Напоминание

"Проектирование как педагогическая технология"


Автор: Кагирова Альфира Рустамовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование как педагогическая технология"
Раздел: среднее образование





Назад





Проектная деятельность на уроках русского языка
Современное общество предъявляет к системе образования новые требования. Выпускники школ должны не только обладать определенными знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать, сотрудничать, совершенствовать свои знания.
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных учащихся, которые предусмотрены ФГОС. Трактовка самой проектной деятельности очень разнообразна: -Проектирование как особая философия образования - П р о е к т и р о в а н и е - э т о с о д е р ж а н и е о б р а з о в а н и я -Проектирование как метод обучения -Проектирование как форма организации образовательного процесса -Проектирование как педагогическая технология Единого понятия «проект» в научной литературе не существует, само слово «проект»в русском языке имеет
множество значений
: 1) «Проект»- замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам; 2) разработанный план сооружения ,процесса, изготовления чего-либо ; 3) предварительный текст кого-либо документа ; 4) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных дел ,имеющих определенные цели; 5)название организации. Очевидно, только четвертое толкование имеет отдаленное отношение к деятельности в школе. Необходимо определение «проекта» именно как компонента учебного процесса.
Проект -
это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой результат труда , создания творческого продукта.
Проект

-
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Основными
составляющими всех определений является: -исследовательский аспект -творческая составляющая -самостоятельная работа -роль учителя Проектная деятельность - одна из наиболее сложных форм самостоятельной работы. Психологи указывают на необходимость наличия трех личностных характеристик для самостоятельной работы: -независимость суждений и действия; -ответственность за свои поступки и их последствия ; -внутренняя уверенность; Учитель организует и направляет деятельность учащихся . В определенном смысле учитель становится педагогом широкого профиля: -энтузиастом; -специалистом в нескольких областях; -консультантом ; -руководителем; -организатором обсуждения; -координатором; -экспертом, анализом результаты ход работы. Поэтому эффективная работа требует постоянного самообразования учителя.
Классификация проектов
Классификация проектов разнообразна. Знание различных видов проектов позволяет учителю выбрать именно тот проект , который необходим в конкретной учебной ситуации. В 1910г. американский ученый Коллингс предложил такую классификацию учебных проектов: -проекты игр; -экскурсионные проекты; -повествовательные проекты (создание текстов); -конструктивные проекты
Сегодня классификация изменилась: 1. Практико- ориентированный 2.Информациионый 3. Исследовательский 4.Творческий 5.Ролевой Существует особый вид проектов, возникший сравнительно недавно,-
телекоммуникационный проект.
Телекоммуникационные проекты: 1. Лингвистические (изучение фольклора) 2. Культурологические 3. Игровые (изучение терминов)
Этапы работы над проектом:
1.Постановка проблемы. Выбор темы. 2. Выдвижение гипотез решения проблемы. 3. Сбор информации. 4. Изготовление и оформление продукта. 5. Подготовка презентации. 6. Презентация. 7. Рефлексия(оценка результатов)
Условия организации проектной деятельности.
Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает сочетание информационного, репродуктивного методов изложение учебного материала и методов проблемного обучения. Основными трудностями организации проектной работы на уроках русского языка являются выделение времени на подобного рода работу. Для того чтобы выделить время на проектную работу при изучении нового материала, учитель должен изложить необходимый материал в максимально краткой и емкой форме. Это позволяет сэкономить на каждом уроке 5-7 минут для работы над проектом. Все уроки можно разделить на ряд двухнедельных циклов. Цикл состоит из 10-18 уроков и вмещает следующие этапы работы: 1 урок. Постановка проблемы. Поиск путей и решения. 2 урок. Формирование учебных групп.
3-8 урок. Работа над проектом. 9 урок. Презентация проектов. 10 урок. Написание сочинений по теме проекта. 11 урок. Подведение итогов. Длительность проектной работы определяется сложностью темы проекта. Алгоритм работы при подготовке к сочинению по теме « Мое любимое животное», которое провожу в 5 классе. Эту работу я начала сравнительно недавно. После урока развития речи я предлагаю детям написать сочинение. Сочинения получаются схематичными, неразвернутыми. Система работы над сочинением включает 12 уроков. На 1 уроке называется общая тема: «Животные». В течение 2-3 минут предлагаются конкретные темы проектов: «Стихи о животных», «Животные в литературе», «Собаки», « Волки», «Лошади», «Домашние и дикие кошки» и другие. До следующего урока у каждого есть время остановиться на одной из тем. Во время второго урока формируются учебные группы и происходит обсуждение темы проекта, каждый высказывает свою точку зрения. Обсуждение осуществляется в течение 5 уроков. На уроках предлагаются следующие виды заданий: 1.Спиши рассказ, поставь знаки препинания, пропущенные буквы. Допиши, что могло быть дальше. В Индии живет две сотни львов. В..ды в л..су мало люди вырыли колодцы достают из них воду для львов. Бывает, пожадничает лев и свалится в колодец. 2. Иногда животные «забредают» в чужие предложения, там им совсем не место. Исправь отдельные слова там, чтобы восстановить первоначальный смысл предложения. К..си, коза, пока р..са. Вс..гда безмолвно на д..лины гл..дел с утеса мрачный сом. Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лев.
3.Попробуй мимикой и жестами передать настроение этих животных. Расскажи о них. 8-9 урок. Презентации. На презентации может быть заданы вопросы об особенностях обитания животных, о самых интересных книгах. 10-11 урок. Учащиеся вновь пишут творческую работу. 12 урок. Анализ сочинений. Конечно, работа над проектами бывает тяжелой, но творческий потенциал неизмерим.


В раздел образования