Напоминание

Повторение и систематизация пройденного по теме "Местоимение"


Автор: Эльбукаева Хадижат Магамедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Зимитицкая основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пос. Зимитицы, Ленинградская область
Наименование материала: конспект
Тема: Повторение и систематизация пройденного по теме "Местоимение"
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока русского языка

В 6 классе

Тема: Повторение и систематизация пройденного по теме «Местоимение»

Учитель: Эльбукаева Х.М.

Тип урока:
урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-экскурсия.
Форма урока:
комбинированный
Метод:
частично-поисковый. 
Цель урока:

-повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Местоимение», знать разряды

местоимений, их лексические и грамматические особенности, синтаксическую роль местоимений, роль в речи;

Планируемые результаты:

Предметные:
формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; Овладение целостным представлением о местоимении.  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и грамматические умения.
1.

Личностные:
 развитие критического мышления;  развитие внимания;  развитие творческих, речевых способностей учащихся; взаимодействие учащихся: развитие уважения друг к другу  воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.

Метапредметные:

Познавательные:
 развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать  развить умение формулировать определение понятий;  развитие умения формулировать проблему; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
Регулятивные:
Ставить учебную задачу; Планировать свои действия;
Проводить самооценку, самоанализ; 
Коммуникативные:
 развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;  воспитание ценностного отношения к слову;  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
 ПК;  мультимедийный проектор;  учебник  мультимедийная презентация к уроку; Раздаточный материал (маршрутные листы)
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Приветствие учащихся.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Местоимение». Сформулируем цели урока. Формулируют цель урока с помощью учителя: повторить, обобщить изученное по теме «Местоимение» Записывают тему урока
Дает инструкцию по работе с маршрутными листами
Знакомятся с маршрутным листом 3. Актуализация знаний.
Организует повторение изученных частей речи с

элементами учебной игры
. По дороге знаний мы увидели рекламный щит. Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён: 1. существительных; 2. прилагательных; 3. числительных. Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” ещё никого не подводила. Если хотите воспользоваться услугами фирмы, можете убедиться в возможности местоимений. Выполняют задание №1 в маршрутном листе (Мы с вами очутились на территории фирмы. Куда же дальше?! Дорогу нам поможет найти указатель с заданием. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ Что общего в названиях? (части речи) Что лишнее? (предлог – служебная часть речи, а остальные –
самостоятельные) Чем местоимение отличается от других частей речи? (местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их) Отвечают на поставленные вопросы (Улица Знаний Офис фирмы “Местоимение” расположен в 9иэтажном здании. Почему именно в 9иэтажном? (п.ч. 9 разрядов местоимений) Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». (великий русский педагог и писатель К.Д.Ушинский). Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Как вы понимаете эти слова? Высказывают собственное мнение 4.Обобщение и систематизаци я знаний
Упражнение
1 Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения. Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно. Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами. (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим). Выполняют задание №2 в маршрутном листе Отвечают на вопросы, приводят примеры
Проверяет работу

Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. (Слайд 9а) Здесь нас поджидает одно-единственное слово- местоимение. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились? (Это отдел возвратного местоимения себя.)
–Что вы знаете об этом местоимении?

А какие ещё морфологические признаки отсутствуют у

этого местоимения
?
Упражнение 2 .
Вставьте местоимение себя в нужной форме. Определите падеж. 1.Тебе нужно взять с собой учебник. 2.Петя пригласил нас к себе в гости. 3.Мы часто говорим между
собой
о наших друзьях.
Дает задание
.
Написать 5 фразеологизмов с местоимением себя
Мы вошли в кабину лифта. Поднялись на 3-ий этаж. Как только двери открылись, мы увидели перед собой табличку с надписью названия отдела: “Отдел указательных местоимений».
–Назовите указательные местоимения
. Прочитайте пословицы. Чему они учат?
Упражнение 3
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Почему у местоимения ТАКОВЫ нет падежа? Местоимения каких разрядов встретились ещё в Вспоминают изученное о возвратном местоимении Выполняют задание №3 в маршрутном листе Приводят примеры фразеологизмов Называют указательные местоимения Работают с пословицами, высказывают своё мнение, находят указательные местоимения, определяют
5.Применение знаний и умений в новой ситуации пословицах? Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Какова яблонька – таковы и плоды. Чего сам не любишь – того людям не желай
Проверяет работу учащихся

