Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики.
Автор: Ковыляева Наталья Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 46 Населённый пункт: г. Калининград Наименование материала: статья Тема: Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики. Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 46 с
углубленным изучением отдельных предметов
Инновационные методы и приемы повышения
познавательной активности на уроках
математики.
(из опыта работы)
Автор: Ковыляева Наталья Владимировна,
учитель математики высшей
квалификационной категории
г. КАЛИНИНГРАД.
1
Истинный педагог постарается сделать учение
занимательным, но никогда не лишит его характера
серьезного труда, требующего усилия воли.
К.Д. Ушинский
« Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное
овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной
жизни
и
трудовой
деятельности
каждому
члену
современного
общества,
достаточных
для
изучения
смежных
дисциплин
и
продолжения
образования»,
-
говорится
в
объяснительной
записке программы по математике. Но в последние годы говорят о недостаточной эффективности
процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям
времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
При
существующем
обучении
проблема
развития
ученика
является
одной
из
сложнейших в психолого–педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на
получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические
задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик.
Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику
лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
В
первом
случае
не
приходится
говорить
о
развитии
учащихся,
поскольку
ученик
получает готовую информацию, запоминает ее, затем воспроизводит он, т.е. мы осуществляем
репродуктивную деятельность. В этом случае нужны способности к обучению, но это обучение
не оказывает существенного влияния, как на общее психологическое развитие детей, так и на
развитие их специальных способностей. А именно это и есть, по определению В.В. Давыдова,
развивающее обучение. Поэтому, если школа ставит своей целью развитие ребенка, то конечный
результат деятельности учителя – психические новообразования в личности учащегося. «Сделать
учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву
– одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д. Ушинский.
Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они
выполняют в процессе обучения – репродуктивную
или продуктивную
(творческую). Только
тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие
личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее
творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение
для
развития
творческой
деятельности,
а
вместе
с
тем
и
личности
школьника.
В
своей
деятельности я применяю разные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемной
ситуации,
логико-содержательное
построение
курса,
дифференцированный
подход,
использование исторического материала. Важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика.
С
моей
точки
зрения,
творческая
деятельность
ученика
зависит
от
наличия
трех
компонентов мышления:
1.
сформированности
элементарных
мыслительных
операций:
анализа
и
синтеза,
сравнения и аналогии, классификаций;
2.
активность и неординарности мышления;
3.
организованность и целенаправленность мышления.
Свою
задачу
вижу
в
формировании
указанных
составляющих
мышления.
Более
подробно остановлюсь на некоторых методах, используемых мной на уроках и во внеурочное
время, которые способствуют активизации творческой деятельности учащихся:
I.
решение
занимательных
задач
(логические
задачи,
задачи-головоломки,
на
соображение и догадку, нестандартные задачи);
II.
проблемное обучение;
III.
дифференцированное обучение;
IV.
использование исторического материала в обучении.
I.
Решение занимательных задач –
путь к активизации творческой деятельности учащихся
2
Для поддержания и развития интереса к предмету следует включить в процесс обучения
занимательные задачи , без которых, по мнению Н.И. Лобачевского, преподавание не бывает
успешным, поскольку занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать
внимание.Я считаю, что в основу классификации материалов занимательного характера следует
заложить принципы связи занимательного материала с учебным материалом, воздействия на
мыслительную деятельность учащихся.
В результате получаем следующее:
организационную занимательность;
информационную занимательность;
внеучебные занятия занимательного характера;
учебные занимательные задания.
П о д организационной
деятельностью
понимается
занимательность,
связанная
с
организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом. Например, ученик, лучше
всех
решавший
устные
упражнения,
награждается
значком
«Самый
смекалистый»
и
может
носить его до следующего урока.
Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся. Обычно она не
ставит перед учащимися проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах математики.
Например, уже в 5-м классе, начиная изучать натуральные числа, я рассказываю историю о
богаче–миллионере и незнакомце, который при встрече предложил, казалось бы, очень выгодную
для богача сделку: «Я буду целый месяц приносить тебе ежедневно по сто тысяч рублей. Не
даром, разумеется, но плата пустяшная. В первый день ты должен по нашему уговору уплатить 1
коп., во второй день 2 коп., за третью сотню – 4 коп., за четвертую – 8 коп., и так целый месяц,
каждый день вдвое больше предыдущего», - сказал незнакомец. Богач с радостью согласился.
Числа
начали
расти
с
неумолимой
быстротой
(далее
мы
узнаем,
что
это
геометрическая
прогрессия) и в последний раз миллионер, получив в общей сумме 3 000 000 руб., подсчитал, что
сам отдал 10 737 418 руб. 23 коп. Без малого 11 миллионов! А ведь началось с 1 коп. Это
впечатляет!
При
прохождении
темы
«Возведение
в
степень»
в
7
–
м
классе
предлагаю
такие
олимпиадные задания на сравнение: 2
50
и 5
20
; 99
20
и 9999
10
.
Основной целью обучения считает Песталоцци – это возбуждение ума учащихся к
активной
деятельности,
выработку
у
них
умения
логически
мыслить
и
кратко
объяснять
сущность
изучаемого,
развитие
всех
других
познавательных
сил
детей.
Мною
разработан
элективный курс для учащихся 5-6 классов «Развитие логического мышления», в нем подобраны
задания
для
данной
возрастной
группы.
Ребята
с
большим
интересом
занимаются
по
этой
программе. В курсе я использую много занимательных задач. Главный фактор занимательности –
это
приобщение
учащихся
к
творческому
поиску,
активизация
их
самостоятельной
исследовательской деятельности, т.к. часто уникальность занимательной задачи служит мотивом
к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности.
