Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
Автор: Бабынина Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ"СРЦ дН" Ивнянского района Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста Раздел: дополнительное образование
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста
На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир
и выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают
особенности эпохи, людей, которые их создавали.
Виды народного искусства можно подразделить на пространственные (изобразительные) и
временные (музыка, слово). Каждый из этих фундаментальных видов имеет свои
особенности, обладает своеобразными выразительными средствами.
Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребенка в мир искусства как
можно раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в
художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых
искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера,
З.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой и других. В своих исследованиях они
неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве
народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости
декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной
пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное
искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического воспитания
детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества -
Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская,
Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие. Ознакомление с произведениями народного
творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных
чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у младших школьников
художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту
и гармонию. Степень развитости всех этих проявлений эстетического познания
непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.
Программа предполагает последовательное усвоение детьми знаний и систему практики.
Методика работы с детьми в ориентированна на то, чтобы дать им базовые представления
о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение
с произведениями искусства и приобщение школьников к культуре. И, как нам
представляется, в процессе работы с детьми младшего школьного возраста не следует
ограничиваться фрагментарным знакомством с отдельными произведениями искусства.
Цель школы: постепенное, поэтапное введение ребенка в мир искусства, развитие
художественно - творческих способностей в речевой, музыкальной и изобразительной
деятельности средствами взаимосвязанного использования всех видов народного
искусства.
Ключом эстетического воспитания является связь художественно - творческой
деятельности ребенка с освоением им выразительных особенностей различных видов
искусства. В начале закладываются основы эстетического восприятия, эстетического
отношения к действительности, эстетической оценки произведений искусства и
собственных творческих работ детей, выделяются главные виды деятельности (игровая,
театрализованная, художественно - речевая, музыкальная, изобразительная), большое
внимание уделяется развитию творческой активности. Включение в педагогический
процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким, интересным
содержание ческой творческой деятельности.
Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили
сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность,
выразившуюся в стремлении детей использовать созданные ими по народным мотивам
декоративные изделия, в желании исполнять народные песни, танцы, хороводы.
Разработка системы эстетического воспитания в начальной школе дает возможность
избежать стихийности и случайности в воспитательно-образовательной работе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и
развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в
педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому
воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной
ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается
как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики,
заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оказывает сильное
воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом
воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского
изобразительного творчества: Усова А.П., Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Шпикалова Т.Я.,
Езикеева В.Я., Халезова Н.Б., Богатеева З.А., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. и другие.
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества
побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует
воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно
включать в педагогический процесс . Исследователи отмечают, что народное искусство
имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность,
коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей
жизнью.
Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование
народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия
дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих
работах Н.П. Саккулина: "Детям младшего возраста близки и понятны многие работы
мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников.
Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и
станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного
вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством".
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие
фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно -
прикладного искусства.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном
воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные
произведения декоративного искусства используются на занятиях в школах
"Интегрирование разного содержания в воспитательно - образовательной работе с детьми
на материале народного искусства, - пишет Т.С. Комарова, - соответствует характеру
мышления детей младшего школьного возраста: оно является наглядно - действенным и
наглядно - образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества,
и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и
народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу"
Что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе ознакомления с
искусством? Прежде всего - развитие эстетического восприятия, формирование умения
наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства:
форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке -
выделять звуки, их силу, гармонию, характер. Постепенно под влиянием педагогов дети
приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом
воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку
оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С
годами удельный вес осмысления произведений увеличивается - дети овладевают
содержанием, формой и выразительными средствами. Ребенок формируется на основе
эстетического восприятия образных представлений. Это обеспечивает ему успешное
овладение учением и спокойную адаптацию в школе. Эстетическое развитие включает в
себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.
Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать
психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов
деятельности. Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и
разнообразных видов художественной деятельности детей младшего школьного возраста.
C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов,
развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной
деятельности в том числе и эстетического восприятия, с другой - основой интеграции
применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и
передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами
выразительности.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования
интеграции искусств вызвано потребностью обозначать концептуально новый подход к
решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение
искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и
интегрированных качеств личности.
Наличие художественно - творческих способностей у детей 6-7 лет является залогом
успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно
раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствует развитию творческого
воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.
Искусство - особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая
тоже форма отражающей жизнь в виде формул, законов, умозаключений и т. д., тем, что
рисует наш мир в образах. И образы, передаваемые в произведениях искусства, всегда
метафоричны, они не копируют действительность, а передают ее через ассоциативный
ряд, поскольку художник мыслит ассоциативно. Подбору произведений искусства для
интегрированных занятий мы уделяем особое внимание. Образы искусства должны быть
яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств
эстетического воспитания все содержание включается в процесс разработки и создания
образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое
содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня
объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности.
Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию
художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в качестве
таких стержневых содержаний чаще всего выступают: природа, детская художественная
литература, театрализованная и изобразительная деятельность.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе
соответствует характеру мышления детей младшего школьного возраста: оно является
наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе
детского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства,
в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу, а
народное искусство синкретично по своему характеру.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих
способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или
ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-
творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию
способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на
которых базируется любая художественная деятельность.
Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация
педагогического процесса может быть обеспечена путем широкого включения в жизнь
детей художественно-творческой деятельности, углубления и расширения их
эстетического воспитания вообще, считается необходимым поставить в центр
педагогического процесса в начальной школе эстетическое воспитание и развитие
художественных способностей и одаренности у детей.
Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия -
восприятия того, что красиво. Это становится возможным только на известном уровне
развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту,
является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в
том случае, когда возникают эстетические чувства - волнение, радость, удовлетворение от
знакомства с прекрасным.
Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его
эстетический облик - на стройность его формы, красоту цвета, пропорциональность
частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет
различное содержание.
Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще
не достаточно для того, чтобы дети могли создавать изображения этих предметов и
явлений.
Знакомство с предметом, который будет затем изображен в рисунке, в лепке или
аппликации, должно иметь особый характер. Поэтому после целостного восприятия
необходимо подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти
отражение в изобразительной деятельности, к их анализу, определению, сообщить детям
необходимые знания.
Однако очень важно закончить восприятие вновь целостным охватом предмета в
совокупности всех его основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным
качествам.