Напоминание

"Нестандартная технология педагогической импровизации"


Автор: Никитина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 77"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Нестандартная технология педагогической импровизации"
Раздел: полное образование





Назад





Нестандартная технология педагогической

импровизации.
Учитель высшей категории МАОУ «Школа № 77» города Ростова- на-Дону Никитина Татьяна Юрьевна. Творчество ни в коем случае не означает, что педагогический п р о ц е с с – ч т о - т о непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план. В. А. Сухомлинский. Не секрет, что ростовская школа № 77 уже 7 лет занимается изучением и апробацией различных педагогических технологий: - образовательных; - коммуникативных; - интегративных и т.д. Но отдельно хотелось бы поговорить о технологиях воспитания. Самой неизученной из них является технология импровизации. Её изучением занимаются очень немногие учёные. Из них можно отметить Кан- Калика В.А. и его работу «Педагогическая
импровизация
и
педагогическое
открытие», Загвязинского В.И. и Астаханова Р.Б. и их статью «Методология и методы психолого-педагогического исследования». Итак, педагогическая импровизация… Что она собой представляет? Обратимся за помощью к словарю: «Импровизация (педагогическая) – деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И. - одно из средств преодоления формализма в обучении. Овладение умением педагогической И. - один из 1
путей восхождения к педагогическому мастерству. В основе лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учебного предмета, педагогики и педагогической психологии, развитые педагогические умения и навыки, такт педагогический и т.д.; особое значение имеет творческая доминанта, т.е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения». (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 103). А вот один из пользователей Интернета, регулярно проводящий курсы ораторского мастерства «Никто не знает всех своих возможностей» Станислав Бодягин утверждает: «Импровизировать нужно, когда вас вызвали неожиданно, и даже когда текст тщательно подготовлен. Умение импровизировать — очень важное умение, которое оратор должен непрерывно совершенствовать. Первое и самое главное – цель. Вы говорите для того, чтобы достичь какой-то цели: призвать к чему-то, раскрыть какой-то вопрос и т.д. Оратор постоянно держит в голове цель своего выступления и каждой его части, он стремиться к цели. Цель поможет структурировать вашу речь. Второе – хорошо разберитесь в теме выступления. Чем больше вы знаете по теме, тем понятнее она будет слушающим. Изучайте технологии импровизации». Итак, начнём изучать технологию импровизации. Главное, что мы должны знать – это слова о том, что лучшая импровизация – это тщательно подготовленная импровизация. И об этом всегда должен помнить творческий учитель. Смею считать себя творческим учителем и хочу привести пример педагогической импровизации, опираясь на свой 32-летний опыт работы в школе в качестве учителя русского языка и литературы. Необходимо отметить, что каждый урок литературы я стараюсь сделать чуть-чуть импровизационным. Примером может служить занятие в 10 классе, тему которого мы долго подбирали с ребятами и остановились на такой: «Особенности художественной мастерской Л.Н. Толстого в раскрытии «диалектики души» Наташи Ростовой». Основной технологией данного урока была выбрана поисково-исследовательская технология, когда учащийся становится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и способами решения проблемы в процессе познания, направляемого учителем- импровизатором. Работа была построена, как диалог между группами («аквариумное» обсуждение), о котором ребята заранее не знали. Группы должны были представить на суд литературоведов-исследователей, в роли 2
которых они «волей учителя» оказались, импровизационный анализ эпизода «Первый бал Наташи Ростовой». Для более полного проникновения в творческую мастерскую Л.Н. Толстого каждая группа экспромтом готовила оппонентские вопросы выступающим. Руководство работой осуществляли учащиеся-консультанты, они же вели мониторинг исследовательской работы группы и заполняли рейтинговый табель. Заместители руководителей групп, используя «медальки» и поощрительные карточки, выявили в конце урока самого эрудированного и самого сообразительного в процессе урока- импровизации учащегося. Да, современный педагог – это творческая личность. А деятельность учителя может быть творческой, только включая элементы импровизации. В деятельности человека существуют 2 уровня: стереотипный и импровизационный. Если первый служит выражением опыта человека, доведённого до образца, то в импровизационной характеристике выражается способность человека к перестройке своего поведения в изменяющихся условиях. Растёт интерес к творческой педагогической деятельности, её п р о б л е м а м , т в о р ч е с ко м у р е ш е н и ю в о с п и т а т е л ь н ы х з а д а ч , совершенствованию педагогических технологий. Импровизация – это эффективное средство обучения и воспитания. Выявлены противоречия между стереотипным и импровизационным уровнями педагогической деятельности. Планы, инструкции, программы, учебники, с одной стороны и вновь и вновь возникающие задачи – с другой. Так, на всех уроках принято отключать мобильные телефоны. До некоторых пор я тоже пользовалась этим запретом. Но вдруг на одном из уроков литературы мне пришла в голову «крамольная» мысль- импровизация… И я сказала: «Ребята, включите мобильные телефоны, они нам будут очень нужны сегодня!». Весь урок мои ученики были вдохновлены работой в Интернете. С тех пор многие мои уроки не обходятся без пополнения знаний с помощью Интернета, в это нам с ребятами помогает рубрика учебника литературы Б.А. Ланина «Виртуальная кладовочка». Импровизация – это вид творчества. Творчеству нельзя обучать в прямом смысле слова, как обучают математике, физике, языку или ремеслу. Но все данные науки и опыта свидетельствуют, что развивать
творческие
качества вообще и
педагогические
в частности можно через создание стимулирующих творчество условий и включение человека в ситуации, требующие новых, нетривиальных подходов. В частности, алгоритмов 3
оптимального выбора целей, содержания, методов, форм обучения и воспитания, процедур оптимизации структуры
педагогического
процесса. В практической
педагогической
деятельности, особенно
творческой,
огромную роль играют такие интегративные личностные качества, как:
педагогическая

