Автор: Бокарева Ирина Валерьевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МОУ ИРМО "Кудинская СОШ" Населённый пункт: Иркутский район, с. Хомутово Наименование материала: методическая разработка Тема: Звук [ш]. Буквы Ш, ш Раздел: начальное образование
Темы: образовательная: «Звук [Ш] и буква „Ш“»;
лексическая: «Домашние животные».
Цели:
I. Коррекционно — образовательные:
1. Формирование представлений об артикулеме звука [ш].
2. Формирование представлений о букве «Ш».
3. Формирование связи между акустико-артикуляционным образом звука [ш] и зрительным, графомоторным
образами буквы «Ш».
4. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слогов, слов со звуком [ш].
5. Обогащение словаря по теме «Домашние животные».
II. Коррекционно— развивающие:
1. Развитие фонематического слуха на материале слогов, слов со звуком [ш].
2. Развитие артикуляторной, ручной и общей моторик.
3. Развитие навыка регуляции силы голоса, продолжительности выдоха.
4. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов — антонимов).
5. Развитие зрительного внимания и восприятия.
III. Коррекционно — воспитательные:
1. Воспитание гуманного отношения к животным.
2. Воспитание бережного отношения к оборудованию.
3. Развитие речевого навыка внимания к собственной речи и речи собеседника.
Оборудование: 1)
схема
«Гласный
звук»;
2)
схема
«Согласный
звук»;
3)
профиль
артикуляции фонемы [ш]; 4) схема артикуляции фонемы [ш]; 5) схема характеристики
фонемы
[ш];
6)
карточка
«Буква
„Ш“»;
7)
игра
«Идём
по
ориентирам»;
8)
демонстрационные буквы разрезной азбуки «Ш», «А», «Х», «О», «У», «У», «М»; 9)
картинки «Буквоград» № 1, № 2; 10) иллюстрация к стиху «Тили-бом, тили-бом…»; 11)
карточка с изображением наложенных друг на друга контуров домашних животных (по
количеству детей); 12) полоски бумаги (по количеству детей); 13) счётные палочки; 14)
фишки красного цвета по 2 на каждого ребёнка; 15) фишки синего цвета по 2 на каждого
ребёнка; 16) конверты (по количеству детей); 17) мяч; 18) картинка «Найди букву «Ша»
(по количеству детей); 19) карточка «Лесенка гласных звуков»; 20) буквы разрезной азбуки
«М», «а», «ш», «а» по комплекту на каждого ребёнка; 21) картинка для рефлексии «Дерево
и
птички»;
22)
индивидуальные
зеркала
по
количеству
детей;
23)
картинки
с
изображением
домашних
животных
или
игрушки
для
выполнения
артикуляционной
гимнастики (козлёнок, котёнок, щенок).
Предварительная работа: выучить с детьми стих «Долгожданный дан звонок…», поместить в
индивидуальные конверты для учащихся одну полоску бумаги, 2 фишки красного цвета, 2 фишки
синего цвета, буквы разрезной азбуки: прописная М, строчные а, а, ш. Разложить на парты карточки
(оборудование 11) изображением вниз и подготовленные конверты.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети приветствуют учителя-логопеда стоя, рассказывая стих:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.
2. Активизация знаний
Учитель-логопед: Давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже изучили,
давайте их заселим в свои домики. (слайд )
Дети: А,О, У, эС, Ха, эМ.
Учитель-логопед: А какие звуки обозначают эти буквы?
Дети: А, О, У, С, Сь, Х, Хь, М, Мь.
Учитель-логопед: Мы их заселили в разные домики: почему?
Дети: Потому что звуки А,О,У — гласные и обозначаются красным цветом,
звуки М,С,Х — твёрдые согласные и обозначаются синим цветом, а звуки Мь,
Сь, Хь — мягкие согласные и обозначаются зелёным цветом.
Учитель-логопед: А
как
мы
определили,
что
это
гласные
звуки,
а
это
согласные?
