Напоминание

Тембр-окраска музыки


Автор: Ходжанова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ТОГБОУ "Жердевская школа-интернат"
Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область
Наименование материала: конспект
Тема: Тембр-окраска музыки
Раздел: начальное образование





Назад





«ТЕМБР – окраска звука»

Цели и задачи
: 
сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа
;  познакомить с понятием «тембр»;  обобщить представления о разных музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, труба, балалайка, гитара, контрабас);  научить отличать тембры различных инструментов на слух.  развивать умение давать характеристику тембрам  формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);  Развивать музыкальный слух;
Оборудование:
 Компьютер  И з о б р а ж е н и я м у з ы к а л ь н ы х и н с т р у м е н т о в (гитара,скрипка,балалайка,фортепьяно,баян,труба, контробас);  рисунок с любым сюжетом в черно-белом и цветном варианте.  Фонограммы муз.произведений:Дунаевский «Веселый ветер», песня «Игра в гостей», песня «Кто дежурные?», «Калинка», Шопен «Полонез», полька, Потапенко «Скворушка прощается»(клип).  Инструменты для детей.
Основные методы и приемы:
 метод слуховой наглядности;  метод моделирования;  метод фонопедических упражнений.  Игровой метод ХОД УРОКА (
Звучит мелодия из к/ф «Дети капитана Гранта «Веселый ветер»
муз.М.Дунаевского, ребята входят в класс) - Под какой кит вы вошли? (песня и марш, танец) - Мешали он друг другу? ( нет, дополняли) Уч-ль: вы уже многое знаете, умеете, но сегодня музыка раскроет вам еще один свой секрет. Будьте внимательными! - А сейчас сели как слушатели.
I.Вступительная часть – Звучит песня «Игра в гостей»
- Что это за кит? (песня) - Его характер? (песенный, шуточный) -Кто помнит: как называется эта песня? А) распевка: - дыхание (распределение воздуха), - звук «а» Б) Музыкальная грамотность: (на доске –нотный стан - сольфеджио, (исполнение по нотам) - музыкальные знаки, (форте, пиано)
Игра «Угадай попевку» «Четвероклассники…»
В) –определите акцент (
клас..)
-исполнение ( - кто продолжит ?)
Г)
Исполнение песни «Игра в гостей» - 1-

-
Сколько действующих лиц?
-
Что слышно в словах? (вопрос-ответ)
( исполнение с гостями)

II. Работа над темой урока. Знакомство с термином «Тембр»

-
Сядьте как слушатели и посмотрите на экран
( слайд №1-рис.
Учитель:- Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая? -А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты? (красок)
Вывод
: - В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр… ***-Определите тему нашего урока. (
слайд №2

ТЕМБР

окраска звука.

Учитель
: -в переводе с французского (фр. timbre) – что означает «колокольчик», а также «метка», т.е. отличительный знак. - А зачем нам много разных музыкальных тембров? (чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее.) ***- Определите цели и задачи нашего урока ( научиться распознавать инструменты по их тембру)
I I. Работа над темой урока
- Прослушайте и определите: какие инструменты звучали
1. ( « Кто дежурные») - фоно слайд №3
- исполнение песни - Как называется эта муз.форма? (рондо)
2
. Прослушайте и определите какие инструменты звучат.
а) «Калинка»
(баян и балалайка) - Кто узнал эту музыку? - Какой характер? (танцевальный) -Какие инструменты звучали? Как вы узнали? (по тембру)
Слайд №4 (баян и балалайка )
-Сколько частей прозвучало? (1ч.- широкая, просторная. 2ч.- звуки короткие, слышим подскоки) б) Выделите акцент во 2 части. (хлопком в ладоши) в) Исполнить: 1ч- на воображаемой скрипке 2ч- инструменты. г) Играют гости.
III. Слушание муз. Ф.Шопена «Полонез».