интуиция,
способность и готовность к
импровизации,

педагогический артистизм.
Именно через них срабатывают на практике и знание теории (идей, законов, принципов, подходов и т. д.), и
педагогические
умения.
Интуиция.
Интуиция мастера принципиально отличается от
интуиции
начинающего, неумелого
педагога.
И дело не только в умении быстро и точно найти верное решение, но и в возможности при необходимости его развернуть и обосновать, что проявляется более явственно не при проектировании и планировании определенного этапа
педагогического
процесса, а при анализе уже пройденных этапов работы и особенно в возражениях против необоснованной критики или в принятии обоснованной. Опытно-логический уровень
интуиции
достигается тогда, когда в канву интуитивных решений входят одно или несколько ведущих положений науки. Научно-интуитивный уровень характерен для
педагогов-мастеров,
которые владеют более или менее полным научным обоснованием, хотя развертывают его только в определенных ситуациях, пользуясь, как правило, свернутыми действиями и решениями. Наконец, на
творческом
уровне
интуиция
играет ту же роль, что и в деятельности ученого, писателя, артиста. Педагог постоянно «заряжен» на решение о сновных
педагогических
задач, умеет конкретизировать их, выдвинуть гипотезу, мысленно «проиграть» варианты. Так, в условиях гуманизации системы образования общество требует открытости общения с детьми как на уроках, так и во внеклассной работе. Основной технологией работы объединения юных журналистов, интуитивно возникшего в стенах Донской народной школы, стала технология проблемной дискуссии с выдвижением проекта создания школьной газеты «Лира». Важнейшей задачей здесь является развитие способности видения проблемы каждым ребёнком, а также формирование импровизационного поиска решения проблемы, а затем её исследования, воплощения идей в виде проекта, в частности, проекта компьютерной газеты «Лира». 4
В живом процессе общения, когда
педагог
живет, действует вместе со своими подопечными, находится еще один эпицентр творчества. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, необходимы энергия, терпение, изобретательность, а неожиданные изменения ситуации требуют особой быстроты реакции, находчивости, раскованности,
артистизма,
своего рода «экспромтности» решений.
Импровизация.
Добротное проектирование и планирование – предпосылка успеха, но добиваться его приходится каждый раз заново. Без выдумки и вдохновения, настойчивости и дерзания никакой проект не воплотится в живое дело. Способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции называют педагогической
импровизацией.
Существует момент запланированного экспромта, когда сиюминутное творчество, рождающееся непосредственно во время общения со школьниками, есть способ воплощения задуманного, условие точности попадания в цель в воспитательной работе
.

