Автор: Ходжанова Надежда Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ТОГБОУ "Жердевская школа-интернат" Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область Наименование материала: конспект Тема: Тембр-окраска музыки Раздел: начальное образование
Цели и задачи :
сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа ;
познакомить с понятием «тембр»;
обобщить представления о разных музыкальных инструментах (фортепиано,
скрипка, труба, балалайка, гитара, контрабас);
научить отличать тембры различных инструментов на слух.
развивать умение давать характеристику тембрам
формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание,
исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении,
музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);
Развивать музыкальный слух;
Оборудование:
Компьютер
И з о б р а ж е н и я
м у з ы к а л ь н ы х
и н с т р у м е н т о в
(гитара,скрипка,балалайка,фортепьяно,баян,труба, контробас);
рисунок с любым сюжетом в черно-белом и цветном варианте.
Фонограммы муз.произведений:Дунаевский «Веселый ветер», песня «Игра в
гостей», песня «Кто дежурные?», «Калинка», Шопен «Полонез»,
полька,
Потапенко «Скворушка прощается»(клип).
Инструменты для детей.
Основные методы и приемы:
метод слуховой наглядности;
метод моделирования;
метод фонопедических упражнений.
Игровой метод
ХОД УРОКА
( Звучит мелодия из к/ф «Дети капитана Гранта «Веселый ветер»
муз.М.Дунаевского, ребята входят в класс)
- Под какой кит вы вошли? (песня и марш, танец)
- Мешали он друг другу? ( нет, дополняли)
Уч-ль: вы уже многое знаете, умеете, но сегодня музыка раскроет вам еще один свой
секрет. Будьте внимательными!
- А сейчас сели как слушатели.
I.Вступительная часть – Звучит песня «Игра в гостей»
- Что это за кит? (песня)
- Его характер? (песенный, шуточный)
-Кто помнит: как называется эта песня?
А) распевка: - дыхание (распределение воздуха),
- звук «а»
Б) Музыкальная грамотность: (на доске –нотный стан
- сольфеджио, (исполнение по нотам)
- музыкальные знаки, (форте, пиано)
Игра «Угадай попевку» «Четвероклассники…»
В) –определите акцент ( клас..)
-исполнение ( - кто продолжит ?)
Г) Исполнение песни «Игра в гостей» - 1-
- Сколько действующих лиц?
- Что слышно в словах? (вопрос-ответ)
( исполнение с гостями)
II. Работа над темой урока. Знакомство с термином «Тембр»
- Сядьте как слушатели и посмотрите на экран
( слайд №1-рис.
Учитель:- Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из
них более выразительная, яркая, красивая?
-А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты? (красок)
Вывод : - В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются
композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как
говорят музыканты свой тембр…
***-Определите тему нашего урока.
( слайд №2
ТЕМБР – окраска звука.
Учитель : -в переводе с французского (фр. timbre) – что означает «колокольчик», а
также «метка», т.е. отличительный знак.
- А зачем нам много разных музыкальных тембров? (чтобы музыка была ярче,
разнообразнее, интереснее.)
***- Определите цели и задачи нашего урока ( научиться распознавать инструменты
по их тембру)
I I. Работа над темой урока
- Прослушайте и определите: какие инструменты звучали
1. ( « Кто дежурные») - фоно слайд №3
- исполнение песни
- Как называется эта муз.форма? (рондо)
2 . Прослушайте и определите какие инструменты звучат.
а) «Калинка» (баян и балалайка)
- Кто узнал эту музыку?
- Какой характер? (танцевальный)
-Какие инструменты звучали? Как вы узнали? (по тембру)
Слайд №4 (баян и балалайка )
-Сколько частей прозвучало? (1ч.- широкая, просторная. 2ч.- звуки короткие,
слышим подскоки)
б) Выделите акцент во 2 части. (хлопком в ладоши)
в) Исполнить: 1ч- на воображаемой скрипке
2ч- инструменты.
г) Играют гости.
III. Слушание муз. Ф.Шопена «Полонез».
Учитель :- Определите кит? Характер? (маршевый)-Это не марш, а танец-шествие.
