Напоминание

Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира через интеграцию развития личности ребёнка.


Автор: Кныш Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Новоаганский ДСКВ"Снежинка"
Населённый пункт: п. Новоаганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира через интеграцию развития личности ребёнка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка»
2
Тема:

Формирование

первоначальных

представлений

об

объектах

окружающего мира через интеграцию развития личности ребёнка.
В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую. Это дает ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. В приказе №1055 от 17.10.2013г об утверждении ФГОС ДОУ в разделе требования Дошкольного образования определены направления развития и образования детей:  Социально-коммуникативное;  Речевое;  Художественно – эстетическое;  Познавательное.
Цель – Интеграция образовательных областей должна обеспечить

дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
2
3 Я представляю Вам свой опыт работы по экологическому воспитанию, через интеграцию развития личности ребёнка. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы? Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе. Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования. В связи с этим одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, является учёт принципа интеграции, поскольку он направлен на объединение представлений детей о многообразии природных объектов и явлений, о многоликости социальной жизни в целостное восприятие системы «человек – природа – общество», на основе взаимопроникновения, восполнения.
Развитие

личности

ребёнка

в

себя

включает

понимание

окружающего мира и своего места в этом мире.

Познавательное

развитие

предполагает

формирование

первичного

представления об объектах окружающего мира и прослеживается во

всех периодах дошкольного возраста.
3
4 Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования дошкольников является образовательная область «Познание», поскольку именно в процессе экологического образования у ребёнка происходит формирование начал целостной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний. К тому же, оно решает задачи развития у детей познавательных, прежде всего естественнонаучных, интересов и интеллектуального развития детей, сенсорного развития в процессе восприятия природы. В процессе экологического образования происходит становление познавательно исследовательской и продуктивной деятельности. 2


Задачи

познавательного

развития
в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:  Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации  Формирование познавательных действий, становление сознания  Развитие воображения и творческой активности  Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)  Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Определяющим в отношении дошкольников к природе, является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, 4
5 искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы. Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдением, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. М.М. Манасеина считала: «…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты». Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – общество – природа». Наблюдение мы используем на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания 5
6 наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно и экологической культуры личности. О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению». Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи! Существенную роль в овладении ребенком способам практического взаимодействия с окружающей средой, в становлении его мировоззрения, играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме опытно- экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Важный результат поисково-познавательной деятельности - добытые в ней знания. С одной стороны, расширяется объем и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. С другой, в процессе познавательной, мыслительной деятельности возникает вторая группа знаний, еще совсем неясных, незавершенных. Они выступают в форме разнообразных детских предположений и вопросов. 1 Таким образом, наличие у ребенка-дошкольника системных знаний о природе позволяет ему осуществлять их постепенный перенос в новые условия, стимулирует его познавательную активность. Овладение детьми системными знаниями о живой и неживой природе обеспечивает не только развивающий эффект умственного воспитания дошкольников, но и формирует у них новую экологическую направленность мышления, интерес и гуманное отношение к природе. 1 
Юрова Л.И.
Занятия по экологии в подготовительной к школе группе//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2008.– № 5.– С. 48– 54 6
7 В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. По мнению Н.Н. Поддъкова, ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельно сти (музыка льной, и з о б р а з и т е л ь н о й , естественнонаучной и др.) Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. При отборе содержания необходимо учитывать научность и доступность понятий. На каждом возрастном этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходят в понятия, которые превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания у своих воспитанников формируются по схеме: « ПРЕДСТАВЛЕНИЯ- ПОНЯТИЯ-ЗНАНИЯ». Реализуется принцип «СПИРАЛИ», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, постигая более сложные приёмы и методы.
Социально-коммуникативная