(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 1, 2).
схема «Гласный звук» схема «Согласный звук»
Дети: Когда произносим гласные звуки, то воздушная струя проходит через
ротовую полость (рот) свободно и не встречает препятствия (преграды), а
когда произносим согласный звук — воздушная струя встречает преграду.
Учитель-логопед: Молодцы. Всё верно.
3. Развитие силы голоса. Продолжительности выдоха
Учитель-логопед: Слышите, из красного домика доносится песенка. Давайте
споём песенку гласных звуков АОУОА. (слайд )
(Обор. 19, во время пропевания (тихо-громче-громко-потише-тихо) рукой
рисуем в воздухе лесенку, идущую сначала вверх, затем вниз, подчёркивая
изменение голоса).
Дети: АОУОА, АОУОА, АОУОА.
5.Объявление темы
Учитель-логопед: Послушайте скороговорку, а потом скажите, какой звук
вы слышите чаще остальных? Шесть мышат в камыше шуршат.
Дети: Звук [ш].
Учитель-логопед: Правильно, теперь подумайте и скажите (сформулируйте)
тему нашего занятия, о каком звуке сегодня пойдёт речь?
Дети: Сегодня мы будем говорить о звуке [ш].
Учитель-логопед: Да. Сегодня мы с вами разберём звук [ш] и вспомним букву, которая
обозначает звук [ш].
6. Изолированное произношение звука
Учитель-логопед: Давайте все вместе пошипим, как гусь. Ш-Ш-Ш.
(Учитель-логопед
правой
рукой
изображает
гуся
открывающего
и
закрывающего клюв). Учитель-логопед: Ш-Ш-Ш.
(Учитель-логопед левой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв.
Дети выполняют всё совместно с учителем-логопедом).
7. Анализ артикуляции звука
Учитель-логопед: А как у нас получается звук [ш], как мы его произносим?
Произнесите звук [ш] перед зеркалом, обратите внимание на свои губы, зубы.
Разберём артикуляцию звука [ш].
(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 3, и по
ходу объяснения соотносит информацию с изображением).
Профиль артикуляции фонемы[ш]
Учитель-логопед: Когда произносим звук [ш], наши губы округлены и чуть
выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, в виде
чашечки поднят вверх.
(Для дополнительной демонстрации используем ручную модель, т. е. кистью
руки изображаем чашечку).
Учитель-логопед: Кончик
языка
находится
за
верхними
зубами
и
чуть
оттянуть
назад.
Боковые
края
языка
прижаты
к
верхним
коренным
зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации.
(Используем тактильный контроль: тыльную сторону ладони прижимаем к
горлу). Учитель-логопед: Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-
Ш-Ш, Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш. (Оборудование 4)
Схема артикуляции фонемы [ш]
8. Характеристика звука
Учитель-логопед: А скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук [ш],
создаём мы преграду для воздушной струи?
Дети: Да, мы сближаем зубы, поднимаем язык.
Учитель-логопед: А если есть преграда, значит звук по характеристике……..
Дети: согласный.
Учитель-логопед: И обозначается……..
Дети: синим цветом.
Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, всегда
твёрдый, звук [ш] глухой, так как голосовые складки открыты, поэтому мы не
почувствовали вибрацию в горле. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
(Учитель-логопед демонстрирует картинку: оборудование 5)
Схема характеристики фонемы [ш]
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
9. Игра «Светофор»
Учитель-логопед: Достаньте каждый из своего конверта синюю фишку. Я
буду
называть
звуки,
слоги,
слова,
а
вы
если
услышите
звук
[ш],
то
поднимите синюю фишку.
А, О, Ш, М, Н, Ш, Т, Р, Ш
ТА, МА, АМ, АШ, ША, ОК, ОШ
РОТ КОТ ШАР МАК ШУМ
РОГА ТРАВА ЛАНДЫШ.
