Напоминание

Звук [ш]. Буквы Ш, ш


Автор: Бокарева Ирина Валерьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Кудинская СОШ"
Населённый пункт: Иркутский район, с. Хомутово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Звук [ш]. Буквы Ш, ш
Раздел: начальное образование





Назад





Темы:
образовательная: «Звук [Ш] и буква „Ш“»; лексическая: «Домашние животные».
Цели:
I. Коррекционно — образовательные: 1. Формирование представлений об артикулеме звука [ш]. 2. Формирование представлений о букве «Ш». 3. Формирование связи между акустико-артикуляционным образом звука [ш] и зрительным, графомоторным образами буквы «Ш». 4. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слогов, слов со звуком [ш]. 5. Обогащение словаря по теме «Домашние животные». II. Коррекционно— развивающие: 1. Развитие фонематического слуха на материале слогов, слов со звуком [ш]. 2. Развитие артикуляторной, ручной и общей моторик. 3. Развитие навыка регуляции силы голоса, продолжительности выдоха. 4. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов — антонимов). 5. Развитие зрительного внимания и восприятия. III. Коррекционно — воспитательные: 1. Воспитание гуманного отношения к животным. 2. Воспитание бережного отношения к оборудованию. 3. Развитие речевого навыка внимания к собственной речи и речи собеседника.
Оборудование:
1) схема «Гласный звук»; 2) схема «Согласный звук»; 3) профиль артикуляции фонемы [ш]; 4) схема артикуляции фонемы [ш]; 5) схема характеристики фонемы [ш]; 6) карточка «Буква „Ш“»; 7) игра «Идём по ориентирам»; 8) демонстрационные буквы разрезной азбуки «Ш», «А», «Х», «О», «У», «У», «М»; 9) картинки «Буквоград» № 1, № 2; 10) иллюстрация к стиху «Тили-бом, тили-бом…»; 11) карточка с изображением наложенных друг на друга контуров домашних животных (по количеству детей); 12) полоски бумаги (по количеству детей); 13) счётные палочки; 14) фишки красного цвета по 2 на каждого ребёнка; 15) фишки синего цвета по 2 на каждого ребёнка; 16) конверты (по количеству детей); 17) мяч; 18) картинка «Найди букву «Ша» (по количеству детей); 19) карточка «Лесенка гласных звуков»; 20) буквы разрезной азбуки «М», «а», «ш», «а» по комплекту на каждого ребёнка; 21) картинка для рефлексии «Дерево и птички»; 22) индивидуальные зеркала по количеству детей; 23) картинки с изображением домашних животных или игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики (козлёнок, котёнок, щенок).
Предварительная работа:
выучить с детьми стих «Долгожданный дан звонок…», поместить в индивидуальные конверты для учащихся одну полоску бумаги, 2 фишки красного цвета, 2 фишки синего цвета, буквы разрезной азбуки: прописная М, строчные а, а, ш. Разложить на парты карточки (оборудование 11) изображением вниз и подготовленные конверты.
Ход занятия

1. Организационный момент

Дети приветствуют учителя-логопеда стоя, рассказывая стих:
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сядем прямо не согнёмся, За работу мы возьмёмся.
2. Активизация знаний

Учитель-логопед:
Давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже изучили, давайте их заселим в свои домики. (слайд )
Дети:
А,О, У, эС, Ха, эМ.
Учитель-логопед:
А какие звуки обозначают эти буквы?
Дети:
А, О, У, С, Сь, Х, Хь, М, Мь.
Учитель-логопед:
Мы их заселили в разные домики: почему?

Дети:
Потому что звуки А,О,У — гласные и обозначаются красным цветом, звуки М,С,Х — твёрдые согласные и обозначаются синим цветом, а звуки Мь, Сь, Хь — мягкие согласные и обозначаются зелёным цветом.
Учитель-логопед:
А как мы определили, что это гласные звуки, а это согласные? (Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 1, 2).
схема «Гласный звук» схема «Согласный звук»

Дети:
Когда произносим гласные звуки, то воздушная струя проходит через ротовую полость (рот) свободно и не встречает препятствия (преграды), а когда произносим согласный звук — воздушная струя встречает преграду.
Учитель-логопед:
Молодцы. Всё верно.
3. Развитие силы голоса. Продолжительности выдоха

Учитель-логопед:
Слышите, из красного домика доносится песенка. Давайте споём песенку гласных звуков АОУОА. (слайд ) (Обор. 19, во время пропевания (тихо-громче-громко-потише-тихо) рукой рисуем в воздухе лесенку, идущую сначала вверх, затем вниз, подчёркивая изменение голоса).
Дети:
АОУОА, АОУОА, АОУОА.
5.Объявление темы

Учитель-логопед:
Послушайте скороговорку, а потом скажите, какой звук вы слышите чаще остальных? Шесть мышат в камыше шуршат.
Дети:
Звук [ш]. Учитель-логопед: Правильно, теперь подумайте и скажите (сформулируйте) тему нашего занятия, о каком звуке сегодня пойдёт речь? Дети: Сегодня мы будем говорить о звуке [ш].

