Напоминание

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Черкашина Виктория Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Корсаков, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование





Назад





ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников. Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания. На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся. Для реализации этой задачи необходимо давать задания д л я аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства. Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах. Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод интервью при изучении биографии писателя. Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу. Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии. Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы (доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в вопросе. Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью. На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4).. Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам.
Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда учитель читает текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради. Неоценимую ценно сть представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность представляют синтаксические пятиминутки- ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О. Э ф ф е к т и в н ы м п р и е м о м о б у ч е н и я я в л я е т с я творческое списывание упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты, вводные слова, однородные члены и т.д. Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания. Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам.. В ы с о к о й э ф ф е к т и в н о с т ь ю отличаются задания соревновательного характера, например блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко): Абонемент- право пользоваться телефоном, книгами и т.л. в течение определенного времени. Абонент- лицо, пользующееся абонементом Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров и услуг. Дебитор- должник. Использование дидактических игр отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке. «Угадай слово» Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята. -Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание, Как в слове КОНЬ? - В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ. -В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА. В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.


В раздел образования