Учитель
:- Определите кит? Характер? (маршевый)-Это не марш, а танец-шествие. Родился этот танец в Польше. А называется он- полонез. Им обычно открывают праздничный бал. Эту музыку написал композитор Ф.
Шопен - 2-

Слайд №5

Ученик:
- Ф.Шопен – польский композитор. Он написал более 20 полонезов. А первый был опубликован в 1817 году. Фридерику тогда исполнилось 7 лет. -Как называется это произведение? (полонез) -Кто написал музыку? (Шопен) -Сколько инструментов звучало? (много)
Вывод:-это оркестр

Учител
ь: И так, я приглашаю всех на бал. ( мальчики-рука за спиной, девочки-за платье. Кавалер подает руку даме и под музыку ведет в зал.)
1.

Исполняют танец «Полька»

IV.Звучит песня «Скворушка прощается» (минус
)-
клип
- Определите характер? (песенный) - Какие инструменты звучали
? Слайд №
- Как узнали? ( по тембру) 1. Исполнение уч-ся. - Какое настроение? (грустное) Почему? Учитель: - У Тамары Потапенко есть еще 2 песни: а) «Скворец на чужбине»
Слайд №
б) «Возвращение скворца» -Почему же запел скворушка? Смотрите, как он вежлив. А вы всегда ли так вежливо прощаетесь?
V.Итог урока
:-Что нового узнали? -Музыку какого композитора слушали? - Как этот танец-шествие называется? -что такое тембр? – ( окраска звука) -зачем же нужны разнообразные тембры? – ответ -с чем сравнивают музыкальные тембры? ( с красками в живописи) (тембры делают музыку красочнее, разнообразнее).
Учитель:
- И такая музыка обязательно и душу излечит, и прекрасное настроение создаст. -Понравился ли вам урок? Оцените свою работу.
Д.З
: изобразить инструмент звучание которого понравилось больше всего. - А на этом наш урок закончен.
Выход:
Шопен «Полонез»

- 3-





Текст песни:
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём. Г: Промочило нас дождём. Х: Ожидали мы гостей. Г: Мы промокли до костей. Х: Где ваш зонтик? Г: Потеряли. Х: Где галоши? Г: Кот унёс. Х: Где перчатки? Г: Скушал пёс. Х: Это гости не беда, Г: здрасте... Х: Заезжайте в ворота, Г: здрасте... Х: Поднимайтесь на порог, Г: здрасте... Вместе: К нам на яблочный пирог!
Ученик:
- Ф.Шопен – польский композитор. Он написал более 20 полонезов. А первый был опубликован в 1817 году. Фридерику тогда исполнилось 7 лет.


Текст песни:
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём. Г: Промочило нас дождём. Х: Ожидали мы гостей. Г: Мы промокли до костей. Х: Где ваш зонтик? Г: Потеряли. Х: Где галоши? Г: Кот унёс. Х: Где перчатки? Г: Скушал пёс. Х: Это гости не беда, Г: здрасте... Х: Заезжайте в ворота, Г: здрасте... Х: Поднимайтесь на порог, Г: здрасте... Вместе: К нам на яблочный пирог! ____________________________________________________________________ Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём. Г: Промочило нас дождём. Х: Ожидали мы гостей. Г: Мы промокли до костей. Х: Где ваш зонтик? Г: Потеряли. Х: Где галоши? Г: Кот унёс. Х: Где перчатки? Г: Скушал пёс. Х: Это гости не беда, Г: здрасте... Х: Заезжайте в ворота, Г: здрасте... Х: Поднимайтесь на порог, Г: здрасте... Вместе: К нам на яблочный пирог!
Х: Здрасте, здрасте мы вас ждём. Г: Промочило нас дождём. Х: Ожидали мы гостей. Г: Мы промокли до костей. Х: Где ваш зонтик? Г: Потеряли. Х: Где галоши? Г: Кот унёс. Х: Где перчатки? Г: Скушал пёс. Х: Это гости не беда, Г: здрасте... Х: Заезжайте в ворота, Г: здрасте... Х: Поднимайтесь на порог, Г: здрасте... Вместе: К нам на яблочный пирог!


В раздел образования