"Детское речевое творчество как условие полноценного общения"
Автор: Мальцева Наталия Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №23 Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область Наименование материала: опыт работы Тема: "Детское речевое творчество как условие полноценного общения" Раздел: дошкольное образование
Мальцева Наталия Алексеевна
Воспитатель МБДОУ детского сада № 23
города Кирово-Чепецка Кировской области
Детское речевое творчество как условие полноценного общения.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших
периодов жизни человека (и, пожалуй, важнейший), первый его
"университет". Но в отличие от студента настоящего университета ребенок
занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных
ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы
математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства,
учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к
филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально
воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его
героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств
художественной выразительности. Он становится и маленьким
языковедом, потому что приобретает способность не только правильно
произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких
звуков состоит слово, из каких слов — предложение. Все это необходимо
для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности
ребенка.
В целевых ориентирах ФГОС ДО выделены социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Одно из них
следующее - «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения». Но как развивать речевое общение детей? Как
ребенка, уже умеющего говорить, научить разговаривать? Вопрос
актуальный.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те
фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в
сферу моего внимания, обращенного к проблеме речевого развития
дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика
дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной
программы развития ребенка-дошкольника.
Для того, чтобы навыки общения выработались, нужно создать
определенные условия:
Развивающая речевая среда
«Широкая» речевая практика
Детское речевое творчество, его поддержка и развитие
Более подробно сегодня остановлюсь на последнем.
Методами психологического развития речи у детей дошкольного
возраста являются: общение со взрослыми; общение со сверстниками;
дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; уроки
наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная
дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра и труд.
Все это я решаю в рамках творческой мастерской «Речецветик» -
одной из самых демократичных форм организации воспитательно–
образовательного речевого процесса, помогающих детям овладеть
творческой продуктивной речевой деятельностью: здесь каждому ребенку
предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и
потребностей в творческой деятельности.
Творческая мастерская «Речецветик» - это, прежде всего, совместная
деятельность воспитателя и детей - нетрадиционная форма работы,
имеющая ряд особенностей:
Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой
деятельности;
Импровизационный характер деятельности;
Игровой стиль поведения всех участников, включая
педагога;
Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка;
Атмосфера эмоционального подъема;
Невозможность детального планирования и
выстраивания перспективы;
Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок
обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал;
Быстрый и эффективный способ приобретения навыков
и умений, способ обучения, незаметный для самого ребенка.
Я при этом стараюсь:
1) не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом
процессе, принять и понять его позицию, довериться ребенку в
минуты творческого поиска, который сам чувствует и знает, что
ему нужно;
2) Самому быть творцом и бережно относиться к
результатам детского творческого труда.
Формы и методы работы:
1.Игры на развитие детского словотворчества.
2.Чтение художественной литературы, в том числе сказок и
фольклорных произведений.
3.Целевые прогулки и экскурсии.
4.Театрализованная деятельность.
5.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Для успешного формирования речевых способностей, прежде всего,
были намечены пути их формирования. Работа проводилась в два этапа:
подготовительный и основной.
На начальном этапе с целью обогащения содержания речи
проводились наблюдения за окружающей действительностью,
рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе
которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному
высказыванию.
Большое место занимало чтение художественной литературы, в
процессе которого обращалось внимание детей на композицию
произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем,
заканчивается), на его языковые особенности. Были составлены
методические рекомендации по организации чтения детских произведений.
Использовались приемы подбора синонимов к характеристикам
героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка,
маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица,
плутовка, злющая; петух – храбрый, удалец, голосистый), отдельных
предметов (в той же сказке избушка лубяная – деревянная, из досок,
бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная,
снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).
Параллельно обогащался детский словарь. Проводились игры типа
«Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?», «Угадай игрушку»,
в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов,
описывая игрушки, предлагалось детям найти, что описано. Так, в играх
«Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учились подбирать
существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса,
колобок и т.п.), а в игре «Что игрушка рассказывает о себе» они подбирали
прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь –
неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок – круглый,
румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные
соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц – норка,
избушка, лес, теремок; колобок – домик, печка и т.п.).
В ходе игр учила дошкольников отвечать на вопросы не одним
словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. В качестве
ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-
слуховой в сочетании со словесным, проблемно – поисковым. Широко
используются мною словесные пояснения, указания, вопросы к детям. При
проведении игр отметила, что некоторые дети легко справляются с
заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что
лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования, разработанные еще
Е.И.Тихеевой: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что
ты знаешь про куклу Машу». В них дети учились самостоятельно выделять
объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя
предложениями.
Игра «Укрась слово».
Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение ,
ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к
предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.
Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся
существительное и ставится задача за определённое время набрать как
можно больше прилагательных, которые подходят к этому
существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше
прилагательных.
Игра «Выведение следствий».
Эта игра используется как в развитии воображения, так и словес
нологического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со
слов «Что произойдёт…». Задача ребёнка дать как можно более полные и
оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человече ским
голосом?»
«Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?»
«Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?»
«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»
«Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?»
Игра «Рисунок в несколько рук».
Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и
сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем
участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги
первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного
образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося
элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для
трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее.
Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку
ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но,
как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие
доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами,
навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и
образа, возникающее на каждом этапе работы.
Игра «Цепочка слов».
Слово, случайно запавшее в голову (или намеренно взятое), вызывает
цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом
образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово
– вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой.
Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) – холодная, снежная (что ещё бывает
холодным?) – мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) – сильный,
северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово,
названное детьми, выставляется вагончик.
Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у
них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять,
модифицировать при изучении разных тем.
Игровые действия повышали умственную активность детей,
ставили их в такие обстоятельства, которые требовали нужного
высказывания. Повторность игровых действий способствовала
многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов
рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
Игровые ситуации позволяли детям овладевать навыками
необходимыми для построения связного монологического высказывания:
отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией
высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Они вызывали у детей большой интерес и переносились ими в
самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью.
Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской
«Речецветик», дети трансформируют в разные формы своей
жизнедеятельности: в игру, общение, предметную деятельность.
Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более
открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и
самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной
значимости, повысить самооценку.
Наши дети сочиняют сказки, сказочные истории, составляют
загадки, пробуют свои силы в составлении рифмованных текстов.
К.И.Чуковский писал о маленьких детях как о «природных лингвистах». Я
на практике убедилась: детскому «особому языковому чутью» поддается
любой жанр.
Такая творческая деятельность воспитывает у детей
любознательность, чуткость к слову. Имея опыт творческой работы со
словом, в повседневном общении дети начинают широко использовать
лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая
чуткость, развивается бережное отношение к родной речи.
В процессе совместной творческой речевой деятельности, в
творческой мастерской «Речецветик», дети научились интересно
рассказывать и заинтересовывать слушателей, а это помогает им стать
общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих
силах. Важную роль выполняли вопросы, начинающиеся : «Как вы
думаете,…, какое твое мнение? У кого появилась другая мысль? О чем
хочешь рассказать только ты? (картинка на фланелеграфе?)» («…о том, как
Маша встречала гостей; о дне рождения щенка и т.д.»). Такого рода
вопросы помогали определять тему высказывания.
Креативную атмосферу в творческой группе «Речецветик» создают
и различные приемы творческого рассказывания:
«Расскажи сказку «Репка» от лица самой Репки» (или от
лица Жучки, которая сначала наблюдала, а потом саама активно
включилась в общее дело)
«Я начну, а ты закончи». Какие только не придумывали
истории дети!
Красиво говорить не запретишь. А что делать, если не умеешь? К
общим задачам речевого развития я решила добавить и такую цель, как
воспитание образной речи у детей. На отдельных занятиях с
использованием метода фантазирования отрабатываем модель составления
метафор. Объектом будет кофе. Выделим его свойство – темный, черный,
крепкий, густой или еще какой-то, переведем прилагательное в
существительное и сравним с другим предметом, где данное свойство ярко
выражено. Например, «чернота, как ночью», или «темнота, как во сне».
Получаем: «кофе – чернота ночи». А если метафору вставить в текст, то
получается, например: «Я пью по утрам черноту ночи» или «Дай мне
утром до капли испить «темноту сна».
Таким образом, реализация всего намеченного содержания с
использованием разнообразных игровых методов и приемов обучения
положительно повлияла на уровень общения детей. Обогатились
представления детей о структуре связного высказывания, способах
соединения отдельных его частей в единое целое. Сократилось количество
пауз и повторов.
О хорошем развитии речи, как успешного обучения школе
говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь
развивать, поэтому я провела для родителей родительское собрание на
тему: «Роль семьи в развитие речи детей».
Мы стараемся приобщать родителей к совместной деятельности,
проводим много совместных мероприятий. Детям очень понравился мастер
– класс «С мамой мы рисуем, с мамой мы творим», где родители
показывали детям разные техники рисования – мыльными пузырями,
выдувание гуаши через трубочку и объемная аппликация, а затем
рассказывали содержание работы. Огромный интерес у детей вызвал
мастер-класс «Изготовление брошки из мягкой замши ко Дню матери», где
ребята работали вместе с мамой. «Вечер сладкоежек» ребятам запомнился
тем, что они узнали много полезной информации о ягодах. А затем с
удовольствием пили чай с вареньем. А какой родители провели мастер –
класс по изготовлению елочных игрушек, а так же «День смеха»,
«Музыкально – поэтический вечер». « Выступление с презентацией «Герои
войны» и т. д.
Участие семьи в речевом развитии ребенка очень значимо и поэтому
я предложила некоторые игры и игровые упражнения на закрепление
различных речевых навыков:
1.«Игры на кухне»
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
«Помогаю маме»
«Волшебные палочки»
Игры на обогащение словаря.
«Ищем слова на кухне»
«Угощаю»
Игры на развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок»
2. «Мастерская золушки»
«Узоры»
«Панно»
3. «По дороге домой»
«Я заметил»
«Волшебные очки»….. и . д.
Результат творческой мастерской «Речецветик» - дети свободно
общаются, как со взрослыми, так и со сверстниками. Могут составить
творческий рассказ с использованием образных выражений, междометий и
метафор. Могут излагать мысль в логической последовательности.
Благодаря этому. наши дети участвуют конкурсах внутри детского
сада, так и российских конкурсах.
Любая совместная деятельность, продуктивная деятельность детей
дает возможность формировать у них положительное отношение к
сверстникам, партнерам по играм. Непринужденное общение, в свою
очередь, способствует развитию детского коллектива.
Все это является прямым подтверждением народной мудрости:
«Уметь общаться – в счастье купаться».
Методическая литература:
1.
Воспитание детей в игре/Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик.-
М.: Просвещение, 2003.- 136 с.
2.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для
детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2004.- 213 с.
3.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие
для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 2005.- 160 с.
4.
Страунинг А.М. «Росток»: Программа по ТРИЗ и РТВ для
детей дошкольного возраста, Обнинск, 1995г.