Напоминание

"Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый"


Автор: Прокофьева Маргарита Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый"
Раздел: среднее образование





Назад




Прокофьева М.Б. учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей №2» города Михайловска Шпаковского муниципального района
Технологическая карта урока

внеклассного чтения по литературе

«Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может

оказаться каждый»

6 класс

«Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс. – М., 1999


Тема урока

Месть или отказ от мести?

Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о мести, ее эволюции в истории человечества
Задачи урока

Образовательные
: на материале произведений добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Развивающие:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Образовательные ресурсы
Презентация «Месть или отказ от мести?»
Личностно значимая

проблема
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л. Н. Толстой)
Методы и формы

обучения
Методы: наглядный, эвристическая беседа, частично-поисковый, Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Технологии и приемы
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология «шесть шляп мышления». Приемы «Кластер», «Дерево предсказаний», чтение с остановками
Основные понятия
Месть, милосердие, человечность, гуманизм
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД
Научатся: с т р о и т ь с в о и взаимоотношения с другими людьми. П о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : р а б о т а т ь с художественным текстом ; высказывать с о б с тве н н о е мнение, суждения
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА № Этапы урока Формы, методы, приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1.

Организационный

момент
Приветствует обучающихся и гостей Приветствуют учителя и гостей
2.

Стадия вызова
 Актуализация знаний  Пробуждение интереса к получению новой информации Социалогически й опрос Наглядный ряд (рисунки) Ассоциативный Я хочу поговорить с вами о чувстве, которое, наверное, испытывал каждый. ■ Кто любит шутки? ■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом? ■ Кто не любит, когда над ним подшучивают? ■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»? ■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел? ■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре? ■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»? ■ Кто на злобные слова отвечает шуткой? ■ Кто прощал, когда его обижали? ■ А кто не прощал? ■ А из-за чего происходят драки? ■ Если кого-то обидели, какое чувство возникает? (мести) Именно об этом я бы хотела с вами поговорить.
А что такое месть?

Читая

текст

«Повести

временных

лет» о мести Ольги древлянам, вы

проиллюстрировали

д е й с т в и я

Ольги.

С чем она у вас ассоциируется?
Отвечают на вопросы учителя Записывают слово МЕСТЬ и ассоциации к нему
Личностные:
самоопределение, формирование интереса к данной теме.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Познавательные:
подведение знаний под понятие.
ряд Кластер
На что похожа месть?

В каких произведениях вы уже

встречались с этим понятием?
А что бы вы еще хотели узнать об этом понятии? Записывают произведения Формулируют цели урока
3.

Стадия

осмысления
 Ч т е н и е и осмысление художественного текста  сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом  помочь учащимся активно воспринимать материал Беседа Технология «Шесть шляп мышления» Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Давайте обратимся к «Пове сти временных лет» и посмотрим, как оценивается месть Ольги древлянам за смерть Игоря.
За что мстила Ольга?

Какое правило нарушил князь

Игорь?

Какие чувства это вызывало у

древлян, был ли у них другой

выход?

Правильно ли поступила Ольга?

Разобраться

в

этом

вопросе

нам

помогут шесть шляп мышления.

"Белая шляпа"
- точно и конкретно вы перечислите события, связанные с местью Ольги.
"Жёлтая шляпа"
- похвалите Ольгу, назовите ее положительные стороны, черты характера. В 945г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно её собрав, князь отправился домой. но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жестокий отпор. самого Игоря пленили и передали мучительной позорной смерти.
её месть особенная:
а) похороны в ладье; б)сожжение в бане; в)тризна с убийством 5 тыс. древлян; г)война с древлянами; д)сожжение столицы, города
Регулятивные:
формирование умений работать в группе
Коммуникативные:
учет разных мнений; аргументация сво его мнения и позиции в общении; выражение с в о и х м ы с л е й с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; п о н и ма н и е т е к с т о в , извлечение необходимой информации.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания.

" Ч ё р н а я

ш л я п а "
- о т м е т ь т е отрицательные черты г е р о и н и . Укажите, с чем вы не согласны.
"Красная

шляпа"
- вам, ребят а, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает. Расскажите о ваших чувствах.
"Зелёная

шляпа"
- судьба героя в ваших руках, до скажите с в о й , в о з м о ж н о , с ч а с т л и в ы й к о н е ц произведения. Могла ли О льга поступить иначе?
" С и н я я

ш л я п а "

-
вы д ол ж н ы подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Десять

веков

отделяют

нас

от

событий,

с

которыми

познакомил

нас

автор

«Повести

временных

лет». Однако и в наши дни, в XXI в.,

вопросы,

связанные

с

т аким

явлением, как месть, по-прежнему

волнуют людей.
— К а к п о с т у п и т ч е л о в е к : подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации,
предлагает

нам

автор

повести

«Матерь

человеческая»
Коростеня ВЫВОД: Однако не следует забывать, что в то время Ольга была ещё ревностной язычницей и своими действиями, в первую очередь, Ольга исполняла свой священный религиозный долг. Историк Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью выражения благочестия».
Чтение с остановками
В и т а л и й

А л е к с а н д р о в и ч

Закруткин.
Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, — все это было мне известно... Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем читать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. П и с а т е л ь с о з д а е т исключительную ситуацию: во время В е л и ко й О т ечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей — одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. И все же героиня находит в себе силы жить. Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню.
Какое испытание?

К а к и е

ч у в с т в а

и с п ы т а л а

Мария?

Как

автор

описывает

немца?
Пересказывают начало
Вычитывание текста Прием «Дерево предсказаний»
Вызывает он у вас сочувствие?

А у Марии ?



Какое

желание

овладело

Марией? Почему она решилась на

убийство?

Как поступит Мария? («Дерево

предсказания»)

Ожидал немец смерти?

Что, по вашему мнению, заставило

Марию

отказаться

от

мести?

Что

она испытала после этого?

Как изменилось отношение Марии к

немцу?

Какой вывод можно сделать?

Преодолела Мария чувство мести?
Вычитывают из текста Вычитывают из текста Да Нет Вычитывают из текста Убьет , пощадит, пожалеет Да вычитывают
4.

Стадия рефлексии
 помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;  помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала Давайте вернемся к кластеру и подведем итоги. Что бы вы в него добавили или убрали? Над чем заставили вас задуматься эти произведения? Чему научили? Что вы поняли? Месть… Как много стоит подчас за этими пятью буквами! Месть пьянит, лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом мучиться и раскаиваться. Не зря Добавляют ОТКАЗ ОТ МЕСТИ
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке
говорят, что впереди мести идут ненависть и гнев, разливая свой яд, а позади – раскаяние, не смея поднять глаз, наполненных слезами. Как поступите вы: подчинитесь ли жажде мщенья и встанете на тропу войны или сможете побороть это разрушительное желание? Это ваш выбор… И чтобы вам не ошибиться в жизни,
я

хочу подарить вам «Правило

бумеранга»
Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись. Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.
5.

Домашнее задание
Доделать кластер и написать небольшое сочинение-размышление
«Месть или отказ от мести – выбор,

перед которым может оказаться

каждый»



В раздел образования