II. Дифференцированный подход к организации обучения .
Преподавание алгебры и геометрии организую на основе технологии погружения и
уровневой дифференциации . Изучение учебного материала организуется по блокам: тема из
курса алгебры, затем тема из курса геометрии и т. д. Изучение каждого блока начинается с
тестирования,
позволяющего
определить,
какими
знаниями,
умениями
и
навыками,
необходимыми для данной темы, владеет ученик. Затем следует система обучающих занятий с
элементами
текущего
контроля,
анализ
результатов
которых
позволяет
ученику
осознанно
определить свой уровень на данную тему. Математические диктанты, тесты и разноуровневые
самостоятельные работы фиксируют реально достигнутый результат. В случае неудачи ученик
имеет возможность восполнить пробелы в течение времени, когда изучается следующий блок на
индивидуальных консультациях.
Реализация
дифференцированного
обучения
осуществляется
через
использование
различных по степени сложности вариантов
заданий: всевозможные тесты (теоретические и
практические); разноуровневые самостоятельные и контрольные работы; домашние творческие
задания.
III.
Проблемное обучение –
еще один путь к активизации творческой деятельности
3
На уроке не просто сообщаю конечные выводы науки, а делаю ребят участниками
научного поиска: поставив вопрос, они вскрывают внутренние противоречия, возникающие при
его решении; рассуждая вслух, высказывают предположения, доказывают истину.
Цель метода: сформировать у ребят определенную систему знаний, умений и навыков;
способствовать достижению более высокого уровня умственного развития учащихся, развитию у
них способности к самообучению.
Важным
условием
организации
проблемного
обучения
является
исследовательский
характер работы учащихся в процессе обучения. Для реализации проблемного обучения создаю
учебную проблемную ситуацию. Это оправдавший себя на практике дидактический прием, с
помощью которого пытаюсь держать в постоянном напряжении одну из внутренних пружин
процесса обучения – детскую любознательность. Потеря интереса к обучению на каком-то этапе
рождает
безразличие
и
апатию,
безразличие
рождает
лень,
а
лень
-
безделие
и
потерю
способностей.
Вот
почему
важно
продумывать
урок
так,
чтобы
на
нем
было
интересно;
содержание было современно, будило мысль и развивало способности.
Например,
на
уроке
«Применение
производной»
предлагаю
ребятам,
сравнивая
поведение
квадратичной
функции
и
ее
производной
–
линейной
функции,
сталкиваются
с
проблемной ситуацией: как связаны производная и функция? И самостоятельно приходят к
выводу: производная является скоростью изменения функции. Главное применение производной
– исследование функции на монотонность и экстремумы.
IV. Использование исторического материала в обучении
Мной
применяются
различные
формы
учебной
работы,
позволяющие
расширить
и
углубить знания учащихся через введение историко-математического материала. Это, во-первых,
урок,
как
основная
форма
организации
учебно-воспитательной
работы;
во-вторых,
факультативные
занятия;
в-третьих,
внеклассные
мероприятия,
такие,
как
историко-
математические вечера, математические олимпиады.
1.
Сведения из истории математики, сообщаемые на уроках, могут быть следующих типов:
a)
сведения, непосредственно связанные с содержанием урока (те сведения, которые
требуют более глубокого и ясного понимания программного материала);
b)
сведения,
непосредственно
не
связанные
с
содержанием
урока
(сведения
из
биографии
ученых,
из
истории
многих
математических
открытий,
о
происхождении и значении терминов и т. д., которые служат повышению интереса
и воспитанию личности, способствуют гуманизации предмета).
Объем материала определяю исходя из следующих соображений:
a)
связь данного материала с материалом урока;
b)
время, отводимое на сведения;
c)
уровень подготовки ребят;
d)
возраст учащихся.
Мною используются различные формы работы на уроке:
исторические обзоры по отдельным вопросам в виде краткой беседы;
решение старинных задач;
отдельные исторические замечания при изучении программного материала или при
решении задач (на 5-7 мин. делают ученики).
2.
На
факультативных
занятиях
историческому
аспекту
можно
уделить
большее
внимание. Приведу примеры включения исторических сведений в некоторые темы факультативного
курса
6-го
класса.
«Делимость
и
простые
числа»,
«Системы
счисления
и
арифметические
устройства ЭВМ». В первой из этих тем достаточно отдельных упоминаний о выдающихся ученых
в связи с рассказом об их достижениях (решето Эратосфена; простые числа в «Началах» Евклида;
вклад Ферма в теории чисел; величайшие достижения ученых – П.Л. Чебышева, И.М. Виноградова
и др.). Вторая тема представляет большие возможности.
3 . Во внеурочное время приобщать учащихся к истории математики есть множество способов.
Историко-математические вечера и олимпиады, викторины и конкурсы, выпуск математических
газет и т. д. Здесь можно искать, выдумывать, фантазировать и делать все возможное для того,
чтобы сделать учебу в школе радостной и полезной.
4
Материал, ярко поданный, более глубоко запоминается, учит без страха преодолевать трудности
в решении сложных задач. Приятно видеть, что мои ученики довольно успешно сдают экзамены,
успешно поступают в вузы нашей страны.
Литература:
1.
Г.И.
Саранцев
«Методика
обучения
математике
в
средней
школе».
-
М.,
Просвещение, 2002.
2.
Д.В. Дерягин «Математический бой двух команд». -
М., Математика в школе,
№4/90.
3.
Программа по математике. – М., Просвещение, 2006.
4.
М.Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математике». – М., Просвещение,
1995.
5.
М.С. Якир «Что же такое красивая задача?». – М., Математика в школе, №6/89.
5