Родился этот танец в Польше. А называется он- полонез. Им обычно открывают
праздничный бал. Эту музыку написал композитор Ф. Шопен - 2-
Слайд №5
Ученик: - Ф.Шопен – польский композитор. Он написал более 20 полонезов. А
первый был опубликован в 1817 году. Фридерику тогда исполнилось 7 лет.
-Как называется это произведение? (полонез)
-Кто написал музыку? (Шопен)
-Сколько инструментов звучало? (много)
Вывод:-это оркестр
Учител ь: И так, я приглашаю всех на бал. ( мальчики-рука за спиной, девочки-за
платье. Кавалер подает руку даме и под музыку ведет в зал.)
1.
Исполняют танец «Полька»
IV.Звучит песня «Скворушка прощается» (минус )- клип
- Определите характер? (песенный)
- Какие инструменты звучали ? Слайд №
- Как узнали? ( по тембру)
1. Исполнение уч-ся.
- Какое настроение? (грустное) Почему?
Учитель: - У Тамары Потапенко есть еще 2 песни: а) «Скворец на чужбине»
Слайд № б) «Возвращение скворца»
-Почему же запел скворушка?
Смотрите, как он вежлив. А вы всегда ли так вежливо прощаетесь?
V.Итог урока :-Что нового узнали?
-Музыку какого композитора слушали?
- Как этот танец-шествие называется?
-что такое тембр? – ( окраска звука)
-зачем же нужны разнообразные тембры? – ответ
-с чем сравнивают музыкальные тембры? ( с красками в живописи)
(тембры делают музыку красочнее, разнообразнее).
Учитель: - И такая музыка обязательно и душу излечит, и прекрасное настроение
создаст.
-Понравился ли вам урок? Оцените свою работу.
Д.З : изобразить инструмент звучание которого понравилось больше всего.
- А на этом наш урок закончен.
Выход: Шопен «Полонез»
- 3-
Текст песни:
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём.
Г: Промочило нас дождём.
Х: Ожидали мы гостей.
Г: Мы промокли до костей.
Х: Где ваш зонтик?
Г: Потеряли.
Х: Где галоши?
Г: Кот унёс.
Х: Где перчатки?
Г: Скушал пёс.
Х: Это гости не беда,
Г: здрасте...
Х: Заезжайте в ворота,
Г: здрасте...
Х: Поднимайтесь на порог,
Г: здрасте...
Вместе: К нам на яблочный пирог!
Ученик: - Ф.Шопен – польский композитор. Он написал более 20 полонезов. А
первый был опубликован в 1817 году. Фридерику тогда исполнилось 7 лет.
Текст песни:
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём.
Г: Промочило нас дождём.
Х: Ожидали мы гостей.
Г: Мы промокли до костей.
Х: Где ваш зонтик?
Г: Потеряли.
Х: Где галоши?
Г: Кот унёс.
Х: Где перчатки?
Г: Скушал пёс.
Х: Это гости не беда,
Г: здрасте...
Х: Заезжайте в ворота,
Г: здрасте...
Х: Поднимайтесь на порог,
Г: здрасте...
Вместе: К нам на яблочный пирог!
____________________________________________________________________
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём.
Г: Промочило нас дождём.
Х: Ожидали мы гостей.
Г: Мы промокли до костей.
Х: Где ваш зонтик?
Г: Потеряли.
Х: Где галоши?
Г: Кот унёс.
Х: Где перчатки?
Г: Скушал пёс.
Х: Это гости не беда,
Г: здрасте...
Х: Заезжайте в ворота,
Г: здрасте...
Х: Поднимайтесь на порог,
Г: здрасте...
Вместе: К нам на яблочный пирог!
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём.
Г: Промочило нас дождём.
Х: Ожидали мы гостей.
Г: Мы промокли до костей.
Х: Где ваш зонтик?
Г: Потеряли.
Х: Где галоши?
Г: Кот унёс.
Х: Где перчатки?
Г: Скушал пёс.
Х: Это гости не беда,
Г: здрасте...
Х: Заезжайте в ворота,
Г: здрасте...
Х: Поднимайтесь на порог,
Г: здрасте...
Вместе: К нам на яблочный пирог!