Учитель-логопед:
Да. Сегодня мы с вами разберём звук [ш] и вспомним букву, которая обозначает звук [ш].
6. Изолированное произношение звука

Учитель-логопед:
Давайте все вместе пошипим, как гусь. Ш-Ш-Ш. (Учитель-логопед правой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв).
Учитель-логопед:
Ш-Ш-Ш. (Учитель-логопед левой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв. Дети выполняют всё совместно с учителем-логопедом).
7. Анализ артикуляции звука

Учитель-логопед:
А как у нас получается звук [ш], как мы его произносим? Произнесите звук [ш] перед зеркалом, обратите внимание на свои губы, зубы. Разберём артикуляцию звука [ш]. (Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 3, и по ходу объяснения соотносит информацию с изображением).
Профиль артикуляции фонемы[ш]

Учитель-логопед:
Когда произносим звук [ш], наши
губы
округлены и чуть выдвинуты вперёд.
Зубы
сближены, но не сомкнуты.
Язык
широкий, в виде чашечки поднят вверх. (Для дополнительной демонстрации используем ручную модель, т. е. кистью руки изображаем чашечку).
Учитель-логопед:
Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянуть назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки
открыты, нет вибрации. (Используем тактильный контроль: тыльную сторону ладони прижимаем к горлу).
Учитель-логопед: Воздушная струя
широкая, продолжительная. Ш- Ш-Ш, Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш. (Оборудование 4)
Схема артикуляции фонемы [ш]


8. Характеристика звука

Учитель-логопед:
А скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук [ш], создаём мы преграду для воздушной струи?
Дети:
Да, мы сближаем зубы, поднимаем язык.
Учитель-логопед:
А если есть преграда, значит звук по характеристике……..
Дети:
согласный.
Учитель-логопед:
И обозначается……..
Дети:
синим цветом.
Учитель-логопед:
Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, всегда твёрдый, звук [ш] глухой, так как голосовые складки открыты, поэтому мы не почувствовали вибрацию в горле. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. (Учитель-логопед демонстрирует картинку: оборудование 5)
Схема характеристики фонемы [ш]

Дети:
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
9. Игра «Светофор»

Учитель-логопед:
Достаньте каждый из своего конверта синюю фишку. Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы если услышите звук [ш], то поднимите синюю фишку. А, О, Ш, М, Н, Ш, Т, Р, Ш ТА, МА, АМ, АШ, ША, ОК, ОШ РОТ КОТ ШАР МАК ШУМ РОГА ТРАВА ЛАНДЫШ. (Обучающиеся выполняют задание).
10. Определим место звука в слове

11.Связь звука с буквой

Учитель-логопед:
Мы с вами разобрали звук [ш]. А как же выглядит буква, которая обозначает звук [ш]? Посмотрите. (Оборудование 6).
Учитель-логопед:
Она называется буква [ша]. Все вместе…
Дети:
Буква [ша]. На что похожа буква Ш.
Учитель-логопед:
Из каких элементов состоит буква [ша]?
Дети:
Из палочек.
Учитель-логопед:
А сколько палочек и как расположены эти палочки? Посмотрите: один, два, три — три палочки расположены сверху вниз, вертикально, а одна расположена горизонтально, слева направо. Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе. (Письмо в воздухе с проговариванием).
Учитель-логопед:
Найдите и обведите букву Ш.
Учитель-логопед:
Какую букву вы выложили?

Дети:
Букву [ша].
Учитель-логопед:
А какая по характеристике буква [ша]?
Дети:
Буква [ша] согласная, твёрдая и обозначается синим цветом.
Учитель-логопед:
Всё правильно. Молодцы .
12. Динамическая пауза.

13. Классификация предметов

Учитель-логопед:
Рассмотрите картинку. (Оборудование 10).
Учитель-логопед:
На картинке изображены кошка, волк, медведь, заяц? Как вы думаете, кто лишний и почему?
Дети:
Лишний кошка, потому что она относится к домашним животным, а остальные животные дикие.
Учитель-логопед:
Правильно.
15. Звукослоговой анализ слова с графической записью

Учитель-логопед:
Разберём слово кошка. Произнесите это слово, ведя глазками по клеточкам. Каждый звук должен попасть в клеточку. Интонационно выделите первый звук , дайте характеристику, второй, третий, четвертый, пятый. Разделите слово на слоги, поставьте ударение.
Учитель-логопед:
Мы с вами уже знаем буквы, которые обозначают все эти звуки, и можем напечатать слово «кошка». Достаньте из конвертов буквы разрезной азбуки и составьте слово «кошка» (обор. 20). (Дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки. Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания).
Учитель-логопед:
Прочитаем хором: кошка. (Учитель-логопед просит учеников убрать фишки, буквы разрезной азбуки в конверт, сложить и убрать счётные палочки).
16. Графический анализ предложения с записью