(Обучающиеся выполняют задание).
10. Определим место звука в слове
11.Связь звука с буквой
Учитель-логопед: Мы с вами разобрали звук [ш]. А как же выглядит буква,
которая обозначает звук [ш]? Посмотрите.
(Оборудование 6).
Учитель-логопед: Она называется буква [ша]. Все вместе…
Дети: Буква [ша].
На что похожа буква Ш.
Учитель-логопед: Из каких элементов состоит буква [ша]?
Дети: Из палочек.
Учитель-логопед: А
сколько
палочек
и
как
расположены
эти
палочки?
Посмотрите:
один,
два,
три
—
три
палочки
расположены
сверху
вниз,
вертикально, а одна расположена горизонтально, слева направо. Давайте,
пропишем букву «Ш» в воздухе.
(Письмо в воздухе с проговариванием).
Учитель-логопед: Найдите и обведите букву Ш.
Учитель-логопед: Какую букву вы выложили?
Дети: Букву [ша].
Учитель-логопед: А какая по характеристике буква [ша]?
Дети: Буква [ша] согласная, твёрдая и обозначается синим цветом.
Учитель-логопед: Всё правильно. Молодцы
.
12. Динамическая пауза.
13. Классификация предметов
Учитель-логопед: Рассмотрите картинку.
(Оборудование 10).
Учитель-логопед: На картинке изображены кошка, волк, медведь, заяц? Как
вы думаете, кто лишний и почему?
Дети: Лишний кошка, потому что она относится к домашним животным, а
остальные животные дикие.
Учитель-логопед: Правильно.
15. Звукослоговой анализ слова с графической записью
Учитель-логопед: Разберём слово кошка.
Произнесите это слово, ведя глазками по клеточкам. Каждый звук должен
попасть в клеточку.
Интонационно выделите первый звук , дайте характеристику, второй, третий,
четвертый, пятый.
Разделите слово на слоги, поставьте ударение.
Учитель-логопед: Мы с вами уже знаем буквы, которые обозначают все эти
звуки, и можем напечатать слово «кошка». Достаньте из конвертов буквы
разрезной азбуки и составьте слово «кошка» (обор. 20). (Дети выкладывают
слово из букв разрезной азбуки. Учитель-логопед контролирует правильность
выполнения задания).
Учитель-логопед: Прочитаем хором: кошка.
(Учитель-логопед просит учеников убрать фишки, буквы разрезной азбуки в
конверт, сложить и убрать счётные палочки).
16. Графический анализ предложения с записью
Учитель-логопед: Наша кошка очень любит молоко. Что она делает?
Дети: (Ответы детей. Например, лакает
Учитель-логопед: Кошка
лакает
молоко.
Это
ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Составим
схему
этого
предложения в тетради.
(Учитель-логопед просит учеников открыть тетради для печатания, взять карандаш, отсчитать
необходимое
количество
клеточек
и
поставить
точку,
от
которой
учащиеся
начнут
запись
в
тетради).
Учитель-логопед: Сосчитаем, сколько слов в предложении: «Кошка лакает молоко».
Дети: В этом предложении три слова.
Учитель-логопед: Первое слово….
Дети: Первое слово «Кошка».
Учитель-логопед: Пишется с …..
Дети: Пишется с прописной (заглавной, большой) буквы.
(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись, а обучающиеся в тетрадиI____)
Учитель-логопед: Второе слово…..
Дети: Второе слово «лакает».
Учитель-логопед: Помним, что слова пишутся друг от друга отдельно.
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____)
Учитель-логопед: Третье слово…..
Дети: Третье слово «молоко».
Учитель-логопед: Закончилось наше предложение?
Дети: Да. Нужно поставить точку.
( Учитель-логопед: Мы начертили СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учитель-логопед: В каких словах предложения «Кошка лакает молоко» есть звук [ш]?
Дети: Маша, кошку.
Учитель-логопед: На каком месте по счёту стоит слово «кошка»?
