"Эффективное применение набора функций документ-камеры в начальной школе."
Автор: Биккулова Ильгиза Винеровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Талачево Населённый пункт: с.Талачево Наименование материала: статья Тема: "Эффективное применение набора функций документ-камеры в начальной школе." Раздел: начальное образование
в начальной школе.»
(заседание секции учителей начальных классов)
Выступила Биккулова И.В.,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с. Талачево
-1-
Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных
технологий, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. В связи с
этим
нам,
учителям,
следует
в
полной
мере
использовать
современные
образовательные технологии в своей работе для того, чтобы увлечь детей в
мир
знаний.
Чтобы
успешно
реализовать
основную
образовательную
программу
начального
общего
образования
в
соответствии
с
ФГОС,
необходимо
создать
современную
информационно-образовательную
среду.
Современные
образовательные
технологии
деятельностного
типа
требуют
введения
новых
инструментов,
которые
позволяют
обеспечить
практико-
ориентированную
деятельность
обучающихся.
К
такому
инновационному
инструменту
относится
документ-камера.
Формирование
творческой
личности
–
одна
из
главных
задач,
провозглашённых
в
концепции
модернизации
российского
образования.
Её
реализация
диктует
необходимость
развития
познавательных
интересов,
способностей
и
возможностей
ребёнка.
Наиболее
эффективными
средствами
включения
ребёнка
в
процесс
творчества
на
уроке
является:
игровая
деятельность,
создание
положительных
эмоциональных
ситуаций,
работа
в
парах,
проблемное
обучение.
Документ-камера
существенно
расширяет
возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности.
Часто
готовая
наглядность,
готовые
задания
на
закрепление
и
контроль
знаний,
наработанные
учителями
и
методистами
за
прошлые
годы
педагогической деятельности не соответствуют требованиям ФГОС. Тогда на
выручку учителю приходят средства наглядности созданные им самим. Так
учитель
реализует
свой
творческий
потенциал
и
получает
возможность
создавать средства, с помощью которых учебный материал будет объясняться
более доходчиво, закрепление знаний будет более надёжным и контроль
знаний
учащихся
станет
более
точным.
На
данном
этапе
использования
компьютерных технологий в обучении, документ-камера является новым, но
уже незаменимым помощником в работе учителя.
Принцип наглядности в начальной школе особенно важен, так как учащиеся
начальных классов имеют наглядно-образное мышление, через которое они
воссоздают
форму,
структуру
объектов,
понимают
сущность
явления,
устанавливают связи.
Документ – камера – особый класс телевизионных камер, предназначенных
для передачи изображений документов в виде телевизионного сигнала или в
какой
–
либо
другой
электронной
форме.
Документ
–
камера
позволяет
получить и транслировать в режиме реального времени чёткое и резкое
изображение
практически
любых
объектов,
в
том
числе
и
трёхмерных.
Изображение,
полученное
с
помощью
документ
–
камеры,
может
быть
введено
в
компьютер,
показано
на
экране
телевизора,
передано
через
интернет,
спроецировано
на
экран
посредствам
мультимедиапроектора.
-2-
Документ
–
камера
существенно
расширяет
возможности
компьютерных
т е х н о л о г и й
в
с о з д а н и и
с р е д с т в
н а г л я д н о с т и .
При использовании инновационного оборудования, в частности документ
–
камеры,
наглядность
изучаемого
материала
значительно
возрастает.
Практический
опыт
работы
с
этим
видом
оборудования
показывает,
насколько
это
удобный
инструмент,
идеально
подходящий
для
работы.
Возможности документ – камеры использую практически на всех уроках.
Документ – камера позволяет вывести на экран любой рукописный текст. В
начальной школе актуальной является работа над каллиграфией. Предлагая
детям, образцы выполненных работ, предоставляю им возможность оценить
деятельность их одноклассников, формируя адекватную самооценку работы
на уроке.
На своих уроках я часто предлагаю ребятам поработать в парах и в
группах. Проверить такую работу помогает опять же документ-камера. По
одному
представителю
выходят
и
отчитываются
о
проделанной
работе.
Таким образом, все ребята видят работу, могут согласиться с выполнением,
задать вопросы, предложить другой способ решения.
При использовании инновационного оборудования, в частности документ-
камеры,
наглядность
изучаемого
материала
значительно
возрастает.
Все
иллюстрации,
учебные
объекты,
динамические
пособия,
которые
ранее
демонстрировались
лишь
в
свою
натуральную
величину,
теперь
представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и
процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в
начальном
звене,
на
порядок
выше,
нежели,
при
демонстрации
тех
же
материалов
в
натуральном
виде.
Понимание
учебных
тем
детьми,
при
использовании
средств
наглядности
созданных
при
помощи
документ-
камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более
наглядно
показать
ребятам
все
причинно-следственные
связи
в
теме,
обратить
внимание
учеников
на
особо
важные
моменты
изучаемого.
Запоминаемость
сложного
материала,
терминов,
правил
значительно
возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности
на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании
учащихся младшего школьного возраста легко создаются чёткие зрительные
образы,
облегчающие
запоминание
изучаемого
материала.
Практический
опыт
работы
с
документ
камерой
показывает,
насколько
э то
удобный инструмент,
идеально
подходящий
для
работы
учителя.
Я
использую
возможности
документ-камеры
практически
на
всех
уроках.
Особенно часто мы работаем с ней на уроках русского языка. Иногда на уроке
возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается
состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-
камере и начать манипулировать приготовленными карточками. Деятельность
каждого ученика становится наглядной, связывается с
-3-
нестандартной
двигательной
активностью,
что
вызывает
положительный
настрой у учащихся.
В
первом
и
во
втором
классах
очень
актуальным
является
вопрос
о
правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена.
Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ
хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить
положительный
пример
деятельности
их
одноклассников,
сформировать
адекватную самооценку работы на уроке.
Документ-камера
помогает
детям
по
показу
учителя
сориентироваться
в
задании
учебника,
позволяет
вывести
на экран
любой
рукописный
текст,
образец
прописных
букв
и
другой
рукотворный
материал,
демонстрация
которого требуется на уроке. Динамические возможности документ-камеры
позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды
работы в онлайн-режиме.
Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации
мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Использование документ-камеры на
уроке может
принимать
самые
разнообразные формы.
Основные направления использования:
Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения
на уроке.
Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего
анализа или иного использования. На уроках демонстрация материалов через
документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение,
эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования. Работа с документ
– камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе,
помогает изучению и закреплению нового материала. В своём выступлении я
рассказала о самой элементарной возможности использования документ –
камеры на уроках в начальной школе, т.к. это оборудование в нашей школе
появилось
сравнительно
недавно.
Есть
ещё
чему
учиться
и
к
чему
стремиться!
Документ – камера – это новое оборудование, с новыми возможностями,
но новые возможности не отменяют сложившихся педагогических практик,
они лишь обогащают и расширяют их.
-4-
Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования
документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Этот прибор
достаточно лёгок в использовании (во многих случаях уже первоклассники
работают с ним без помощи учителя).
Думаю, так же большим преимуществом является возможность при наличии
документ-камеры использовать ранее наработанный учителем материал (к
примеру,
диапозитивы
или
карточки
с
дополнительными
заданиями).Я
с
удовольствием продолжу работу с документ-камерой и далее. Несомненно,
что использование этого прибора является актуальным как в первом, так и во
всех
последующих
классах
начальной
школы,
а
так
же
при
работе
с
учащимися
среднего
и
старшего
звена.
Возможности,
доступные
при
использовании документ-камеры позволяют учителю реализовывать в более
полном объёме требования ФГОС.