Математика 1 класс Начальная школа 21 век. Число 0
Автор: Романовская Елена Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №19 Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область Наименование материала: конспект урока Тема: Математика 1 класс Начальная школа 21 век. Число 0 Раздел: начальное образование
Математика 1 класс «Начальная школа 21 век»
Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.
Ц е л ь:
Создать
условия
для
формирования
у
первоклассников
положительной
мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок
следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в
пределах 10.
Коммуникативные: учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
разных
позиций в сотрудничестве.
Познавательные:
общеучебные –
выявление
свойств
нуля
с
помощью
наглядных
моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении
и вычитании чисел;
письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде;
счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение
групп предметов.
Регулятивные:
определять
цель
деятельности
на
уроке
с
помощью
учителя
и
самостоятельно; различать способ и результат действия.
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.
Этапы урока
Ход урока
1.Орг. момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Проверка готовности детей к уроку.
2.Устный
счет.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся
помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.
- Какие правила нам необходимо соблюдать, чтобы наш урок прошёл
успешно?
- Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А
зачем? Что вам это дает?
- Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания,
которые вы получили на предыдущих уроках математики.
Приготовьте веер цифр и покажите только ответ
.
( картинки с изображением предметов)
- Что показывала вам я? (число предметов)
– А вы мне давали ответ? ( цифра, которая обозначает число данных
предметов)
- Игра «Заселим домик» ( работа в парах)
-Проверка. СЛАЙД
3. Введение в
тему урока.
Целеполагани
е урока.
СЛАЙД - Сколько на рисунке красных фигур? Покажите количество
предметов на рисунке с помощью веера цифр.
- Сколько на рисунке зеленых фигур?
-Сколько на рисунке треугольников?
- Сколько на рисунке синих фигур
–Как же нам обозначить количество синих фигур?
- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?
(Знакомство с числом и цифрой 0.)
- Откройте учебник с.50 , прочитайте тему урока
- А чтобы вы хотели узнать о цифре ноль?
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают
число «ноль».
- Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы,
что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то,
вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны,
ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль –
очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить
этот волшебный кружочек?
- В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая
цифра не удостоилась таких почестей.
- Где мы должны поставить 0 в числовом ряду? СЛАЙД
- А где в жизни мы встречаемся с этой цифрой? СЛАЙД
- На что похожа цифра 0? СЛАЙД
4. Изучение
нового
материала.
1.
Работа по учебнику с. 50
Найдите тему в учебнике и прочитайте.
1. Задание 1 (с. 50).
– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)
– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни
одного пирожка.)
З а п и с ь: 9 без 9 – это
. 9 – 9 =
.
)
2. Задание 2 (с. 50).
– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.)
– Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.)
З а п и с ь: 3 – 3 = 0.
– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)
– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.)
З а п и с ь: 0 + 2 = 2.
3. Задание 3 (с. 51).
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и
покажите число 0.
– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.
– Сколько шагов от числа 0 до числа 4? (Четыре шага.)
– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)
– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)
- Какое место занимает ноль в ряду чисел? (Стоит перед 1.)
- Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.)
5.Физминутка
-Настало время отдохнуть.
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.
6. Закрепление
изученного
материала.
4. Задание 5 (с. 51).
– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Кораблей? (4.) Машин? (6.)
– Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько
меньше».
Варианты вопросов:
а) На сколько вертолетов меньше, чем кораблей?
б) На сколько вертолетов меньше, чем машин?
в) На сколько кораблей больше, чем вертолетов?
г) На сколько кораблей меньше, чем машин?
д) На сколько машин больше, чем вертолетов?
е) На сколько машин больше, чем кораблей?
6. Задание 6 (с. 51).
– Рассмотрите первый рисунок. Что делает волк?
– Сколько было цветов? (5.) Сколько цветов сорвал волк? (3.)
– Подберите схему к этому рисунку.
З а п и с ь:
без
– это
5 без 3 – это 2
5 – 3 = 2
– Рассмотрите второй рисунок. Что делает заяц?
– Сколько росло морковок? (8.)
– Сколько морковок сорвал заяц? (2.)
– Подберите схему к этому рисунку.
З а п и с ь:
без
– это
8 без 2 – это 6
8 – 2 = 6
III. Работа в печатной тетради
·
Письмо цифры 0: ориентация на точку начала движения, на
стрелку, указывающую направление движения.
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
– Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число н о л ь, и
поучитесь ее правильно писать.
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала.
Начинаем
писать
чуть
ниже
вершины
верхнего
правого
угла,
закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем,
касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к
началу овала.
–
Вспоминаем
правила
посадки
при
письме,
учитель
показывает
образец написания нуля.
Далее учащиеся работают по образцу.
·
Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.
·
Составление разных вопросов со словом «сколько?» по
заданному рисунку.
·
Поиск треугольников в фигуре.
·
Установление закономерности в записи цифр и письмо
цифр в соответствии с установленной закономерностью.
·
Тренировка в написании изученных цифр.
7 .
Итог
урока.
Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цифру научились писать?
- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?
– Что обозначает число 0?
- Какую цель мы сегодня перед собой ставили?
- Мы её достигли? Почему?
- Над чем ещё нужно поработать?
Оцените свою работу на уроке ФИШКИ