Напоминание

"Детское речевое творчество как условие полноценного общения"


Автор: Мальцева Наталия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Детское речевое творчество как условие полноценного общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мальцева Наталия Алексеевна Воспитатель МБДОУ детского сада № 23 города Кирово-Чепецка Кировской области Детское речевое творчество как условие полноценного общения. В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека (и, пожалуй, важнейший), первый его "университет". Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов — предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. В целевых ориентирах ФГОС ДО выделены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Одно из них следующее - «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка, уже умеющего говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу моего внимания, обращенного к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной программы развития ребенка-дошкольника. Для того, чтобы навыки общения выработались, нужно создать определенные условия:  Развивающая речевая среда  «Широкая» речевая практика  Детское речевое творчество, его поддержка и развитие
Более подробно сегодня остановлюсь на последнем. Методами психологического развития речи у детей дошкольного возраста являются: общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; уроки наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра и труд. Все это я решаю в рамках творческой мастерской «Речецветик» - одной из самых демократичных форм организации воспитательно– образовательного речевого процесса, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью: здесь каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Творческая мастерская «Речецветик» - это, прежде всего, совместная деятельность воспитателя и детей - нетрадиционная форма работы, имеющая ряд особенностей:  Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности;  Импровизационный характер деятельности;  Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога;  Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка;  Атмосфера эмоционального подъема;  Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы;  Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал;  Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребенка. Я при этом стараюсь: 1) не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию, довериться ребенку в минуты творческого поиска, который сам чувствует и знает, что ему нужно;
2) Самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда. Формы и методы работы: 1.Игры на развитие детского словотворчества. 2.Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений. 3.Целевые прогулки и экскурсии. 4.Театрализованная деятельность. 5.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Для успешного формирования речевых способностей, прежде всего, были намечены пути их формирования. Работа проводилась в два этапа: подготовительный и основной. На начальном этапе с целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию. Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращалось внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается), на его языковые особенности. Были составлены методические рекомендации по организации чтения детских произведений. Использовались приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух – храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной). Параллельно обогащался детский словарь. Проводились игры типа «Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?», «Угадай игрушку», в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки, предлагалось детям найти, что описано. Так, в играх «Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учились подбирать
существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре «Что игрушка рассказывает о себе» они подбирали прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок – круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц – норка, избушка, лес, теремок; колобок – домик, печка и т.п.). В ходе игр учила дошкольников отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно- слуховой в сочетании со словесным, проблемно – поисковым. Широко используются мною словесные пояснения, указания, вопросы к детям. При проведении игр отметила, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования, разработанные еще Е.И.Тихеевой: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных. Игра «Выведение следствий». Эта игра используется как в развитии воображения, так и словес нологического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт…». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Список примерных вопросов: «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?» «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человече ским голосом?»
«Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?» «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?» «Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?» «Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?» «Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?» Игра «Рисунок в несколько рук». Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы. Игра «Цепочка слов». Слово, случайно запавшее в голову (или намеренно взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты. Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее. Например: Зима (какая?) – холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) – мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) – сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.
Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили их в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание. Игровые ситуации позволяли детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывали у детей большой интерес и переносились ими в самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью. Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской «Речецветик», дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: в игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку. Наши дети сочиняют сказки, сказочные истории, составляют загадки, пробуют свои силы в составлении рифмованных текстов. К.И.Чуковский писал о маленьких детях как о «природных лингвистах». Я на практике убедилась: детскому «особому языковому чутью» поддается любой жанр. Такая творческая деятельность воспитывает у детей любознательность, чуткость к слову. Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном общении дети начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи. В процессе совместной творческой речевой деятельности, в творческой мастерской «Речецветик», дети научились интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Важную роль выполняли вопросы, начинающиеся : «Как вы думаете,…, какое твое мнение? У кого появилась другая мысль? О чем хочешь рассказать только ты? (картинка на фланелеграфе?)» («…о том, как Маша встречала гостей; о дне рождения щенка и т.д.»). Такого рода вопросы помогали определять тему высказывания. Креативную атмосферу в творческой группе «Речецветик» создают и различные приемы творческого рассказывания:
 «Расскажи сказку «Репка» от лица самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала наблюдала, а потом саама активно включилась в общее дело)  «Я начну, а ты закончи». Какие только не придумывали истории дети! Красиво говорить не запретишь. А что делать, если не умеешь? К общим задачам речевого развития я решила добавить и такую цель, как воспитание образной речи у детей. На отдельных занятиях с использованием метода фантазирования отрабатываем модель составления метафор. Объектом будет кофе. Выделим его свойство – темный, черный, крепкий, густой или еще какой-то, переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где данное свойство ярко выражено. Например, «чернота, как ночью», или «темнота, как во сне». Получаем: «кофе – чернота ночи». А если метафору вставить в текст, то получается, например: «Я пью по утрам черноту ночи» или «Дай мне утром до капли испить «темноту сна». Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных игровых методов и приемов обучения положительно повлияла на уровень общения детей. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Сократилось количество пауз и повторов. О хорошем развитии речи, как успешного обучения школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь развивать, поэтому я провела для родителей родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитие речи детей». Мы стараемся приобщать родителей к совместной деятельности, проводим много совместных мероприятий. Детям очень понравился мастер – класс «С мамой мы рисуем, с мамой мы творим», где родители показывали детям разные техники рисования – мыльными пузырями, выдувание гуаши через трубочку и объемная аппликация, а затем рассказывали содержание работы. Огромный интерес у детей вызвал мастер-класс «Изготовление брошки из мягкой замши ко Дню матери», где ребята работали вместе с мамой. «Вечер сладкоежек» ребятам запомнился тем, что они узнали много полезной информации о ягодах. А затем с удовольствием пили чай с вареньем. А какой родители провели мастер – класс по изготовлению елочных игрушек, а так же «День смеха», «Музыкально – поэтический вечер». « Выступление с презентацией «Герои войны» и т. д.
Участие семьи в речевом развитии ребенка очень значимо и поэтому я предложила некоторые игры и игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков: 1.«Игры на кухне» Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.  «Помогаю маме»  «Волшебные палочки» Игры на обогащение словаря.  «Ищем слова на кухне»  «Угощаю» Игры на развитие грамматического строя речи.  «Приготовим сок» 2. «Мастерская золушки»  «Узоры»  «Панно» 3. «По дороге домой»  «Я заметил»  «Волшебные очки»….. и . д. Результат творческой мастерской «Речецветик» - дети свободно общаются, как со взрослыми, так и со сверстниками. Могут составить творческий рассказ с использованием образных выражений, междометий и метафор. Могут излагать мысль в логической последовательности. Благодаря этому. наши дети участвуют конкурсах внутри детского сада, так и российских конкурсах. Любая совместная деятельность, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать у них положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм. Непринужденное общение, в свою очередь, способствует развитию детского коллектива.
Все это является прямым подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться – в счастье купаться». Методическая литература: 1. Воспитание детей в игре/Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик.- М.: Просвещение, 2003.- 136 с. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2004.- 213 с. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 2005.- 160 с. 4. Страунинг А.М. «Росток»: Программа по ТРИЗ и РТВ для детей дошкольного возраста, Обнинск, 1995г.


В раздел образования