область

может

быть

интегрирована

в

процесс экологического образования
путём формирования у дошкольников системы представлений об объектах и явлениях неживой природы, животных, грибах, растениях, которые издавна используются жителями, прежде всего, своего региона в целях сохранения здоровья. Например, используя разнообразные методические приёмы, рассказываем детям о минеральных источниках, родниках, озёрах, которые находятся в пределах посёлка, города, области, сообщаем о том, чем они уникальны, какую пользу они приносят местным жителям. При этом следует затронуть проблему 7
8 охраны таких объектов, формировать элементарные навыки заботы о природе. В содержание работы включён раздел «Лекарственные растения», чтобы познакомить детей с их свойствами, показать ценность этого природного дара. Для того чтобы организовать работу по данному направлению наиболее эффективно, нами налажен сбор краеведческой информации в печатных источниках и электронных ресурсах. Эффективным, с точки зрения получения образовательного результата, является привлечение родителей и самих детей к поиску нужной информации. Такой метод работы активизирует деятельность семьи, что переводит проблему взаимодействия человека и природы в круг личностно-значимых. Кроме формирования представлений о природе, её значении для здоровья человека и элементарных навыков здорового образа жизни, важной является задача развития эмоционально-ценностного отношения ко всему живому (т.е. к жизни как таковой). Решению данной задачи может способствовать использование в образовательном процессе дошкольного учреждения методов формирования субъективного отношения к п р и р од е , сформулированных С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным. К этой группе методов относят методы экологической идентификации, экологической эмпатии и экологической рефлексии. Суть метода экологической идентификации заключается в том, чтобы предложить ребёнку поставить себя на место природного объекта и описать, что он чувствует при этом. Данный метод помогает развивать у ребёнка широкий спектр эмоциональных переживаний. Так, наблюдая за тем, как дошкольник собирается раздавить насекомое, педагог может сказать: «Попробуй представить, что этот жучок – ты. Что ты чувствуешь, когда огромный сильный человек хочет наступить на тебя?» Ребёнок должен рассказать о своих ощущениях. Задача педагога заключается не в том, чтобы сделать назидательный вывод самому, а в том, чтобы направить логику оценочных рассуждений ребёнка о собственном поступке. 8
9 Формируя у детей эмоционально-ценностное отношение ко всему живому, следует использовать педагогический потенциал метода экологической эмпатии,т.е. сопереживания личностью состояния природного объекта. Метод предлагает использование вопросов типа «Что сейчас испытывает синичка за окном – радость и грусть?», «Мы дали кролику капусту. Что сейчас чувствует кролик?» и т.п. Метод экологической рефлексии, основанный на самоанализе личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической безопасности. Данный метод помогает стимулировать осознание ребёнком того, как его поведение могло бы восприниматься природным объектом, с которым он взаимодействует. Например, если дошкольник забыл вовремя покормить рыбок в аквариуме, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?» Содержание экологического образования дошкольников позволяет реализовывать эту образовательную область, как овладения детьми общепринятых норм поведения в природе и отношения к ней. Наша задача заключается в том, чтобы сообщать детям о тех нормах взаимодействия с природой, которые могут обеспечить гармонизацию взаимоотношения общества или человека со средой обитания. Изучив нормативные документы, научную и методическую литературу, нами были сформированы такие нормы, например, в виде свода правил: в лесу, на лугу, в парке ходите только по тропам; не ленитесь и не стыдитесь убрать мусор, который еще до вашего прихода оставили несознательные ваши предшественники; место, на котором вы отдыхали, после вашего ухода должно быть чище, чем до вашего прихода, и пр. В работу по воспитанию безопасного поведения в природе включаем родителей, вовлекая их в природоохранную деятельность, организуя просветительскую работу, например, в виде наглядных материалов в помещениях детского сада, выпуска родительской экологической газеты. Родители активно принимают участие в проектах:
«Синичкин календарь»
9
10
«Сберечь

Земли

очарованье»;

«Красная

книга

ХМАО»;«Костюм

из

бросового материала»; «Сохраним живую ёлочку»
а также в организации выст авок на темы:
«Птицы-наши

друзья»,

«Любимые

домашние

животные»;

«Полезные

ископаемые

нашего

края».
Для успешного овладения ребёнком общепринятыми правилами поведения в природе важно стимулировать формирование эмоционально-ценностного отношения к ней, поскольку правила усваиваются легче в том случае, когда они осознаны и имеют личностную значимость. Воспитанию ценностного отношения к природе способствуют разнообразные методы: игры-путешествия, ролевые игры, разнообразные занимательные упражнения, викторины, конкурсы, методы формирования субъективного отношения к природе. В содержание экологического образования включаем также и круг вопросов, связанных с ознакомлением детей с выдающимися земляками, которые трудились для процветания родных мест и страны в целом. Раскрытие данного смыслового блока также способствует социализации детей, поскольку вовлекает их в процесс становления личности, усвоения социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущей обществу.
Осуществление