Импровизация
придает общению живой непосредственный характер. Имеется и другой вид
импровизации.
Он связан с несовпадением запланированного и реального. Кто из
педагогов
не встречался с ситуацией, когда приходится на ходу изменять намеченный план действий в зависимости от ситуации, содержания полученных ответов, допущенных ошибок, эмоционального настроя класса и т.д.? Вот тогда и выручает
импровизация
. Педагогическая
импровизация,
ее природа и виды пока еще очень слабо исследованы. Один из немногих исследователей
педагогической

импровизации
В. А. Кан-Калик выделяет несколько вариантов ее возникновения в зависимости от источника. Один из вариантов
педагогической импровизации
связан с тем, что в процессе
творческого
изложения материала, живого общения
педагогу
приходят в голову неожиданные решения, аналогии, сравнения, образы. Он усматривает такие зависимости в материале, такие особенности ситуации, которые ранее оставались для него скрытыми, не были им учтены. На этой основе он иногда на ходу совершает перекомпоновку материала, совершенствует структуру изложения и манеру общения. Источник этого вида
импровизации
связан с личностью
педагога,
его эрудицией, свободной ориентацией в изучаемых проблемах, гибкостью мышления, находчивостью. Другой вариант
импровизации
связан с самокритикой, идущей параллельно с самой деятельностью. Педагог как бы смотрит на себя, на ход и результаты деятельности со стороны, переживает эффект успеха или 5
неуспеха, на ходу ищет возможности исправить недостатки, ликвидировать прорывы. Готовясь к уроку или встрече с воспитанниками, «перелопачивая» обширный материал в обстановке ограниченного времени,
педагог
нередко довольствуется теми решениями, которые он способен найти сразу. При этом, имея установку на поиск, его
творческие
механизмы продолжают действовать. На подсознательном уровне идут о к р а ш е н н ы е сопровождающиеся мыслительные поиски. В процессе работы как бы неожиданно, в обстановке эмоционального подъема и мобилизованности механизмы творчества выдают решения. Возникает своеобразное
педагогическое
«озарение», являющееся на деле результатом большого
творческого
труда. Конечно, эти механизмы по-разному работают у различных
педагогов.
Одним
импровизация
дается легче, другим — труднее. Это связано со способностями, опытом, типом нервной системы, находчивостью
педагога.
Иногда спрашивают, имеет ли
педагог
право на
импровизацию.
Можно ответить так:
педагог
не только имеет право на
импровизацию,
он должен постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии «
импровизационной
готовности». Способами такой подготовки могут быть выполнение упражнений, рассчитанных на постепенно уменьшаемое, доводимое до секунд время и, разумеется, тренировка в практических ситуациях, требующих
импровизации,