Учитель создает проблемную ситуацию
На 4-ом этаже нас подстерегает неприятная неожиданность: к дверям прикреплены такие записки: 1. “Дома никого нет”. 2. “Здесь живёт никто. Ни на чьи звонки не открываю”. 3. “Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”. Вот так история! Как же быть? А давайте внимательно прочитаем записки. Какие местоимения решили подшутить над нами? На что указывают отрицательные местоимения? (на отсутствие предметов, признаков) Как они образуются? Когда частицы с отрицательными местоимениями пишутся раздельно?
.
5ый этаж. «Отдел неопределенных местоимений» Предлагаю игру. Я задаю вопросы, вы должны ответить на них неопределенным местоимением.
Упражнение 4.
Кто съел торт? Сколько тебе лет? падеж (Задание№6 в маршрутном листе) Решают проблемную ситуацию Вспоминают изученное об отрицательных местоимениях. Выполняют задание № 9 в маршрутном листе Отвечают на вопросы неопределенными местоимениями

Физминутка
В каком царстве живет царь? Что нашел царь на дороге? Просмотрите внимательно отрывок из м/ф, какую ошибку в произношении допустит герой? Мальвина. Предположим, что у Вас в кармане два яблока. НЕКТО взял у Вас одно яблоко. Сколько осталось яблок Буратино. Два. Мальвина. Почему? Буратино. Я же не отдам НЕКТУ яблоко, хоть он дерись. – Какую ошибку в произношении допустил Буратино? Неопределённое местоимение НЕКТО склоняется или не склоняется?
Физминутка.
Сейчас я буду называть местоимения. Если местоимение пишется слитно – вы поднимаете руки вверх, если местоимение пишется раздельно – приседаете, если местоимение пишется через дефис – вы прыгаете. Некого, не у кого, кое-кто, никого, ни у кого, кого-то, нечем, не за чем, чем-нибудь, некоторый, кое у кого, кое- кому, ничему, ни к чему, чему- либо, никем, ни с кем, кем- нибудь, некем, не с кем, кем-то, что-нибудь, ничто, ни за что, за что-то, нечто, не за что, Время идет быстро. Нам надо успеть ещё пройти несколько этажей. Поднимаемся на 6-ой. Его занимает “
Отдел

определительных местоимений

Упражнение 5
Задание: Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, используя слова для справок. Просмотр видеоролика. Обсуждают речевую ситуацию, исправляют ошибку, комментируют. Физические упражнения Вспоминают изученное Выполняют задание № 7 в маршрутном листе

6.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Мы отправились за грибами. ______________нёс с собой корзинку со _______________припасами. ____________маленькие шли налегке. Грибов было много, и _________ довольные вернулись домой. Слова для справок: все, каждый, всякий, самые. 7 и 8 этажи «Отдел
вопросительных и относительных

местоимений
». Почему мы проходим их вместе? Сделайте следующее задание:
Упражнение 6.
Составьте предложения таким образом, чтобы местоимения
кто
и
который
выступали в разных разрядах. Мы поднялись на 9-ый этаж
.
И оказались в “Отделе? , «Отдел притяжательных местоимений” .
–Что вы знаете о

притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или лицам, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
Организует работу с текстом

Упражнение 7
. Обратимся
к отрывку из рассказа

А.Чехова «Ванька».
Из письма героя: А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал
шпандырем
за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в Работа в парах Вспоминают изученное, выполняют задание№ 8 в маршрутном листе) Называют разряд местоимения выполняют задание№ 4 в маршрутном листе) Работают в парах Коррекция допущенных ошибок выполняют задание№ 5 в маршрутном листе)
харю тыкать. - Что означает выделенное слово? Шпандырь (немецк.) - ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге. Шпандорить, пришпандорить кого-нибудь, приструнить, взять строго в руки. -Какова в целом лексика отрывка? -Есть ли здесь примеры неправильного употребления местоимений? Исправьте речевой недочет. -С какой целью Чехов использует такую лексику и неправильные формы местоимений? (Это средство характеристики героя) Ребята, действительно, по речи познается человек. Помните пушкинских богатырей из «Сказки о мертвой царевне»? Они Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали.
Следите за своей речью. Будьте осторожны с

местоимениями.
Участвуют в обсуждении проблемного вопроса. 7.Рефлексия
Организует обсуждение итогов урока
Понравился ли вам урок? 1. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? 2. Какая форма работы вам понравилась больше? 3. Что вызвало затруднения?
Оценка знаний учащихся
Самоанализ и самооценка 8. Домашнее задание
Выполнить задания №10, 11 в маршрутном листе




В раздел образования