экологического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

в

процессе

занятий

в

образовательной

области

«Речевое

развитие».
Наши занятия не проходят без наличия бесед, рассматривания и рассказывания по картине, чтении сказок и рассказов, художественного слова. В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Мы вместе с детьми читаем художественную литературу, дети рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводим беседы, обсуждение прочитанного. При знакомстве с поэзией детям легче и доступнее дается 10
11 возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературы ребенок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство.
Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста

в

процессе

занятий

в

образовательной

области

«Художественно-

эстетическое развитие».
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Средствами создания образов у цветов являются формы листьев, стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. В процессе восприятия у детей у детей формируется эстетический интерес к хорошо знакомым цветам. На территории нашего детского сада растут большие сосны и нежно- зеленые сосёнки, детей радуют белоснежные стволы березок и рябины, цветущие кустарники шиповника – все они прекрасны своей неповторимой красотой. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизируют это восприятие, делают его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет 11
12 различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках. Иногда ребята дополняют картины о растительном мире изображениями животных и птиц. Свои знания и умения дети проявляют в международных, общероссийских конкурсах и выставках. Знакомство детей с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина обогатило эмоциональное состояние детей. Нарисованные художником зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Е.И.Чарушин пришел к юным читателям с безоблачным, радостным чувством любви к природе, полной солнца, движений, красок и открытий, с милой, веселой улыбкой. Разнообразную галерею живых портретов – зверей и птиц – создал художник в своих книгах. Это те маленькие и большие герои, с которыми дети сталкиваются и знакомятся дома, во дворе, в саду, в зоопарке, в деревне. Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Дети создали книгу «Иллюстрации к произведениям Е.И.Чарушина», рисуя и рассказывая о животных и птицах, дети старались подчеркнуть индивидуальные особенности образа. В процессе лепки дети полнее усваивали строение животных и птиц, воспроизводят их характерные признаки. С интересом дети знакомятся с насекомыми и другими маленькими жителями территории детского сада. При рассматривании бабочек, стрекоз, пчел, пауков и др. уточняются знания детей о строении насекомых. Одними из самых красивых насекомых считаются бабочки. Яркая окраска крыльев не может не заставить ребенка восхищаться красотой сочетания красок. В коллективных работах на дети проявляют фантазию, используя нетрадиционные способы рисования. Воспитывая у детей действенную любовь к природному миру, приобщая всех своих воспитанников к рисованию и лепке – этому чудесному источнику творческой радости, учим выражать свои впечатления, мысли и 12
13 настроения, показать красоту каждого мгновения, каждого состояния природы. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Экологическое воспитание реализуется и в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве
.
Отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая произведения из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы, творчески постигает её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу. Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им – как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки- лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать. Традиционными уже стали праздники «День Земли», «Праздник прилёта птиц». 13
14 Знания, полученные на занятиях по экологии – это важная интеллектуальная информация. Но когда эти знания преломляются через театрализованную деятельность, которая, по сути, является для ребенка поведенческим опытом, когда ребенок «проживает» конкретный образ какого-то зверя, насекомого, растения и т.д., он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится, чему радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими и понимать другого. Таким образом, содержание экологического образования дошкольников может быть интегрировано в различные образовательные области, включённые в образовательную программу дошкольного учреждения, что способствует целостному развитию личности дошкольника, формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, накоплению естественнонаучных и обществоведческих знаний и технологий взаимодействия с природой. Л и т е р а т у р а : 1. Нестерова А. А. Образование дошкольников в интересах устойчивого р а з в и т и я о б щ е с т в а / / Д и с к у с с и я , 2 0 1 2 , № 1 2 . 2. Теория и практика дошкольного образования: учебное пособие/ под общ. р е д . Л . М . З а х а р о в о й . Ул ь я н о в с к : Ул Г П У, 2 0 1 2 . 2 6 3 с . 3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах // Педагогическое общество России, 2002. 352 с. 14
15 15


В раздел образования