Артистизм.
Артистизм — это умение
педагога
действовать убедительно, уметь выразить в речи, в мимике и жесте, во всем своем облике отношения и оценки, если нужно, перевоплощаться, легко «входить в образ», быть внешне привлекательным, обладать «визуальностью». Педагогический артистизм поможет учителю всегда и везде: и на уроках, и во внеклассной работе, и во время проведения родительских собраний, и во время работы педагогических советов и других форумов, в частности, известнейшего конкурса «Учитель года». В 2012 году я участвовала в районном туре данного конкурса и стала его победителем. Надо отметить, что мне на помощь всегда приходили и интуиция, и импровизация, и артистизм. Так, во время проведения своеобразного учебного занятия-экспромта: «Лирика Б.Л.Пастернака. Размышление о жизни, любви, природе искусства» должна была включиться музыка, но техника подвела. Естественно, пришлось прибегнуть к «хитростям импровизации» … «Представим, что мы, как Б.Л. Пастернак, слушаем сейчас 6
прекрасную музыку Шопена», - сказала я и напела её. Как ни странно, но во время обсуждения именно этот момент жюри посчитало настоящей изюминкой-импровизацией. Урок удался. «Учитель нередко выступает и в качестве сценариста
педагогического
действия, и в качестве его режиссера, и в качестве актера. Он обладает даже большей свободой, нежели актер, ибо он первичен в своих чувствах и делах, тогда как актер чаще всего вторичен, зависим от автора, режиссера». (О. С. Булатова.) В
педагогическом
«действе» нет зрителя, а есть участники,
педагогу
нельзя спрятаться за чужой маской, у него нет суфлера и режиссера. Он должен всегда быть интересным. Ведь «новая школа» – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Творческий стиль деятельности учителя всегда предполагает особый почерк,
индивидуальную
неповторимость. Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности». Отечественные психологи (Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др.) доказали, что именно через
индивидуальный
стиль деятельности наиболее полно реализуются возможности человека. Индивидуальный стиль деятельности предполагает определенную предпочитаемую
педагогом
систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов. Но на деле талантливый педагог обретает свою индивидуальность не благодаря, а во многом вопреки принятой системе подготовки и переподготовки кадров. Исследована зависимость
индивидуального
стиля деятельности от типа нервной системы и темперамента1. Оказалось, что, несмотря на определенные профессиональные преимущества учителей, обладающих сильной и подвижной нервной системой (холериков и сангвиников), достаточно большими
творческими
возможностями располагают и учителя с сильной, но малоподвижной нервной системой (флегматики), и учителя со слабой нервной системой (меланхолики). Все дело в том, чтобы опереться на сильные и нейтрализовать слабые стороны каждого. Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и даже экспромтности решений. Они находчивы, экспрессивны, им присуща непосредственность и выразительность эмоциональных реакций. 7
Педагоги, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, больше полагаются на предварительно подготовленные и тщательно взвешенные проекты и решения. Они действуют неторопливо, основательно, сдержаны в эмоциональных проявлениях, но зато берут спокойствием, надежностью, выдержанностью, постоянством и настойчивостью. Мастерами и творцами становятся также учителя и воспитатели, наделенные от природы слабым типом нервной системы. Их отличает особая вдумчивость, тонкое понимание ситуации, способность понять и откликнуться, сочувствовать, улавливать тонкие нюансы настроений и переживаний своих воспитанников. Благодаря опыту, постоянной работе над собой, отточенной технике всем
педагогам
в принципе доступны все виды необходимого поведения, но тем не менее
индивидуальные
различия определяют особый способ подготовки, своеобразие механизма и темпа принятия решений, да и их содержание. С этим обязательно нужно считаться, ни в коем случае не навязывая
педагогу
чуждый ему стиль поведения. По общей направленности выделяются педагоги, направленные на себя, на свое Я (
эгоцентристы
), на сам педагогический процесс (технологи), на изучаемый материал (
предметники)
, на личность детей (
воспитатели
). Встречается также преимущественная направленность на требования администрации, мнение коллег и родителей (
исполнители
). Обнаружение ведущего фактора
индивидуальности
( и л и и х характерных сочетаний) позволяет условно выделить несколько ведущих типов
педагогов.

1.

Эрудит
– творчество у него — производное от глубокой культуры, гуманизма, энциклопедических знаний.
2.

Артист
– импульсивный, экспрессивный, раскован в выражении эмоциональных состояний, легко и быстро перестраивается, находчив, удачно и свободно импровизирует.
3. Коммуникатор
– быстро устанавливает контакты, умеет расположить к себе, умело выходит на сотрудничество и сотворчество с детьми, родителями, должностными лицами.
4. Организатор
– видит перспективу (особенно ближнюю и среднюю), умеет просчитывать варианты, удачно распределяет обязанности, способен убедить, потребовать, добиться исполнения. 8

5. Романтик
– с большой фантазией, мастер инициатив, гипотез, проектов, привлекательных
импровизаций.
Не всегда последователен в осуществлении проектов.
6.

Интуитивист
– больше доверяет чувствам, чутью,
интуиции,
чем логическим доводам. Часто с ходу находит верное решение, но может и ошибаться.
7. Рационалист
– чаще нетороплив, несуетен, спокоен, действует уверенно и осмотрительно. Отдает предпочтение строго научным доказательствам. Опирается на заранее продуманные и просчитанные проекты. Известный российский педагог В. Н.Сорока-Росинский выделил пять типов «стиля» личности педагога.
1.

«Теоретисты»,
у которых теория, идея всегда преобладают в ущерб реальному миру вещей и практике. Они требовательны, умеют заразить своей убежденностью учащихся, особенно старших классов, но им порой не хватает такта, чувства меры, они плохо чувствуют учащихся.
2.

«Реалисты»
– хорошо разбираются в мире вещей и людей, чувствуют настроение ребят, умеют жить их интересами.
3.

«Утилитаристы»
– для них весь мир лишь материал, а учащиеся — объект для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплины. Такой учитель не брезгует любыми средствами, чтобы получить эффект.
4.
«
Интуитивисты»
– редки, их главное свойство — действовать по вдохновению, по наитию, но они очень зависимы от настроения.
5.

«Равнодушные»
– безразлично относящиеся к детям. Уверена, что педагогов последнего типа в нашем образовании нет. 9
10


В раздел образования