На тему: "Методика проведения подготовительной части урока с комплексом общеразвивающих упражнений с применением гимнастической палки и использование массажных ковриков в начальных классах"
Автор: Шалаева Наталья Александровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: р.п.Солнечный, Хабаровский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: На тему: "Методика проведения подготовительной части урока с комплексом общеразвивающих упражнений с применением гимнастической палки и использование массажных ковриков в начальных классах" Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «РАБОЧИЙ ПОСЁЛОК СОЛНЕЧНЫЙ»
СОЛНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему: «Методика проведения подготовительной части
урока с комплексом общеразвивающих упражнений с
применением гимнастической палки и использование
массажных ковриков в начальных классах»
Разработала: учитель ФК 1 разряда
Шалаева Наталья Александровна
р. п. Солнечный
2014 г.
Содержание:
1.
Пояснительная записка……………………………………………3
2.
Содержательная часть……………………………………………...4
3.
Комплекс
общеразвивающих
упражнений
с
гимнастическими
палками и массажными ковриками……………………………….5
4.
Список литературы………………………………………………...7
5.
Приложение………………………………………………………...8
2
Пояснительная записка
Ходьба
и
бег
являются
природными
движениями
и
поэтому
играют
особую
роль
в
физическом
воспитании
школьников.
Эти
упражнения
способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, формированию правильной осанки.
Развитие мною жизненно важных двигательных навыков (ходьба, бег,
прыжки
и
т.д.)
осуществлялись
при
использовании
выполнения
общеразвивающих
упражнений
в
подготовительной
части
урока
с
использованием гимнастических палок и массажных ковриков.
Общеразвивающие
упражнения
включали
в
себя
множе ство
разнообразных
движений,
основная
ценность
их
в
обеспечении
усвоения
детьми
так
называемой школы
движений,
а
так
же
способствовали
формированию правильной осанки.
Соблюдались
очерёдность
упражнений
в
комплексе
(от
простого
к
сложному), темп и ритм выполнения каждого упражнения, а так же количество
их
повторений.
Данный
комплекс
включал
различные
виды
упражнений
и
применялся преимущественно:
для воздействия на недостаточно развитые группы мышц;
подготовку организма к значительным мышечным усилиям;
на укрепление мышечного корсета спины;
обеспечение подвижности в суставах;
для формирования правильной осанки;
оказывал всестороннее воздействие на весь организм.
3
Содержательная часть
Комплекс разработан для учащихся 2-го класса.
Целью
данной
методики
проведения
подготовительной
части
урока
с
комплексом
общеразвивающих
упражнений
с
применением
гимнастической
палки и использованием массажного коврика в начальных классах являлось
укрепление
здоровья,
развитие
физических
качеств
и
навыков
детей
и
привлечение их к занятиям физической культурой.
Учащиеся
неплохо
подготовлены
физически,
психологически
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
и
интересами
благодаря
использованию
всех
педагогических
принципов.
При
подборе
упражнений
были
учтены
медицинские
группы.
Нагрузка
и
подбор
упражнений
варьировались
с
учётом
индивидуальных
способностей
групп
учеников
и
каждого ребёнка в отдельности, с учётом возрастных возможностей, уровня
физического развития и обученности учащихся.
Обеспечивая наибольшую моторную плотность занятия и оптимальную
физическую нагрузку на учащихся, я использовала в подготовительной части
урока фронтальный способ.
Подготовительная часть включала в себя
построение, упражнения в
движении которые плавно переходили в комплекс с гимнастическим палками на
массажных
ковриках.
Были
использованы
методические
приёмы
–
слова,
мимики жестов, усиление голоса. Для доступности учащимся мною применялся
зеркальный показ физических упражнений.
Главная
задача
физического
воспитания
оздоровительная,
которая
включает
в
себя
укрепление
здоровья,
повышение
работоспособности
учащихся, именно этим я и руководствовалась разрабатывая этот комплекс.
Важный
показатель
нормального
физического
развития
ребёнка
–
его
правильная
осанка,
которая
обуславливает
нормальное
положение
и
функционирование
внутренних
органов.
Формирование
правильной
осанки
зависит от многих условий: от того, как он ходит, стоит, сидит и т.д. На осанку
детей отрицательно влияет и недостаточное (слабое) развитие сводов стопы.
Поэтому в оздоровительной задаче я ставила цели не только формирования
правильной
осанки
с
использованием
гимнастических
палок,
а
также
укрепление свода стопы с применением массажных ковриков.
Образовательная задача заключалась в правильном выполнении детьми
физических упражнений, развитие умений и навыков, применение упражнений
в изменяющейся обстановке.
