Напоминание

"Нет в сердце равнодушия..."


Автор: Жигалова Людмила Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №99"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нет в сердце равнодушия..."
Раздел: среднее образование





Назад





«Писатель, романист и драматург, удивительный, неповторимый

артист, умеющий сказать правду о простом человеке, что миллионы

сердец замирали в едином порыве.

Василию Шукшину было дано такое счастье».
П. Проскурин Литературная композиция, посвященная великому земляку В.М.Шукшину и году кино в России
«Нет в сердце равнодушия…»

Ц е л и :
Знакомство с неподкупной, широкой, неистовой душой В.М. Шукшина через стихи алтайских поэтов, привитие интереса к творчеству писателя, режиссёра, актёра.
Оформление:
портрет Шукшина, подборка его книг, стихи учащихся МБОУ «СОШ99», музыкальное сопровождение. ПРЕДИСЛОВИЕ Как сделать каждое внеклассное занятие увлекательным, добиться того, чтобы оно развивало творческую, мыслительную активность? Среди разнообразных приёмов организации занятий большой интерес у школьников вызывает сочинение стихов, основанное на творческом поиске и самостоятельной работе. Стихосложение является фактором, стимулирующим мотивацию к творчеству. Ни для кого не секрет, что творческая работа повышает интерес учащихся, а привлечение разнообразных источников вызывает у них желание индивидуализировать своё высказывание, поделиться находками с учителем и одноклассниками. У группы учащихся МБОУ «СОШ№99» возникла идея объединиться и создать свою, ни на что не похожую композицию в рамках Года кино. Учащиеся проявили самостоятельность и инициативу в поиске исходного материала для написания работы «Нет в сердце равнодушия…»; находили стихи Алтайских поэтов, таких, как Марк Юдалевич, Игорь Пантюхов, а
также выдающегося поэта Евгения Евтушенко. Эти стихи ёмко и точно отражают залихватскую и неистовую душу Шукшина. Ребята познакомились с проектами учащихся и использовали выдержки из их проектов, посвящённых Шукшину, в своей работе. И, наконец, после большой исследовательской работы, дети, подводя итог деятельности, создали свои собственные тексты в стихотворной форме. Стихи доступны с точки зрения языковых средств, соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Ученики составляли собственные суждения, выделяли главное, давали собственную оценку изложенному в стихотворении. Несмотря на то, что не всем учащимся удалось создать поистине поэтический текст, они признали это занятие увлекательным и интересным. Безусловно, детские поэтические тексты далеки от совершенства, и не везде дети справляются с рифмой, ритмом и стилем, однако эти стихотворения бесценны в плане внутреннего обогащения детей и воспитания любви к поэзии, и в частности к нашему великому земляку. Если ученик был не совсем уверен в себе, он беседовал с педагогом, который выслушивал его, помогал снимать трудности. Стоит сказать о роли учителя в данной работе. Учитель - активный участник, а не сторонний наблюдатель. Опыт и знания учителя делают его собеседником, интересным для ребят. Он помогает завязать разговор, даёт высказаться учащимся, помогает подобрать рифму, направляет деятельность своих подопечных в правильное русло, оценивает их знания. Сочинение стихотворений - это для учащихся открытие самих себя, их индивидуальности, и реализация их творческого потенциала.
«Нет в сердце равнодушия…»
Много книг написано, много стихов сложено о певце земли алтайской Василии Макаровиче Шукшине. Волнует сердце его трепетное отношение к невестушкам – русским берёзам, трогает душу его безграничная любовь к матери. А сегодня стихами и прозой мы расскажем о его залихватской душе,
о широте, простоте, многогранности и открытости его характера; о величии, позволившем поставить его в один ряд с непревзойдёнными русскими классиками: Пушкиным и Толстым, Некрасовым и Достоевским. Не раз, не два салютовали пушки – Нередко мы салютами грешим. В честь вас бы дать салют, Шукшин и Пушкин, Десятикратный – Пушкин и Шукшин. Бессмыслен спор – кто хуже, а кто лучше. Нередко мы неправый суд вершим. Но для меня одно - Шукшин и Пушкин, Неразделимы – Пушкин и Шукшин. Земля моя талантами богата, Но мало тех заоблачных вершин, Как два некоронованные брата, Роднее нету- Пушкин и Шукшин. Друзья, свой голос отдадим мы лучше И благостное дело совершим За вас, родимый Александр Пушкин, За вас, земляк, неистовый Шукшин! Из воспоминаний В. Шукшина «Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стали расспрашивать о жизни, о литературе…»
«Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич… Председатель комиссии иронически спросил: - Белинского знаешь? - Да, - говорю. - А где он живет сейчас? В комиссии все затихли. - Виссарион Григорьевич? Помер,- говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский «помер». Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло…на умных и добрых людей». Известный Алтайский поэт Марк Юдалевич воссоздает картину того, как всё начиналось. Строгая комиссия во ВГИКЕ, великий Ромм, и он -простой…вовсе непростой парень с далёкого Алтая, приехавший покорять Москву. Идёт отбор, идёт экзамен, Во ВГИКе страдная пора. В старинных креслах за столами Сидят седые мастера. Седины их покрыты славой, Военным маршалам сродни, Не раз, не два бывали правы В больших сражениях они. Сейчас глядят на новобранцев, Каков он, будущий солдат? А новобранцы, словно в глянце Из фактов и цитат и дат. Давно кино заворожило, Давно манит горячий цех, А общежитий старожилы Растолковали всё про всех. Повадки мастеров суровы, А группу набирает Ромм. Хвали при случае Толстого, Старик помешан на Толстом. И там, где царствовала память И непризнанья тайный страх,
Явился вдруг скуластый парень В косоворотке, в сапогах. - Откуда прибыл? Да с Алтая. Слыхали - Бийск, за Бийском тракт? Читать? Конечно, мы читаем. Толстой? Да малость длинноват. Вот так! Знай наших, знай забийских, Таких не сыщешь днём с огнём. -Земляк! А где сейчас Белинский? Что пишет? Что слыхать о нём? Таится в тишине сокрытый Веселья общего заряд. -Белинский-то? Который критик? Так он же помер говорят. Кого отместь? Кому поверить? Где правда, наигрыш, игра? Себе надёжных подмастерьев Стремятся выбрать мастера. В том есть какое-то начало, У этого возможен рост. А этот сибиряк – сельчанин, Крестьянский сын, излишне прост. - Излишне прост? Ну что ж простого Зачислим в случае таком. Оригинальничаем? Что вы! Боюсь остаться простаком! Василий Шукшин – натура сложная, во многом противоречивая, необузданная, размашистая. И вместе с тем – человек осторожный, умный дипломат, крайне любознательный и предприимчивый. Но при всей противоречивости его характера очевидно лишь одно: « в его сердце не было равнодушия, теплохладности, окаменелости чувств, всё в нём было – порывистость и страстность, волнение и борьба». Любимый актёр, режиссёр, писатель Василий Шукшин всегда был дорог россиянам, заражая их своей искренностью, правдой жизни, откровением, неумением приспосабливаться и льстить. Однажды на приёме у Беллы Ахмадулиной Шукшин заметил земляку Евтушенко: «Ты же вырос в Сибири, на станции Зима, а носишь галстук-
бабочку, как последний пижон!» Евтушенко вмиг парировал: «А твои кирзачи – не пижонство?» Евтушенко согласился снять галстук бабочку, если Шукшин скинет сапоги. Какая напористость, какая прямолинейность! Галстук бабочка на мне, Сапоги на Шукшине Крупно латана кирза. Разъярённые глаза. Первое знакомство, мы вот-вот столкнёмся. Придавил меня Шукшин Взглядом тяжким и чужим. Голос угрожающ: «Я сказать тебе должон- Я не знал, что ты пижон- Шею украшаешь!» Крик: «Ты бабочку сыми! Ты – со станции зимы, А стакой фитюлькой!» Галстук-бабочку свою Я без боя не сдаю. Говорю, не скисший: «Не пижон я- Ерунда! Скину бабочку, когда Сапоги ты скинешь!» Стал Шукшин свою кирзу Стаскивать упрямо. Не напал на слабачка! И нырнула бабочка В голенище прямо. Под портянками он бос, И хохочет он до слёз: «Ты, однако, шельма! Хорошо нам вечерком, Если ноги босиком И босая шея!» Мы в одну прорвались брешь, Каждый молод был и свеж. Это всё – бесследно. Боже мой, как всё легко, Если где-то далеко Слава, смерть, бессмертие…
Василий Шукшин – «герой, чья личная судьба ему не принадлежит, она – достояние и гордость народа. Творческая звезда Василия Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов». Здесь жил Шукшин – он сын Алтая. Прославил Родину навек. И был, конечно, все мы знаем, С большой он буквы человек. Герои книг – простые люди, Гордится ими весь наш край. Пройдут года, их помнить будем, И будет славиться Алтай. Алтай – жемчужина России. Мы чтим талантов имена. Горят созвездья в небе синем, Средь них – звезда для Шукшина. Звезда в пути ему светила. Он людям жизнь отдал сполна. В его работах столько силы, Не исчерпать её до дна. И Шукшина мы не забудем. Он режиссёр, актёр, творец. Ведь был и в праздники, и в будни Он малой родины певец! ПРИЛОЖЕНИЕ ШУКШИН – ГОРДОСТЬ И ЧЕСТЬ АЛТЯ Линицкая Лилия Как Шукшин актёром стал Мало кто не знает. Где он только ни бывал, Родившись на Алтае. Ведь Земли он верный сын Сын родного края. И для всех людей Шукшин - Гордость, честь Алтая. КУМИР МИЛЛИОНОВ
