по-
знавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные
действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и
не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реа-
гируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-
либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познаватель-
ный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако
встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные
действия со стороны педагога.
Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздей-
ствия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются
яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привле-
кают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возни-
кает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознатель-
ность в виде вопроса: «Что это такое было?».
Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воз-
действием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее
любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению вы-
двинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности.
Весь этот процесс происходит под руководством педагога
В условиях современного общества необходимы специфические тре-
бования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда пе-
дагогических функций: информационной, предполагающей умения пользо-
ваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал
и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, ак-
тивизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, преду-
сматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активно-
сти, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, по-
ступки,
закреплять
знания
и
умения
детей
в
соответствии
с
возрастом;
конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планиро-
вать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства
для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, органи-
зовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать разви-
вающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности
ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности фи-
зического и психического состояния детей и учитывать это в собственной де-
ятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспита-
тельной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навы-
ков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с ис-
пользованием различных методов учебно-воспитательной работы; координи-
рующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать дело-
вые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом про-
свещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного вос-
питания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного
образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога вы-
соких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть
в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым,
вежливым.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного воз-
раста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет
организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных реше-
ний (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи,
которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления за-
даний с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы,
направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулиру-
ющий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных
заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод
«преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достиже-
ния цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и спосо-
бы решения задачи.
. Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инстру-
ментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную актив-
ность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные каче-
ства воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенно-
стей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и тер-
пимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий
детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников
познавательную активность
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером
для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность
взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его
душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не оби-
дят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия
педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да,
семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в
том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педаго-
га, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребя-
та проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для до-
школьника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непрере-
каемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой,
добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно иг-
рать или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми
детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать за-
мечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает
в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он уста-
навливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку вос-
питатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него
ложится огромная ответственность за создание условий для личностного раз-
вития.
Одним из самых важных таких условий является построение правиль-
ного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формиру-
ют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит
дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его
направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотно-
шениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения –
непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.
Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является
одной
из
основных
составляющих
профессионализма
педагога.
Человек,
компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмо-
сферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и
комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех че-
ловек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей.
Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог,
можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологи-
ческий климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада
определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношени-
ями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда
все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право
других быть самими собой.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в кол-
лективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, ко-
торое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их
общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом
заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной
деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным уча-
стием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется по-
мощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педаго-
га, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Обще-
ние педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее пол-
ное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или
иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, со-
чувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и
неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается ма-
ленький
человек.
Ориентируясь
на
реакции
воспитателя,
ребенок
строит
представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях,
у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем
случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздра-
жение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный отте-
нок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполне-
ние действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог
что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты,
не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой
фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия
и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае бу-
дет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения,
как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя
это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и
сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой
связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут
эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как
можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине.
Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается
оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений
и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка
или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо
реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным
изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя сле-
дующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …); опи-
сание
возможного
результата
этого
действия (Может
случиться,
что…);
предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).
Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать
не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой
ситуации.
Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен за-
канчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить,
что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положитель-
ное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный
стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирую-
щими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А
это, как известно, не способствует личностному росту.
Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающе-
го образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для
того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заин-
тересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, пере-
живаниях, настроении.
Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уваже-
ние к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важ-
ным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что
он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого
шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит по-
ставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная
со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей,
наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень вну-
шаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно
говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает вос-
принимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется
и становится привычным.
«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком из-
вестный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые
выглядят, например, таким образом: « Если ребенка критикуют, он учится об-
винять».
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие
всех его основных психических процессов, способностей и личностных ка-
честв. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личност-
ной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен,
самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зави-
сит от Вас уважаемые педагоги.
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как
профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в
мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их
всю
жизнь.
Эта
профессия
по
состоянию
души,
по
зову
сердца!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет
духовное и телесное развитие. Только педагог