Учитель-логопед:
Наша кошка очень любит молоко. Что она делает?
Дети:
(Ответы детей. Например, лакает
Учитель-логопед:
Кошка лакает молоко. Это ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Составим схему этого предложения в тетради. (Учитель-логопед просит учеников открыть тетради для печатания, взять карандаш, отсчитать необходимое количество клеточек и поставить точку, от которой учащиеся начнут запись в тетради).
Учитель-логопед:
Сосчитаем, сколько слов в предложении: «Кошка лакает молоко».
Дети:
В этом предложении три слова.
Учитель-логопед:
Первое слово….
Дети:
Первое слово «Кошка».
Учитель-логопед:
Пишется с …..
Дети:
Пишется с прописной (заглавной, большой) буквы. (Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись, а обучающиеся в тетрадиI____)
Учитель-логопед:
Второе слово…..
Дети:
Второе слово «лакает».
Учитель-логопед:
Помним, что слова пишутся друг от друга отдельно. (Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____)
Учитель-логопед:
Третье слово…..

Дети:
Третье слово «молоко».
Учитель-логопед:
Закончилось наше предложение?
Дети:
Да. Нужно поставить точку. (
Учитель-логопед:
Мы начертили СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учитель-логопед:
В каких словах предложения «Кошка лакает молоко» есть звук [ш]?
Дети:
Маша, кошку.
Учитель-логопед:
На каком месте по счёту стоит слово «кошка»?
Дети:
На первом месте.
Учитель-логопед:
«Маша кормит кошку «.На каком месте по счёту стоит слово «кошку»?
Дети:
На третьем месте.
17. Развитие высших психических функций (внимания, мышления)
(Оборудование 7).
Учитель-логопед:
Посмотрите. идет наша кошка, по дорожке. Что такое «распутье»? Это когда сначала шла одна дорога, а потом разделилась на несколько (показываем на картинке), например, как на картинке на три, а может быть и две и четыре. Скажем вместе: РАСПУТЬЕ. Пройдём с кошкой по дорожкам и прочитаем слова. Найдите дорогу по этим ориентирам (вверху выставляются карточки — ориентиры маршрута, дети по ориентирам выбирают дорогу и читают слово). Учитель-логопед вызывает ученика к картинке, предлагает взять указку, ведя указкой по дороге прочитать слово и объяснить свой выбор. Затем логопед просит ученика пройти на своё место и объясняет значение слова, например, шоу — это яркое эстрадное представление или развлекательная программа, это представление очень красочное и интересное, например, представление в цирке. Учитель-логопед меняет карточки, обозначающие маршрут: куст, гриб, дом. Дорога со словом «ШУМ». Проводится аналогичная работа. Учитель-логопед меняет маршрут: куст, дом, дерево. Дорога со словом «ШАХ». Проводится аналогичная работа). (Пример пояснения значения слов: ШАХ — богатый, почитаемый вельможа в восточных странах, властелин. Действие в игре «Шахматы», когда нападением какой-нибудь фигурой соперника создаётся угроза королю; ШУМ — звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание: от движения, например, шум поезда
;
от голосов — крики, ссоры обсуждения).
18.Чтение отрывка из сказки.

20. Домашнее задание

Учитель-логопед:
Послушайте задание на дом. Придумайте слова, которые начинаются со звука [ш], или в которых есть звук [ш] в середине или в конце слова. Найдите все буквы «ш», которые спрятались на картинке среди предметов. (Оборудование 18).
21. Итог занятия


Учитель-логопед:
Сегодня мы с вами познакомились с буквой «Ш». Сложим её из пальцев. (Обучающиеся совместно с учителем-логопедом выполняют задание)
Учитель-логопед:
Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе. (Письмо в воздухе с проговариванием).
Учитель-логопед:
Какой звук обозначает буква «Ша»?
Дети:
звук [ш].
Учитель-логопед:
вспомним артикуляцию звука [ш]. (Разбор артикуляции совместно с детьми с опорой на схему артикуляции). Когда произносим звук [ш], наши
губы
округлены и чуть выдвинуты вперёд.
Зубы
сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, поднят вверх. Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянут назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Голосовые складки
открыты, нет вибрации (тактильный контроль).
Воздушная

струя
широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш.
Учитель-логопед:
Охарактеризуйте звук [ш].
Дети:
Звук [ш] согласный, твёрдый и глухой.
Учитель-логопед:
и обозначается……..
Дети:
синим цветом. (Обор. 5)
Учитель-логопед:
Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, глухой, голосовые складки открыты, нет вибрации, и всегда твёрдый. И буква «Ш» согласная, твёрдая. Заселим букву «Ш» в свой домик (обор. 9 № 2).
22. Рефлексия

Учитель-логопед:
В Буквограде растёт одно дерево, к которому слетаются птицы. (Оборудование 21).
Учитель-логопед:
Послушайте внимательно: кому на занятии всё было НЕ ПОНЯТНО, посадит на дерево снегиря с красной грудкой. Кто на занятии что-то понял, что-то не понял, посадит на дерево синицу с жёлтой грудкой. А кому на занятии всё было ПОНЯТНО, посадит на дерево воробья с зелёной веточкой.


В раздел образования