Дети: На первом месте.
Учитель-логопед: «Маша кормит кошку «.На каком месте по счёту стоит слово «кошку»?
Дети: На третьем месте.
17. Развитие высших психических функций (внимания, мышления)
(Оборудование 7).
Учитель-логопед: Посмотрите. идет наша кошка, по дорожке. Что такое «распутье»? Это когда
сначала шла одна дорога, а потом разделилась на несколько (показываем на картинке), например,
как на картинке на три, а может быть и две и четыре. Скажем вместе: РАСПУТЬЕ. Пройдём с
кошкой
по
дорожкам
и
прочитаем
слова.
Найдите
дорогу
по
этим
ориентирам
(вверху
выставляются карточки — ориентиры маршрута, дети по ориентирам выбирают дорогу и читают
слово).
Учитель-логопед вызывает ученика к картинке, предлагает взять указку, ведя указкой по дороге
прочитать слово и объяснить свой выбор. Затем логопед просит ученика пройти на своё место и
объясняет
значение
слова,
например,
шоу
—
это
яркое
эстрадное
представление
или
развлекательная
программа,
это
представление
очень
красочное
и
интересное,
например,
представление в цирке. Учитель-логопед меняет карточки, обозначающие маршрут: куст, гриб,
дом.
Дорога
со
словом
«ШУМ».
Проводится
аналогичная
работа.
Учитель-логопед
меняет
маршрут: куст, дом, дерево. Дорога со словом «ШАХ». Проводится аналогичная работа).
(Пример пояснения значения слов: ШАХ — богатый, почитаемый вельможа в восточных странах,
властелин.
Действие
в
игре
«Шахматы»,
когда
нападением
какой-нибудь
фигурой
соперника
создаётся угроза королю; ШУМ — звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание: от
движения, например, шум поезда ; от голосов — крики, ссоры обсуждения).
18.Чтение отрывка из сказки.
20. Домашнее задание
Учитель-логопед: Послушайте задание на дом. Придумайте слова, которые начинаются со звука
[ш], или в которых есть звук [ш] в середине или в конце слова. Найдите все буквы «ш», которые
спрятались на картинке среди предметов. (Оборудование 18).
21. Итог занятия
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами познакомились с буквой «Ш». Сложим её из пальцев.
(Обучающиеся совместно с учителем-логопедом выполняют задание)
Учитель-логопед: Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.
(Письмо в воздухе с проговариванием).
Учитель-логопед: Какой звук обозначает буква «Ша»?
Дети: звук [ш].
Учитель-логопед: вспомним артикуляцию звука [ш]. (Разбор артикуляции совместно с детьми с
опорой
на
схему
артикуляции).
Когда
произносим
звук
[ш],
наши губы округлены
и
чуть
выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, поднят вверх. Кончик языка
находится за верхними зубами и чуть оттянут назад. Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации (тактильный контроль). Воздушная
струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш.
Учитель-логопед: Охарактеризуйте звук [ш].
Дети: Звук [ш] согласный, твёрдый и глухой.
Учитель-логопед: и обозначается……..
Дети: синим цветом. (Обор. 5)
Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, глухой, голосовые складки
открыты, нет вибрации, и всегда твёрдый. И буква «Ш» согласная, твёрдая. Заселим букву «Ш» в
свой домик (обор. 9 № 2).
22. Рефлексия
Учитель-логопед: В
Буквограде
растёт
одно
дерево,
к
которому
слетаются
птицы.
(Оборудование 21).
Учитель-логопед: Послушайте внимательно: кому на занятии всё было НЕ ПОНЯТНО,
посадит на дерево снегиря с красной грудкой. Кто на занятии что-то понял, что-то не
понял,
посадит
на
дерево
синицу
с
жёлтой
грудкой.
А
кому
на
занятии
всё
было
ПОНЯТНО, посадит на дерево воробья с зелёной веточкой.