В
своих воспитательных
задачах
я
стремилась,
чтобы
детьми
были
до стигнуты
т акие
проявления
как
артистично сть,
в о с п и т а н и е
дисциплинированности,
внимания,
бережное
отношение
к
имуществу.
Старалась формировать эстетическое наслаждение от выполненной работы.
Для
активной
деятельности
учащихся
упражнения
выполнялись
под
музыкальное
сопровождение
с
использованием
дидактического
рассказа
(использовался сюжет силачи из цирка).
4
Комплекс ОРУ с гимнастическими палками и массажными
ковриками (сопровождение под музыку)
№
Части урока
Дозировка
ОМУ
I
Подготовительная
1.
Построение, сообщение задач
урока,
измерение пульса
2.
Поворот на месте.
3.
ОРУ в движении:
вытягивание головы в
вперёд;
«пираты» - правая нога на
носке, левая на пятке, затем
смена, руки в замок сзади;
бег;
прямыми ногами назад, руки
в стороны;
прямыми ногами вперед,
руки перед собой;
шаг.
ОРУ с палками на ковриках:
1.
И. п. руки в стороны, ходьба по
палке 1-2 в право, 3-4 в лево;
2.
И. п. – о. с. на коврике, палка внизу
в руках:
1)
подняться на носки, палку
вверх;
2)
опуститься на стопу, палку на
лопатки;
3)
подняться на носки, палку
вверх;
4)
И. п.
3.
И. п. – ноги врозь, палка прямо за
спиной на сгибах локтевых
суставов:
1)
Повернуть туловище влево;
2)
Наклониться в перёд;
3)
Выпрямиться;
4)
Вернуться в и. п.
4.
И. п. – о. с., палка внизу в
руках:
1)
Наклон, палка вниз;
2)
Приседание, руки вперёд;
3)
Наклон;
4)
И. п..
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
12-16 раз
12 раз
12 раз
В одну шеренгу
За 10 секунд
Выполнение под счёт
Руки сзади в замок
Спина прямая
Ноги прямые
Плечи расправить
Руки согнуты в локтях,
одна над другой
Восстанавливаем
дыхание
Руки в стороны, следим
за осанкой (приложение
упр. № 1)
Спина прямая
Плечи расправить
Посмотреть на палку
(приложение упр. № 2)
Дыхание в произвольном
ритме, наклон ниже, ноги
не сгибать
(приложение упр. № 3)
Ноги не сгибать,
палкой коснуться пола
Дыхание при наклоне –
выдох, поднимаясь –
вдох
(приложение упр. № 4)
5
5.
И. п. – о. с., палка внизу сзади:
1)
Наклониться, положить палку;
2)
Выпрямиться;
3)
Наклониться, взять палку;
4)
Выпрямиться.
6.
И. п. – сед, ноги вместе, палку за
голову:
1)
Палку вверх;
2
- 3) Два наклона вперёд;
4)
И. п.
7.
И. п. – сед, палки под коленями,
ноги согнуты:
1 – 2) перекатом назад лечь на
спину держа палку;
3 – 4) вернуться в и.п.
8.
И. п. лёжа на спине, руки вверху:
1)
Подтянуть ноги согнутые в
коленях к груди палкой
коснуться ног;
2)
И. п.
9.
И.п. – ноги вместе, палка на груди:
1)
Прыжок, ноги врозь, палка
вверх;
2)
И. п.
12 раз
8-12 раз
12 раз
12 раз
20 раз
Ноги не сгибать,
наклон ниже
Дыхание при наклоне –
выдох, поднимаясь –
вдох
(приложение упр. № 5)
Наклон как можно
дальше
(приложение упр. № 6)
Палку держим хватом
сверху
(приложение № 7)
Дыхание в произвольном
ритме
(приложение № 8)
Спина прямая
Ноги шире
Руки прямые
(приложение № 9)
6
Список литературы:
1.
Фокин Г. Ю. Уроки физкультуры в начальной школе 1-4 классы –
М.: «Школьная пресса», 2003 г.
2.
Смирнова Л. А. Общеразвивающие упражнения для младших
школьников – М.: Владос, 2002 г.
3.
Глазырина Л. Д., Лопатик Т. А. Методика преподавания физической
культуры 1-4 классы – М.: Владос, 2002 г.
4.
Болонов Г. П. Физкультура в начальной школе – М.: Сфера, 2005 г.
5.
Макарова О. С. Игра, спорт, диалог в физической культуре
начальной школы – М.: Школьная пресса, 2002 г.
7