ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Автор: Черкашина Виктория Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Населённый пункт: город Корсаков, Сахалинская область Наименование материала: статья Тема: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Раздел: среднее образование
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективные
методы
преподавания
литературы
и
русского
языка
–
это
методы,
позволяющие
давать
ученикам
твердые
знания,
активизирующие
познавательные способности учеников. Для того, чтобы процесс обучения был
успешным,
учитель
должен
из
арсенала
приемов
и
методов
выбрать
такие,
которые
позволят
ученикам
развивать
творческие
способности,
обогащать
знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.
На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся.
Для
реализации
этой
задачи
необходимо
давать
задания
д л я
аргументированного
ответа
(проблемный
вопрос
и
доказательства).
На
начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план
устного выступления, помочь подобрать доказательства.
Чтобы
помочь
ребятам
овладеть
грамотной
устной
речью, нужно
давать
творческие
задания
–
готовить
сообщения,
отзывы
о
прочитанных
книгах,
просмотренных кинофильмах.
Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить
культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской
деятельности.
Целесообразно
применять
метод
интервью
при
изучении
биографии писателя.
Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к
изучаемому материалу.
Развитие
монологической
речи
учащихся
осуществляется
в
основном
на
уроках русского языка и литературы, истории и географии.
Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания
для
аргументированного
ответа,
в
котором
приводятся
аргументы
(доказательства),
подтверждающие
правильность
тезиса,
заключенного
в
вопросе.
Для
развития
речи
учеников
рекомендуется
давать
сообщения
по
опережающему
обучению,
написание
отзывов
о
прочитанных
книгах
и
просмотренных
кинофильмах,
особенно
экранизацию
литературных
произведений., написание докладов и интервью.
На
уроках
русского
языка
для
развития
монологической
речи
учащихся
целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно
давать упражнения
и
задания
по
исправлению
речевых
ошибок. Большую
ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа
«Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во
сне (4)..
Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы
по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным
личным
окончанием»,
«Падежные
окончания
имен
существительных».
Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и
закреплять теоретические знания по данным темам.
Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются
творческие
и
распределительные
диктанты,
когда
учитель
читает
текст,
а
ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих
глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради.
Неоценимую
ценно сть
представляют лингвистические
разминки
– осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого
учителем
слова
словосочетание
с
этим
словом.
Большую
образовательную
ценность
представляют
синтаксические
пятиминутки-
ученики
не
только
проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих
предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например,
1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О.
Э ф ф е к т и в н ы м
п р и е м о м
о б у ч е н и я
я в л я е т с я творческое
списывание упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные
обороты, вводные слова, однородные члены и т.д.
Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений
придумать
предложения,
выделить
грамматическую
основу,
расставить
недостающие знаки препинания.
Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по
обобщающим темам..
В ы с о к о й
э ф ф е к т и в н о с т ь ю
отличаются задания соревновательного характера, например
блиц-
турниры
(объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко):
Абонемент-
право
пользоваться
телефоном,
книгами
и
т.л.
в
течение
определенного времени.
Абонент- лицо, пользующееся абонементом
Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по
определенным видам товаров и услуг.
Дебитор- должник.
Использование дидактических игр отличается эффективностью и любовью
ребят к этому виду деятельности на уроке.
«Угадай слово»
Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что
задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут
делать сами ребята.
-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,
Как в слове КОНЬ?
- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.
-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.
В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.