Автор: Авдохина Наталья Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГБОУ Школа №2089 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Контрольные и самостоятельные работы по истории Раздел: среднее образование
Контрольные и самостоятельные работы по истории.
Составитель – учитель истории Авдохина Н.Н.
Тема: « Древний Восток» 5 класс
1 вариант
I. « Управление Египетским царством». Выберите правильный ответ
1.
Высшая власть в Египте принадлежала:
а) Совету старейшин;
б) Фараону;
в) Вождю;
2. Судьями и начальниками областей были:
а) Вельможи;
б) Чиновники;
в) Писцы
3. Государственные поручения выполняли:
а) Слуги;
б) Чиновники;
в) Воины
4. Налоги на содержание войска платили:
а) вельможи
б) крестьяне
в) жрецы
5. Главной обязанностью крестьян и ремесленников было:
а) Уплата налогов
б) Совершение обрядов
в) Отмечание праздников
II. Объясните значение терминов:
- саркофаг;
- шадуф;
III. Раскройте содержание логической цепочки:
Крепкое хозяйство земледельцев – рост налоговых поступлений в казну – усиление
Египетского государства.
2 вариант
I. Выберите правильный ответ
2.
Египетский фараон, совершивший крупные завоевания около 1500 года до н.э.:
а) Тутмос;
б) Осирис;
в) Тутанхамон;
2. Бог солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта:
а) Осирис;
б) Амон - Ра;
в) Сет.
3. Кого древние египтяне считали «живым богом»:
а) Главного жреца;
б) Фараона;
в) Амона - Ра
4. Пирамида служила фараону:
а) Усыпальницей;
б) Казной;
в) Крепостью
5.С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса ?
а) С засухой;
б) С разливом Нила:
в) С землетрясением.
II. Объясните значение терминов:
- налог;
- государство;
III. Раскройте содержание логической цепочки:
Завоевательные войны правителей Египта – упадок хозяйства земледельцев – переход к
наёмному войску – ослабление власти фараонов
Работа с документами 6 класс
«Салическая правда»
Текст 1
Титул IX. О вреде, причиненном ниве или какому-нибудь огороженному месту
§ 1. Если кто застанет на своей ниве рогатых животных или лошадь, или какой-нибудь
мелкий скот, не должен бить его до изувечения...
§ 2. Если кто, застав на своей ниве чужой скот без пастуха, загонит его и совсем никому не
заявит об этом и если какая-нибудь скотина издохнет, присуждается к уплате 35 солидов.
Добавление 2-е. Если кто-нибудь по вражде или по коварству откроет чужую загородку и
впустит скот на ниву, или на луг, или на виноградник, или на какое-нибудь другое
обработанное место, то тому, кому принадлежит труд, в случае представления последним
улик со свидетелями, он должен возместить вред и, кроме того, присуждается к уплате 30
солидов.
Титул XXII. О кражах на мельнице
§ 1. Если какой-либо свободный человек украдет на мельнице чужой хлеб и будет уличен,
уплачивает мельнику 15 солидов.
Добавление 1-е. Если он украдет там железные части, присуждается к уплате 45 солидов.
Добавление 2-е. Если кто сломает мельничную плотину, присуждается к уплате 15
солидов.
Текст 2
Титул X. О краже рабов
§ 1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 30
солидов.
§ 2. Если раб или рабыня украдут что-либо из вещей своего господина в сообществе со
свободным, то вор, кроме того, что он возвращает украденные вещи, присуждается к
уплате 15 солидов.
Титул XIII. О похищении свободных
§ 1. Если три человека похитят свободную девушку, они обязаны уплатить по 30 солидов
каждый.
§ 6. Если же похитят девушку, которая находится под покровительством короля, в таком
случае платится 63 солида.
§ 8. Если же свободная девушка добровольно последует за рабом, она лишается своей
свободы.
Титул XXVI. О вольноотпущенниках
§ 1. Если какой-нибудь свободный человек в присутствии короля отпустит на волю чужого
раба без согласия господина и будет уличен, присуждается к уплате 100 солидов. Вещи же
раба должны быть возвращены его законному господину.