Линицкая Лилия Шукшин – алтайский режиссёр, В нём мужество и сила. В «Калине красной» он актёр, Поистине мужчина. Простой мужик с деревни Сростки. Он в жизни много повидал. Кино снимал он понемножку И для людей кумиром стал. ПРАВДА ЖИЗНИ ШУКШИНА Дородных Юлия Жил да был режиссёр один. Родину – мать и людей он любил. Природу Алтая Шукшин воспевал. И кинофильмы для нас он снимал. В них правду жизни он показал И знаменитым навеки он стал! ЦВЕТЁТ КАЛИНА КРАСНАЯ Герберсгаген Анастасия Цветёт калина красная, А на столе портрет. Мы видим лицо ясное, В нем свет прожитых лет. Писатель на портрете И ласков и суров. И добрым был он к детям Он им помочь готов. Мы интерьер подметили Деревни прошлых дней. Гармошка предмет мебели, И балалайка с ней. Цветёт калина красная. Горят ее плоды. Живи, село прекрасное, И будь счастливым ты! ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ШУКШИН Стрельцова Валерия
Что Шукшин для меня значит? Это отвага и честь, не иначе. О жизни, о людях рассказы писал И уваженье к себе он снискал. Его творение не умирает, Оно нас учит и закаляет! ЖИВУТ РАССКАЗЫ ШУКШИНА Юдина Виталина Любил Шукшин Россию нашу, Любил её, как дети мать. Ведь нет её на свете краше. О ней хотел он рассказать. Хотел о людях он поведать. О людях добрых, людях злых. Он русских душу смог изведать. Живей рассказы всех живых! КАК ЖИЛ ШУКШИН БЫ В НАШЕ ВРЕМЯ Жигалова Людмила Ивановна В дни праздников, в дни светлых буден, Шагая вдоль гор и равнин, Вопросом о том, как жить людям, Был бы наполнен Шукшин. Вопрос, актуальный во веки: «Люди, ну как же нам жить, Чтоб быть на Земле человеком И о душе не забыть?» Как жить, чтоб не быть безымянным, А корни родные хранить? И чтобы в пример другим странам Историю помнить и чтить? Как жить, чтобы все ветераны, Познавшие горе войны, Забыли б душевные раны И слушали звук тишины? Чтоб в дом никогда не ворвался Циничный и злой хулиган? От боли чтоб не содрогался Прошедший войну ветеран?
И чтобы не плакали мамы, Чтоб не было горя и бед? А сердце стучало б упрямо: Пусть мамин поможет совет! Чтоб счастливы были все дети, И чтобы не мучил вопрос: «Всё лучшее - детям на свете, А, может, отдать в беби-бокс?» Как жить, чтоб леса не горели, И чтоб не звучало в укор: «Скажите, ну как вы посмели Свалкою сделать наш бор?» Раздумьями полон писатель: «Люди, ну как же нам жить? Ведь ты – властелин, не каратель, Нельзя беззаконье творить!» И много б вопросов о жизни Нам задал писатель - поэт. «Достойным быть сыном отчизны!»- Достойный поэта ответ. ПАМЯТИ АКТЁРОВ Михаил Кручинин Уходят те, кто был ещё вчера, Не докружив в последнем танце. Опять звонят, звонят колокола По тем, кто след оставил свой в пространстве. Они любить умели и страдать. Их лица навсегда остались в глянце, Но равнодушно станешь ты листать Историю их жизни вкратце. И титры рамкой вновь обведены. Как много нам они не доказали. Но жизнь - не съемка, пробы не нужны, И лишних дублей им, увы, не дали. Без них теперь дубравы зашумят И дождь прольет скупые слезы На плиты, под которыми лежат Их чаянья, надежды, грёзы. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ, КАК ДВА БОЛЬШИХ КРЫЛА Михаил Кручинин Две женщины мне встретились в пути. Одна мне жизнь так щедро подарила.
Другая помогала мне идти, Звездою путеводною светила. Они, как два больших стальных крыла, От бед меня собою закрывали. От их сердец любовь ко мне текла, А если оступился – поднимали. Так, многому мальчишку научив, Мне смотрят вслед уставшими глазами Две женщины. Колени преклонив, Я голову склоняю перед Вами. …А там, куда ушел я, – пустота. Там каждый занят лишь собою. А женщины остались навсегда В том круге, где добро живет с любовью! ШУКШИНУ Михаил Кручинин Белуха гордая стояла В зените вечной красоты. Мать люльку по ночам качала, А в этой люльке плакал ты. Пришел ты дать народу волю И правду защищать в бою. Бродил по вспаханному полю, И землю прославлял свою. Метался, рвался, разбивался, И снова поднимался ввысь. Как ты за Родину сражался, Как строки из тебя лились! Ответы на свои вопросы Из мудрости крестьянской брал. Берёзкам заплетая косы, Ты сердцем раненым рыдал. …Ни перед чем теперь не струшу, Но не проходит боль моя. Мне в клочья разрывает душу Калина красная твоя.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Игорь Пантюхов, «Пушкин и Шукшин» Марк Юдалевич, «Как Василий Шукшин сдавал экзамен в Институт кинематографии» Евгений Евтушенко, «Галстук-бабочка» В.М.Шукшин, «Из воспоминаний» Алексей Варламов, «Алтай», №6, 2014 год Л.Жигалова, «Сын Алтая»


В раздел образования