Напоминание

Как воспитать успешного ребенка


Автор: Александрова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 45 Колпинского района СПб
Населённый пункт: г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Как воспитать успешного ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Как воспитать успешного ребенка.
Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной от- ветственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками. Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос- лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще- нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос- лым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый. В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организован- ных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении лич- ности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно фор- мируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни. В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния лич- ностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие спе- цифики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая вну- шаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и лич- ностными качествами. Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ро- левых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя». Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность до- школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982)
подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также ис- следовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмо- циональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание карти- ны воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индиви- дуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя. Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зави- сят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос- лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще- нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос- лым способы деятельности, особые формы взаимодействия. Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современ- ном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и ин- тересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка- дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познаватель- ная. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой по- требности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятель- ности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как мож- но больше нового. Познавательная активность – стремление к наиболее полному позна- нию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образова- ние, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоя- тельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него высту- пает условием и источником развития. Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его
людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладе- вает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрос- лого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педаго- га, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: способности к активной и разносто- ронней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактично- сти, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собствен- ному саморазвитию и самовоспитанию. Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитатель- ного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом осо- бенностей личности, которые называют признаками творческой личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть пер- спективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение пред- ставить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбина- ции); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом системати- зированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень за- висим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам . Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, на- блюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его соб- ственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уров- нем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятель- ности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного от-
ношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, под- держивающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно по- строить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять пози- тивное. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоцен- ную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чер- тами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, бу- дет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общает- ся с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, по- знавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ре- бенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей по- знавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реа- гируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких- либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познаватель- ный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога. Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздей- ствия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привле- кают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возни- кает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознатель- ность в виде вопроса: «Что это такое было?». Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воз- действием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению вы- двинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога В условиях современного общества необходимы специфические тре- бования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда пе- дагогических функций: информационной, предполагающей умения пользо- ваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, ак- тивизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, преду- сматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активно-
сти, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, по- ступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом; конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планиро- вать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, органи- зовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать разви- вающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности фи- зического и психического состояния детей и учитывать это в собственной де- ятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспита- тельной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навы- ков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с ис- пользованием различных методов учебно-воспитательной работы; координи- рующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать дело- вые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом про- свещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного вос- питания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога вы- соких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного воз- раста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных реше- ний (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления за- даний с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулиру- ющий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достиже- ния цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и спосо- бы решения задачи. . Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инстру- ментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную актив- ность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные каче- ства воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенно- стей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и тер- пимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его
душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не оби- дят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педаго- га, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребя- та проводят значительную часть своей жизни. В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для до- школьника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непрере- каемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно иг- рать или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать за- мечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он уста- навливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку вос- питатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного раз- вития. Одним из самых важных таких условий является построение правиль- ного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формиру- ют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотно- шениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам. Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмо- сферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех че- ловек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологи- ческий климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношени- ями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в кол- лективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, ко- торое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным уча-
стием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется по- мощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педаго- га, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Обще- ние педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее пол- ное его развитие. При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, со- чувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается ма- ленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздра- жение присутствовали при взаимодействии с ребенком. Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный отте- нок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполне- ние действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае бу- дет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине. Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя сле- дующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …); опи- сание возможного результата этого действия (Может случиться, что…); предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…). Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации. Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен за- канчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положитель- ное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирую-
щими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту. Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающе- го образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заин- тересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, пере- живаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уваже- ние к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важ- ным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит по- ставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень вну- шаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает вос- принимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным. «Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком из- вестный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом:
«
Если ребенка критикуют, он учится об- винять». Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных ка- честв. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личност- ной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зави- сит от Вас уважаемые педагоги. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог


В раздел образования