Текст 3
Титул XXVII. О различных кражах
§ 7. Если кто проникнет с целью воровства в поле, засаженное репой, бобами, горохом или
чечевицей, присуждается к уплате... 3 солидов.
§ 8. Если кто похитит с чужого поля лен и увезет его на лошади или на телеге...
присуждается к уплате 15 солидов.
§ 18. Если кто украдет из чужого леса чужие дрова, присуждается к уплате 3 солидов.
§ 19. Если кто возьмет дерево, помеченное более года назад, в этом нет никакой вины.
§ 20. Если кто украдет из реки сеть для ловли угрей, присуждается к уплате 45 солидов.
Добавление. Если кто увезет чужую хижину без ведома ее хозяина, присуждается к
уплате 3 солидов.
Титул XXXV. Об убийствах или об ограблениях рабов
§ 6. Если кто украдет или лишит жизни дворового слугу, или кузнеца, или золотых дел
мастера, или свинопаса, или виноградаря, или конюха и будет уличен, присуждается к
уплате 30 солидов.
Титул XXXVIII. О конокрадстве
§ 1. Если кто украдет упряжную лошадь и будет уличен, присуждается к уплате... 45
солидов, не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
Текст 4
Титул XLI. О человекоубийстве скопищем
§ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому
закону, и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов.
§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, присуждается к
уплате 600 солидов.
§ 5. Если кто лишит жизни римлянина – королевского сотрапезника – и будет уличен,
присуждается к уплате 300 солидов.
§ 6. Если кто лишит жизни римлянина-землевладельца и не королевского сотрапезника,
присуждается к уплате 100 солидов.
§ 7. Если кто лишит жизни римлянина, обязанного платить подати, присуждается к уплате
63 солидов.
Титул LVIII. О горсти земли
§ 1. Если кто лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии
уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников [которые
поклялись бы в том], что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того,
что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов
земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать
через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родичем. Потом в [одной]
рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке он должен прыгнуть через плетень, и три
[родича по матери] должны уплатить половину того, чего не хватает для уплаты следуемой
по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родичами
по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на
него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более
зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же никто не поручится в уплате виры,
то есть в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своею
жизнью.
Текст 5
Титул LIX. Об аллодах
§ 1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в
наследство.
§ 2. Если не окажется матери и если он оставит брата или сестру, пусть вступят в
наследство.
§ 5. Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся
земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям.
Титул LX. О желающем отказаться от родства
§ 1. Он должен явиться в судебное заседание и там сломать над своей головой три палки,
мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в четыре стороны и
сказать там, что отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с
ними. И если потом кто-либо из его родичей или будет убит, или умрет, он совсем не
должен участвовать в наследстве, или в уплате виры, а наследство его самого должно
поступить в казну.
Групповая работа.
Ученики должны составить 5 малых групп. Каждая получает один из текстов
(1–5)
Инструкция для группы:
1.
Внимательно прочитайте полученный фрагмент документа. Найдите в нем
информацию, которая поможет ответить на следующие вопросы:
А. Что сообщает этот исторический документ о занятиях франков (перечислите
эти занятия)? *Насколько высоко, судя по тексту, было развито их хозяйство?
Б. Кому принадлежала верховная власть у франков? Как осуществлялась судебная
власть?
В. Как было организовано общество франков? Какие группы населения можно
выделить? Каково было их положение в обществе?
2.
Зафиксируйте свои выводы на листе, оставьте свободное место для записей около
тех вопросов, на которые ваш фрагмент не дает ответов.
3.
Последовательно обсудите вопросы А–В с членами других групп. Дополняйте свой
лист новой информацией, которую сообщили члены других групп.
4.
*Сопоставьте два источника: рассказ римского историка II в. Тацита о германцах и
«Салическую правду». Какие изменения произошли среди варварских племен за
четыре столетия, разделяющих два документа?
5.
**Сделайте вывод из сопоставления двух документов: в каком направлении
происходило экономическое и общественно-политическое развитие германских
народов?
6.
**Выскажите свое мнение: в какой степени можно доверять данному
историческому документу? Какие еще источники исторических знаний вам
кажутся необходимыми для создания полной картины жизни в варварских
королевствах раннего Средневековья?